Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 09:40, реферат
Нуждаемость в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, определяется в зависимости от:
- наличия жилого помещения у гражданина и членов его семьи, независимо от оснований его приобретения (на праве собственности или праве пользования);
- количества жилой площади, приходящейся на каждого члена семьи гражданина, претендующего на получение жилого помещения;
- соответствия жилого помещения установленным требованиям;
- наличия больных, страдающих тяжелой формой заболевания, при которой совместное проживание нескольких семей в одной квартире невозможно.
1.Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма
2.Предоставление жилого помещения по договору социального найма
3.Норма предоставления и учетная норма площади жилого помещения
4.Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях
5.Последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий
6.Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях
3.Норма предоставления и учетная норма площади жилого помещения
6.Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях
Нуждаемость в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, определяется в зависимости от:
- наличия жилого помещения у гражданина и членов его семьи, независимо от оснований его приобретения (на праве собственности или праве пользования);
- количества жилой площади, приходящейся на каждого члена семьи гражданина, претендующего на получение жилого помещения;
- соответствия жилого помещения установленным требованиям;
- наличия больных, страдающих тяжелой формой заболевания, при которой совместное проживание нескольких семей в одной квартире невозможно.
Перечень оснований для признания граждан нуждающимися в целях предоставления им жилых помещений по договору социального найма в комментируемой статье является исчерпывающим и не подлежит расширению региональным законодательством. Одновременно необходимо заметить, что все граждане, признанные нуждающимися по вышеперечисленным основаниям, вправе требовать жилье только в том случае, если они являются малоимущими или отнесены к другим категориям граждан, которым может быть предоставлено жилье из государственного или муниципального жилого фонда. Не является основанием для признания гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий, если он имеет право на дополнительную жилую площадь или дополнительную комнату. Такой вывод был сделан судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда РФ в обзоре судебной практики от 1 июня 2003 года.
Малоимущие граждане, приватизировавшие жилые помещения, являющиеся для них единственным местом постоянного проживания, до 1 января 2007 года вправе передать принадлежащие им на праве собственности и свободные от обязательств жилые помещения в государственную или муниципальную собственность, а соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления или уполномоченные ими лица обязаны принять их в собственность и заключить договоры социального найма этих жилых помещений с гражданами и членами их семей, проживающими в этих жилых помещениях, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Гражданин, претендующий на предоставление ему жилого помещения по договору социального найма, может быть признан нуждающимся, только если площадь жилого помещения на одного члена его семьи менее учетной нормы, установленной в соответствии с положениями Закона, и соблюдены все остальные требования, предъявляемые законодательством к заявителю (например, гражданство, срок проживания на территории муниципального образования, последствия намеренного ухудшения жилищных условий и др.). При этом учитываются все жилые помещения, в отношении которых заявитель или кто-либо из членов его семьи обладает правом собственности или правом пользования.
Нуждаемость в жилых помещениях возникает также, когда жилое помещение признается непригодным для постоянного проживания в порядке, установленном Положением о порядке признания жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания.
Для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении необходимо наличие нескольких условий в совокупности:
а) В квартире проживает не менее двух семей.
б) В одной из семей имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание в одной квартире невозможно. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается Правительством РФ. Кроме того, при решении таких вопросов можно руководствоваться по аналогии Списком заболеваний, дающих право лицам, страдающим этими заболеваниями, на первоочередное получение жилой площади, утвержденным приказом Минздрава СССР от 28 марта 1983 г. N 330 и некоторыми другими ведомственными актами.
в) Проживающие в указанной квартире наниматели или собственники, а также члены их семей не имеют иного жилого помещения по договору социального найма или на праве собственности.
Жилое помещение по договору социального найма предоставляется исключительно за счет государственного или муниципального жилищного фонда социального назначения. Практически во всех случаях социального найма жилые помещения предоставляются из муниципального жилищного фонда. Из государственного фонда предоставляются жилые помещения в субъектах РФ - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге определенным федеральными законами категориям граждан. При этом обязанность предоставить им жилье возлагается именно на субъекты РФ или на Российскую Федерацию.
Социальное назначение данного жилищного фонда предполагает бесплатное предоставление жилья в пределах нормы предоставления площади жилого помещения. Более того, с малоимущих граждан не взимается плата за наем помещения. Однако они оплачивают коммунальные услуги, ремонт и несут иные расходы по содержанию жилого помещения.
Договор социального найма жилого помещения заключается между нанимателем и наймодателем на основании решения соответствующего органа о предоставлении указанным гражданам жилья. Такое жилье в виде квартиры или комнаты в государственном или муниципальном доме передается нанимателям в бессрочное пользование. При этом наймодатель предоставляет не только жилую площадь, но и обязуется за плату предоставлять или обеспечивать предоставление коммунальных услуг. В договоре определяются обязанности и права сторон, а также порядок его изменения, расторжения и прекращения.
Право найма социального жилья принадлежит малоимущим гражданам, нуждающимся в жилых помещениях. Порядок признания граждан малоимущими с целью предоставления им социального жилья определяется региональным законодательством. Во многих субъектах Федерации такие законы уже приняты. При оценке обеспеченности гражданина должны учитываться доходы всех членов семьи и стоимость имущества, находящегося в собственности каждого из них и подлежащего налогообложению.
К членам семьи гражданина, претендующего на получение статуса малоимущего, относятся лица, упомянутые в качестве таковых в жилищном законодательстве как проживающие совместно, а также в гражданском законодательстве, как связанные имущественными отношениями и отношениями родства и свойства. К членам семьи, как правило, относятся супруг (супруга), дети, родители, родственники и свойственники, другие лица, находящиеся на иждивении и вселенные в жилое помещение в качестве членов семьи малоимущего.
Наряду с малоимущими жилые помещения по договору социального найма могут быть предоставлены и иным категориям граждан, которые определяются в федеральных законах и законах субъектов РФ.
Федеральное законодательство не содержит норм, уточняющих реализацию права таких граждан на получение жилья. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), которые не имеют закрепленного за ними жилого помещения, после пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях профессионального образования, либо по возвращении из рядов Вооруженных сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются жилой площадью. Инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, нуждающимся в улучшении жилищных условий, жилые помещения предоставляются на основании Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации.
Перечисленным категориям граждан жилье по договору социального найма предоставляется при условии признания их нуждающимися в жилых помещениях.
Запрет на предоставление жилых помещений по договорам социального найма установлен в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами.
Норма предоставления жилого помещения устанавливается как минимальное количество квадратных метров жилой площади, приходящихся на одного человека при получении им жилого помещения по договору социального найма. Учетная норма определяется как минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого устанавливается уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения с целью принятия их на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Иными словами можно сказать, что учетная норма определяет возможность гражданина претендовать на жилое помещение по договору социального найма. Таким образом, созданы правовые условия для реализации ст. 40 Конституции Российской Федерации, согласно которой малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Норма предоставления и учетная норма устанавливаются органами местного самоуправления. Исключение составляют города федерального значения - Москва и Санкт-Петербург, которым предоставлено право самим решать, к компетенции каких органов (государственной власти или местного самоуправления) относится рассмотрение данного вопроса. Основным критерием для его решения является уровень обеспеченности граждан жильем в отдельно взятом населенном пункте. При этом размер учетной нормы не может превышать размер нормы предоставления. Во всех субъектах Федерации учетная норма и норма предоставления примерно одинаковы и составляют соответственно 10 метров и 18 метров.
Норма предоставления жилья устанавливается в зависимости от категории граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по договору социального найма. В отношении малоимущих граждан указанные нормы определяются органами местного самоуправления, а для иных категорий, могут быть установлены иные нормативы, утвержденные Федеральным законом или законом субъекта РФ. Так, например, инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), в том случае, если последние страдают тяжелыми формами хронических заболеваний. К числу таких заболеваний относятся активные формы туберкулеза всех органов и систем, психические заболевания, требующие обязательного диспансерного наблюдения, проказа, ВИЧ-инфекция у детей и ряд других.
Закон вводит обязательность учета граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях по договорам социального найма. Указанные граждане вправе претендовать на жилье только в том случае, если они состоят на учете в таком качестве.
На учет принимаются граждане по основаниям, предусмотренным нормами законодательства. При этом если гражданин признан нуждающимся по нескольким основаниям, то право выбора быть принятым на учет по одному или нескольким основаниям остается за самим гражданином.
Принятие на учет ведется соответствующими органами местного самоуправления, за исключением городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, которые самостоятельно определяют органы, осуществляющие принятие на учет. Для принятия на учет гражданин подает заявление, как правило, по месту своего жительства. Однако законодательством может предусматриваться и иной порядок. Так, например, Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусматривает принятие на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как по месту жительства (месту закрепления за ними жилой площади, ранее им принадлежащей), так и по месту их временного пребывания(месту нахождения учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежития, семьи опекуна (попечителя), приемной семьи). В соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, не более чем за три года до увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе либо в течение года при увольнении с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями по ходатайству командиров воинских частей включаются органами местного самоуправления избранного постоянного места жительства в списки граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений, или в списки членов жилищно-строительных (жилищных) кооперативов. О принятом решении органы местного самоуправления в письменной форме сообщают соответствующим командирам воинских частей в трехмесячный срок и гарантируют предоставление жилых помещений после прибытия граждан, уволенных с военной службы, на избранное место жительства в течение трех месяцев.
Следует иметь в виду, что согласно Конституции Российской Федерации граждане РФ имеют право свободно передвигаться и выбирать место пребывания и жительства. Местом жительства гражданина является жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, иное жилое помещение, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма и на других законных основаниях. Соответственно встать на учет гражданин может по месту жительства или в случаях, установленных законом, в ином месте, например по месту работы или службы.