Но и другими мерами профилактики
беспризорности должны быть усыновление,
опека и попечительство, и только при невозможности
обеспечить ребёнку семейное воспитание
альтернативой ему могут выступать воспитательные
учреждения, способные воссоздать условия
воспитания, близкие к семейным, адаптацию
детей к нормальной жизни в обществе (семейные
детские дома, общины, детские деревни
и др.). Ликвидировать проблему беспризорности
способно только общество, ставящее ребёнка
в центр своих интересов и придающее первостепенное
значение этике попечения и благотворительности.
Следует подчеркнуть, что, по
данным ВЦИОМа, большинство населения
страны считает, что ликвидация детской
беспризорности должно стать первым российским
национальным проектом. В реализацию
этого проекта население готово вложить
и свои средства.
Необходимые
меры
- Создание Федеральной службы защиты детства и ликвидации детской беспризорности.
- Организация при этой службе Фонда борьбы с детской беспризорностью, а также Общественного совета по проблемам детства. Его основными функциями должны стать: экспертиза законопроектов и государственных целевых социальных программ (в первую очередь, программы "Дети России"); экспертиза и грантовая поддержка общественных инициатив и программ, направленных на защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, обеспечение их наилучшего развития; экспертиза деятельности СМИ, исходящая из интересов ребенка и семьи; лоббирование интересов детства и семьи в законодательных органах РФ; организация Федеральной информационно-ресурсной сети общественных организаций, действующих в сфере детства.
- Разработка и принятие нормативно-правовых актов, поправок к законам, направленных на ликвидацию социального сиротства и на развитие семейных форм воспитания. Привлечение населения к активному участию в решении проблем профилактики социального сиротства, формирование в обществе семейных ценностей, положительного отношения к выпускникам детских домов, повышение престижности усыновления, а также труда приемных и опекунских семей, патронатных воспитателей.
- Повышение юридической и материальной ответственности родителей за воспитание детей. Пересмотр процедуры лишения родительских прав.
- Установление федеральными и региональными законодательными актами государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей (предоставляемых им социальных, медицинских, реабилитационных, правовых и образовательных услуг), стандартов защиты их прав и интересов, гарантированных льгот и выплат наиболее уязвимым группам детей, малообеспеченным семьям с детьми, норм обеспечения детей-сирот в опекунских, приемных семьях и учреждениях.
- Изменение порядка комплектования и радикальное улучшение медико-психолого-педагогических и социально-правовых условий деятельности образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (детских домов и школ-интернатов). Приведение этих условий в соответствие с международными нормами.
- Внесение "лицензированных общественных организаций" в перечень органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, определенный пунктом 1 статьи; Федерального закона № 120-ФЗ 1999 года.
Только тогда, когда все общество
повернется лицом к этой проблеме,
детская беспризорность может быть
устранена из российской жизни.