Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 19:03, доклад
По данным социологического исследования, проведенного Институтом социально-экономических проблем народонаселения РАН в группу, называемую "социальное дно", попадает каждый десятый человек, проживающий в городе. Результаты исследования выявили состав социального дна - это нищие, бомжи и т.д., а также - беспризорные дети. При этом их численность составляет около 25 % от всей группы.
Россия эту рекомендацию
не просто проигнорировала, но и официально
отклонила. 18 мая 2000 года (заметьте: 7 лет
спустя) правительство РФ направило
в Госдуму отрицательное
Нам было рекомендовано "активно развивать альтернативные формы ухода, заменяющие уход в интернатных учреждениях" за детьми, "лишенными семейного окружения". Похоже, что у нас несколько иное понятие семейного окружения, ибо дело тоже не сдвинулось с мертвой точки.
Нам было рекомендовано "разработать процедуры и механизмы для рассмотрения жалоб детей на грубое и жестокое обращение с ними". Реакция - нулевая. Дети по-прежнему бесправны.
Нам было рекомендовано "оказывать поддержку неправительственным организациям в целях активизации их работы в области прав ребенка". Но и в этом вопросе никаких подвижек. По-прежнему царствует госмонополия на решение проблем детства - вернее, на их нерешение. А ведь проблемы подобного рода в развитых странах решаются как "социальный заказ". Причем не только решаются, но и финансируются из бюджета.
Уяснив, что на официальный документ ООН попросту наплевали, Комитет по правам ребенка был вынужден повторить все свои рекомендации и дополнительно выразить озабоченность отсутствием реакции со стороны Правительства РФ. И снова оказался не услышанным.
А между тем только за
1995-1999 годы детское и подростковое
население России сократилось на
3 625 000 человек. Катастрофически возросло
социальное сиротство. Число безнадзорных
детей исчисляется миллионами, а
детьми-правонарушителями по-
Самое "смешное", что
на сегодняшний день в России нет
ни одной государственной
РФ от 06.09.93 № 1338 «О профилактике
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних,
защите их прав» и Концепцией совершенствования
государственной системы
В настоящее время правовое
регулирование отношений, возникающих
в связи с деятельностью по
профилактике безнадзорности, установлено
Федеральным законом «Об
Учитывая, что проблемами
защиты прав детей занимается множество
организаций различной
В то же время нормативно-правовые акты органов законодательной и представительной власти регионального и муниципального уровней включены в механизм регулирования проблем детской безнадзорности крайне незначительно. Среди причин такого положения - их недостаточное количество и локальность действия.
Экспертная оценка Федерального Закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" № 120 (1999 г.) показала, что ряд его положений противоречит требованиям Европейской комиссии по правам человека. Так, следует обратить внимание на отсутствие в Законе четкого разграничения оснований для лишения свободы несовершеннолетних. Заслуживает внимания замечание относительно нормы подп. 2 п. 3 ст. 13 Закона, которая предусматривает в качестве основания для помещения в специализированное учреждение для несовершеннолетних (по существу, для лишения свободы) заявление родителей ребенка или его законных представителей.
В ряде случаев в Законе отсутствует четкое указание на обязательность судебного контроля за лишением свободы несовершеннолетних. Например, п. 3 ст. 13 устанавливает основания для помещения несовершеннолетних в специализированные учреждения. При этом остается нерешенным вопрос, какова должна быть судебная процедура в случае оспаривания законности указанных в этой статье форм задержания несовершеннолетних.
В Законе отсутствуют нормы,
предусматривающие возможность
периодического пересмотра решений, связанных
с помещением несовершеннолетних в
специализированные учреждения; положения
о праве несовершеннолетних правонарушителей
на достаточную юридическую
Экспертиза Закона выявила
нарушения в части защиты человеческого
достоинства. Речь идет о подп. 1 п. 9
и п. 10 ст. 15 Закона, устанавливающих
конкретные полномочия администрации
учебно-воспитательного
Следует обратить внимание на п. 1 ст. 26 Закона, в которой делается акцент на свободный обмен информацией о несовершеннолетнем правонарушителе между различными официальными органами, а не на необходимость его защиты в процессе обмена такой информацией, которая может включать медицинские сведения и другие данные личного характера. Обоснованную тревогу вызывает положение подп. 2 п. 10 ст. 15 Закона, допускающее применение физической силы со стороны должностных лиц учреждений закрытого типа.
Представляется необходимым
принять во внимание замечание, которое
касается смешения таких понятий, как
"права" и "полномочия". В
Законе в основном упоминаются права
представителей государства. Речь же должна
идти об их полномочиях, поскольку государство
наделяет своих представителей в
интересах общества полномочиями, которые
ограничены законом. Различие между
индивидуальными правами и
В 2006 году было продолжено осуществление
комплекса организационно-
Министерством здравоохранения
и социального развития Российской
Федерации совместно с органами
социальной защиты населения субъектов
Российской Федерации осуществлялось
ведение учета семей и детей,
находящихся в социально
Продолжается работа по своевременному предоставлению необходимых социальных услуг семьям и детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. По данным органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации в настоящее время действуют: 743 социально-реабилитационных центра для несовершеннолетних; 597 центров социальной помощи семье и детям; 552 социальных приюта для детей и подростков; 324 реабилитационных центра для детей с ограниченными возможностями; 48 центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей; 26 центров психолого-педагогической помощи населению; 8 центров экстренной психологической помощи по телефону и др.
В 2006 г. Министерством здравоохранения
и социального развития РФ продолжило
совершенствование нормативной
правовой базы системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Министерство приняло участие в
подготовке проекта федерального закона
«О внесении изменений в Федеральный
закон «Об основах системы
профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних» и
Минздравсоцразвития России, Федеральным агентством по здравоохранению и социальному развитию в рамках подпрограммы «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» ФЦП «Дети России» были приняты меры по поддержке деятельности субъектов Российской Федерации по созданию единой системы учета детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; ресурсному обеспечению учреждений социального обслуживания семьи и детей; обеспечению реабилитационным, технологическим, бытовым оборудованием, оргтехникой, автотранспортом и сельскохозяйственной техникой.
Минздравсоцразвития России
совместно с заинтересованными
федеральными органами исполнительной
власти - государственными заказчиками
подготовлен проект федеральной
целевой программы «Дети
Профилактика безнадзорности и беспризорности отражает одну из тревожных проблем нашей жизни, от своевременного решения которой во многом зависит будущее и общества.
Основным же законодательным документом, направленным на решение проблем детской беспризорности и безнадзорности, является федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 г., в соответствии с которым основными задачами по системе профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних являются предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому; обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних; социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении; выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.
В систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних согласно федеральному закону «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел, специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа органов управления образования, центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, подразделения криминальной милиции органов внутренних дел, органы и учреждения культуры, досуга, спорта и туризма, уголовно-исполнительные инспекции, общественные объединения, осуществляющие меры по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работу (индивидуальная профилактическая работа- деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий) в отношении родителей или законных представителей несовершеннолетних, если они не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и содержанию и отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними. Они в пределах своей компетенции обязаны обеспечивать соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних, осуществлять их защиту от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлять несовершеннолетних и семьи, находящиеся в социально опасном положении, а также незамедлительно информировать об этом соответствующие структуры.
Опыт России и других стран доказывает, что ликвидация беспризорности детей не только диктует необходимость консолидированных усилий всего общества и государства. Эта задача требует создания сильной, полномочной государственной структуры, способной собрать на данном направлении ресурсы и скоординировать действия различных ведомств и социальных институтов (образования, здравоохранения, социального обеспечения, правоохранительных органов, правозащитных организаций).Усилия прошлых лет борьбы с детской беспризорность и безнадзорностью говорят о том, что традиционные меры профилактики беспризорности (создание специальных воспитательных учреждений: детских домов, приютов и т. д.), а также содержание беспризорных детей, совершивших какие-либо проступки, в закрытых учреждениях не приносят ожидаемого результата. Исторический опыт решения этой проблемы в годы войны свидетельствует о необходимости расширения деятельности молодежных организаций. Взамен пионерским и комсомольским организациям, которые на высоком уровне выполняли поставленные задачи, в современной России создан Российский Союз Молодежи. На общегосударственном уровне необходимо поднять престиж семьи, улучшить материально-бытовое положение населения.
Информация о работе Основания освобождения от ответственности в гражданском праве