Основания освобождения от ответственности в гражданском праве

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 19:03, доклад

Описание работы

По данным социологического исследования, проведенного Институтом социально-экономических проблем народонаселения РАН в группу, называемую "социальное дно", попадает каждый десятый человек, проживающий в городе. Результаты исследования выявили состав социального дна - это нищие, бомжи и т.д., а также - беспризорные дети. При этом их численность составляет около 25 % от всей группы.

Работа содержит 1 файл

конференция (Автосохраненный).docx

— 40.04 Кб (Скачать)

Россия эту рекомендацию не просто проигнорировала, но и официально отклонила. 18 мая 2000 года (заметьте: 7 лет  спустя) правительство РФ направило  в Госдуму отрицательное заключение на проекты законов о ювенальной юстиции (документ №1591 п-п4 за подписью Виктора Христенко).

Нам было рекомендовано "активно  развивать альтернативные формы  ухода, заменяющие уход в интернатных  учреждениях" за детьми, "лишенными семейного окружения". Похоже, что у нас несколько иное понятие семейного окружения, ибо дело тоже не сдвинулось с мертвой точки.

Нам было рекомендовано "разработать  процедуры и механизмы для  рассмотрения жалоб детей на грубое и жестокое обращение с ними". Реакция - нулевая. Дети по-прежнему бесправны.

Нам было рекомендовано "оказывать  поддержку неправительственным  организациям в целях активизации  их работы в области прав ребенка". Но и в этом вопросе никаких  подвижек. По-прежнему царствует госмонополия на решение проблем детства - вернее, на их нерешение. А ведь проблемы подобного  рода в развитых странах решаются как "социальный заказ". Причем не только решаются, но и финансируются  из бюджета.

Уяснив, что на официальный  документ ООН попросту наплевали, Комитет  по правам ребенка был вынужден повторить  все свои рекомендации и дополнительно  выразить озабоченность отсутствием  реакции со стороны Правительства  РФ. И снова оказался не услышанным.

А между тем только за 1995-1999 годы детское и подростковое население России сократилось на 3 625 000 человек. Катастрофически возросло социальное сиротство. Число безнадзорных детей исчисляется миллионами, а  детьми-правонарушителями по-прежнему занимается "взрослая" юстиция, которая  в принципе не приспособлена для  профилактики и реабилитации. Продолжают процветать избыточная диагностика  умственной отсталости и применение психотропных средств по отношению  к детям в качестве метода "поддержания  дисциплины».

Самое "смешное", что  на сегодняшний день в России нет  ни одной государственной структуры, ответственной за социально-психологическое  состояние семьи. В отношении  же детей-сирот преобладает установка  на их содержание в учреждениях интернатного типа, то есть в изоляции от общества. Между многочисленными ведомствами, занимающимися вопросами детей, отсутствует какая-либо взаимосвязь. Нет какого-либо координационного центра, в обязанности которого входили  бы разработка и осуществление стратегии  деятельности государства в интересах  детей. Представителей неправительственных  организаций, которые добровольно  взяли на себя роль контролеров, таскают  по инстанциям и отчитывают за то, что  они пытаются бороться за права детей, которых продолжают не обувать, не одевать, не кормить, не воспитывать, не учить, а  нередко - применять к ним насилие.  Что же касается ООН... Похоже, в нашем  правительстве просто не знают о  существовании подобной организации.

РФ от 06.09.93 № 1338 «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав» и Концепцией совершенствования  государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Последняя утверждена решением Межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних при Правительстве РФ (7.07.98 № 1).

 

В настоящее время правовое регулирование отношений, возникающих  в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности, установлено  Федеральным законом «Об основах  системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», принятым в июне 1999 г. № 120-ФЗ, и постановлением Правительства РФ «О дополнительных мерах по усилению профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних на 2002 год» от 13.03.2002 № 154.

Учитывая, что проблемами защиты прав детей занимается множество  организаций различной ведомственной  подчиненности, данные нормативные  документы определяют основные направления  деятельности и устанавливают ответственность  всех структур за организации профилактической работы.

В то же время нормативно-правовые акты органов законодательной и  представительной власти регионального  и муниципального уровней включены в механизм регулирования проблем  детской безнадзорности крайне незначительно. Среди причин такого положения - их недостаточное количество и локальность  действия.

Экспертная оценка Федерального Закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" № 120 (1999 г.) показала, что ряд его  положений противоречит требованиям  Европейской комиссии по правам человека. Так, следует обратить внимание на отсутствие в Законе четкого разграничения  оснований для лишения свободы  несовершеннолетних. Заслуживает внимания замечание относительно нормы подп. 2 п. 3 ст. 13 Закона, которая предусматривает  в качестве основания для помещения  в специализированное учреждение для  несовершеннолетних (по существу, для  лишения свободы) заявление родителей  ребенка или его законных представителей.

В ряде случаев в Законе отсутствует четкое указание на обязательность судебного контроля за лишением свободы  несовершеннолетних. Например, п. 3 ст. 13 устанавливает основания для  помещения несовершеннолетних в  специализированные учреждения. При  этом остается нерешенным вопрос, какова должна быть судебная процедура в  случае оспаривания законности указанных  в этой статье форм задержания несовершеннолетних.

В Законе отсутствуют нормы, предусматривающие возможность  периодического пересмотра решений, связанных  с помещением несовершеннолетних в  специализированные учреждения; положения  о праве несовершеннолетних правонарушителей на достаточную юридическую помощь, включая консультирование и бесплатную помощь адвоката.

Экспертиза Закона выявила  нарушения в части защиты человеческого  достоинства. Речь идет о подп. 1 п. 9 и п. 10 ст. 15 Закона, устанавливающих  конкретные полномочия администрации  учебно-воспитательного учреждения закрытого типа (круглосуточное наблюдение и контроль за несовершеннолетними, проведение личных осмотров, вещей, получаемых и отправляемых писем). Закон не содержит положений, защищающих переписку несовершеннолетнего  с адвокатом.

Следует обратить внимание на п. 1 ст. 26 Закона, в которой делается акцент на свободный обмен информацией  о несовершеннолетнем правонарушителе  между различными официальными органами, а не на необходимость его защиты в процессе обмена такой информацией, которая может включать медицинские  сведения и другие данные личного  характера. Обоснованную тревогу вызывает положение подп. 2 п. 10 ст. 15 Закона, допускающее  применение физической силы со стороны  должностных лиц учреждений закрытого  типа.

Представляется необходимым  принять во внимание замечание, которое  касается смешения таких понятий, как "права" и "полномочия". В  Законе в основном упоминаются права  представителей государства. Речь же должна идти об их полномочиях, поскольку государство  наделяет своих представителей в  интересах общества полномочиями, которые  ограничены законом. Различие между  индивидуальными правами и полномочиями должностных лиц должно быть четко  отражено в Законе. Смешение этих понятий  может привести к невозможности  обеспечить эффективные гарантии защиты прав гражданина, которые являются неотъемлемыми и неотчуждаемыми.

 

В 2006 году было продолжено осуществление  комплекса организационно-практических мер по ситуации с детской беспризорностью  и безнадзорностью.

Министерством здравоохранения  и социального развития Российской Федерации совместно с органами социальной защиты населения субъектов  Российской Федерации осуществлялось ведение учета семей и детей, находящихся в социально опасном  положении.

Продолжается работа по своевременному предоставлению необходимых социальных услуг семьям и детям, находящимся  в трудной жизненной ситуации. По данным органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации в настоящее время действуют: 743 социально-реабилитационных центра для несовершеннолетних; 597 центров социальной помощи семье и детям; 552 социальных приюта для детей и подростков; 324 реабилитационных центра для детей с ограниченными возможностями; 48 центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей; 26 центров психолого-педагогической помощи населению; 8 центров экстренной психологической помощи по телефону и др.

В 2006 г. Министерством здравоохранения  и социального развития РФ продолжило совершенствование нормативной  правовой базы системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Министерство приняло участие в  подготовке проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный  закон «Об основах системы  профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и некоторые  законодательные акты Российской Федерации, признании утратившими силу некоторых  положений законодательных актов  РСФСР по вопросам деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав».

Минздравсоцразвития России, Федеральным агентством по здравоохранению  и социальному развитию в рамках подпрограммы «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»  ФЦП «Дети России» были приняты  меры по поддержке деятельности субъектов  Российской Федерации по созданию единой системы учета детей, оказавшихся  в трудной жизненной ситуации; ресурсному обеспечению учреждений социального обслуживания семьи  и детей; обеспечению реабилитационным, технологическим, бытовым оборудованием, оргтехникой, автотранспортом и  сельскохозяйственной техникой.

Минздравсоцразвития России совместно с заинтересованными  федеральными органами исполнительной власти - государственными заказчиками  подготовлен проект федеральной  целевой программы «Дети России»  на 2007-2010 годы. В качестве приоритетных целей и направлений проект программы  предусматривает развитие ювенальных технологий работы с несовершеннолетними, инновационных форм семейного устройства и воспитания в семейном окружении  детей, оставшихся без попечения  родителей; укрепление материально-технической  базы учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, развитие правового и организационного межведомственного взаимодействия и т.д.

Профилактика безнадзорности и беспризорности отражает одну из тревожных проблем нашей жизни, от своевременного решения которой  во многом зависит будущее и общества.

Основным  же законодательным документом, направленным на решение проблем детской беспризорности и безнадзорности, является федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 г., в соответствии с которым основными задачами по системе профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних являются предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому; обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних; социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении; выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

В систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних согласно федеральному закону «Об основах  системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»  входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки  и попечительства, органы по делам  молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел, специализированные учреждения для  несовершеннолетних, нуждающихся в  социальной реабилитации, специальные  учебно-воспитательные учреждения открытого  и закрытого типа органов управления образования, центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, подразделения  криминальной милиции органов внутренних дел, органы и учреждения культуры, досуга, спорта и туризма, уголовно-исполнительные инспекции, общественные объединения, осуществляющие меры по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Органы и учреждения системы  профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работу (индивидуальная профилактическая работа- деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально  опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и предупреждению совершения ими  правонарушений и антиобщественных действий) в отношении родителей  или законных представителей несовершеннолетних, если они не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и содержанию и отрицательно влияют на их поведение  либо жестоко обращаются с ними. Они в пределах своей компетенции  обязаны обеспечивать соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних, осуществлять их защиту от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной  и иной эксплуатации, выявлять несовершеннолетних и семьи, находящиеся в социально  опасном положении, а также незамедлительно  информировать об этом соответствующие  структуры.

Опыт России и других стран доказывает, что ликвидация беспризорности детей  не только диктует необходимость  консолидированных усилий всего  общества и государства. Эта задача требует создания сильной, полномочной государственной структуры, способной собрать на данном направлении ресурсы и скоординировать действия различных ведомств и социальных институтов (образования, здравоохранения, социального обеспечения, правоохранительных органов, правозащитных организаций).Усилия  прошлых лет борьбы с детской беспризорность и безнадзорностью говорят о том, что традиционные меры профилактики беспризорности (создание специальных воспитательных учреждений: детских домов, приютов и т. д.), а также содержание беспризорных детей, совершивших какие-либо проступки, в закрытых учреждениях не приносят ожидаемого результата. Исторический опыт решения этой проблемы  в годы  войны свидетельствует о необходимости расширения деятельности молодежных организаций. Взамен пионерским и комсомольским организациям, которые на высоком уровне выполняли поставленные задачи, в современной России создан  Российский Союз Молодежи.  На общегосударственном уровне необходимо поднять престиж семьи, улучшить материально-бытовое положение населения.

Информация о работе Основания освобождения от ответственности в гражданском праве