Схожий публично-правовой механизм
передачи публичной собственности, основанный
на рассматриваемой концепции, применяется
при разграничении имущества, находящегося
в муниципальной собственности, между
муниципальными районами, поселениями
и городскими округами, а также при передаче
имущества из собственности автономного
округа в собственность края или области,
в состав которых он входит.
Логическое завершение процесса
оптимизации состава публичной
собственности заключается в
том, что федеральный законодатель
требует перепрофилирования или приватизации
регионального и муниципального имущества,
которое не передано другим публичным
образованиям в связи с разграничением
полномочий и не может находиться в собственности
субъекта РФ или муниципалитета.
Вместе с тем процесс перераспределения
публичного имущества, производимый в
связи с разграничением полномочий между
органами государственной и муниципальной
власти (который опирается на специальную
правоспособность публичных образований
и сохранение целевого назначения имущества),
столкнулся с неоднозначной позицией
законодателя и принципиальной позицией
КС РФ по вопросу о необходимости согласия
передающей и принимающей сторон на безвозмездную
передачу имущества. Очевидно, что возможность
уклонения или необоснованного отказа
органов власти от передачи или приема
публичного имущества в тех случаях, когда
для этого имеются безусловные материально-правовые
основания, никак не соответствует современным
тенденциям в рамках института публичной
собственности, в связи с чем соответствующие
акты КС РФ требуют дополнительного критического
анализа.
Таким образом, для окончательной
реализации новой концепции о
составе публичного имущества,
на наш взгляд, в действующее
законодательство было бы логично
внести следующие изменения: (1) состав
всего публичного имущества регламентировать
единым законодательным актом, поскольку
в настоящее время данные вопросы регулируются
разрозненно, применительно к различным
уровням публичного имущества и «попутно»
с разграничением полномочий; (2) установить
конкретный и закрытый перечень имущества,
которое может находиться в федеральной
собственности (сегодня таковой отсутствует),
а также предусмотреть необходимость
перепрофилирования или приватизации
федерального имущества, которое не передано
другим публичным образованиям в связи
с разграничением полномочий и не может
находиться в собственности РФ; (3) закрепить
конкретный и закрытый перечень всего
регионального имущества, не ограничиваясь
тем, которое предназначено для реализации
полномочий по предметам совместного
ведения, осуществляемых органами государственной
власти субъекта РФ за счет средств регионального
бюджета; (4) изменить механизм перераспределения
государственного и муниципального имущества,
производимого в связи с разграничением
полномочий между различными уровнями
публичной власти, с целью обеспечения
разумного баланса интересов передающей
и принимающей сторон, а также заинтересованных
категорий частных лиц.