Определение форм (источников) права

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 02:13, доклад

Описание работы

”Сущность права состоит в его природности по отношению к бытию человека. Право существует сознании человека, оно неотделено от него. Оно воплощается в понимании человеком ценности его жизни, собственного единства с жизнью. Наличие права присутствует в достоинстве человека, в его физической и моральной неприкосновенности. “

Работа содержит 1 файл

источ.права.docx

— 33.71 Кб (Скачать)

Определение форм (источников) права.  

”Сущность права  состоит в его природности  по отношению к бытию человека. Право существует сознании человека, оно неотделено от него. Оно воплощается  в понимании человеком ценности его жизни, собственного единства с  жизнью. Наличие права присутствует в достоинстве человека, в его  физической и моральной неприкосновенности. “ 

Право в собственном  понимании это не юридическая, а  социальная категория. Речь идет о праве  народа на суверенитет, на свое политическое, экономическое и культурное самоопределение, на право отдельного человека самостоятельно определять свое место в обществе. Но все это приобретает юридическое  значение только тогда, когда оно  воплощается в юридические законы. Право народа на его суверенитет  должно приобрести форму конституционного положения, определится в декларациях  и конституциях, принятых законодательной  властью. Например, право человека на собственность из общесоциального  феномена перевоплощается в феномен  юридический только тогда, когда  оно определяется конституцией и  действующим гражданским кодексом.  

В юридической литературе, в частности в учебниках и  учебных пособиях, термин право нередко  используется в понимании законодательства. Так, например, известные юристы-теоретики  О. В. Мицкевич и И. С. Самощенко утверждают, что сущность права (законодательства) характеризуется тем, какие объективно обусловленные общественные интересы и каких именно классов закреплены в этой правовой (законодательной) системе  в целом.  

Право (законодательство) – это безусловно волевой фактор в многозначном его понимании. Это  воля отдельных людей с их мыслями  и чувствами, с их предубеждениями  и слабостями, которые принимают  непосредственное участие в создании проектов юридических законов, обсуждают  их, голосуют за или против них. Юридический  закон всегда бывает направленным в  сторону волевой активности людей. Действие его – это упорядочение этих отношений.  

В воле людей, которая  воплощается в юридические законы находят свое выражение программы, надежды больших социальных групп  людей, то есть народа или его слоев.  

Проблема наполнения юридических законов конкретным содержанием -это не что иное, как  их последовательная волевая обусловленность, которая в свою очередь зависит  от материальной жизни общества.  

Сущность законодательства находится в его внутреннем содержании и находит свое отражение в  многих явлениях.  

Логическое сведение исторической информации о законодательстве приводит к выводу, что законодательство как и государство возникает  из необходимости управления социальными  процессами, то есть взаимоотношениями  между людьми, становится одним из наиболее важных рычагов управления этими процессами. Без законодательства государство не способно выполнять  свое назначение, государственное управление в основе своей-это одновременно и законодательно обоснованное управление.  

Государство возникает  на этапе неолитической революции. А когда же складывается законодательство? Есть все основания полагать, что  это произошло одновременно с  государством. Первые законы, которые  носили абсолютно обязательный характер для всех без исключения возникли вместе с производственной экономикой. Именно эти правила сводятся в  первые исторически известные кодификации, как Кодекс Хамураппи, Законы 12 таблиц, Законы Ману. Когда знакомишься с  данными источниками нетрудно заметить, что их основу составляют правила, обращенные на собственность, а отношения собственности  это прежде всего то, что определяет характер производства.  

Право, как считает  Алексеев, это сведенная в закон  государственная воля экономически господствующего класса, обусловленная  в конечном счете требованиями экономического базиса. Тут мы имеем дело с традиционно  марксистским правопониманием которое  возникло еще в середине 19 века Марксом  и Энгельсом.  

Содержание любого явления всегда носит формализованный  характер, а его форма всегда имеет  конкретное содержание. Это полностью  относится и к праву. Законодательство и право не существует и не может  существовать вне формы.  

Какой-либо юридический  закон воплощается в конкретную форму, которая становится необходимым  условием его существования, свидетельствует  о его месте в системе законодательства, его соотношении с другими  законами, о его юридической силе.  

Известно, что способам юридического правообразования отвечают соответствующие им формы отображения  юридических норм :одностороннему волеизъявлению органов государства – юридический  нормативный акт, двух или многостороннему  волеизъявлению субъектов права  на паритетных основах-юридический  нормативный договор, санкционированию – правовой обычай, признанию прецедента – судебный прецедент.  

В правовой науке  и юридической практике термин “источник  права” понимается многозначно, а иногда употребляется как тождественный  термину “форма права “. Вместе с тем, для юристов-практиков важно уметь четко различать эти термины для правильного использования в правоприменении именно форм права. Содержание этих понятий будет различным в зависимости от того, в каком контексте они применяются – или по отношению к праву как к целому, или по отношению к отдельной норме, группе норм. Можно сказать, право имеет внутреннюю и внешнюю форму, под которыми традиционно понимается, в первом случае, внутреннее построение права, его структура, деление на отрасли и институты; внешняя форма права-это система законодательства.  

“Внутренней формой правовой нормы является ее структура, деление на гипотезу, диспозицию, санкцию, а внешней – статья нормативного акта или группа статей, в которых  отображена правовая норма. Кроме этого, под формой права иногда понимают способы установления правовых норм (нормативный акт, нормативный договор, cудебный прецедент, правовой обычай). Для обозначения этого явления  используется также термин “ источник права. ”  

В современной и  дореволюционной юридической литературе, как указывалось выше, специалисты  практически одинаково подходят к определению понятия форм(источников) права, поскольку эти термины  использовались еще в Древнем  Риме.  

Такие философские  категории, как “содержание’’ и  “форма” неразрывно связаны между  собой и применяются в теории права.  

Но в правоведении эти категории имеют свою специфику. Эта специфика заключается в  том, что содержание и форма должны быть официально признаны государственной  властью, или в отдельных случаях, обществом. Это официальное признание  наделяет формы права юридической  силой. Например, проекты законов  и сами законы по своему содержанию и форме могут быть одинаковыми, но закон относится к нормативноправовым актам, которые обладают юридической  силой и всеми чертами форм права. Проекты законов не являются формой права, поскольку не обладают юридической силой.  

В. О. Котюк, например, считает, что понятия формы и  источника права имеют различное  значение и их отожествлять нельзя. По его мнению термин источники права  имеет много значений: 

А) его понимают как  силы, которые создают право, например, источником права можно считать  волю Бога, волю народа, правосознание, идею справедливости, государственную  власть. Они могут иметь материальное и идеальное содержание.  

Б) материалы, положенные в основу того или иного законодательства. Например, римское право послужило  источником для немецкого гражданского кодекса; работы ученого Потье, для  французского кодекса Наполеона, Литовский Статут - для Уложения Алексея Михайловича в царской России; идеи правового государства послужили источником для подготовки новой Конституции России и иных конституционных законов; 

В) к источникам права  относятся исторические памятники, которые имели когда-то значение действующего законодательства. Например, Русская Правда, которая была основным законом в Киевской Руси, Законы Хамураппи в Древнем Вавилоне.  

Г) под источниками  права также подразумевают способы. Например. иногда говорят,что право  можно познать из закона.  

Выбор термина “источники права” приписывают Титу Ливию, который  в своей “истории” называет Закон 12 таблиц источником права. Историки государства  и права и сегодня называют исторические памятники источниками  права.  

В прошлом и сегодня  к понятию “источники права” подходят. по сути, с двух позиций: 

1) его понимают  как материальный источник права-т.  е. откуда идет содержание нормы  или правотворческая сила; например, государственная власть, Парламент,  Президент России, судебные органы; 

2) формальный источник  права-способ выражения содержания  правил поведения или то,что  дает правилу общеобязательный  характер.  

Многозначность термина  “источники права’’ требует от теории права обойти его и заменить иным термином-“формы права”. Формы  права-это по сути разные виды права, которые сложились исторически  и которые выбирает государство, отличаются они по способу оформления содержания норм права. Это внешняя  форма существования содержания норм права.  

Таким образом, форма  права-это внешнее оформление содержания общеобязательных правил поведения, которые  официально установлены или санкционированы  государственной властью или  общепризнаны обществом-правовые обычаи, решения, принятые на всенародных и  местных референдумах.  

Этот термин часто  используется в двух аспектах : социальный (материальный) источник права или  юридический.  

Если под источником понимать то, что порождает право  или правовые нормы, а именно в  этом значении обычно и используется этот термин, то следует указать, что  для субъектов,которые устанавливают  юридические нормы, и субъектов, которые их применяют, источники  права разные. Так, в первом случае источником является юридический мотив,общественные отношения, которые имеют правовую природу, т. е. те, которые могут и  должны быть урегулированы правовыми  нормами, типовые виды поведения, конкретные фактические правоотношения, правовые принципы, законы, международноправовые договоры, общечеловеческие ценности, достигнутый уровень правовой культуры и правосознание.  

Источники права-это  то,что порождает право, вызывает его к жизни. Принято различать  источники права в так называемом правообразующем и юридическом  смысле. Правообразующими источниками  являются общественные потребности, которые  преломляются через волю социальных групп и отдельных людей. Право  служит целям удовлетворения потребностей общества, общественных групп и личности. Источниками права в юридическом  смысле, согласно современной теории, является действующее законодательство в конкретных формах его выражения. Это-конституция, другие конституционные  акты, текущие законы, принятые парламентом, акты президента, правительства, местных  представителей учреждении и др.  

Проблема генезиса (происхождения) права или правообразования позволяет уяснить сущность, и  выводит на понимание качества законов, от которого зависит состояние законности и правопорядка в обществе.  

Как уже отмечалось ранее, право, как и государство, возникает из необходимости управления социальными процессами, упорядочения междуличностных отношений в  связи с усложнением и совершенствованием в конечном счете общественного  производства. Право всегда социально  обусловлено. “Принято выделять три  основных вида такой обусловленности: 

1. Юридическая форма  придается уже сложившимся общественным,содержание  содержание которых составляют  взаимные права и обязанности  сторон, то есть реально возникшие  правоотношения, что имеет место  прежде всего в экономической  сфере ; 

2. На основе познания  тенденций общественного развития  государство может закрепить  в законе еще полностью не  сложившиеся отношения, активно  способствуя их утверждению в  общественной практике ; 

3. Непосредственной  основой возникновения права  может служить юридическая практика.  

Итак,право имеет  своим источником (в широком смысле этого слова) общественные отношения, потребность в регулировании  которых возникает в жизни  и должна быть осознана законодателем. Это значит, что у законодателя возникают взгляды, представления, сознается мнение о том,что определенная совокупность социальных связей, определенный вариант поведения участников общества должны стать общеобязательным правилом, приобрести форму всеобщности, стать  законом. В законе не может быть ничего, что не содержалось бы в правосознании, выступающем в качестве идейного источника норм права. Познав эту  потребность, государство непосредственно  формулирует устанавливаемую правовую норму либо санкционирует уже  сложившиеся в жизни правила  поведения и тем самым придает  им качество юридической нормы. ” 

Следует подчеркнуть, что в идеале точка зрения законодателя есть точка зрения необходимости. Характеризуя необходимость, воплощенную в правовых нормах, нужно отметить, что она  связана не только с объективными, но и с субъективными факторами. Появление ее обусловленно соответствующими волевыми актами законодателя, его  знаниями, опытом, уровнем культуры. Соответственно право становится объективированной  формой общественного сознания и  представляет собой практическое осознание  действительности, оцененное духовное освоение общественного бытия. Право  выражает волю конкретных людей с  их сильными и слабыми сторонами, которые разрабатывают проекты  законов, обсуждают и принимают  их. Действие законов также требует  волевого пове дения адресатов, подчинения закону их волевых отношений, реализованных  в проведении (деятельности) людей.  

Информация о работе Определение форм (источников) права