Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 02:13, доклад
”Сущность права состоит в его природности по отношению к бытию человека. Право существует сознании человека, оно неотделено от него. Оно воплощается в понимании человеком ценности его жизни, собственного единства с жизнью. Наличие права присутствует в достоинстве человека, в его физической и моральной неприкосновенности. “
Определение форм (источников)
права.
”Сущность права
состоит в его природности
по отношению к бытию человека.
Право существует сознании человека,
оно неотделено от него. Оно воплощается
в понимании человеком ценности
его жизни, собственного единства с
жизнью. Наличие права присутствует
в достоинстве человека, в его
физической и моральной
Право в собственном
понимании это не юридическая, а
социальная категория. Речь идет о праве
народа на суверенитет, на свое политическое,
экономическое и культурное самоопределение,
на право отдельного человека самостоятельно
определять свое место в обществе.
Но все это приобретает
В юридической литературе,
в частности в учебниках и
учебных пособиях, термин право нередко
используется в понимании законодательства.
Так, например, известные юристы-теоретики
О. В. Мицкевич и И. С. Самощенко утверждают,
что сущность права (законодательства)
характеризуется тем, какие объективно
обусловленные общественные интересы
и каких именно классов закреплены
в этой правовой (законодательной) системе
в целом.
Право (законодательство)
– это безусловно волевой фактор
в многозначном его понимании. Это
воля отдельных людей с их мыслями
и чувствами, с их предубеждениями
и слабостями, которые принимают
непосредственное участие в создании
проектов юридических законов, обсуждают
их, голосуют за или против них. Юридический
закон всегда бывает направленным в
сторону волевой активности людей.
Действие его – это упорядочение
этих отношений.
В воле людей, которая
воплощается в юридические
Проблема наполнения
юридических законов конкретным
содержанием -это не что иное, как
их последовательная волевая обусловленность,
которая в свою очередь зависит
от материальной жизни общества.
Сущность законодательства
находится в его внутреннем содержании
и находит свое отражение в
многих явлениях.
Логическое сведение
исторической информации о законодательстве
приводит к выводу, что законодательство
как и государство возникает
из необходимости управления социальными
процессами, то есть взаимоотношениями
между людьми, становится одним из
наиболее важных рычагов управления
этими процессами. Без законодательства
государство не способно выполнять
свое назначение, государственное управление
в основе своей-это одновременно
и законодательно обоснованное управление.
Государство возникает
на этапе неолитической революции.
А когда же складывается законодательство?
Есть все основания полагать, что
это произошло одновременно с
государством. Первые законы, которые
носили абсолютно обязательный характер
для всех без исключения возникли
вместе с производственной экономикой.
Именно эти правила сводятся в
первые исторически известные
Право, как считает
Алексеев, это сведенная в закон
государственная воля экономически
господствующего класса, обусловленная
в конечном счете требованиями экономического
базиса. Тут мы имеем дело с традиционно
марксистским правопониманием которое
возникло еще в середине 19 века Марксом
и Энгельсом.
Содержание любого
явления всегда носит формализованный
характер, а его форма всегда имеет
конкретное содержание. Это полностью
относится и к праву. Законодательство
и право не существует и не может
существовать вне формы.
Какой-либо юридический
закон воплощается в конкретную
форму, которая становится необходимым
условием его существования, свидетельствует
о его месте в системе
Известно, что способам
юридического правообразования отвечают
соответствующие им формы отображения
юридических норм :одностороннему волеизъявлению
органов государства –
В правовой науке
и юридической практике термин “источник
права” понимается многозначно, а иногда
употребляется как
“Внутренней формой
правовой нормы является ее структура,
деление на гипотезу, диспозицию, санкцию,
а внешней – статья нормативного
акта или группа статей, в которых
отображена правовая норма. Кроме этого,
под формой права иногда понимают
способы установления правовых норм
(нормативный акт, нормативный договор,
cудебный прецедент, правовой обычай).
Для обозначения этого явления
используется также термин “ источник
права. ”
В современной и
дореволюционной юридической
Такие философские
категории, как “содержание’’ и
“форма” неразрывно связаны между
собой и применяются в теории
права.
Но в правоведении
эти категории имеют свою специфику.
Эта специфика заключается в
том, что содержание и форма должны
быть официально признаны государственной
властью, или в отдельных случаях,
обществом. Это официальное признание
наделяет формы права юридической
силой. Например, проекты законов
и сами законы по своему содержанию
и форме могут быть одинаковыми,
но закон относится к
В. О. Котюк, например,
считает, что понятия формы и
источника права имеют
А) его понимают как
силы, которые создают право, например,
источником права можно считать
волю Бога, волю народа, правосознание,
идею справедливости, государственную
власть. Они могут иметь материальное
и идеальное содержание.
Б) материалы, положенные
в основу того или иного законодательства.
Например, римское право послужило
источником для немецкого гражданского
кодекса; работы ученого Потье, для
французского кодекса Наполеона, Литовский
Статут - для Уложения Алексея Михайловича
в царской России; идеи правового государства
послужили источником для подготовки
новой Конституции России и иных конституционных
законов;
В) к источникам права
относятся исторические памятники,
которые имели когда-то значение
действующего законодательства. Например,
Русская Правда, которая была основным
законом в Киевской Руси, Законы
Хамураппи в Древнем Вавилоне.
Г) под источниками
права также подразумевают
Выбор термина “источники
права” приписывают Титу Ливию, который
в своей “истории” называет Закон
12 таблиц источником права. Историки государства
и права и сегодня называют
исторические памятники источниками
права.
В прошлом и сегодня
к понятию “источники права” подходят.
по сути, с двух позиций:
1) его понимают
как материальный источник
2) формальный источник
права-способ выражения
Многозначность термина
“источники права’’ требует от
теории права обойти его и заменить
иным термином-“формы права”. Формы
права-это по сути разные виды права,
которые сложились исторически
и которые выбирает государство,
отличаются они по способу оформления
содержания норм права. Это внешняя
форма существования содержания
норм права.
Таким образом, форма
права-это внешнее оформление содержания
общеобязательных правил поведения, которые
официально установлены или
Этот термин часто
используется в двух аспектах : социальный
(материальный) источник права или
юридический.
Если под источником
понимать то, что порождает право
или правовые нормы, а именно в
этом значении обычно и используется
этот термин, то следует указать, что
для субъектов,которые
Источники права-это
то,что порождает право, вызывает
его к жизни. Принято различать
источники права в так
Проблема генезиса
(происхождения) права или правообразования
позволяет уяснить сущность, и
выводит на понимание качества законов,
от которого зависит состояние законности
и правопорядка в обществе.
Как уже отмечалось
ранее, право, как и государство,
возникает из необходимости управления
социальными процессами, упорядочения
междуличностных отношений в
связи с усложнением и
1. Юридическая форма
придается уже сложившимся
2. На основе познания
тенденций общественного
3. Непосредственной
основой возникновения права
может служить юридическая
Итак,право имеет
своим источником (в широком смысле
этого слова) общественные отношения,
потребность в регулировании
которых возникает в жизни
и должна быть осознана законодателем.
Это значит, что у законодателя
возникают взгляды, представления,
сознается мнение о том,что определенная
совокупность социальных связей, определенный
вариант поведения участников общества
должны стать общеобязательным правилом,
приобрести форму всеобщности, стать
законом. В законе не может быть ничего,
что не содержалось бы в правосознании,
выступающем в качестве идейного
источника норм права. Познав эту
потребность, государство непосредственно
формулирует устанавливаемую
Следует подчеркнуть,
что в идеале точка зрения законодателя
есть точка зрения необходимости. Характеризуя
необходимость, воплощенную в правовых
нормах, нужно отметить, что она
связана не только с объективными,
но и с субъективными факторами.
Появление ее обусловленно соответствующими
волевыми актами законодателя, его
знаниями, опытом, уровнем культуры.
Соответственно право становится объективированной
формой общественного сознания и
представляет собой практическое осознание
действительности, оцененное духовное
освоение общественного бытия. Право
выражает волю конкретных людей с
их сильными и слабыми сторонами,
которые разрабатывают проекты
законов, обсуждают и принимают
их. Действие законов также требует
волевого пове дения адресатов, подчинения
закону их волевых отношений, реализованных
в проведении (деятельности) людей.