Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2011 в 19:14, курсовая работа
Цель и задачи исследования вытекают из актуальности и степени научной разработанности проблемы.
Целью представленной работы выступает рассмотрение опеки, попечительства и патронажа, проведенной по следующим направления:
- Рассмотрение понятие опека, попечительство, патронаж;
- Рассмотрение органов опеки и попечительства;
- Рассмотрение патронажа над дееспособными гражданами
Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятие опеки и попечительства ……………………………………...5
Глава 2. Органы опеки и попечительства
2.1. Государственные органы опеки и попечительства ………………………10
2.2 Опекуны и попечители ……………………………………………………...14
2.3 Исполнение опекунами и попечителями своих обязанностей …………...16
2.4. Освобождение и отстранение опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей ………………………………………………………...19
2.5. Прекращение опеки и попечительства ……………………………………20
2.6 Патронаж над дееспособными гражданами ……………………………….23
Заключение ………………………………………………………………………25
Список использованной литературы …………………………………………..28
В
различие от погибели либо признания
погибшим подопечного, погибель либо признание
погибшим опекуна (попечителя) не приводит
к прекращению опеки либо попечительства.
Просто соответствующие права и обязанности
переходит на остальных лиц.
2.6 Патронаж
над дееспособными гражданами
Патронаж - форма попечительства, устанавливаемого над совершеннолетним дееспособным гражданином, который по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять свои права и исполнять обязанности по его просьбе.
Патронаж над дееспособными гражданами
1. По просьбе совершеннолетнего дееспособного гражданина, который по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности, над ним может быть установлено попечительство в форме патронажа.
2.
Попечитель (помощник) совершеннолетнего
дееспособного гражданина
3.
Распоряжение имуществом, принадлежащим
совершеннолетнему
4.
Патронаж над совершеннолетним
дееспособным гражданином,
Попечитель (помощник) гражданина, находящегося
под патронажем, освобождается от выполнения
лежащих на нем обязанностей в случаях,
предусмотренных
Заключение
Итак, нормы об опеке, попечительстве и патронаже представляют собой комплексный правовой институт, в котором ведущее место занимают нормы гражданского права, а их действие обеспечено нормами административно – правовой отраслевой принадлежности.
Статья 31 ГК РФ позволяет сделать вывод о том, что основная задача опекунов (попечителей) состоит в совершении юридических действий в пользу подопечных, тех действий, которые смогут восполнить их недостающую дееспособность. Таким образом, данная норма рассматривает опеку и попечительство как вид правовой помощи, оказываемой нуждающимся в ней физическим лицам.
Между тем далее, определяя круг обязанностей опекунов (попечителей), Гражданский кодекс РФ меняет подход к роли этих лиц и фактически возлагает на их плечи все бремя забот о подопечном – о питании, содержании, медицинском уходе, воспитании (для несовершеннолетних). Увеличивают это бремя и положения о возмещении вреда, причиненного подопечными, закрепленные в статьях 1073, 1074, 1076 ГК РФ. Такой характер статуса опекуна (попечителя) позволяет назвать опеку и попечительство формой устройства физических лиц.
В действительности, именно такие отношения фактически и складываются при установлении опеки и попечительства. Именно такой термин может быть справедливо употреблен по отношению ко всем видам опеки, как употребляет его Семейный кодекс в статье 123 по отношению к различным способам определения судьбы ребенка, оставшегося без попечения родителей. Понятие «устройство» может быть истолковано в самом общем смысле как закрепление за подопечным физического лица, обязанного совершать те или иные действия. Отметим, что на практике «устройство» – это еще и размещение указанных лиц в одном жилом помещении (как правило, подопечный проживает в жилом помещении опекуна или попечителя, реже – наоборот). Как правило, надлежащее исполнение возложенных на опекуна (попечителя) обязанностей возможно только при совместном проживании с подопечным.
Итак, законодатель с помощью института опеки и попечительства выполняет задачу определения судьбы недееспособного или не полностью дееспособного лица, перемещая «центр тяжести», бремя основных забот с органов государственной власти или местного самоуправления на соответствующее физическое лицо. Данный способ не нов, обладает целым рядом преимуществ и вполне оправдывает себя в условиях гармонично развитого общества, стабильной экономики и обеспеченности каждого определенным минимумом материальных благ. В этом способе соединены все преимущества межличностного общения, сохранения душевного и телесного здоровья подопечного, полноценного воспитания (для ребенка).
Однако очевидно, что в современной России при условии безвозмездности исполнения опекунами и попечителями своих обязанностей государством фактически эксплуатируется (и весьма активно) определенный интерес лица, пожелавшего стать опекуном или попечителем. В большинстве случаев (к счастью) этот интерес расположен в рамках закона и носит неимущественный характер. Речь идет о стремлении лица удовлетворить потребность в общении, заботе о ближнем, в особенности – удовлетворить потребность в поддержке родственника, в исполнении отеческого (сыновнего) долга.
Возможные изменения в содержании норм об опеке и попечительстве должны строиться исходя из принципа приоритета интересов личности, что, в свою очередь, обусловлено не только непосредственной ценностью человека как первоосновы социума, но и исключительно конъюнктурной в современных условиях задачей сохранения каждого индивидуума как социально – полезной единицы – потенциального налогоплательщика, военнообязанного, родителя, иного члена семьи. В решении обозначенных вопросов так называемые публичные и частные интересы как нельзя более тесно взаимосвязаны, однако преобладание последних совершенно очевидно.
Итак, природа и цели института опеки и попечительства позволяют наметить его дальнейшее совершенствование в следующих направлениях.
1.
Прежде всего необходимо
Сегодня
в действительности назначение опеки
или попечительства производится лишь
в случаях, когда лицо, желающее выполнять
эти функции, подает в орган опеки и попечительства
соответствующее заявление. Таким образом,
определяющим фактором в возникновении
соответствующих правовых последствий
становится свободное волеизъявление
опекуна (попечителя). Это, безусловно,
не означает автоматического назначения
гражданина, поскольку при несоответствии
его личностных характеристик требованиям
закона орган опеки и попечительства обоснованно
отказывает в установлении опеки (попечительства).
Тем не менее акцент в этих правоотношениях
сместился в сторону опекунов (попечителей)
и их волеизъявления, что в большей степени
обусловлено отсутствием возможности
выбора между несколькими кандидатурами.
Список
использованной литературы