Опека. Попечительство. Патронаж

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2011 в 19:14, курсовая работа

Описание работы

Цель и задачи исследования вытекают из актуальности и степени научной разработанности проблемы.

Целью представленной работы выступает рассмотрение опеки, попечительства и патронажа, проведенной по следующим направления:

- Рассмотрение понятие опека, попечительство, патронаж;

- Рассмотрение органов опеки и попечительства;

- Рассмотрение патронажа над дееспособными гражданами

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3

Глава 1. Понятие опеки и попечительства ……………………………………...5

Глава 2. Органы опеки и попечительства

2.1. Государственные органы опеки и попечительства ………………………10

2.2 Опекуны и попечители ……………………………………………………...14

2.3 Исполнение опекунами и попечителями своих обязанностей …………...16

2.4. Освобождение и отстранение опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей ………………………………………………………...19

2.5. Прекращение опеки и попечительства ……………………………………20

2.6 Патронаж над дееспособными гражданами ……………………………….23

Заключение ………………………………………………………………………25

Список использованной литературы …………………………………………..28

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа 07.05.2009.doc

— 147.50 Кб (Скачать)

    В различие от погибели либо признания  погибшим подопечного, погибель либо признание  погибшим опекуна (попечителя) не приводит к прекращению опеки либо попечительства. Просто соответствующие права и обязанности переходит на остальных лиц. 

2.6 Патронаж над дееспособными гражданами 

    Патронаж - форма попечительства, устанавливаемого над совершеннолетним дееспособным гражданином, который по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять свои права и исполнять обязанности по его просьбе.

    Патронаж  над дееспособными гражданами

    1. По просьбе совершеннолетнего  дееспособного гражданина, который  по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности, над ним может быть установлено попечительство в форме патронажа.

    2. Попечитель (помощник) совершеннолетнего  дееспособного гражданина может  быть назначен органом опеки  и попечительства только с согласия такого гражданина.

    3. Распоряжение имуществом, принадлежащим  совершеннолетнему дееспособному  подопечному, осуществляется попечителем  (помощником) на основании договора  поручения или доверительного  управления, заключенного с подопечным. Совершение бытовых и иных сделок, направленных на содержание и удовлетворение бытовых потребностей подопечного, осуществляется его попечителем (помощником) с согласия подопечного.

    4. Патронаж над совершеннолетним  дееспособным гражданином, установленный в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, прекращается по требованию гражданина, находящегося под патронажем. 
Попечитель (помощник) гражданина, находящегося под патронажем, освобождается от выполнения лежащих на нем обязанностей в случаях, предусмотренных
статьей 39 настоящего Кодекса. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

    Итак, нормы об опеке, попечительстве и  патронаже представляют собой комплексный правовой институт, в котором ведущее место занимают нормы гражданского права, а их действие обеспечено нормами административно – правовой отраслевой принадлежности.

    Статья 31 ГК РФ позволяет сделать вывод  о том, что основная задача опекунов (попечителей) состоит в совершении юридических действий в пользу подопечных, тех действий, которые смогут восполнить их недостающую дееспособность. Таким образом, данная норма рассматривает опеку и попечительство как вид правовой помощи, оказываемой нуждающимся в ней физическим лицам.

    Между тем далее, определяя круг обязанностей опекунов (попечителей), Гражданский кодекс РФ меняет подход к роли этих лиц и фактически возлагает на их плечи все бремя забот о подопечном – о питании, содержании, медицинском уходе, воспитании (для несовершеннолетних). Увеличивают это бремя и положения о возмещении вреда, причиненного подопечными, закрепленные в статьях 1073, 1074, 1076 ГК РФ. Такой характер статуса опекуна (попечителя) позволяет назвать опеку и попечительство формой устройства физических лиц.

    В действительности, именно такие отношения фактически и складываются при установлении опеки и попечительства. Именно такой термин может быть справедливо употреблен по отношению ко всем видам опеки, как употребляет его Семейный кодекс в статье 123 по отношению к различным способам определения судьбы ребенка, оставшегося без попечения родителей. Понятие «устройство» может быть истолковано в самом общем смысле как закрепление за подопечным физического лица, обязанного совершать те или иные действия. Отметим, что на практике «устройство» – это еще и размещение указанных лиц в одном жилом помещении (как правило, подопечный проживает в жилом помещении опекуна или попечителя, реже – наоборот). Как правило, надлежащее исполнение возложенных на опекуна (попечителя) обязанностей возможно только при совместном проживании с подопечным.

    Итак, законодатель с помощью института  опеки и попечительства выполняет задачу определения судьбы недееспособного или не полностью дееспособного лица, перемещая «центр тяжести», бремя основных забот с органов государственной власти или местного самоуправления на соответствующее физическое лицо. Данный способ не нов, обладает целым рядом преимуществ и вполне оправдывает себя в условиях гармонично развитого общества, стабильной экономики и обеспеченности каждого определенным минимумом материальных благ. В этом способе соединены все преимущества межличностного общения, сохранения душевного и телесного здоровья подопечного, полноценного воспитания (для ребенка).

    Однако  очевидно, что в современной России при условии безвозмездности исполнения опекунами и попечителями своих обязанностей государством фактически эксплуатируется (и весьма активно) определенный интерес лица, пожелавшего стать опекуном или попечителем. В большинстве случаев (к счастью) этот интерес расположен в рамках закона и носит неимущественный характер. Речь идет о стремлении лица удовлетворить потребность в общении, заботе о ближнем, в особенности – удовлетворить потребность в поддержке родственника, в исполнении отеческого (сыновнего) долга.

     Возможные изменения в содержании норм об опеке и попечительстве должны строиться исходя из принципа приоритета интересов личности, что, в свою очередь, обусловлено не только непосредственной ценностью человека как первоосновы социума, но и исключительно конъюнктурной в современных условиях задачей сохранения каждого индивидуума как социально – полезной единицы – потенциального налогоплательщика, военнообязанного, родителя, иного члена семьи. В решении обозначенных вопросов так называемые публичные и частные интересы как нельзя более тесно взаимосвязаны, однако преобладание последних совершенно очевидно.

     Итак, природа и цели института опеки  и попечительства позволяют наметить его дальнейшее совершенствование в следующих направлениях.

     1. Прежде всего необходимо обратиться к основанию возникновения отношений по опеке и попечительству. Как и ранее, по действующему законодательству таким основанием является акт органа опеки и попечительства – постановление о назначении соответствующего лица опекуном (попечителем).

     Сегодня в действительности назначение опеки или попечительства производится лишь в случаях, когда лицо, желающее выполнять эти функции, подает в орган опеки и попечительства соответствующее заявление. Таким образом, определяющим фактором в возникновении соответствующих правовых последствий становится свободное волеизъявление опекуна (попечителя). Это, безусловно, не означает автоматического назначения гражданина, поскольку при несоответствии его личностных характеристик требованиям закона орган опеки и попечительства обоснованно отказывает в установлении опеки (попечительства). Тем не менее акцент в этих правоотношениях сместился в сторону опекунов (попечителей) и их волеизъявления, что в большей степени обусловлено отсутствием возможности выбора между несколькими кандидатурами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы 

  1. Федеральный Закон РФ от 24.04.2008 г. № 48 "Об опеке  и попечительстве";
  2. Федеральный Закон РФ от 24.04.2008 г. № 49 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об опеке и попечительстве";
  3. Конституция Российской Федерации (с изм. от 14.10.2005) // РГ от 25.12.1993, № 237, СЗ РФ от 17.10.2005, № 42, ст. 4212.;
  4. Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 24.07.2008);
  5. Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 14.07.2008);
  6. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой / Отв. ред. О.Н.Садиков. – С. 66;
  7. Семейный Кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 30.06.2008);
  8. Учебник. Гражданское право. Часть I. Издание третье, переработанное и дополненное./ Под. ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. – М.: ПРОСПЕКТ, 1999. – 632 с.

Информация о работе Опека. Попечительство. Патронаж