Опека и попечительство

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 22:26, курсовая работа

Описание работы

Итак, целью настоящей работы является исследование института опеки и попечительства в гражданском праве.

Для достижения указанной цели перед работой были поставлены следующие задачи:

1. Определить понятие института опеки и попечительства.

2. Определить правовые основы института опеки и попечительства.

3. Рассмотреть задачи института опеки и попечительства.

4. Изучить правовой статус органов опеки и попечительства.

5. Изучить правовой статус опекунов и попечителей .

Содержание

Введение 3

Глава 1. Опека и попечительство - как институт гражданского права 5

1.1. Понятие института опеки и попечительства 5

1.2. Правовые основы института опеки и попечительства 9

1.3. Задачи института опеки и попечительства 12

Глава 2. Правовой статус органов опеки и попечительства, опекунов и попечителей 17

2.1. Правовой статус органов опеки и попечительства 17

2.2. Правовой статус опекунов и попечителей 22

Заключение 29

Список литературы 30

Работа содержит 1 файл

359575_4C604_opeka_i_popechitelstvo_kak_institut_grazhdanskogo_prava.rtf

— 374.65 Кб (Скачать)

     Факультативными (необязательными, рекомендательными) условиями для назначения лица опекуном (попечителем) ГК РФ называет66:

     1) его нравственные и иные личные качества. Закон не уточняет, какие именно качества имеются в виду, и орган опеки и попечительства должен руководствоваться общепринятыми нормами морали. Назначение опекуном или попечителем нежелательно в отношении лиц, злоупотребляющих спиртными напитками и наркотическими средствами; лиц, не работающих и не имеющих постоянного источника доходов, и т.п.;

     2) способность к выполнению обязанностей опекуна или попечителя, под которой следует понимать состояние здоровья и возраст лица, позволяющие полноценно совершать как фактические, так и юридические действия в пользу подопечного. Вместе с тем гражданское законодательство не определяет, в каких конкретно случаях состояние здоровья или возраст могут помешать кандидату в опекуны (попечители) исполнять опекунские обязанности, поэтому в каждом случае орган опеки и попечительства должен решать этот вопрос, исходя из конкретных обстоятельств67;

     3) отношения, существующие между кандидатом и лицом, нуждающимся в опеке или попечительстве. Это могут быть отношения родства (тетя - племянники, бабушка - внук, брат - сестра и пр.), свойства (сноха - свекровь), бывшего свойства (бывшая мачеха - бывший пасынок) и др.

     Впервые в законодательстве установлен приоритет родственных связей в целях подбора опекуна (попечителя). Поскольку обязанности опекунов и попечителей исполняются безвозмездно, то, скорее всего, согласие взять их на себя изъявит то лицо, которому в силу родства судьба подопечного небезразлична. В соответствии с Законом об опеке бабушки и дедушки, родители, супруги, совершеннолетние дети, совершеннолетние внуки, братья и сестры совершеннолетнего подопечного, а также бабушки и дедушки, совершеннолетние братья и сестры несовершеннолетнего подопечного имеют преимущественное право быть его опекунами или попечителями перед всеми другими лицами68.

     Отсутствие каких бы то ни было взаимоотношений между будущим опекуном (попечителем) и подопечным должно быть принято органом опеки и попечительства во внимание, однако назначению кандидата это не препятствует69;

     4) желание самого подопечного видеть в качестве своего опекуна или попечителя определенное лицо.

     Учет желания производится органом опеки и попечительства, если подопечный в состоянии такое желание выразить. В соответствии с СК РФ70 устройство ребенка под опеку или попечительство осуществляется с учетом его мнения. Назначение опекуна ребенку, достигшему возраста 10 лет, осуществляется с его согласия.

     Перечисленные четыре условия в сущности не являются запретами на установление опеки и попечительства71. Поэтому назначение опекунов (попечителей) должно производиться с учетом конкретных обстоятельств, а главное - исходя из интересов подопечного лица72.

     Таким образом, участниками внешних правоотношений, возникающих из установления опеки и попечительства, являются опекун (попечитель) и другие лица, организации и органы государственной власти и местного самоуправления. Содержание этих правоотношений зависит от объема дееспособности подопечного лица, из чего следует, что статус законного представителя во всех видах правоотношений с участием подопечного должен быть предоставлен только опекуну. Попечитель может быть признан законным представителем подопечного и, следовательно имеет право замещать его волю, лишь в исключительных случаях, а именно - только в публичных правоотношениях и только в целях, оправданных охраной интересов подопечного лица.

 

     Заключение

 

     Таким образом, опека и попечительство, будучи институтами, прежде всего гражданского права, носят комплексный характер, поскольку отношения, возникающие в сфере их действия, регулируются также нормами гражданско-процессуального, административного, международного права.

     Природа опеки и попечительства определена как устройство гражданина, под которым следует понимать закрепление органами государственного управления (или местного самоуправления) за нуждающимся в социальной заботе гражданином лица (лиц), обязанного(ых) совершать в его пользу в течение определенного времени или без указания срока фактические или (и) юридические действия, направленные на удовлетворение его потребностей, а также отвечать за соблюдение законных прав и интересов нуждающегося в заботе лица. Опека и попечительство являются разновидностями социальной заботы наряду с патронажем, усыновлением и иными явлениями социальной и правовой действительности.

     Участниками внешних правоотношений, возникающих из установления опеки и попечительства, являются опекун (попечитель) и другие лица, организации и органы государственной власти и местного самоуправления. Содержание этих правоотношений зависит от объема дееспособности подопечного лица, из чего следует, что статус законного представителя во всех видах правоотношений с участием подопечного должен быть предоставлен только опекуну. Попечитель может быть признан законным представителем подопечного и, следовательно имеет право замещать его волю, лишь в исключительных случаях, а именно - только в публичных правоотношениях и только в целях, оправданных охраной интересов подопечного лица.

 

     Список использованных источников

     1. НПА:

  1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12декабря 1993 года (ред. от 30.12.2008) // Российская газета от 25.12.1993г.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 27.12.2009) // СЗ РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 17.07.2009) // СЗ РФ, 29.01.1996, N 5, ст. 410.
  4. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 11.02.2010) // СЗ РФ, 18.11.2002, N 46, ст. 4532.
  5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 21.12.2009) // СЗ РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
  6. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 30.06.2008) // СЗ РФ, 01.01.1996, N 1, ст. 16.
  7. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 21.02.2010) // СЗ РФ, 17.06.1996, N 25, ст. 2954.
  8. Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (ред. от 25.12.2009) // СЗ РФ, 19.07.1999, N 29, ст. 3699.
  9. Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" (ред. от 18.07.2009) // СЗ РФ, 28.04.2008, N 17, ст. 1755.
  10. Федеральный закон от 24.04.2008 N 49-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об опеке и попечительстве" // СЗ РФ, 28.04.2008, N 17, ст. 1756.
  11. Федеральный закон от 29.12.2006 N 258-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" (ред. от 27.12.2009) // СЗ РФ, 01.01.2007, N 1 (1 ч.), ст. 21.

    2. Спец. литература:

    1. Байбак В.В., Егоров Н.Д., Елисеев И.В. Гражданское право. В 3 томах. Том 1. Издание 7. - М.: Проспект, 2009.
    2. Беспалов Ю.Ф., Егорова О.А., Ильина О.Ю. Семейное право. - М.: ЮНИТИ, 2009.
    3. Гоголева В.В. Понятие и виды правоотношений опеки // Цивилист. Научно-практический журнал, 2006, № 4.
    4. Гоголева В.В. Понятие и виды правоотношений опеки // Цивилист. Научно-практический журнал, 2006, № 4.
    5. Гомола А.И. Гражданское право. Издание 7. - М.: Академия, 2009.
    6. Джумагазиева Г.С. Право несовершеннолетнего на опеку и попечительство // Свобода. Право. Рынок. - Волгоград: Волгоград. науч. изд-во, 2008.
    7. Зенин И.А. Гражданское право (общая и особенная части). Издание 2. - М.: Высшее образование, 2009.
    8. Кирилловых А.А. Опека и попечительство под охраной закона // Законодательство и экономика. № 9, 2008.
    9. Мареев Ю.Л. Гражданское право. В 2-х частях. Часть 1. - М.: Эксмо, 2008.
    10. Михеева Л.Ю. Опека и попечительство: теория и практика. М., 2004.
    11. Мурзин Р.Л. К вопросу о правовом статусе опекунов (попечителей) // Научные труды РАЮН. В 3-х томах. Вып. 8 Т. 2, 2008.
    12. Пчелинцева Л.М. Семейное право России. Издание 6. - М.: Норма, 2009.
    13. Самодова В.Ю. Опека и попечительство: новое в законодательстве // Перспективы развития ювенального права и ювенальной юстиции в РФ. - Архангельск: Изд-во Помор. ун-та, 2008.
    14. Сергеев А.П. Гражданское право. В 3 томах. Том 1. Издание 4. - М.: Проспект, 2009.
    15. Туманов Э., Спектор А. Гражданское право России. - М.: Юркомпани, 2009.
    16. Урумова Т.О. Эволюция правового статуса органов опеки и попечительства // Семейное и жилищное право. № 4, 2008.
    17. Цветков В.А. Совершенствование законодательства в области организации и осуществления опеки и попечительства // Вестник Омского университета. Серия "Право". № 2 (15), 2008.

Информация о работе Опека и попечительство