Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 22:26, курсовая работа
Итак, целью настоящей работы является исследование института опеки и попечительства в гражданском праве.
Для достижения указанной цели перед работой были поставлены следующие задачи:
1. Определить понятие института опеки и попечительства.
2. Определить правовые основы института опеки и попечительства.
3. Рассмотреть задачи института опеки и попечительства.
4. Изучить правовой статус органов опеки и попечительства.
5. Изучить правовой статус опекунов и попечителей .
Введение 3
Глава 1. Опека и попечительство - как институт гражданского права 5
1.1. Понятие института опеки и попечительства 5
1.2. Правовые основы института опеки и попечительства 9
1.3. Задачи института опеки и попечительства 12
Глава 2. Правовой статус органов опеки и попечительства, опекунов и попечителей 17
2.1. Правовой статус органов опеки и попечительства 17
2.2. Правовой статус опекунов и попечителей 22
Заключение 29
Список литературы 30
Содержание
Введение
Глава 1. Опека и попечительство - как институт гражданского права 5
1.1.
Понятие института опеки и попечительства
1.2.
Правовые основы института опеки и попечительства
1.3.
Задачи института опеки и попечительства
Глава
2. Правовой статус органов опеки и попечительства,
опекунов и попечителей
2.1.
Правовой статус органов опеки и попечительства
2.2.
Правовой статус опекунов и попечителей
Заключение
Список
литературы
Введение
В соответствии с Конституцией и гражданским законодательством РФ права и свободы граждан являются неотчуждаемыми, но осуществляются ими в полном объеме с момента достижения совершеннолетия.
От имени и в интересах граждан, не достигших этого возраста, действия по реализации их прав осуществляют родители. В то же время возможны ситуации, когда несовершеннолетние граждане в силу тех или иных обстоятельств оказываются лишены родительской опеки. В целях защиты их прав и интересов законодательство содержит комплекс норм и институтов, позволяющих в определенной степени восполнить отсутствие законного представительства со стороны родителей. Одним из вариантов такого восполнения являются институты опеки и попечительства.
При правовом регулировании отношений по опеке и попечительству значительная часть внимания уделяется опеке и попечительству над детьми. В то же время законодательство предусматривает возможности применения норм указанных институтов не только в ситуациях, обусловленных возрастными характеристиками лиц, нуждающихся в защите своих прав и интересов, но и в силу тех или иных медицинских показателей. Причины, вызывающие необходимость предоставить гражданину законодательную защиту его прав и интересов в виде опеки или попечительства, являются также и критериями, позволяющими произвести разграничение этих институтов.
Будучи урегулированы в общем виде нормами гражданского права, опека и попечительство имеют законодательную регламентацию в нормах административного и гражданско-процессуального права. Это относится к установлению системы органов государственной власти, осуществляющих функции управления в сфере опеки и попечительства, а также к юридическим процедурам, применяемым для инициирования соответствующих правоотношений в судебном порядке.
Актуальность выбранной темы обуславливается, в частности тем, что опека (попечительство) была и остается наиболее распространенной правовой формой устройства граждан. В этой форме заложен огромный положительный потенциал, позволяющий устроить судьбу нуждающегося в социальной заботе гражданина наилучшим способом, с одной стороны, наиболее приближенным к проживанию в семье, а с другой стороны - обеспечивающим контроль за соблюдением прав и интересов гражданина.
Между тем исследования показывают, что этот потенциал опеки и попечительства используется недостаточно. На практике сложилось и закрепилось убеждение в том, что опекунами или попечителями могут быть, как правило, только родственники подопечного, что опека и попечительство устанавливаются на длительный срок и что процедура установления опеки крайне сложна и длительна. Такого рода заблуждения свойственны не только потенциальным опекунам и попечителям, но и работникам органов опеки и попечительства. Зачастую опека (попечительство) смешивается с другими формами устройства граждан.
Итак, целью настоящей работы является исследование института опеки и попечительства в гражданском праве.
Для достижения указанной цели перед работой были поставлены следующие задачи:
1. Определить понятие института опеки и попечительства.
2. Определить правовые основы института опеки и попечительства.
3. Рассмотреть задачи института опеки и попечительства.
4. Изучить правовой статус органов опеки и попечительства.
5. Изучить правовой статус опекунов и попечителей .
В соответствии со статьей 60 Конституции РФ1 граждане осуществляют свои права и обязанности в полном объеме с 18 лет. С этого момента они становятся полностью дееспособными, то есть обретают возможность совершать юридически значимые действия по реализации своих прав и исполнению обязанностей, несут ответственность. Однако в реальной жизни возможны ситуации, нашедшие отражение в законодательстве, когда реализация гражданином этого конституционного положения оказывается по каким-либо причинам невозможной. В этой связи в законодательстве существуют институты опеки и попечительства.2
Гражданская правоспособность, то есть способность иметь гражданские права и обязанности признается в равной мере за всеми гражданами; она возникает в момент рождения человека и прекращается с его смертью. Содержание правоспособности граждан определяется в соответствии со статьей 18 ГК РФ3 и состоит в возможности обладания широким спектром личных и неимущественных прав.
Помимо правоспособности, присущей каждому в силу факта рождения и являющейся неотчуждаемой, граждане при наличии предусмотренных законом обстоятельств обладают также и дееспособностью. Последняя выражается в способности собственными действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Гражданская дееспособность возникает в полном объеме по достижению совершеннолетия, то есть восемнадцатилетнего возраста (исключением является заключение брака до достижения указанного возраста).4
Не допускается ограничение кого-либо в правоспособности или дееспособности иначе как в порядке, установленном законом. Также не допускается полный или частичный отказ гражданина от правоспособности или дееспособности, совершение направленных на это сделок, кроме случаев, когда такие сделки разрешены законом.5
Объем дееспособности гражданина в зависимости от его возрастных характеристик или обстоятельств, связанных с состоянием его здоровья, определяет круг прав, обязанностей и ответственности, которые он может осуществлять.6
Дееспособность граждан, не достигших совершеннолетия, является ограниченной. Ее содержание для лиц в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет состоит в возможности самостоятельно, без чьего-либо согласия осуществлять следующие действия: 1) распоряжаться своими заработком, стипендией и иными доходами; 2) осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности; 3) в соответствии с законом вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими; 4) совершать мелкие бытовые сделки и иные сделки, предусмотренные пунктом 2 статьи 28 ГК РФ; по достижении шестнадцати лет несовершеннолетние также вправе быть членами кооперативов в соответствии с законами о кооперативах. Все прочие сделки указанные лица могут совершать только с согласия своих законных представителей (родителей, усыновителей, попечителей). По всем совершенным ими сделкам несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет самостоятельно несут имущественную ответственность. При наличии достаточных оснований суд по ходатайству родителей, усыновителей или попечителя либо органа опеки и попечительства может ограничить или лишить несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими заработком, стипендией или иными доходами, за исключением случаев, когда такой несовершеннолетний приобрел дееспособность в полном объеме при вступлении в брак либо в порядке эмансипации.7
За малолетних, то есть лиц, не достигших четырнадцатилетнего возраста, все юридически значимые действия совершают их родители, усыновители или опекуны.8
Совершеннолетний гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством; над ним устанавливается опека. От имени недееспособного лица сделки совершает его опекун. Если основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным, отпали, суд признает его дееспособным. Кроме того, законодательство предусматривает возможность ограничения в дееспособности гражданина, который вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставит свою семью в тяжелое материальное положение.9
Для восполнения дееспособности граждан, ограниченных в ней в силу прямого указания закона или по решению суда, гражданское законодательство устанавливает институт законного представительства. Для лиц, чья дееспособность ограничена в связи с возрастом, законными представителями являются родители. В случаях же, предусмотренных законодательством, формами законного представительства выступают опека и попечительство.
Опека и попечительство устанавливаются для защиты прав и интересов недееспособных и не полностью дееспособных граждан. Над несовершеннолетними опека и попечительство могут устанавливаться в целях их воспитания.10
Опека устанавливается над малолетними, а также над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства. Опекуны являются представителями подопечных в силу закона и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки.
Попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, а также над гражданами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами. Попечители дают согласие на совершение тех сделок, которые граждане, находящиеся под попечительством, не вправе совершать самостоятельно. Попечители оказывают подопечным содействие в осуществлении ими своих прав и исполнении обязанностей, а также охраняют их от злоупотреблений со стороны третьих лиц.11
Основанием возникновения отношений по опеке и попечительству, в зависимости от обусловивших их причин, является соответствующий акт суда или уполномоченного административного органа. Судебный порядок возникновения этих отношений устанавливается правилами ГПК РФ12 об особом производстве. Административный порядок регулируется достаточно широким кругом нормативных актов, определяющих компетенцию органов опеки и попечительства (впрочем, в последнее время обозначилась тенденция к систематизации этой области правового регулирования: с 1 января 2008 года функции управления в сфере опеки и попечительства переданы органам исполнительной власти субъектов РФ)13.
В соответствии с Конституцией РФ общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ являются частью ее правовой системы. В силу этого отношения по опеке и попечительству наряду с нормами российского законодательства регулируются также рядом международно-правовых актов: