Опека и попечительство над детьми

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2011 в 08:04, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: выяснить правовые аспекты устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
В процессе исследования темы были поставлены следующие задачи:
Изучить и проанализировать нормативно-правовые документы, касающиеся данной темы;

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………...3

Глава 1. Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей ..5

1.1 Выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей ……………..5

1.2 Формы устройства (воспитания) детей, без попечения родителей …………..8

Глава 2. Опека и попечительство над детьми …………………………………….11

2.1 Основания и порядок установления опеки и попечительства над детьми …11

2.2 Опека и попечительство над детьми, находящимися в воспитательных, лечебных учреждениях и учреждениях социальной защиты населения ……….17

2.3 Права детей, находящихся под опекой (попечительством) ………………….21

Заключение ………………………………………………………………………….26

Список используемой литературы ………………………………………………...31

Работа содержит 1 файл

настоящая курсовая.doc

— 143.50 Кб (Скачать)

     В настоящее время в РФ в соответствии с Семейным Кодексом введены следующие формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей:

     Усыновление.

     Усыновление как форма социального устройства детей-сирот является, безусловно, лучшим решением их судеб, так как дети обретают для себя именно семью, а не какую-либо ее замену. Основным принципом усыновления является наилучшее обеспечение защиты интересов ребенка. Но в связи со сложной экономической ситуацией в нашей стране количество случаев усыновления в последнее время сократилось при возросшем количестве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

     Опека и попечительство.

     Самыми  распространенными формами устройства ребенка на воспитание в семью  является опека и попечительство - это способы восполнения дееспособности, защиты прав, интересов и воспитания несовершеннолетних детей, оставшихся без родительского попечения. Поскольку опека и попечительство над несовершеннолетними детьми назначается с целью обеспечения их права на семейное воспитание и при этом опекуны (попечители) получают денежные средства на эти цели, то эта форма устройства детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в настоящее время, является эффективной.

     Приемная  семья.

     Приемная  семья является новым институтом семейного законодательства. Он возник и развился из идеи создания детских домов семейного типа, где сочетаются признаки детского учреждения и семейного воспитания детей. Таким образом, приемная семья - это форма устройства детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которая содержит в себе некоторые черты опеки, детского учреждения и усыновления.

     Учреждения  интернатного типа являются, в данный момент, основной формой устройства детей - сирот и детей, оставшихся без  попечения родителей. В последнее  десятилетие система интернатных учреждений для несовершеннолетних оказалась неэффективной, поэтому в настоящее время в корне меняются подходы к их обслуживанию, идет реорганизация этой системы, для того чтобы подготовить молодых людей к самостоятельной жизни.

     Таким образом, федеральная законодательная база по решению проблем детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей вполне приемлема. Региональная законодательная база находится в стадии формирования, в нее вносятся соответствующие изменения и дополнения с учетом результативности решения проблемы сиротства в регионе. Для более эффективного решения проблемы требуется дополнительная финансовая поддержка по жилищным вопросам для детей - сирот, приемных родителей и т.д.; для последних (приемных родителей) необходим более существенный стимул по оплате труда и решению других проблем.

     Изменение экономических отношений в России повлекло за собой ряд существенных перемен в социальной жизни общества. Появились новые социальные группы и новые социальные отношения. Общество сильно поляризовалось; при этом небольшая часть населения оказалась в значительном "выигрыше", а основная - не только проиграла, но интенсивно скатывается в сторону бедности и обнищания. Страдающими группами стали наиболее слабые - дети и престарелые. Половина детей проживает в бедных семьях с доходами ниже прожиточного минимума. В них дети не только лишены удовлетворительного питания, но становятся обузой семьи, получают характеристику "лишних".

     В российской действительности появилось  такое явление как социальное сиротство. Это дети, имеющие родителей, но вынужденные жить вне своего дома - в детских домах, приютах, интернатах. Официальная статистика показывает, что численность социальных сирот" составляет сегодня более 885 тыс. человек.

     Государственно-правовая охрана детства - один из важнейших принципов социальной политики, непосредственно закрепленных в ст.7,ст.38,ст.39 Конституции РФ. Впервые в Основном законе нашего государства воспитание детей рассматривается в качестве самостоятельного правового основания для социального обеспечения детей (ст.39) в виде предоставления им пенсий, пособий, компенсаций, социального обслуживания, бесплатного содержания и воспитания в детских интернатных учреждениях.

     Изучив  данную тему, можно сделать вывод о том, что статус органов опеки и попечительства определяется на основании Конституции Российской Федерации и Федеральным Законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации. Выполнение функций по опеке и попечительству возлагается на  эти органы. Органы местного самоуправления рассматриваются, как органы опеки и попечительства по п.2 ст.121 СК РФ. В своей деятельности по защите прав несовершеннолетних детей они руководствуются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, Семейным кодексом РФ, другими федеральными законами, а также законами и иными нормативно-правовыми актами, как федерального уровня, так и принятыми субъектами федерации в пределах их компетенции. Основными функциями органов опеки и попечительства по защите прав несовершеннолетних детей являются – защита личных неимущественных и имущественных прав и интересов детей.

     В настоящее время усиливается  роль органов опеки и попечительства в процессе современного выявления  детей, нуждающихся в государственной  помощи и защите их прав. Это связано с тем, что сложные социально-экономические условия, криминализация общества, отсутствие мероприятий, популяризирующих роль семьи и семейного воспитания в обществе, приводят к постоянному росту численности всех категорий граждан, нуждающихся в опеке и попечительстве. Среди них особое место занимают дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию или оставшиеся без родительского попечения. Для снижения количества беспризорных и безнадзорных детей, улучшения условий жизни детей, оставшихся без родительского попечения, Министерство образования Российской Федерации рекомендует более активно проводить работу по выявлению и устройству этой категории детей, обратить внимание на координацию основных направлений деятельности органов опеки и попечительства и оказание им необходимой методической помощи.

     Всякого рода декларативность, особенно когда  речь идет об охране семьи, крайне нежелательна, создает иллюзию заботы. Избежать ее можно лишь мощью четкой законодательной  регламентации охраны семьи во всех сферах ее жизнедеятельности: будь то финансовые, налоговые, административно-правовые, гражданско-правовые и прочие отношения с государством. Буквально каждый законодательный акт, так или иначе   оказывающий воздействие на семью как таковую, не может  не содержать правил, предназначенных для охраны семьи.

Информация о работе Опека и попечительство над детьми