Опека и попечительство над детьми

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2011 в 08:04, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: выяснить правовые аспекты устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
В процессе исследования темы были поставлены следующие задачи:
Изучить и проанализировать нормативно-правовые документы, касающиеся данной темы;

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………...3

Глава 1. Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей ..5

1.1 Выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей ……………..5

1.2 Формы устройства (воспитания) детей, без попечения родителей …………..8

Глава 2. Опека и попечительство над детьми …………………………………….11

2.1 Основания и порядок установления опеки и попечительства над детьми …11

2.2 Опека и попечительство над детьми, находящимися в воспитательных, лечебных учреждениях и учреждениях социальной защиты населения ……….17

2.3 Права детей, находящихся под опекой (попечительством) ………………….21

Заключение ………………………………………………………………………….26

Список используемой литературы ………………………………………………...31

Работа содержит 1 файл

настоящая курсовая.doc

— 143.50 Кб (Скачать)

Содержание

Введение  ……………………………………………………………………………...3

Глава 1. Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей  ..5

1.1 Выявление  и учет детей, оставшихся без  попечения родителей ……………..5

1.2 Формы  устройства (воспитания) детей, без  попечения родителей …………..8

Глава 2. Опека и попечительство над детьми …………………………………….11

2.1 Основания и порядок установления опеки и попечительства над детьми …11

2.2 Опека и попечительство над детьми, находящимися в воспитательных, лечебных учреждениях и учреждениях социальной защиты населения ……….17

2.3 Права детей, находящихся под опекой (попечительством) ………………….21

Заключение  ………………………………………………………………………….26

Список  используемой литературы ………………………………………………...31

Введение.

     В последние годы в России наблюдается устойчивый рост числа детей, оставшихся без попечения родителей. К несовершеннолетним детям, оставшимся без попечения родителей, относятся дети, родители которых умерли, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах или признаны недееспособными. Отсутствие родительского попечения может быть вызвано также болезнью родителей, препятствующей выполнению ими родительских обязанностей, длительным отсутствием родителей (в связи с командировкой, отбыванием наказания в местах заключения и т.п.), уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов (в том числе при отказе родителей взять своих детей из воспитательных учреждений) и иными причинами (ст.121 СК, п.3 ст.31 ГК).

     Основными причинами увеличения числа детей-сирот при живых родителях являются падение социального престижа семьи, ее материальные и жилищные трудности, межнациональные конфликты, рост внебрачной рождаемости, высокий процент родителей, ведущих асоциальный образ жизни. В этой связи защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, приобретает в Российской Федерации крайне важное значение.

     Предметом изучения являются дети, оставшиеся без  попечения родителей.

     Объектом  изучения - формы устройства детей, оставшихся без родительского попечения.

     В соответствии с требованиями норм международного права ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного  окружения или который не может  оставаться в таком окружении, имеет  право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством. В  Российской Федерации задачей государственной важности является создание условий для полноценного физического, интеллектуального, духовного, нравственного и социального развития детей, оставшихся без попечения родителей, подготовки их к самостоятельной жизни в современном обществе, а также оказание им психологической, медицинской и педагогической помощи.

Для преодоления  социального сиротства правительством Российской Федерации принят ряд  нормативно-правовых документов, создана  система профилактики безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних, и контроля за устройством детей, оставшихся без родительского попечения.

     Цель  работы: выяснить правовые аспекты  устройства детей, оставшихся без попечения  родителей.

В процессе исследования темы были поставлены следующие задачи:

Изучить и проанализировать нормативно-правовые документы, касающиеся данной темы;

     Изучить и проанализировать специальную  литературу.

Основное  внимание было уделено изучению семейных форм воспитания детей (усыновление, опека  и попечительство, приемные семьи), так как этим формам отдается безусловное предпочтение.

Глава 1. Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей

1.1 Выявление  и учет детей, оставшихся без  попечения родителей

     Федеральной целевой программой "Дети России" на 2003-2006 гг. утвержденной постановлением Правительства РФ от 03.10.2002г., №732 предусмотрено комплексное осуществление на федеральном уровне системы мер, направленных на формирование и реализацию государственной политики по отношению к детям, оставшимся без попечения родителей, и обеспечивающих их социальную защищенность, профессиональную подготовку, трудоустройство и полноценную интеграцию в общество. Также многие гарантии социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотрены и в законодательстве ряда субъектов РФ.

     В Семейном Кодексе (далее СК) общие  положения о защите прав и интересов  детей, оставшихся без попечения  родителей, содержатся в ст.121 СК. Используемый в ст.121 СК термин “дети, оставшиеся без попечения родителей" впервые применен в семейном законодательстве, что соответствует международно-правовым нормам и отвечает требованиям времени. В этой же статье СК дан примерный перечень оснований (причин) утраты детьми родительского попечения (смерть родителей, лишение их родительских прав, осуждение родителей к лишению свободы и т.д.)1

     Защита личных и имущественных прав и интересов детей, утративших по тем или иным причинам попечение родителей, возлагается на органы опеки и попечительства (п.1 ст.121). Указанная обязанность органов опеки и попечительства предполагает выполнение ими ряда функций:

а) выявление  и учет детей, оставшихся без попечения  родителей;

б) избрание форм устройства таких детей в  зависимости от конкретных обстоятельств  утраты попечения родителей;

в) осуществление  последующего контроля за условиями  содержания, воспитания и образования  детей.

     Органами  опеки и попечительства является одно из подразделений органов местного самоуправления. СК (п.1 ст.121) устанавливает, что не допускается деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей. Данный запрет распространяется и на посредническую деятельность по передаче детей на усыновление, под опеку (попечительство) и на воспитание детей в семью (т.е. речь идет о поиске, выявлении подборе детей). Несмотря на то что деятельность других юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, запрещена, тем не менее, они обязаны сообщать органам опеки и попечительства сведения о таких детях, если они стали им известны (п.1 ст.122 СК).2

     При подтверждении факта отсутствия у детей попечения родителей  или их родственников органы опеки  и попечительства должны обеспечить защиту прав и интересов детей (включая охрану принадлежащего им имущества и закрепление за детьми занимаемой ими жилой площади), а также их временное устройство до решения вопроса о дальнейшем содержании и воспитании, что может выражаться не только в передаче детей их родственникам, но и в их помещении в воспитательное учреждение.

     Все дети, оставшиеся без попечения родителей, после их выявления должны быть учтены и зарегистрированы, а сведения о  них внесены в государственный  банк данных о детях оставшихся без попечения родителей. Согласно п.3 ст.122 СК порядок формирования и использования этого банка данных установлен федеральным законом от 16 апреля 2001г. № 44-ФЗ “О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей”.3

     В государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, содержится документированная информация об этих детях (фамилия, имя, отчество, пол, дата и место рождения, гражданство, место жительства или нахождения ребенка, приметы ребенка, состояние здоровья, особенности характера и т.д.). Государственный банк, включает также в себя документированные сведения о гражданах, желающих принять детей на воспитание в свои семьи (анкета гражданина). Документированная информация о детях, оставшихся без попечения родителей, и гражданах, желающих принять детей на воспитание в свои семьи, является конфиденциальной.

     С учетом приоритета семейных форм воспитания детей на руководителей воспитательных и иных учреждений (лечебных, социальной защиты), в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, возложена обязанность в семидневный срок со дня получения известия о том, что ребенок может быть передан на воспитание в семью, сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту нахождения данного учреждения (п.2 ст.122 СК). Столь краткий срок введен для того, чтобы не допустить установления детскими учреждениями непосредственных контактов с лицами, желающими получить ребенка на воспитание, или их посредниками. Данные контакты в обход органов опеки и попечительства привели к многочисленным злоупотреблениям при передаче детей на воспитание в семью и создали угрозу появления рынка коммерческих услуг по подбору детей для передачи на усыновление или воспитания в иной форме.

1.2 Формы  устройства (воспитания) детей, оставшихся без попечения родителей.

     Каждый  ребенок имеет право жить и  воспитываться в семье, насколько  это возможно. Поэтому СК (ст.123) установлен приоритет форм семейного воспитания детей, лишившихся родительского попечения. Право ребенка на воспитание в семье в случае утраты родительского попечения обеспечивается органом опеки и попечительства, который при выборе форм устройства такого ребенка отдает предпочтение, прежде всего семейным формам воспитания: передаче на усыновление, под опеку (попечительство) или в приемную семью.[2]4 И только при отсутствии возможности передать ребенка в семьи закон допускает его направление в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей всех типов (воспитательные учреждения, в том числе детские дома семейного типа, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты и т.п.). Тип выбираемого учреждения зависит от возраста и состояния здоровья ребенка. Такая форма устройства ребенка не снимает с органа опеки и попечительства обязанности подыскивать для него усыновителей, опекунов (попечителей) или приемных родителей.

     Новой для семейного законодательства РФ является норма об устройстве детей  на воспитание в приемную семью. Общеизвестно, что в мировой практике передача детей-сирот в приемные семьи является наиболее распространенной формой их социального устройства и воспитания.

     Семейным  кодексом (ст.123), предусмотрена возможность  передачи детей, оставшихся без попечения  родителей, в соответствующие воспитательные и другие аналогичные учреждения. Помимо государственных и муниципальных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, могут создаваться в установленном законом порядке и негосударственные образовательные учреждения.5

     Типовым положением об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, закреплен принцип, по которому дети, члены одной семьи или находящиеся в родственных отношениях, направляются в одно воспитательное учреждение, за исключением случаев, когда по медицинским показаниям или другим причинам воспитание и обучение этих детей должно осуществляться раздельно.

     Для некоторых категорий детей-сирот  федеральным законодательством  предусмотрены льготы в виде первоочередного  помещения в образовательное  учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

     К обязанности федеральных органов  исполнительной власти и органов  исполнительной власти субъектов РФ отнесено обязательное предоставление мест в детских домах детям-сиротам  и детям, оставшимся без попечения  родителей, из числа вынужденных переселенцев.6

     Перечень  форм устройства детей, оставшихся без  попечения родителей, данный в СК, не является исчерпывающим и может  быть дополнен законами субъектов РФ. В настоящее время в ряде субъектов  РФ идет поиск таких форм (детские деревни, мини-детский дом, попечительские семьи, воспитательные семьи и др.).

     До  определения конкретной формы устройства ребенок может временно проживать  в специализированном учреждении для  несовершеннолетних, нуждающихся в  социальной реабилитации (социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних, социальном приюте для детей и подростков, центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей). Здесь ребенку предоставляется не только кров, питание, одежда, обувь, но и оказывается содействие в преодолении трудной жизненной ситуации, а также медико-социальная помощь. В настоящее время в России существует более четырехсот подобных учреждений, которые самостоятельно создаются органами исполнительной власти субъектов РФ.

Глава 2. Опека и попечительство над детьми

2.1 Основания и порядок установления опеки и попечительства над детьми

     Институт  опеки и попечительства над детьми, оставшимися без родительского  попечения, длительное время существовал  в различных формах как в дореволюционной России, так и затем в РСФСР. В настоящее время в семейном праве под опекой и попечительством понимается форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов (ст.123, 145 СК, п.1 ст.35 ГК, ст.1 Закона о дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).

Информация о работе Опека и попечительство над детьми