Содержание
Введение
……………………………………………………………………………...3
Глава
1. Выявление и устройство детей,
оставшихся без попечения родителей
..5
1.1 Выявление
и учет детей, оставшихся без
попечения родителей ……………..5
1.2 Формы
устройства (воспитания) детей, без
попечения родителей …………..8
Глава
2. Опека и попечительство над детьми …………………………………….11
2.1 Основания
и порядок установления опеки и попечительства
над детьми …11
2.2 Опека
и попечительство над детьми, находящимися
в воспитательных, лечебных учреждениях
и учреждениях социальной защиты населения
……….17
2.3 Права
детей, находящихся под опекой (попечительством)
………………….21
Заключение
………………………………………………………………………….26
Список
используемой литературы ………………………………………………...31
Введение.
В
последние годы в России наблюдается
устойчивый рост числа детей, оставшихся
без попечения родителей. К несовершеннолетним
детям, оставшимся без попечения родителей,
относятся дети, родители которых умерли,
лишены родительских прав, ограничены
в родительских правах или признаны недееспособными.
Отсутствие родительского попечения может
быть вызвано также болезнью родителей,
препятствующей выполнению ими родительских
обязанностей, длительным отсутствием
родителей (в связи с командировкой, отбыванием
наказания в местах заключения и т.п.),
уклонением родителей от воспитания детей
или от защиты их прав и интересов (в том
числе при отказе родителей взять своих
детей из воспитательных учреждений) и
иными причинами (ст.121 СК, п.3 ст.31 ГК).
Основными
причинами увеличения числа детей-сирот
при живых родителях являются падение
социального престижа семьи, ее материальные
и жилищные трудности, межнациональные
конфликты, рост внебрачной рождаемости,
высокий процент родителей, ведущих асоциальный
образ жизни. В этой связи защита прав
и интересов детей, оставшихся без попечения
родителей, приобретает в Российской Федерации
крайне важное значение.
Предметом
изучения являются дети, оставшиеся без
попечения родителей.
Объектом
изучения - формы устройства детей,
оставшихся без родительского попечения.
В
соответствии с требованиями норм международного
права ребенок, который временно
или постоянно лишен своего семейного
окружения или который не может
оставаться в таком окружении, имеет
право на особую защиту и помощь,
предоставляемые государством. В
Российской Федерации задачей государственной
важности является создание условий для
полноценного физического, интеллектуального,
духовного, нравственного и социального
развития детей, оставшихся без попечения
родителей, подготовки их к самостоятельной
жизни в современном обществе, а также
оказание им психологической, медицинской
и педагогической помощи.
Для преодоления
социального сиротства правительством
Российской Федерации принят ряд
нормативно-правовых документов, создана
система профилактики безнадзорности
и беспризорности среди несовершеннолетних,
и контроля за устройством детей, оставшихся
без родительского попечения.
Цель
работы: выяснить правовые аспекты
устройства детей, оставшихся без попечения
родителей.
В процессе
исследования темы были поставлены следующие
задачи:
Изучить
и проанализировать нормативно-правовые
документы, касающиеся данной темы;
Изучить
и проанализировать специальную
литературу.
Основное
внимание было уделено изучению семейных
форм воспитания детей (усыновление, опека
и попечительство, приемные семьи),
так как этим формам отдается безусловное
предпочтение.
Глава
1. Выявление и устройство детей,
оставшихся без попечения родителей
1.1 Выявление
и учет детей, оставшихся без
попечения родителей
Федеральной
целевой программой "Дети России"
на 2003-2006 гг. утвержденной постановлением
Правительства РФ от 03.10.2002г., №732 предусмотрено
комплексное осуществление на федеральном
уровне системы мер, направленных на формирование
и реализацию государственной политики
по отношению к детям, оставшимся без попечения
родителей, и обеспечивающих их социальную
защищенность, профессиональную подготовку,
трудоустройство и полноценную интеграцию
в общество. Также многие гарантии социальной
защиты детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, предусмотрены
и в законодательстве ряда субъектов РФ.
В
Семейном Кодексе (далее СК) общие
положения о защите прав и интересов
детей, оставшихся без попечения
родителей, содержатся в ст.121 СК. Используемый
в ст.121 СК термин “дети, оставшиеся
без попечения родителей" впервые применен
в семейном законодательстве, что соответствует
международно-правовым нормам и отвечает
требованиям времени. В этой же статье
СК дан примерный перечень оснований (причин)
утраты детьми родительского попечения
(смерть родителей, лишение их родительских
прав, осуждение родителей к лишению свободы
и т.д.)1
Защита
личных и имущественных прав и интересов
детей, утративших по тем или иным причинам
попечение родителей, возлагается на органы
опеки и попечительства (п.1 ст.121). Указанная
обязанность органов опеки и попечительства
предполагает выполнение ими ряда функций:
а) выявление
и учет детей, оставшихся без попечения
родителей;
б) избрание
форм устройства таких детей в
зависимости от конкретных обстоятельств
утраты попечения родителей;
в) осуществление
последующего контроля за условиями
содержания, воспитания и образования
детей.
Органами
опеки и попечительства является
одно из подразделений органов местного
самоуправления. СК (п.1 ст.121) устанавливает,
что не допускается деятельность других,
кроме органов опеки и попечительства,
юридических и физических лиц по выявлению
и устройству детей, оставшихся без попечения
родителей. Данный запрет распространяется
и на посредническую деятельность по передаче
детей на усыновление, под опеку (попечительство)
и на воспитание детей в семью (т.е. речь
идет о поиске, выявлении подборе детей).
Несмотря на то что деятельность других
юридических и физических лиц по выявлению
и устройству детей, оставшихся без попечения
родителей, запрещена, тем не менее, они
обязаны сообщать органам опеки и попечительства
сведения о таких детях, если они стали
им известны (п.1 ст.122 СК).2
При
подтверждении факта отсутствия
у детей попечения родителей
или их родственников органы опеки
и попечительства должны обеспечить
защиту прав и интересов детей (включая
охрану принадлежащего им имущества и
закрепление за детьми занимаемой ими
жилой площади), а также их временное устройство
до решения вопроса о дальнейшем содержании
и воспитании, что может выражаться не
только в передаче детей их родственникам,
но и в их помещении в воспитательное учреждение.
Все
дети, оставшиеся без попечения родителей,
после их выявления должны быть учтены
и зарегистрированы, а сведения о
них внесены в государственный
банк данных о детях оставшихся без
попечения родителей. Согласно п.3 ст.122
СК порядок формирования и использования
этого банка данных установлен федеральным
законом от 16 апреля 2001г. № 44-ФЗ “О государственном
банке данных о детях, оставшихся без попечения
родителей”.3
В
государственном банке данных о детях,
оставшихся без попечения родителей, содержится
документированная информация об этих
детях (фамилия, имя, отчество, пол, дата
и место рождения, гражданство, место жительства
или нахождения ребенка, приметы ребенка,
состояние здоровья, особенности характера
и т.д.). Государственный банк, включает
также в себя документированные сведения
о гражданах, желающих принять детей на
воспитание в свои семьи (анкета гражданина).
Документированная информация о детях,
оставшихся без попечения родителей, и
гражданах, желающих принять детей на
воспитание в свои семьи, является конфиденциальной.
С
учетом приоритета семейных форм воспитания
детей на руководителей воспитательных
и иных учреждений (лечебных, социальной
защиты), в которых находятся дети,
оставшиеся без попечения родителей, возложена
обязанность в семидневный срок со дня
получения известия о том, что ребенок
может быть передан на воспитание в семью,
сообщить об этом в орган опеки и попечительства
по месту нахождения данного учреждения
(п.2 ст.122 СК). Столь краткий срок введен
для того, чтобы не допустить установления
детскими учреждениями непосредственных
контактов с лицами, желающими получить
ребенка на воспитание, или их посредниками.
Данные контакты в обход органов опеки
и попечительства привели к многочисленным
злоупотреблениям при передаче детей
на воспитание в семью и создали угрозу
появления рынка коммерческих услуг по
подбору детей для передачи на усыновление
или воспитания в иной форме.
1.2 Формы
устройства (воспитания) детей, оставшихся
без попечения родителей.
Каждый
ребенок имеет право жить и
воспитываться в семье, насколько
это возможно. Поэтому СК (ст.123) установлен
приоритет форм семейного воспитания
детей, лишившихся родительского попечения.
Право ребенка на воспитание в семье
в случае утраты родительского попечения
обеспечивается органом опеки и попечительства,
который при выборе форм устройства такого
ребенка отдает предпочтение, прежде всего
семейным формам воспитания: передаче
на усыновление, под опеку (попечительство)
или в приемную семью.[2]4
И только при отсутствии возможности передать
ребенка в семьи закон допускает его направление
в учреждение для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей всех
типов (воспитательные учреждения, в том
числе детские дома семейного типа, лечебные
учреждения, учреждения социальной защиты
и т.п.). Тип выбираемого учреждения зависит
от возраста и состояния здоровья ребенка.
Такая форма устройства ребенка не снимает
с органа опеки и попечительства обязанности
подыскивать для него усыновителей, опекунов
(попечителей) или приемных родителей.
Новой
для семейного законодательства
РФ является норма об устройстве детей
на воспитание в приемную семью. Общеизвестно,
что в мировой практике передача
детей-сирот в приемные семьи является
наиболее распространенной формой их
социального устройства и воспитания.
Семейным
кодексом (ст.123), предусмотрена возможность
передачи детей, оставшихся без попечения
родителей, в соответствующие воспитательные
и другие аналогичные учреждения.
Помимо государственных и муниципальных
учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, могут создаваться
в установленном законом порядке и негосударственные
образовательные учреждения.5
Типовым
положением об образовательном учреждении
для детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, закреплен принцип,
по которому дети, члены одной семьи или
находящиеся в родственных отношениях,
направляются в одно воспитательное учреждение,
за исключением случаев, когда по медицинским
показаниям или другим причинам воспитание
и обучение этих детей должно осуществляться
раздельно.
Для
некоторых категорий детей-сирот
федеральным законодательством
предусмотрены льготы в виде первоочередного
помещения в образовательное
учреждение для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей.
К
обязанности федеральных органов
исполнительной власти и органов
исполнительной власти субъектов РФ
отнесено обязательное предоставление
мест в детских домах детям-сиротам
и детям, оставшимся без попечения
родителей, из числа вынужденных переселенцев.6
Перечень
форм устройства детей, оставшихся без
попечения родителей, данный в СК,
не является исчерпывающим и может
быть дополнен законами субъектов РФ.
В настоящее время в ряде субъектов
РФ идет поиск таких форм (детские деревни,
мини-детский дом, попечительские семьи,
воспитательные семьи и др.).
До
определения конкретной формы устройства
ребенок может временно проживать
в специализированном учреждении для
несовершеннолетних, нуждающихся в
социальной реабилитации (социально-реабилитационном
центре для несовершеннолетних, социальном
приюте для детей и подростков, центре
помощи детям, оставшимся без попечения
родителей). Здесь ребенку предоставляется
не только кров, питание, одежда, обувь,
но и оказывается содействие в преодолении
трудной жизненной ситуации, а также медико-социальная
помощь. В настоящее время в России существует
более четырехсот подобных учреждений,
которые самостоятельно создаются органами
исполнительной власти субъектов РФ.
Глава
2. Опека и попечительство над детьми
2.1 Основания
и порядок установления опеки и попечительства
над детьми
Институт
опеки и попечительства над детьми,
оставшимися без родительского
попечения, длительное время существовал
в различных формах как в дореволюционной
России, так и затем в РСФСР. В настоящее
время в семейном праве под опекой и попечительством
понимается форма устройства детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей,
в целях их содержания, воспитания и образования,
а также для защиты их прав и интересов
(ст.123, 145 СК, п.1 ст.35 ГК, ст.1 Закона о дополнительных
гарантиях по социальной защите детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей).