Общая характеристика Конституции Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2012 в 08:50, контрольная работа

Описание работы

Конституция в любом государстве - это правовой акт высшей юридической силы, своеобразный признак государственности, юридический фундамент государственной и общественной жизни, главный источник национальной системы права. Конституция на высшем уровне регулирует общественные отношения, связанные с организацией власти, правами и свободами, обязанностями человека и гражданина, формами правления и государственного устройства.

Содержание

Введение…………………………………………………………..………..…..с.3
1. Сущность и юридические свойства Конституции….……………………...с.6
2. Структура Конституции Российской Федерации………………..………...с.9
3. Система конституционных прав, свобод и обязанностей….…………… с.15
4. Гарантии конституционных прав и свобод ……………...….…………….с.21
Заключение …………………………………………………………….…..….с.26
Библиографический список ………………………………….……..………..с.28

Работа содержит 1 файл

контрольная по конституционному праву.doc

— 141.50 Кб (Скачать)

     В данной группе прав раскрывается важный элемент социального государства. Оно должно обеспечить каждому право на достойную жизнь, возможность защищать это право, при этом разумно ограничивая свободу других. Если государство не будет этого делать, то общество будут постоянно раздирать острые социальные противоречия.

     Наряду  с правами и свободами Конституция устанавливает обязанности граждан Российской Федерации, которые составляют неотъемлемую часть правового статуса личности.

     К основным обязанностям Конституция  относит:

  • обязанность платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57);
  • обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58);
  • обязанность защищать Отечество (ст. 59).

     Важнейшей обязанностью органов государственной  власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений является обязанность соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (ст. 15). Следует также иметь в виду, что ч. 3 ст. 17 предусматривает, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других. Уважение к чужим правам требует развитого правосознания и сдерживающих начал в человеке.

     В ч. 2 и 3 ст. 38 Конституции РФ закреплены две обязанности граждан. Во-первых, родители обязаны заботиться о детях, их воспитании. Во-вторых, трудоспособные дети, достигшие 18 лет, обязаны заботиться о нетрудоспособных родителях. В гражданском и семейном законодательстве предусмотрено материальное обеспечение соответствующих обязанностей граждан. В ч. 4 ст. 43 на каждого гражданина возлагается обязанность получить основное общее образование, а на родителей или лиц, их заменяющих, — обязанность обеспечить получение детьми этого образования.

     Конституция возлагает на каждого обязанность  заботиться о сохранении исторического  и культурного наследия, беречь памятники  истории и культуры (ч. 3 ст. 44). Указом Президента РФ от 20 февраля 1995 г. утвержден «Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального значения». Субъекты РФ вправе принимать аналогичные нормативно-правовые акты, закрепляющие перечень таких объектов на своей территории, имеющих местное значение.11 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГАРАНТИИ  КОНСТИТУЦИОННЫХ  ПРАВ И СВОБОД 

     Обычно  под гарантиями понимают условия и средства обеспечения прав и свобод. Условия — это объективно складывающиеся общественные отношения (т.е. сама жизнь, то, где, когда, как именно обеспечивается реализация прав и свобод). Средства определяют, с помощью каких механизмов (с помощью чего именно) обеспечивается реализация тех или иных прав, свобод.

     Гарантии  подразделяются на две группы: общие  и специальные. Общие - экономические или материальные гарантии, политические, идеологические или нравственно-духовные. Специальные — собственно юридические гарантии. Определяющее значение имеют экономические гарантии. Плюрализм форм собственности и соответствующих им способов производства является общим фоном, условием обеспечения прав и свобод. Высокий уровень производства в стране позволяет перевести большинство населения из бедных слоев в средние, средний класс, представители которого сами заботятся о своих правах, имеют для этого материальные возможности. Человек состоятельный при помощи юристов, адвокатов, консультантов обеспечивает реализацию принадлежащего ему права, в то время как бедный даже при наличии разветвленной системы юридических гарантий зачастую сталкивается с трудноразрешимыми проблемами в органах государства. Тем не менее, юридические гарантии прав и свобод чрезвычайно важны, ибо представляют собой юридический механизм реализации прав и свобод, условия и средства, закрепленные в законодательстве. Чем более подробно разработан этот механизм в законодательстве, тем легче для всех реализация прав и свобод.12

     Каждому гарантируется судебная защита его  прав и свобод, что установлено  ст. 46 Конституции. Это конституционное право реализуется в Законе Российской Федерации от 14 декабря 1995 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». Ряд статей Конституции специально указывает на судебную защиту прав и свобод: права на тайну переписки (ст. 23), права на неприкосновенность жилища (ст. 25), права частной собственности (ст. 35).

     Конституция РФ, представляя гражданам права  и возлагая на них обязанности, предусматривает  систему гарантий государства.

К ним  относятся:

а) экономические (ст. 53);

б) политические (ч. 1 ст. 45);

в) юридические (ст. 48 Конституции РФ).

     Права и свободы могут быть ограничены только федеральным законом, и в  той мере, в какой это необходимо (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ):

а) в  условиях чрезвычайного положения;

б) для  обеспечения безопасности граждан;

в) для защиты основ конституционного строя.

     В соответствии с ч. 3 ст.56 Конституции РФ в условиях чрезвычайного положения не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные ст. 20, 21, ч. 1 ст. 23, ст.  24, 28, ч. 1 ст. 34, ч. 1 ст. 40, ст. 45—54 Конституции Российской Федерации.

     Кроме того, ряд конституционных положений (ст. 47—54) прямо связан с возможностью судебной защиты и отправлением правосудия:

  • закрепление презумпции невиновности  - каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда (ст. 49);
  • право на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48);
  • невозможность придания обратной силы закону, который устанавливает или отягчает ответственность (ст. 54);
  • право обвиняемого на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом (ст. 47);
  • положение о том, что никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление (ст. 50), никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга, близких родственников (ст. 51);
  • право на компенсацию причиненного ущерба и на возмещение причиненного вреда (ст. 52, 53).

     В соответствии с международными договорами Российской Федерации каждому гарантируется и международно-правовая защита его прав и свобод путем предоставления права обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. Такими межгосударственными органами являются Комитет по правам человека ООН, Европейская комиссия прав человека Совета Европы, Европейский Суд по правам человека, специализированные организации и учреждения ООН (ВОЗ, МОТ, ЮНЕСКО и др.).

     Новым институтом конституционного права, учрежденным  для обеспечения гарантий государственной  защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и  должностными лицами, является Уполномоченный по правам человека. Уполномоченный назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой. Правовой основой его деятельности служит Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации».13

     Уполномоченный  способствует восстановлению нарушенных прав, совершенствованию законодательства Российской Федерации о правах человека и гражданина и приведению его  в соответствие с общепризнанными  принципами и нормами международного права, развитию международного сотрудничества в области прав человека, правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты. При осуществлении своих полномочий Уполномоченный независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам.

     При Президенте Российской Федерации действует  Комиссия по правам человека, которая является совещательным и консультативным органом, содействующим реализации главой государства его конституционных полномочий как гаранта прав и свобод человека и гражданина. Основные задачи и порядок деятельности Комиссии определяются Положением о ней, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 18 октября 1996 г.14

     В Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45). В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина (ст. 55).

     Важной  гарантией прав и свобод человека и гражданина является установление четкого механизма возможного ограничения  прав и свобод. Конституция закрепляет конкретные исчерпывающие основания  такого возможного ограничения. Оно  может быть осуществлено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55). Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (ч. 2 ст. 19).

     В условиях чрезвычайного положения  отдельные ограничения прав и  свобод с указанием пределов и  срока их действия могут устанавливаться федеральным конституционным законом (ч. 1 ст. 56). При этом Конституция запрещает даже в условиях чрезвычайного положения ограничивать следующие права и свободы:

  • право на жизнь, достоинство личности;
  • право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени (недопущение сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия);
  • свободу совести и свободу вероисповедания;
  • право на экономическую деятельность; право на жилище.

     Не  подлежат ограничению права, связанные  с судебной защитой и отправлением правосудия (ст. 46—54 Конституции). В их числе права на обжалование в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти и органов местного самоуправления, на межгосударственную защиту прав и свобод, на получение квалифицированной юридической помощи, на презумпцию невиновности, на возмещение ущерба. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

    Можно сказать, что Конституции РФ 1993 года присущи следующие особенности.

    1. Это в основном деидеологизированный правовой документ. В нем высшей ценностью объявляются не интересы государства, а права и свободы человека. Права и свободы личности гарантируются установленным в Конституции приоритетом норм международного права. Из Конституции исключены положения, касающиеся классового подхода к решению проблем общества. Положения об активной роли трудового коллектива заменены нормами, закрепляющими право частной собственности, нормами о свободе предпринимательской деятельности, о развитии рыночных отношений.

    2. Конструкция имеет классическую структуру, т. е. такую, которая используется при построении конституций во многих странах.

    3. В Конституции провозглашается  принцип разделения властей, но вместе с тем в ней устанавливается сильная роль Президента. В конечном счете, любая конституция отражает соотношение политических сил. Парламент, являющийся представительным органом народа, по существу только зарождается в России и пока он не может взять на себя основную нагрузку по управлению обществом. Однако в действующей Конституции заложена возможность превращения Российской Федерации в парламентскую республику путем установления соответствующих конституционных обычаев (например, формирования Правительства в соответствии с расстановкой сил в парламенте).

    4. Конституция РФ устанавливает юридическое равенство субъектов Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Это положение не означает установления абсолютно одинакового правового статуса субъектов РФ, а скорее декларирует равный подход федеральных органов к любому субъекту, независимо от каких-либо (фактических, юридических) факторов. Правда, реально это положение пока не реализовано.

    5. В Конституции устанавливается  довольно сложный порядок изменения и пересмотра ее положений. Нормы, касающиеся конституционного строя, прав и свобод граждан, не могут быть пересмотрены иначе как всенародным голосованием при поддержке не менее 50% избирателей, принявших участие в голосовании. Другие же нормы Конституции могут быть изменены в порядке, используемом для принятия федеральных конституционных законов (3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы), при условии их одобрения органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов Российской Федерации. Такой сложный порядок изменения Конституции РФ установлен сознательно: главная цель любой конституции – стабилизировать общество, но прежде всего сама конституция должна быть относительно стабильным правовым документом.

Информация о работе Общая характеристика Конституции Российской Федерации