Автор: Динар Садриев, 05 Ноября 2010 в 01:37, курсовая работа
Юридические лица: характеристика, классификации,правовые основы в РФ.
Введение…3
Глава 1. Общая характеристика юридических лиц………………………………...5
1.1. Понятие и признаки юридического лица……………………………….5
1.2. Классификация юридических лиц……………………………………….8
1.3. Теории юридических лиц………………………………………………….9
Глава 2. Правовые основы деятельности юридических лиц в современном российском праве……………………………………………………………………….12
2.1.Создание и реорганизация юридического лица……………………….12
2.2. Правосубъектость юридического лица………………………………...20
2.3.Ликвидация юридических лиц…………………………………………..25
Глава 3. Характеристика юридических лиц…………………………………….….30
Заключение……………………………………………………………………………...39
Глоссарий………………………………………………………………………………..41
Список использованных источников………………………………………………..43
Приложения……………………………………………………………………………..44
Таким образом, в рамках фикции Маарбах рассматривал юридическое лицо как форму имущественной общности, Беккер – как бессубъектное целевое имущество, а другие исследователи (Кунтц, Эндманн) – как персонифицированный имущественный фонд.
В
соответствии с теорией должного
и товарищеского имущества
Согласно теории коллективной собственности юридическое лицо рассматривается как форма воплощения общей собственности. Планиоль определял юридическое лицо как средство для упрощения управления коллективной собственностью7.
Особое место в доктрине юридического лица занимает концепция его существования как реального субъекта реальных общественных отношений. Основатель ограниченной теории юридического лица О.Гирке утверждал, что юридическое лицо - это особый телесно-духовный организм, союзная личность. Это не продукт правопорядка, а реально существующий организм, на который государство, но не призывает его к жизни.
Изучая данные теории можно отметить ряд разногласий возникающих между юристами в наше время. Одни считают что, в основе юридического лица лежат не фиктивные, а реальные настоящие потребности живых людей, и субъекты, которым даются права для охраны этих интересов, существа определенно реальные, созданные самой жизнью или законодателем. Точка зрения других заключается в том, что необходимость объединения, защиты общих интересов участников в экономических отношениях перестали иметь главенствующее положение при создании юридического лица. Они утверждают, что юридическое лицо – это не социальная реальность, а фикция, камуфляж.
Если
ранее теорию фикции разделяли далеко
не все исследователи, были популярны
другие теории, например теория коллектива,
теория социальной реальности и др.,
то постепенно в конструкции
юридического лица все отчетливее стало
проявляться фиктивность их существования.
В настоящее время основной теорией, объясняющей
сущность юридического лица на Западе,
является именно теория фикции.
Правовые
основы деятельности
юридических лиц
в современном
российском праве
2.1.Создание
и реорганизация юридического
лица
От общей теории юридических лиц мы переходим к применению конкретных норм российского законодательства. Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц" вступил в силу с 1 июля 2002 года. Необходимость его принятия прямо предусматривалась не только действующим Гражданским кодексом РФ, но и другими федеральными законами об отдельных видах юридических лиц. Данный Закон был призван установить единую процедуру государственной регистрации фактов создания, реорганизации и ликвидации юридических лиц на всей территории России.
В
настоящее время
В соответствии с нормами п. 3 ст. 23 и ст. 51 ГК РФ Закон о регистрации должен был передать эти функции органам юстиции, возложив на них обязанности по ведению государственных реестров индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Однако Закон умалчивает о том, какой конкретно орган и каким образом будет осуществлять государственную регистрацию и вести единый государственный реестр юридических лиц.
В ст. 2 Закона говорится, что государственная регистрация осуществляется каким-то неизвестным "федеральным органом исполнительной власти", уполномоченным в порядке, установленном Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации". Ведение государственного реестра, содержащего сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц и соответствующие документы, осуществляется также "регистрирующим органом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации" (ст 4). Более того, согласно ст. 10 Закона специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц может устанавливаться другими федеральными законами. К тому же в Законе ничего не говорится о проведении регистрирующим органом какой-либо проверки соответствия представленных учредителями документов требованиям действующего законодательства; об ответственности учредителей за представление недостоверных (неточных или заведомо ложных) сведений. А ведь подобный мировой опыт есть. Например, в соответствии с нормами финского Закона "О компаниях" 1978 года в редакции от 14 февраля 1997 года представление в регистрирующий орган ложных сведений об оплате уставного капитала и некоторые другие нарушения порядка создания компании квалифицируются как преступления в сфере корпоративного права и наказываются штрафом или тюремным заключением на срок до одного года.
Закон не урегулировал порядок образования имущественной базы учреждаемого юридического лица. Российский законодатель рассматривает юридическое лицо с позиций теории фикции (олицетворения), то есть как правовое средство, прием юридической техники, искусственный субъект права, существование которого признается только после государственной регистрации. Юридическое лицо считается созданным и прио6ретает правоспособность только с момента государственной регистрации (п. 2 с 51. п. 3 ст. 49 ГК РФ). Аналогичным образом юридическое лицо считается прекратившим существование (ликвидированным) после внесения записи об этом в единый государственный реестр юридических лиц (п. 8 ст. 63 ГК РФ). Между тем нормы п. 3 ст. 90 ГК РФ, п. 2 ст. 16 ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", п. 1 ст. 34 ФЗ "Об акционерных обществах", п. 1 ст. 10 Ф3 от 10 апреля 1996 года "О производственных кооперативах" предписывают учредителям общества оплатить не менее 50 процентов уставного капитала, а члену кооператива — не менее 10 процентов его паевого взноса уже к моменту государственной регистрации, то есть тогда, когда, с позиции того же законодателя, юридическое лицо еще не существует.
Однако в новом Законе о регистрации по-прежнему не сказано, каким образом учредители могут передать деньги или любое другое имущество еще не созданному юридическому лицу.
Возможный вариант решения этой проблемы — конструкция предварительного общества, существующая в германском праве.
На
стадии между учреждением и
Законодательное
регулирование конструкции
Никакой критики не выдерживают формулировки норм Закона о регистрации, посвященные процедуре реорганизации (ст. 14-16). По-прежнему не определен правовой механизм реорганизации юридического лица (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования), отсутствие которого порождает множество споров на практике. Между тем данный Закон должен был устранить пробелы, имеющиеся в российском законодательстве о юридических лицах (ст. 15-20 ФЗ "Об акционерных обществах"; ст. 51-56 ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью"; ст. 16 ФЗ "О некоммерческих организациях" и др.).
По действующему законодательству в случае преобразования юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица (п. 5 ст. 58 ГК РФ, ст. 20 ФЗ об АО, ст. 56 ФЗ об ООО, ст. 17 ФЗ «О некоммерческих организациях» и др.).
При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу, а сами сливающиеся юридические лица прекращаются (п. I ст. 58 ГК РФ, п. 1 ст. 16 ФЗ об АО, п. 1 ст. 52 ФЗ об ООО и др.).
В случае присоединения даного юридического лица к другому, к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица с прекращением присоединяющегося юридического лица (п. 2 ст. 58 ГК РФ, п. 1 ст. 17 ФЗ об АО, п. 1 ст. 53 ФЗ об ООО и др.).
При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам с прекращением разделяющегося юридического лица (п. 3 ст. 58 ГК РФ, п. 1 ст. 18 ФЗ об АО, п. 1 ст. 54 ФЗ об ООО и др).
В ходе выделения из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица без прекращения его деятельности (п. 4 ст. 58 ГК РФ, П. 1 ст. 19 ФЗ об АО, п. 1 ст. 55 ФЗ об ООО и др.).
В
процессе реорганизации юридического
лица возникает универсальное
Как подчеркивают цивилисты, правовое регулирование универсального правопреемства при реорганизации юридических лиц должно увязать переход прав и обязанностей с переходом деятельности преобразованного юридического лица к его правопреемнику; распределить эти обязанности и ответственность за их нарушение между несколькими правопреемниками в соответствии с распределением между ними его деятельности: защитить интересы кредиторов реорганизуемого юридического лица.
Положения Закона о регистрации не отвечают этим требования ни с точки зрения их теоретической проработки, ни с позиций юридической практики.
Во-первых, нужно учитывать, что юридическое лицо, как любой субъект права, обладает целым комплексом вещных, обязательственных, исключительных и корпоративных прав и обязанностей как имущественного, так и неимущественного характера. Приобрести конкретное имущество, права и обязанности в порядке правопреемства или иным способом (п. 1 ст. 129, ст. 382 ГК РФ) может только субъект права, то есть уже созданное (зарегистрированное) юридическое лицо, обладающее правоспособностью (п. 2 ст. 51, п. 3 ст. 49 ГК РФ).
Думается, что и передавать весь этот комплекс прав и обязанностей от право-предшественника к правопреемнику следует до того, как реорганизуемое юридическое лицо прекратит свое существование (будет исключено из государственного реестра).
Во-вторых, согласно пп. 1, 2, 5 ст. 58 ГК РФ переход прав и обязанностей от одного юридического лица к другому в процессе слияния, присоединения или преобразования осуществляется в соответствии с передаточным актом.
Возникает вопрос о правовой природе передаточного акта. Судебная практика не считает акты приема-передачи гражданско-правовыми сделками, полагая, что они являются документами, оформляющими последствия сделок, их исполнение, фактическую передачу имущества, прав и обязанностей.
В-третьих, следует учитывать, что юридическому лицу могут принадлежать следующие объекты гражданского права: ценные бумаги; недвижимое имущество; авторские права; патенты; права на товарные знаки и знаки обслуживания; нематериальные блага (фирменное наименование, деловая репутация), иное имущество и права (ст. 129 ГК РФ). Поэтому даже если рассматривать передаточный акт как двустороннюю сделку (в смысле ст. 153 ГК РФ), совершаемую, в простей письменной форме, следует учесть, что сделки по передаче некоторых видов имущества либо прав, требуют соблюдения особых правил, установленных законом (ст. 163-165 ГК РФ).
Таким образом, юридический состав универсального правопреемства в процессе присоединения (поглощения) включает в себя совокупность следующих юридических факторов: