Общая характеристика форм государственного регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 19:58, контрольная работа

Описание работы

1. Механизм организации государственного регулирования
2. Административно-правовые методы регулирования
3. Экономические методы государственного воздействия
4. Система государственной экономической власти в Казахстане
5. Государственная поддержка предпринимательства и бизнеса. Закон РК «О частном предпринимательстве»
6. Характеристика государственного предпринимательства

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (4).docx

— 25.79 Кб (Скачать)

            Тема: Общая характеристика форм государственного регулирования 
Вопросы:  
1. Механизм организации государственного регулирования  
2. Административно-правовые методы регулирования 
3. Экономические методы государственного воздействия  
4. Система государственной экономической власти в Казахстане 
5. Государственная поддержка предпринимательства и бизнеса. Закон РК «О частном предпринимательстве» 
6. Характеристика государственного предпринимательства

 

 

Существуют различные методы государственного регулирования рыночной экономики, которые можно объединить в две  группы: административные (прямые) и  экономические (косвенные). Применение этих методов зависит от социальных, экономических, исторических, политических условий, состояния развития и структуры  экономики страны. Поэтому механизм государственного регулирования экономики  в каждой стране имеет свои особенности. Основные направления и методы государственного регулирования экономики приведены  на рис. 157.

Государство как гарант экономических  свобод осуществляет административное влияние на рынок на всех уровнях  управления - от муниципального до федерального (от районного до общегосударственного). Основные методы прямого регулирования государством рынка приведены на рис. 158.

Организуючий влияние на рынок государство осуществляет прежде всего путем разработки законов и контроль за их соблюдением всеми хозяйствующими субъектами. К основным методам государственного воздействия относятся: антимонопольное законодательство, контроль за ценами, а также за качеством продукции, через систему государственного лицензирования на производство отдельных товаров; ограничение вывоза некоторых товаров в другие страны. Государство выступает гарантом денежной единицы, осуществляет контроль за оборотом денег. Правительство ежегодно определяет минимальный размер заработной платы, что способствует регулированию рынка труда.

Для того чтобы защитить внутренний продовольственный рынок, государство  вводит ограничения на ввоз определенных товаров, например значительно повышает ставки пошлин, либо вводит более действенные  инструменты защиты - компенсационные  сборы, размер которых определяют как  разницу между внутренней ценой  импортируемого продукта и ценой  на рынке, с которого он поступает. их устанавливают для довольно широкого перечня товаров, прежде всего для тех, которые в достаточном количестве производятся в стране.

Государство является прямым рыночным агентом, что дает ей возможность  непосредственно влиять на емкость  и структуру рынка, а также  определять новые организационные  формы его функционирования. В  современных развитых странах государство  является крупным владельцем (ей принадлежит 10-35 и более процентов основных производственных фондов), сосредоточил в своих руках не только отрасли  инфраструктуры, но и часть средств производства.

Особое внимание государство уделяет  производству общественных благ. Выбирая  стратегию регулирования, она может  осуществлять производство этих благ непосредственно на государственных  предприятиях. Также могут применяться  и косвенные методы регулирования, т.е. государство выступает посредником  между потребителем и производителем благ.

 

5) До настоящего времени государственная  поддержка малого предпринимательства  в Казахстане акцентировалась  на предоставлении налоговых  преференций и льготного финансирования  за счет государственного бюджета  и велась не всегда на системных  началах.

Сегодня назрела ситуация, когда  малое и среднее предпринимательство  должно использовать свою гибкость, мобильность, рыночную объективность для ускоренного  поиска своего места в инновационной  экономике.

Предполагается решение следующих  задач:

-    создание максимально прозрачной законодательной основы для развития малого и среднего предпринимательства;

-    дебюрократизация экономики и устранение административных барьеров;

-    сокращение теневого оборота в малом и среднем предпринимательстве;

-    передача непрофильных государству функций в рыночную среду, в первую очередь, малому и среднему предпринимательству;

-    создание и обеспечение жизнеспособных инфраструктурных систем на основе кластерно-сетевого подхода;

-    участие предпринимательства в инновационной экономике.

В целях сокращения административных барьеров и улучшения бизнес климата, постановлением Правительства от 18 марта 2008 года № 259 создана Комиссия по устранению административных барьеров и улучшению бизнес – климата  для малого и среднего бизнеса (далее  – Комиссия) во главе с Премьер-Министром РК. Основными направлениями работы Комиссии является усовершенствование:

- разрешительной системы, включая  лицензирование;

- порядка проведения проверок;

- системы регистрации прав на  недвижимое имущество;

- процедур сертификации товаров,  работ и услуг.

В состав Комиссии включены представители  НЭПК «Союз «Атамекен», Форума предпринимателей, Ассоциации предпринимателей Карагандинской области.

На проведенных в текущем  году 6 заседаниях Комиссии рассматривались  первоочередные меры по устранению административных барьеров и улучшению бизнес климата  для малого и среднего бизнеса; упрощение  таможенных процедур; оплата за присоединение  дополнительных мощностей и создание благоприятных условий для развития розничного рынка электрической  энергии для субъектов малого и среднего бизнеса (далее – МСБ) и ряд других.

По результатам рассмотрения на заседаниях Комиссии приняты 13 постановлений  Правительства и ряд внутриведомственных  актов.

Все принятые меры положительно отразились на бизнес-климате в республике, что подтверждается изменением места Казахстана в рейтинге Всемирного Банка «Doing Business». Используемые индикаторы необходимо рассматривать как ежегодную оценку проведенных реформ по улучшению бизнес-среды. В связи с изменением методики проведения рейтинга в прошлом году Казахстан занимал 80-е место (при прежнем методе – 71). В настоящее время республика переместилась на 70 место, то есть имеет место улучшение положения на 10 позиций в 2009 году по сравнению с 2008 годом.

Кроме того, во исполнение пункта 4 протокола  совещания по вопросу реализации антикризисных мер у заместителя  Премьер-Министра Республики Казахстан от 19 сентября 2008 года № 17-5/005-1321 касательно подготовки совместно с заинтересованными госорганами очередного пакета документов по устранению административных барьеров и улучшению бизнес климата для малого и среднего бизнеса, сообщаем следующее.

-   Министерством финансов Республики Казахстан разработан проект Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам таможенного дела» (далее – законопроект).

Принятие законопроекта позволит оптимизировать формы государственного контроля в пунктах пропуска, исключить  необоснованные задержки транспортных средств, ускорить прохождение процедур осуществляемых государственными органами.

В настоящее время законопроект внесен в Парламент Республики Казахстан  постановлением Правительства РК от 29 сентября 2008 года № 896.

-   Министерством индустрии и торговли Республики Казахстан разработан проект Концепции реформирования системы проверок субъектов частного предпринимательства. Проект Концепции направлен на оптимизацию деятельности контролирующих органов в целях сокращения и упорядочения проверок.

30 сентября 2008 года данный проект  Концепции был вынесен на обсуждение  и одобрен (протокол от 30.09.08. №  17-68/007-694) на заседании Комиссии  по устранению административных  барьеров и улучшению бизнес  климата для МСБ.

В настоящее время в соответствии с названным протокольным поручением Концепция дорабатывается в Министерстве, после чего будет вынесена на заседание  Межведомственной комиссии по вопросам законопроектной деятельности.

-   Министерством экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан разработана Концепция совершенствования разрешительной системы (далее – Концепция).

Целью данной Концепции является совершенствование  разрешительной системы, предусматривающей  снижение административной нагрузки на бизнес и упрощение разрешительной системы, прежде всего лицензирования, сертификации, аккредитации с учетом лучшего зарубежного опыта, системных мер и предложений, направленных на упорядочение разрешительных процедур, улучшение бизнес климата.

В рамках Концепции будут разработаны  предложения по оптимизации перечня  регулируемых видов деятельности.

Концепция в настоящее время  дорабатывается и будет внесена  на следующее заседание Комиссии по устранению административных барьеров и улучшению бизнес климата для  МСБ.

-   Министерством юстиции Республики Казахстан разработан проект Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам снижения административных ограничений в Республике Казахстан».

Целью законопроекта является устранение административных барьеров для субъектов  частного предпринимательства через  сокращение перечня лицензируемых  видов деятельности, замены сертификации отдельных видов продукции на декларирование, упрощение порядка  государственной регистрации, сокращение сроков проведения проверок и количества запрашиваемых документов.

Законопроектом предусматривается  внесение изменений в 30 законодательных  актов.

В настоящее время данный законопроект находится на рассмотрении в государственных  органах.

В качестве системных мер по дальнейшему  развитию малого и среднего бизнеса  Правительство предлагает:

1.   Принять меры развития небанковского сектора финансового рынка, в частности, микрокредитных организаций и кредитных товариществ.

Дальнейшее развитие микрокредитных организаций и кредитных товариществ зависит от решения ряда вопросов связанных с налогообложением, коммерческим инвестированием, а также законодательным регулированием деятельности микрокредитных организаций и кредитных товариществ.

Микрокредитные организации и кредитные товарищества во всем мире и в Казахстане более охотно идут в сельскую местность, меньше ориентируются на залоги, то есть работают в той нише, которая не интересна банкам. В нашей стране они законодательно ущемлены как в части источников фондирования, так и в налогообложении по сравнению с банками.

С целью приведения деятельности микрокредитных организаций и кредитных товариществ к международным стандартам, расширения их возможностей, привлечения отечественных и иностранных инвестиций мы совместными усилиями разработали проект поправок в Законы «О микрокредитных организациях» и «О кредитных товариществах» (пункт 51 Плана мероприятий по исполнению Общенационального плана мероприятий по реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 6 февраля 2008 года, и пункт 44 Плана законопроектных работ Правительства Республики Казахстан на 2008 год).

Изменения и дополнения в действующие  законы вызваны необходимостью современного развития микрофинансовых организаций, некоторые из которых вышли на международный уровень развития и их деятельность ограничена рамками данных законов.

Предметом регулирования законопроекта  является упрощение процесса капитализации  микрокредитных организаций и кредитных товариществ, расширение их деятельности в части осуществления небанковских операций.

В частности, основные поправки которые  мы предлагаем - это разрешить микрокредитным организациям создаваться в форме АО, с правом выпуска простых акций, а кредитным товариществам разрешить принимать срочные взносы.

Ожидается, что данные изменения  коренным образом поменяют идеологию  микрокредитования, и это будет инновацией в развитии данного финансового сектора.

На настоящий момент Законопроект со всеми заинтересованными государственными органами, одобрен Правительством и  готовиться к внесению в Мажилис Парламента.

Кроме того, по итогам учебной поездки  в Венгрию группы разработчиков  проекта Закона, Правительством начата работа по разработке проекта Концепции  дальнейшего развития небанковских кредитных учреждений, с учетом передового опыта.

2. Необходимо предпринять всесторонний  анализ эффективности различных  институтов финансового посредничества  как инструментов обеспечения  доступа реального сектора (особенного  малого и среднего бизнеса)  к рынкам капитала.

3. С учетом результатов сравнительного  анализа принять комплекс мер  по активизации фондового рынка  Казахстана. При этом использовать  возможности иностранных (включая  Исламский банк развития) и отечественных  (в т.ч. институты развития) инвесторов.

Произошедшие изменения в предпринимательской  среде, формировавшейся в течение  последних десяти лет, ставят на первый план необходимость совершенствования  нормативной правовой базы и основ  ее государственного регулирования.

В этих целях будет проведена  ревизия действующих нормативных  правовых актов, регулирующих вопросы  предпринимательства, на предмет устранения имеющихся противоречий и приведения их в соответствие с требованиями современного состояния развития экономики.  

3.2 Развитие системы финансово-кредитной  и инвестиционной поддержки малого  предпринимательства

Обеспечение финансово-кредитной  и инвестиционной поддержки малого бизнеса будет основано на развитии специализированных институтов и внедрении  пошаговой (уровневой) схемы финансово-кредитного обеспечения целевых групп субъектов  малого предпринимательства с установлением  приемлемых для них условий и  процедур кредитования.

Фундаментом указанной схемы должна выступить система микрокредитования предпринимательских инициатив наименее обеспеченных граждан и начинающих предпринимателей, в том числе на селе, осуществляемого как на коммерческой, так и на грантовой основе с упрощением технических процедур оформления кредита.

Информация о работе Общая характеристика форм государственного регулирования