Образовательное учреждение – субъект гражданского права

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 17:46, контрольная работа

Описание работы

Статус юридического лица позволяет образовательному учреждению иметь в оперативном управлении или собственности здания, иное имущество, необходимое для создания надлежащих условий для осуществления образовательного процесса. В настоящее время регулирование образовательного процесса осуществляет государство, создавая образовательные учреждения, которые занимают особое место в системе общественного развития, что не удивительно. Ведь на каждом этапе развития общества образование являлось важнейшим фактором экономического, социального и культурного прогресса, необходимой предпосылкой полноценного развития каждого индивидуума, его благополучия.

Работа содержит 1 файл

ОП контрорльная.doc

— 90.50 Кб (Скачать)

Свидетельство о государственной аккредитации выдается по итогам его аттестации компетентным органом управления образованием. Оно подтверждает соответствие содержания и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов. Таким образом, вновь создаваемое образовательное учреждение может получить правовой статус государственного образовательного учреждения не сразу после его регистрации, в лишь по истечении определенного и достаточно длительного срока. Первая аттестация образовательного учреждения может проводиться после первого выпуска обучавшихся, но не ранее чем через три года после получения лицензии.

Другой специфической чертой правоспособности образовательного учреждения является возможность ее ограничения по решению компетентных органов образования, а не суда. В случаях, когда образовательное учреждение не обеспечивает надлежащее качество образования, оно может быть лишено государственной аккредитации и соответственно права выдавать выпускникам документы государственного образца. При невыполнении условий, предусмотренных лицензией, последняя изымается у образовательного учреждения. Тем самым учреждение утрачивает право на ведение образовательной деятельности. Возобновление лицензии и получение свидетельства о государственной аккредитации осуществляются в том же порядке, что и получение этих документов вновь создаваемым учреждением.

Конечно, действующая система наделения образовательного учреждения правоспособностью и дееспособностью, по нашему мнению, далека от совершенства, осложнена процедурами, которые ничего, кроме дополнительных денежных расходов и без того малосостоятельного образовательного учреждения, не дают. 

Например, имеется сельская общеобразовательная средняя школа, одна на несколько сел и поселков. Согласно Закону РФ «Об образовании», она подлежит лицензированию, аттестации и аккредитации. Предположим, что школа не соответствует необходимым нормам и правилами и ее нужно лишать лицензии. А где же дети будут реализовывать свое конституционное право на образование? Согласно данным Минобразования России в настоящее время более 30 % школьных зданий требуют капитального ремонта, из них в аварийном состоянии находятся 6,5 % и тем не менее школы работают и лишать их лицензии никто не собирается.
Другая ситуация. Правительство РФ на основании документов, подготовленных Минобразованием России, принимает решение о создании вуза. После получения вузом права юридического лица то же Минобразование создает комиссию с целью выявления условий осуществления образовательного процесса в этом вузе и выдачи ему лицензии. Если таких условий нет, то почему Минобразование России давало согласие на создание нового вуза? Если заранее известно, что надлежащие условия у вуза имеются, то зачем устанавливать уже известные факты. Но предположим, комиссия пришла к выводу, что вузу, созданному по решению Правительства РФ, не может быть выдана лицензия на ведение образовательной деятельности. Хватит ли у Минобразования России мужества отказать этому вузу в лицензии?


Несовершенство порядка получения образовательными учреждениями лицензии на правоведения образовательной деятельности и аккредитации не отменяет самой специфики формирования правового статуса этих учреждений, ориентированного на создание максимальных условий для осуществления образовательного процесса.

Третья особенность правового статуса образовательного учреждения состоит в том, что оно выступает по преимуществу обязанной стороной образовательных правоотношений. Это учреждение должно в полной мере и надлежащим образом исполнять свои обязанности , закрепленные ч. 3 ст. 32 Закона РФ «Об образовании», и тем самым способствовать реализации права обучающихся на качественное образование. Права образовательного учреждения в образовательном процессе подчинены задачам надлежащего исполнения им обязанностей и никаких материальных и иных благ не влекут. В образовательном правоотношении учреждение предстает как бы неким «безсеребряником», который осуществляет свою деятельность исключительно в интересах обучающихся. 

Финансовые отношения образовательного учреждения с обучающимися не влияют на конечные результаты образовательных правоотношений. Постижение объекта таких отношений, подтвержденное документом об образовании, полностью зависит от знаний, навыков и умений, приобретенных обучающимися в процессе обучения. Характерно, что и предоставление образовательному учреждению прав на ведение образовательной деятельности, подтверждаемое лицензией и аккредитацией, ставится в прямую зависимость не от его финансового положения, а от способности надлежащим образом исполнять свой обязанности в образовательном процессе.


Права и обязанности образовательного учреждения, связанные с материальной стороной деятельности, входят в их статус юридического лица либо субъекта финансового права. Причины, по которым обучающиеся и педагогические работники, будучи субъектами образовательного отношения, не подпадают под действие норм гражданского и административного права, сохраняют свое действие и по отношению к образовательному учреждению. Последнее в полной мере сохраняет специфику своего статуса участника образовательного отношения, и не содержит компонентов статусов субъекта гражданского или административного права. 

Иное создавало бы парадоксальную ситуацию – существование конкретного правоотношения, права и обязанности участников которого возникали бы на основе разных отраслей права. Например, права и обязанности обучающихся, формировались на основе норм образовательного права, а корреспондирующие им права образовательного учреждения - в соответствии с нормами административного или гражданского права. Таких правоотношений-кентавров ни теория, ни юридическая практика не знает, поскольку содержание конкретного правоотношения всегда монистично и подпадает под действие норм какой-либо одной отрасли права.
Против изложенного понимания правового статуса образовательного отношения может быть приведен один аргумент: образовательное учреждение несет материальную ответственность за некачественное образование и тем самым содержит обязанность, характерную для статуса субъекта гражданского права. По нашему мнению, этот аргумент не колеблет изложенной позиции.

Обязанность субъекта возмещать вред, причиненный другим лицам, вытекает не только из норм гражданского права. Она является органичной частью статусов всех субъектов в сфере трудового, административного, земельного и других отраслей права. Возмещение гражданам и иным лицам вреда, причиненного органами государства и должностными лицами, вообще конституционная обязанность государства. Поэтому возложенная на образовательное учреждение обязанность возместить ущерб, причиненный некачественным образованием, вписывается в статус участника образовательного отношения.

Кстати, не только образовательные учреждения, но и обучающиеся, и работники образовательной сферы обязаны возмещать причиненный ими вред , а соответствующая юридическая обязанность входит последовательно в статусы всех участников образовательного правоотношения. 
Следовательно, способность образовательного отношения быть предметом новой самостоятельной отрасли права последовательно проявляется и в правовом статусе участников этого отношения.

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

 

Задача: Студент вуза, успешно завершивший обучение на 3 курсе университета был отчислен за неоднократное совершение дисциплинарных проступков. По отчислению ему была выдана академическая справка установленного образца. В то же время студент полагал, что имеет право на получение диплома о неполном высшем образовании, и обратился в Министерство образования с жалобой на действия администрации.

Кто прав в данном споре? Проаргументируйте.

 

 

Академическая справка не является документом, подтверждающим наличие образовательного ценза, поскольку выдается лицам, не завершившим образования определенного уровня, не прошедшим государственной (итоговой) аттестации или получившим на государственной (итоговой) аттестации неудовлетворительные результаты.  В соответствии с действовавшей до 27 октября 2007 года редакции ст. 6 и 7 Федерального закона от 22 августа 1996 года N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», образование лиц, не завершивших обучение по основной образовательной программе высшего профессионального образования, но успешно прошедших промежуточную аттестацию (не менее чем за два года обучения), признавалось неполным высшим профессиональным образованием и подтверждалось выдачей дипломов установленного образца о неполном высшем профессиональном образовании. Академическая справка выдавалась лицам, обучавшимся менее двух лет. В действующей редакции закона понятие диплома о неполном высшем образовании отсутствует, а в соответствии с п. 3 ст. 6 лицам, не завершившим освоение основной образовательной программы высшего профессионального образования, выдаются академические справки установленного образца.

Исключения установлены для лиц, поступивших для обучения по образовательным программам высшего профессионального образования до 31 августа 2009 г., на которых распространяются условия, действовавшие до вступления в силу Федерального закона N 232-ФЗ, в том числе: - возможность получения высшего профессионального образования различных ступеней по сокращенным и ускоренным программам; - право на получение диплома о неполном высшем профессиональном образовании; - возможность получения образования по образовательной программе высшего профессионального образования следующей ступени - бесплатно. 
Основание: Письмо Минобрнауки РФ от 21 апреля 2008 г. N ЮС-232/03 «Об обучении по образовательным программам высшего профессионального образования соответствующих ступеней высшего профессионального образования» 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Подводя итоги сказанному нужно отметить, что участие образовательного учреждения в имущественных правоотношениях регулируется образовательным законодательством, которое состоит из федеральных законов об образовании и о высшем образовании, правовых актов Минобразования, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации. Отсюда следует, что правовой статус образовательного учреждения определяется специальным законодательством, сочетающим элементы публичного и частного права. Насколько применимы здесь общие гражданско-правовые нормы? Недоразумения, а порой и ошибки, начинаются с того, что казусы из практики хозяйственной, предпринимательской деятельности образовательных учреждений пытаются решать, ссылаясь на общие законы, на ГК РФ.

Поэтому, во избежание противоречий представляется целесообразным не внесение изменений в Гражданский кодекс, за которые ратуют некоторые из вышеупомянутых юристов, а принятие федерального закона «Об учреждениях» по типу существующих законов об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и других, нормы которого регулировали бы прежде всего отношения имущественного характера в деятельности образовательных учреждений.

 

17

 



Информация о работе Образовательное учреждение – субъект гражданского права