Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 17:46, контрольная работа
Статус юридического лица позволяет образовательному учреждению иметь в оперативном управлении или собственности здания, иное имущество, необходимое для создания надлежащих условий для осуществления образовательного процесса. В настоящее время регулирование образовательного процесса осуществляет государство, создавая образовательные учреждения, которые занимают особое место в системе общественного развития, что не удивительно. Ведь на каждом этапе развития общества образование являлось важнейшим фактором экономического, социального и культурного прогресса, необходимой предпосылкой полноценного развития каждого индивидуума, его благополучия.
Введение.
С момента зарождения человечества сразу возникла необходимость передачи накопленного опыта последующим поколениям. Передача и получение опыта (информации) всегда продолжительно во времени, и никакие технические изобретения (грифельная доска, книгопечатание, компьютер) ни в состоянии существенно уменьшить это время.
Единственный выход, который удалось найти человеку – это организация целенаправленного процесса обучения, который осуществляется в школах и университетах. С возникновением учебных заведений появилась потребность в урегулировании этого процесса и правоотношений, возникающих в результате его реализации. Правоотношений между школой и учеником, университетом и студентом, учителем и учеником.
В настоящее время регулирование образовательного процесса осуществляет государство, создавая образовательные учреждения, которые занимают особое место в системе общественного развития, что не удивительно. Ведь на каждом этапе развития общества образование являлось важнейшим фактором экономического, социального и культурного прогресса, необходимой предпосылкой полноценного развития каждого индивидуума, его благополучия. Недаром право на образование занимает одно из центральных мест в комплексе прав человека и закреплено в Конституции России. Можно даже сказать, что это право стало естественным. Право на образование, в современных условиях, реализуется в образовательных учреждениях.
Успешное развитие любого общества немыслимо сегодня без школы и университета.
1. ПРАВОСУБЪЕКТНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Поскольку каждая отрасль права имеет свой уникальный предмет правового регулирования, то и опосредствующие его правоотношения всегда характеризуются оригинальной системой прав и обязанностей. Не является исключением из этого правила и образовательное право. Содержание образовательного правоотношения как совокупности прав и обязанностей обучающихся, педагогических работников и образовательного учреждения не дублируется никакой иной отраслью права. Соответственно и правовой статус участников образовательного отношения уникален, не повторяется полностью или частично правовыми статусами субъектов гражданских, административных и иных отраслей права.
Значительной спецификой характеризуется правовой статус обучающихся. Причем это различие наблюдается в содержании нетолько конкретных прав и обязанностей, но и их правоспособности и дееспособности.
Во-первых, значительной спецификой обладает возраст, с которого у обучающихся наступает дееспособность. Во всех отраслях права (трудовом, административном, семейном, уголовном и др.) гражданин как субъект соответствующих отношений должен иметь определенный, достаточно зрелый возраст. Полная дееспособность, т.е. право своими действиями приобретать права и обязанности, у граждан возникает в 18 лет, а в некоторых отраслях права и в более раннем возрасте. Например, по ряду составов преступлений к уголовной ответственности могут привлекаться лица с 14 лет, выступать субъектом трудовых отношений по найму - с 15 лет.
Однако в образовательном отношении субъект является дееспособным с самого раннего возраста, с момента занятий в дошкольных или начальных общих образовательных учреждениях, т.е. с четырех-семи лет.
В.И. Шкатулла полагает, что лица, не достигшие 18-летнего возраста, как субъекты образовательного отношения обладают “ограниченной дееспособностью, которая постоянно возрастает, изменяется” (98. С. 70). Подобное положение является неточным. Признание несовершеннолетних субъектами с ограниченной дееспособностью в образовательном отношении, означало бы, что их недостающая правоспособность должна восполняться родителями или законными представителями, как это имеет место в гражданском праве.
Но чем конкретно ограничивается дееспособность обучающихся и каким образом могут ее восполнить родители (законные представители)? Образовательные программы дошкольного и начального общего образования в состоянии освоить любой здоровый ребенок. Обучающийся с первых же дней учебы обладает всей полнотой прав и обязанностей и несет ответственность за допущенные им дисциплинарные проступки и ненадлежащее освоение образовательных программ. Может быть, родители (законные представители) должны участвовать в образовательном процессе и усваивать образовательную программу, которую не в состоянии усвоить их дети или опекаемые? Однако и этого не требуется.
Статья 52 Закона РФ “Об образовании” предоставляет родителям (законным представителям) несовершеннолетних детей следующие права: выбирать формы обучения, образовательное учреждение, защищать права и законные интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением. Но все эти права относятся не к сфере образовательного отношения, а к сопутствующим ему отношениям. Субъектом же собственно образовательного отношения, ориентированного на освоение образовательной программы соответствующего уровня, может быть только обучающийся, независимо от того дееспособности в гражданском и других отраслях права.
В образовательном отношении обучающийся всегда самостоятельно, собственными действиями реализует предоставленные ему права и исполняет возложенные обязанности, ибо иным способом ему получить образование не представляется возможным. Во-вторых, обязательное участие обучающихся в образовательном процессе порождает такую особенность их правового статуса, как отсутствие недееспособных обучающихся. Образовательное право не знает оснований для признания лица недееспособными или ограниченно дееспособными. Все жители страны независимо от их умственного и психического развития, а также состояния здоровья имеют право на получение образования, необходимого им для социальной адаптации и интеграции в общество. В соответствии с ч. 6 ст. 5 Закона РФ «Об образовании», гражданам с отклонениями в развитии государство создает условия для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических приемов. Для успешного применения таких приемов органы управления образованием создают специальные (коррекционные) образовательные учреждения либо классы, отдельные группы.
В-третьих, образовательное право не имеет института ограничения дееспособности граждан. Последние ни при каких условиях не лишаются права на образование. Более того, законодательство разрешает гражданам неоднократно получать бесплатное профессиональное образование по направлению государственной службы занятости в случае профессионального заболевания и по иным основаниям, предусмотренным ч. 7 ст. 50 Закона РФ «Об образовании». Среди мер уголовного наказания, предусмотренных Уголовным кодексом РФ, есть наказания в виде лишения свободы, права занимать определенные должности, но нет запрета на получение образования. Более того, в местах лишения свободы специально создаются общие и профессиональные образовательные учреждения с тем, чтобы осужденные могли получить общее или профессиональное образование и успешнее адаптироваться в обществе по отбытии наказания.
Имеется и четвертая принципиальная особенность правового статуса обучающихся – необходимым условием реализации конкретного образовательного отношения является выполнение учебной дисциплины и правил внутреннего распорядка, установленных уставом, иными нормативно-правовыми актами образовательного учреждения. Невыполнение этой обязанности влечет применение мер дисциплинарного взыскания, вплоть до отчисления из образовательного учреждения в одностороннем порядке, по решению органа управления образовательным учреждением.
Однако в юридической литературе и правоприменительной деятельности государственных органов право образовательного учреждения в одностороннем порядке отчислять обучающихся за нарушение ими учебной дисциплины или установленных правил поведения, подвергается сомнению. Речь идет прежде всего об обучающихся, которые получают образование на платной основе. На их отношения с образовательным учреждением пытаются распространить нормы гражданского законодательства, регулирующие отношения потребителей образовательных услуг с торговыми и иными организациями, предоставляющими такие услуги.
Так, А.В. Нежельский полагает, что «любой гражданин России, заказавший образовательные услуги (за плату и в любом объеме) и заключивший договор с образовательным учреждением, попадает под сферу действия законодательства о защите прав потребителей». В число потребителей автор относит студентов и аспирантов государственных и негосударственных образовательных учреждений, обучающихся за плату по основному направлению обучения (48. С.45).
Аналогичную позицию занимает и Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. Решением коллегии Министерства «О соблюдении законодательства и защите прав потребителей при оказании платных образовательных услуг» от 24 ноября 1999 г. было признано, что договор между образовательным учреждением и лицом, получающим образование на платной основе, должен соответствовать Гражданскому кодексу РФ и Закону РФ «О защите прав потребителей». Реализуя решение коллегии Министерства, его территориальные управления предписывают образовательным учреждениям отменять положения их уставов, а также пункты договоров, заключаемых между образовательными учреждениями и лицами, получающими образование на платной основе, противоречащие гражданскому законодательству и Закону РФ «О защите прав потребителей».
2. ПРАВОСУБЪЕКТНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РАБОТНИКА
Правовой статус педагогического работника как участника образовательного отношения отличается от правового статуса субъектов гражданского и административного права, в том числе и от правового положения государственного служащего, и от положения специалиста, который осуществляет какую-либо деятельность в пользу другого участника правоотношения в соответствии с заключенным гражданско - правовым договором. Формально можно увидеть некоторое сходство между статусом педагогического работника как участника образовательного отношения и статусом специалиста, оказывающего какую-либо услугу другим лицам по правилам гражданского права. Более того, законодательство предоставляет педагогическому работнику право заниматься индивидуальной трудовой педагогической деятельностью (см. ст. 48 Закона РФ «Об образовании»). И тем не менее, статус педагогического работника как участника образовательного отношения принципиально отличается от статуса любого субъекта гражданского права.
Во-первых, педагогический работник вступает в образовательное отношение с обучающимися на основании трудового договора, заключенного между ним и образовательным учреждением, а не гражданско - правового договора. Поэтому у педагогического работника никак не могут появиться права и обязанности, характерные для статуса субъекта гражданского права.
Во-вторых, образовательное отношение между конкретными обучающимися и педагогическими работниками возникают не на договоре, заключенном между ними, а на основании решений, принимаемых образовательным учреждениям. Воля обучающихся, равно как и педагогических работников на возникновение и действие именно между ними образовательного отношения, таким образом, не выражается прямо и непосредственно. Педагогический работник, как правило, лишен права выбирать себе контингент обучающихся, равно как и обучающимся законодательство не предоставляет права выбора педагогических работников. Такая ситуация в гражданском праве невозможна, поскольку ее ведущим началом является принцип, согласно которому граждане и юридические лица приобретают свои гражданские права своей волей и в своем интересе и правомочны самостоятельно выбирать себе других партнеров в гражданских правоотношениях.
В-третьих, педагогические работники обладают властными полномочиями в процессе организации и проведения занятий, а также аттестации обучающихся. Обучающиеся обязаны исполнять указания педагогических работников. Между тем, как говорилось ранее, в гражданском праве таких правоотношений не бывает, поскольку их участники всегда выступают равноправными партнерами.
Наличие у педагогических работников властных полномочий не дает оснований для их признания в качестве субъектов административного права – должностных лиц или государственных служащих. Согласно Федеральному закону « Об основах государственной службы Российской Федерации» эти должности существуют только в государственных органах. Работа служащих государственных, в том числе и образовательных учреждений, не признается государственной службой. Осуществляя государственную функцию, направленную на образование и воспитание молодого поколения , педагогические работники в Российской Федерации остаются лишь служащими соответствующих образовательных учреждений.
В других странах, например, в Эстонской Республике педагоги государственных учреждений народного образования признаются государственными служащими и на них распространяются права и льготы, предусмотренные для государственных служащих. Вопрос о необходимости повышения статуса педагогических работников Российской Федерации до статуса государственного служащего, неоднократно поднимался работниками образовательной сферы (В.А. Садовничий. 67. С.14-15). Придание педагогическим работникам статуса государственных служащих существенно меняет их трудовые права, позволяет повысить уровень заработной платы, пенсии, вводит дополнительные льготы в части медицинского обслуживания и др. Статус же педагогических работников как участников образовательного отношения сохраняется неизменным и после предлагаемого нововведения. Ибо эта мера ничего не меняет в их взаимоотношениях с обучающимися.
Таким образом, правовой статус второго участника образовательного отношения – педагогических работников - полностью соответствует специфике этого отношения и не выходит за пределы образовательного права. В нем нет элементов, характерных для статуса субъектов гражданского или административного права.
Полностью соответствует содержанию образовательного отношения и правовой статус образовательных учреждений, хотя он и не является единственным. Как низовое звено системы образования образовательные учреждения намного превосходят двуликого Януса, выступая одновременно, как минимум, в шести лицах – юридическим лицом, работодателем, субъектом финансового, налогового, административного и некоторых других отраслей права и соответственно имеет несколько отраслевых статусов. Все эти статусы образовательному учреждению необходимы для полной реализации основного статуса – участника образовательных отношений, способного в полной мере решить основную задачу, обеспечив своим выпускникам качественное образование.
3. СТАТУС ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Статус юридического лица позволяет образовательному учреждению иметь в оперативном управлении или собственности здания, иное имущество, необходимое для создания надлежащих условий для осуществления образовательного процесса. Обладая статусом субъекта административного права, образовательное учреждение органично входит в систему образовательных учреждений страны, действует в унисон с ними и обеспечивает сохранение единого образовательного пространства. Будучи субъектом финансового права, государственное или муниципальное образовательное учреждение получает финансирование из государственного или муниципального бюджета. Поэтому наличие у образовательного учреждения различных статусов не умаляет роли и значения его основного статуса - участника образовательных отношений.
В числе отличительных черт правового статуса образовательного отношения можно отметить сложный, многостадийный процесс его формирования. Чтобы получить государственный статус, с которым связывается предоставление всей полноты правового статуса, закрепленного законодательством Российской Федерации, образовательному учреждению требуется пройти четыре стадии: государственную регистрацию, лицензирование, аттестацию и аккредитацию.
Образовательное учреждение приобретает права юридического лица с момента его государственной регистрации. Как юридическое лицо оно правомочно осуществлять хозяйственно-финансовую деятельность, предусмотренную уставом, а также осуществлять свои права и нести обязанности в области трудового, образовательного и других отраслей права. Образовательное учреждение, в частности, может осуществлять подбор и прием на работу кадров, разрабатывать и утверждать образовательные программы и учебные планы, приобретать имущество, необходимое для осуществления образовательной деятельности.
Право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством, у образовательного учреждения возникают после получения лицензии. Лицензия свидетельствует о том, что условия осуществления образовательного процесса, предлагаемые этим учреждением, соответствуют государственным и местным строительным нормам и правилам, санитарно-гигиеническим нормам, обеспечивают охрану здоровья обучающихся и работников, а также удовлетворяют требованиям, предъявляемым к оборудованию учебных помещений, оснащенности учебного процесса, образовательному цензу педагогических работников.
Лицензия определяет содержание индивидуального правового статуса образовательного учреждения в образовательной сфере. В ней четко фиксируются направления, по которым ведется образовательный процесс, предельная численность обучающихся и срок действия лицензии. Однако лицензия не дает права образовательному учреждению на выдачу своим выпускникам документа государственного образца о соответствующем уровне образования, а также права пользования печатью с изображением Государственного герба Российской Федерации. Эти права образовательное учреждение приобретает лишь после получения им свидетельства о государственной аккредитации.
Информация о работе Образовательное учреждение – субъект гражданского права