Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 11:44, курсовая работа
Международное право, как и национальное право, представляет прежде всего совокупность норм. Норма права согласно общей теории права определяется как правило поведения, предписание, которому свойственна всеобщая обязательность. При применимости таких характеристик, как «правило поведения», «обязательность» нормы международного права имеют свою специфику.
1. Понятие и структура норм международного права……………………………3
2. Классификация норм международного права…………………………………….6
2.1 Классификация норм международного права……….....................................6
2.2 Деление норм по юридической природе или форме закрепления...…7
2.3 Нормы-цели и нормы-принципы….....................................................................12
2.4 Деление норм международного права по сфере пространственного действия…………………………………………………………………………………………………..18
2.5 Императивные и диспозитивные нормы международного права…….24
2.6 Материальные и процессуальные нормы………………………………………….29
2.7 Классификация норм международного права в зависимости от способа их осуществления……………………………………………………………………………………… .41
Список использованных источников………………………………………………… …..44
международное право норма
а) посягательство на жизнь и физическую неприкосновенность;
б) взятие заложников;
в) посягательство на человеческое достоинство;
г) осуждение и применение наказания без предварительного судебного решения».
Обязывающий
характер носят принципы добросовестного
выполнения обязательств и мирного
разрешения международных споров. В
частности, последний излагается Декларацией
о принципах международного права
следующим образом: «Государства должны...
стремиться к скорейшему и справедливому
разрешению своих международных
споров». Уполномочивающий характер носит
принцип равноправия и
Определительные
нормы по своему содержанию могут
устанавливать цели и направления
международного сотрудничества, т.е. квалифицироваться
как нормы-программы. Как уже указывалось
выше, все принципы международного
права содержат программный элемент.
Такие нормы могут закрепляться
в международных соглашениях
и в актах международных
Программные нормы могут регламентировать способ реализации иных определительных норм, содержащихся в международном договоре. Иллюстрацией может служить ст. 2 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., устанавливающая, что «государства-участники обязуются... принять... меры к тому, чтобы обеспечить постепенно полное осуществление признаваемых в настоящем Пакте прав»1.
Более сложную
структуру имеют оперативные
нормы, которые включают все виды
материальных норм. Их особенностью является
то, что они действуют только в
отношении конкретных субъектов
и регулируют определенную сферу
сотрудничества и рассчитаны на систематическое
применение. Оперативные компенсационные
и охранительные нормы начинают
применяться между
В качестве
примера оперативной
Разновидностью оперативных норм являются унификационные нормы, целью которых является установление единообразного поведения субъектов в различных сферах сотрудничества. Унификадионные нормы, хотя и регулируют права и обязанности субъектов международного права, могут содержать предписания, ориентированные на применение физическими и юридическими лицами, находящимися под их юрисдикцией. Подобного рода унификационные нормы особенно характерны для нормотворческой деятельности Европейского Союза и будут рассмотрены далее.
Среди унификационных
норм, адресованных только субъектам
международного права, заслуживают
внимания технические нормы, получившие
распространение в связи с
усилением научно-технического сотрудничества
между государствами. Технические
нормы (международные стандарты) - это
юридические предписания
По содержанию технические нормы весьма разнообразны, что можно проиллюстрировать на примере технических норм, закрепляемых в Регламентах ИКАО. Согласно Конвенции о международной авиации 1944 г. ИКАО принимает и по мере необходимости изменяет международные стандарты, касающиеся:
а) систем
связи и аэронавигационных
б) характеристик аэропортов и посадочных площадок;
в) правил полетов и практику управления воздушным движением (ст. 37).
Классификация процессуальных норм
В рамках процессуальных норм выделяются согласительные и принудительные нормы.
Наиболее значимыми и сложными по составу являются согласительные нормы, регулирующие механизм применения мирных средств разрешения международных споров, к которым согласно Уставу ООН относятся переговоры, обследование посредничество, примирение, арбитраж, судебные разбирательства, обращение к региональным органам или соглашениям или иное мирное средство по выбору конфликтующих сторон (ст. 33).
Свое название «согласительные» такие нормы получили потому, что их целью является с помощью перечисленных мирных средств достижение согласования позиций (компромисса), связанных с толкованием или применением международных договоров по спорному вопросу. Особая важность норм этой категории определяется тем, что они направлены на реализацию основополагающего принципа международного права - принципа мирного разрешения международных споров, поэтому как обязательный элемент содержатся во всех международных договорах, включая уставы международных организаций.
Традиционно
согласительные нормы излагаются в
договоре в следующей формулировке:
«Споры относительно толкования и применения
настоящего Договора подлежат разрешению
путем консультации и переговоров
между Договаривающимися
Среди согласительных
процессуальных норм выделяются также
организационные и процедурные
нормы. К организационным относятся
нормы, регулирующие процедуру открытия
международной конференции, дату и
место ее проведения, круг участников,
виды и порядок принятия актов
конференции либо процедуру проведения
консультаций и переговоров либо
сессий органов международных
Процедурные
нормы - это разновидность
Согласительные процессуальные нормы играют главенствующую роль в обеспечении правотворчества и правоприменения всех материальных норм, особенно определительных и компенсационных. Что касается охранительных норм, то для их реализации могут использоваться принудительные санкционные нормы. Их специфика заключается в том, что они применяются в случае необходимости, если государство-нарушитель отказывается прекратить международное правонарушение либо выполнить обязательства, вытекающие из ответственности такого государства. Такого рода принудительные нормы содержатся в главе VII Устава ООН и регулируют механизм применения Советом Безопасности ООН принудительных мер (санкций) невоенного и военного характера по отношению к государству- агрессору, не выполняющему его резолюции о прекращении военных действий против другого государства. Значимость согласительных норм состоит в том, что они создают благоприятные условия для применения в дальнейшем согласительных мер.
2.7 Классификация норм
По способу
осуществления нормы
К самоисполнимым
нормам международного права относятся
те, которые не требуют для их
реализации (имплементации) на национальном
уровне со стороны соответствующих
государственных органов
Возможность
прямого применения самоисполнимых
норм международного права признается
в законодательстве большинства
государств, включая Республику Беларусь.
Так, в Законе Республики Беларусь от
23 июля 2008 г. № 421-3 «О международных
договорах Республики Беларусь»
указывается, что «нормы права, содержащиеся
в международных договорах
Следует
подчеркнуть, что в силу того, что
нормы международного права носят
преимущественно общий
Наиболее широко самоисполнимые нормы применяются в практике деятельности европейской региональной международной организации - Европейского Союза. Регламенты ЕС - документы, принимаемые его высшим органом - Советом министров, имеют прямое действие не только в отношении государств - членов ЕС, но и для физических и юридических лиц, находящихся под их юрисдикцией.
Несамоисполнимыми
являются абсолютное большинство норм
международного права. Причем несамоисполнимость
договорных норм может определяться
в самом тексте международного договора.
Так, в ст. 2 Международного пакта
о гражданских и политических
правах 1966 г. устанавливается, что каждое
государство - участник Пакта «обязуется
принять все необходимые меры
в соответствии со своими конституционными
процедурами и положениями