Нормы международного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 11:44, курсовая работа

Описание работы

Международное право, как и национальное право, представляет прежде всего совокупность норм. Норма права согласно общей теории права определяется как правило поведения, предписание, которому свойственна всеобщая обязательность. При применимости таких характеристик, как «правило поведения», «обязательность» нормы международного права имеют свою специфику.

Содержание

1. Понятие и структура норм международного права……………………………3
2. Классификация норм международного права…………………………………….6
2.1 Классификация норм международного права……….....................................6
2.2 Деление норм по юридической природе или форме закрепления...…7
2.3 Нормы-цели и нормы-принципы….....................................................................12
2.4 Деление норм международного права по сфере пространственного действия…………………………………………………………………………………………………..18
2.5 Императивные и диспозитивные нормы международного права…….24
2.6 Материальные и процессуальные нормы………………………………………….29
2.7 Классификация норм международного права в зависимости от способа их осуществления……………………………………………………………………………………… .41
Список использованных источников………………………………………………… …..44
международное право норма

Работа содержит 1 файл

курсовая нормы международного права.docx

— 60.19 Кб (Скачать)

Договор разрабатывается путем закрепления  обычных норм международного права, которые продолжают действовать  в отношении государств, не ратифицировавших договор, а также регулировать вопросы, не получившие отражение в договоре. На параллельное действие обычных и  договорных норм указывалось в решении  Международного Суда ООН 1986 г. по иску Никарагуа против США. Суд подчеркнул, что если государства связаны  нормами «на уровне как договорного, так и обычного права, то, тем не менее, эти нормы сохраняют свое раздельное существование». Кроме того, новая договорная норма может  способствовать формированию новой  обычной нормы, если государство, не становясь участником договора, применяет  соответствующие договорные нормы  в своей практике. Такая практика достаточно характерна для государств, способствуя расширению сферы действия договора, его постепенной универсализации.

Следует также отметить, что реальная практика государств может отклоняться от договорных предписаний, реагируя на меняющиеся условия международного сотрудничества, что является более быстрым и  гибким способом, чем внесение изменений  в договор, особенно многосторонний, требующий согласия всех участников договора. Таким образом, с помощью  обычных норм можно ликвидировать  пробелы в международном праве, содействуя его прогрессивному развитию.

Особое  место в нормативной системе  международного права занимают документированные  нормы, закрепленные в резолюциях международных  организаций, актах международных  конференций. Относительно правовой оценки этих норм в доктрине международного права существуют разногласия. В  частности, ряд юристов-международников (Б.М. Ашавский, И.И. Лукашук, X. Рассел, В. Гебали) указывают на то, что резолюции  органов международных организаций  в силу их преимущественно рекомендательного  либо политического характера (акты СБСЕ) являются не правовыми, а морально-политическими  и не входят в систему международного права 1. Однако с такой аргументацией  трудно согласиться.

Действительно, являясь не обязательными, закрепляя  желательную или целесообразную модель поведения, не влекущую международно-правовую ответственность субъектов международного права при их несоблюдении, они  выполняют важную функцию в современном  международном правотворчестве. Во-первых, в большинстве случаев они  становятся этапом «преддоговорного регулирования», устанавливая принципы и определяя  содержание новых норм международного права, получающих впоследствии закрепление  в международном соглашении. Примером может служить Всеобщая Декларация прав человека, одобренная резолюцией ГА ООН 10 декабря 1948 г., на базе которой  были разработаны Международные  пакты о правах человека 1966 г. или  Декларация ООН о защите женщин и  детей в чрезвычайных обстоятельствах  и в период вооруженных конфликтов 1974 г., положения которой были закреплены и конкретизированы в Первом дополнительном протоколе 1977 г. к Женевским конвенциям о защите жертв вооруженных конфликтов 1949 г. Во-вторых, резолюции органов  универсальных международных организаций  таких, как ООН, ЮНЕСКО, МОТ, в которые  входят большинство государств мирового сообщества, способствуют признанию и утверждению в практике государств обычных норм.

Более очевидный  характер носит нормативность актов (итоговых документов) СБСЕ/ОБСЕ, внесшего большой вклад в формирование и развитие таких отраслей международного права, как право прав человека и  право международной безопасности. Положение таких актов квалифицируется  в них как обязательства, которыми должны руководствоваться государства- члены СБСЕ/ОБСЕ наряду с обязательствами  по международному праву (ст. 17 Венского итогового документа 1986 г., п. 5 ст. 9 документа  Копенгагенского совещания Конференции  по человеческому измерению 1990 г.).

Учитывая  многообразие документально подтвержденных норм международного права, их разную роль в международно-правовом регулировании, западная доктрина (в настоящее время  их поддерживает большинство юристов-международников) предложила классифицировать все нормы  на относящиеся к «твердому праву» (hard, law) и «мягкому праву» (soft law). «Твердое право» включает договорные и обычные  нормы, устанавливающие конкретные права и обязанности субъектов  международного права. «Мягкое право» может включать договорные нормы, если в договоре устанавливаются лишь общие принципы сотрудничества субъектов  в определенной сфере, но преимущественно  речь идет о нормах, содержащихся в  резолюциях органов международных  организаций, актах международных  совещаний и конференций. «Мягкое  право» ориентирует государства  на определенную модель поведения и  создает большие возможности  для усмотрения государств при их реализации.

 

2.3 Нормы-цели и нормы-принципы

 

В зависимости  от места норм в нормативной системе  и их влияния на процесс международного правотворчества их можно разделить  на нормы-цели и нормы-принципы. Цели и принципы относятся к основополагающим фундаментальным нормам международно-правовой нормативной системы, определяющим общедемократическую сущность современного международного права и направления  его прогрессивного развития. По справедливой оценке И.И. Лукашука цели и принципы, отражая общечеловеческие интересы и ценности, «воплощают основное идейное  содержание нормативной системы, закрепляют идеи относительно того, каким должно быть мировое сообщество... и как  оно должно функционировать»

Хотя  нормы-цели и нормы-принципы тесно  взаимосвязаны и применяются  совместно, между ними существуют отношения  соподчиненности. Причем нормами высшего  порядка являются нормы-цели. Именно цели определяют содержание и направление  развития системы международно-правового  регулирования, остальные нормы, включая  нормы-принципы, выступают как средства достижения установленной цели. О  приоритетной роли норм-целей свидетельствует  структура договоров и формулировки, используемые в них. В частности, в уставах международных организаций  цели и принципы организации обычно закрепляются в первом разделе (главе) устава, причем цели ставятся на первое место в названии такого раздела (главы), именуемого «Цели и принципы», и закреплены в первых статьях  раздела.

В Уставе ООН в разделе «Цели и принципы»  первенствующая роль целей подчеркивается следующей формулировкой ст. 2: «Для достижения целей, указанных в статье 1, организация и ее члены действуют  в соответствии со следующими принципами». Аналогичная формулировка содержится в ст. 3 Устава СНГ 1993 г. Следует подчеркнуть, что, несмотря на тесное взаимодействие целей и принципов, они имеют  различную функциональную направленность, по-разному влияя на процесс международно-правового  регулирования.

Цель  не только определяет содержание модели поведения субъектов, но от правильности выбора целей зависит эффективность  ее реализации. Поэтому разработка международного договора начинается с  согласования позиций государств относительно норм, определяющих цели данного договора.

Нормы-цели отличаются по сфере действия. Выделяются общие цели, относящиеся ко всей нормативной системе международного права, и конкретные цели, закрепленные в международных договорах, регулирующих определенную сферу сотрудничества. Общие цели закреплены в Уставе ООН  и рассматриваются как цели всего  мирового сообщества, что подчеркивается в ст. 1 Устава, провозглашающей ООН  центром «для согласования действий наций в достижении... общих целей». К ним относятся: поддержание  международного мира и безопасности; развитие дружественных отношений  и принятие соответствующих мер  для укрепления всеобщего мира; осуществление  международного сотрудничества во всех сферах и поощрения и развития уважения к правам и свободам человека (ст. 1).

Общие цели могут иметь программный характер, определяя новые ориентиры международного сотрудничества, содействуя, таким  образом, совершенствованию и прогрессивному развитию международного права. В частности, такие цели содержатся в Декларации тысячелетия ООН 2000 г., устанавливающей главные направления международно-правового регулирования в третьем тысячелетии. В качестве таковых определяются: мир, безопасность, разоружение, реализация права на развитие и искоренение нищеты, охрана общей окружающей среды, права человека, демократия и благое управление, защита уязвимых групп населения, удовлетворение особых потребностей Африки, укрепление Организации Объединенных Наций.

Конкретные  цели закрепляются в преамбуле двусторонних и многосторонних договоров. Причем спецификой обладают уставы международных  организаций. Цель организации является обязательным элементом основного  содержания и закрепляется в отдельной  статье первой главы устава.

Общие и  конкретные цели тесно взаимосвязаны  при доминирующей роли общих целей, что подтверждается формулировкой  преамбул конвенций и двусторонних договоров о приверженности целям  и принципам Устава ООН (например, Венская конвенция о праве  международных договоров 1969 г., Венская  конвенция о дипломатических  сношениях 1961 г., Международная конвенция  о борьбе с финансированием международного терроризма 1999 г., Договор между Республикой  Беларусь и Республикой Куба о  дружественных отношениях и сотрудничестве 2000 г.). Отношения соподчинения общих  и конкретных целей свидетельствуют  о системообразующей функции  общих целей, включающих нормы двусторонних и многосторонних договоров в  систему международного права.

Важную  роль играют нормы-цели в реализации договорных прав и обязательств, являясь  критериями их правомерности либо устанавливая границы их применения. Так, Венская  конвенция о праве международных  договоров 1969 г. требует, чтобы договор  толковался в свете объекта и  целей договора (ст. 31), рассматривает  как существенное нарушение договора, влекущее возможность его аннулирования, если оно «имеет существенное значение для осуществления объекта и  целей договора» (подп. б п. 3 ст. 60) не допускает приостановления действия договора по соглашению между некоторыми участниками, если оно является несовместимым  с объектом и целями договора (подп. ii п. 1 ст. 58). Ограничительные рамки  цели могут установить не только для  участников договора, но и для третьих  стран - неучастников договора.

Согласно  Венской конвенции о праве  международных договоров 1969 г. государство  не может делать оговорки при подписании, ратификации или присоединении  к договору, если они противоречат объекту и целям договора (п. с  ст. 19), государство должно воздерживаться от действий, которые бы лишили договор  объекта и цели до вступления его  в силу, подписав его под условием ратификации. Отсюда вытекает, что сфера  регулирования даже конкретных целей  достаточно широка и распространяется на отношения с третьими странами, не являющиеся сторонами договоров, в которых такие цели закреплены.

Определяющее  действие целей особенно ярко проявляется  в отношении международных организаций, чья структура и компетенция  обусловлена целями организации, закрепленными  в ее уставе. Более того, в современной  доктрине международного права, в Консультативных  заключениях Международного суда ООН  признается с учетом потребностей международной  жизни, в интересах достижения целей  возможность наделения международных организаций дополнительными полномочиями (подразумеваемой компетенцией), которые не зафиксированы в уставе и иных документах международной организации

Таким образом, нормы-цели играют важную роль в обеспечении  функционирования всей нормативной  системы международного права.

Принципы  являются основополагающим элементом  любой нормативной системы как  национального, так и международного права. Принципы - это выраженные в  праве исходные нормативно-руководящие  начала, характеризующие его основы и содержание. Данное определение  принципов, приведенное в общей  теории права, вполне применимо к  международному праву.

Вместе  с тем принципы обладают рядом  юридических качеств, отличающих их от других норм международного права. К ним относятся:

1) обычно-правовое  происхождение, в отличие от  целей, которые зафиксированы  в международных договорах;

2) структура:  представляют совокупность взаимосвязанных  норм;

3) обладают  самой широкой сферой применения  в отношении как субъектов,  так и объектов международного  права, регулируя всю систему  международных отношений. Этим  объясняется их универсальность  и общепризнанность;

4) являются  нормами высшего порядка, критериями  международной законности. Любая  норма международного права, независимо  от юридической природы (договорная  или обычная), становится недействительной, если не соответствует основным  принципам;

5) имеют  высшую юридическую силу. Они  императивны, что означает обязательное  соблюдение всеми субъектами  международного права;

6) имеют  неограниченную временем сферу  действия, определяя главные направления  развития международного права,  что доказывает их программный  характер.

В настоящее  время комплекс основных принципов  международного права в общей  форме закреплен в Уставе ООН  и включает принципы: равенства государств, неприменения силы и угрозы силой, невмешательства  во внутренние дела государств, право  наций на самоопределение, мирного  разрешения споров, добросовестного  соблюдения международных договоров. Их детальная трактовка содержится в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений  и сотрудничества между государствами  в соответствии с Уставом ООН 1970 г.

Информация о работе Нормы международного права