Некоммерческие организации как юридические лица

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 11:44, курсовая работа

Описание работы

Политические и экономические изменения, происходящие на постсоветском пространстве, привели к возникновению новых юридических форм и понятий, к числу которых относится и категория некоммерческих организаций (НКО). Актуальность исследования процессов их правового регулирования и функционирования обусловлена, прежде всего тем, что общество и государство на современном этапе развития переживают болезненный этап перехода от государственного контроля к состоянию саморегулирования, сбалансированности государственных и частных интересов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….3
1. ПОНЯТИЕ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА…………………………………………...4
2. НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ…………..5
3. ФОРМЫ НЕКОММЕРЧИСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ……………………………...8
3.1.Потребительский кооператив
3.2.Общественное объединение
3.3.Религиозная организация (объединение)
3.4.Фонды
3.5.Учреждения
3.6.Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы)
3.7. Некоммерческие партнерства
3.8. Автономные некоммерческие организации
4. СОЗДАНИЕ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ………………………..18
4.1. Способы создания некоммерческих организаций
4.2. Регистрация некоммерческой организации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………

Работа содержит 1 файл

содержание.doc

— 120.00 Кб (Скачать)

       Учредительным документом такой организации является ее устав, хотя Закон не запрещает  участникам заключить еще и учредительный  договор.

       Так же, как и некоммерческое партнерство, автономная некоммерческая организация вправе преобразоваться в общественную или религиозную организацию (объединение), либо в фонд. Однако преобразоваться собственно в некоммерческое партнерство нельзя, что выглядит вполне логичным: невозможно установить членские отношения в структуре, где круг участников формально не определен и документально не зафиксирован.

    4.СОЗДАНИЕ  НЕКОМЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
     
    4.1 Способы создания  некоммерческих организаций
 

       Решение вопроса о создании юридического лица, как правило, требует мобилизации значительных людских и материальных ресурсов, является общественно важным обстоятельством и предполагает соблюдение определенных требований. То же самое можно сказать и о прекращении юридического лица. Поэтому процессы их создания и прекращения постоянно находятся под контролем уполномоченных на то организаций (вышестоящих органов юридических лиц или собственников имущества и др.) Все эти и иные организации в различных формах контролируют процессы создания юридических лиц.

       Юридические лица создаются по воле их учредителей, однако государство (публичная власть) в интересах всех участников имущественного оборота контролирует законность их создания. Отсюда - требование обязательной государственной регистрации юридических  лиц. В качестве учредителей юридического лица могут выступать их первоначальные участники (члены) либо собственник их имущества или уполномоченный им орган (при создании учреждений), а также иные лица, вносящие в них имущественные вклады, хотя и не принимающие затем непосредственного участия в их деятельности (учредители фондов). Законодательству известно несколько способов создания юридических лиц.

       Сущность  распорядительного способа состоит в том, что решение об образовании юридического лица исходит из вне, от компетентных органов, как правило, собственников имущества, закрепляемого за юридическим лицом, или уполномоченного им органа.

       Так, органы местного самоуправления своими распоряжениями могут создавать  учреждения и организации на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности.

       Разрешительный  способ заключается в том, что вначале будущие члены организации принимают решение о создании организации, после этого необходимо обратиться в компетентный орган за разрешением на такое образование. Это разрешение дается в каждом конкретном случае, оно является актом применения нормы права и относится не группе организаций, а к конкретной организации. Прежде чем дать такое разрешение, соответствующий орган проверяет, во-первых, законность образования юридического лица, во-вторых, имеется ли экономическая, социальная или иная целесообразность в его создании. При отсутствии одного из этих условий разрешение на создание юридического лица не дается.

       В условиях рыночной экономике основным становится явочно-нормативный способ создания юридических лиц. Как и при разрешительном способе создания юридических лиц, инициатива образования организации исходит от будущих ее членов. Общее разрешение на образование организации дается заранее, до проявления такой инициативы; если при разрешительном способе такое разрешение представляется собой индивидуальный акт применения права, то при нормативно-явочном - это нормативный акт общего характера. Таким образом, основное разрешение на образование организации дается здесь заранее и в общем виде. Остальная часть контроля за ее созданием осуществляется при регистрации данной организации.

       Помимо  вышеназванных способов создания юридических  лиц, закон выделяет еще один - это  реорганизация. Действующее законодательство понимает под реорганизацией юридического лица - прекращение, влекущее возникновение новых организаций или значительное изменение характера юридической личности существующий организаций. В таких случаях ко вновь возникшим или ранее существующим организациям, помимо участников и имущества прекращаемого юридического лица, могут перейти особенности его организационной структуры, правоспособности, фирменное наименование и пр. Реорганизация возможно в формах слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования. В зависимости от того, какой орган принял решение о реорганизации юридического лица, этот акт признается добровольным или принудительным. Первый вариант возможен в случае вынесения соответствующего решения самим юридическим лицом, т.е. его учредителями (участниками), либо органом, имеющим в силу учредительных документов необходимые для этого полномочия. Принудительная реорганизация юридического лица происходит по решению суда либо по решению уполномоченных государственных органов.

       4.2. Регистрация некоммерческой  организации

       Юридическое лицо считается созданным с момента  его государственной регистрации.15

       Общий порядок государственной  регистрации юридических лиц  урегулирован ФЗ "О государственной  регистрации юридических лиц" от 8 августа 2001 г. Государственная регистрация осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Таким органом является Федеральная налоговая служба, подведомственная Министерству финансов РФ.16

       Необходимым условием внесения сведений о создании НКО в единый государственный  реестр юридических лиц является принятие решения о государственной  регистрации НКО федеральным  органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих организаций или его территориальным органом.

       Для НКО предусматривается  расширенный перечень документов, необходимых  для государственной регистрации. Как и любое другое юридическое  лицо, НКО должно представить в  регистрирующий орган заявление, решение  о создании НКО, учредительные документы НКО, выписку из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иной равный по юридической силе документ, подтверждающий юридический статус учредителя - иностранного лица, документ об уплате государственной пошлины. Состав учредительных документов определяется с учетом организационно-правовой формы НКО. В решении о создании некоммерческой организации и об утверждении ее учредительных документов должен быть обязательно указан состав избранных (назначенных) органов (в двух экземплярах). За государственную регистрацию НКО взимается государственная пошлина. В половинном размере уплачивают государственную пошлину политические партии и региональные отделения политической партии, для остальных НКО применяется размер, общий для всех юридических лиц - в сумме 2000 рублей.17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       ЗАКЛЮЧЕНИЕ

       Период  массового становления российских некоммерческих  организаций –  более 10 лет в историческом плане  небольшой. Однако его значимость для развития правового сознания населения страны трудно переоценить. Возникнув за короткий период во всех регионах страны, некоммерческие организации сразу включились в работу со всеми слоями населения, нуждающимися в правовой защите, тем самым, способствуя вытеснению идеологических принципов общественных отношений и их замене правовыми.

       Сегодня некоммерческие организации в России – это не только реальность, но и  активная сила, являющаяся символом самодеятельности масс, надежной опорой государства  на пути демократизации общественной жизни.18

       Инициативные  программы некоммерческих организаций  направлены на правовую защиту, бесплатное юридическое консультирование, правовое просвещение населения. По сути, речь идет о правовой благотворительности  социально-активных людей, чьим жизненным кредо является бескорыстная деятельность во имя гуманности общественных отношений, приоритета интересов личности.

       За  прошедшие года некоммерческие организации  в России смогли упрочиться  и  функционально, и материально. Сложилось тесное сотрудничество некоммерческих организаций со средствами массовой информации. Последнее однако не всегда реализуется в той форме и в тех масштабах, которые желательны для некоммерческих организаций.

       Планы некоммерческих организаций на будущее  обнадеживают – формирование сознания граждан России будет ознаменовано новым подъемом. Однако предпосылкой этого является должная финансовая поддержка некоммерческих организаций, призванных лечь в основу развития одной из важнейших составляющих демократического облика российского государства – правовых инициатив добровольных объединений граждан. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 

       
  1. Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ, часть вторая от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ;
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ;
  3. Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях";
  4. Федеральный закон от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях";
  5. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях";
  6. Постановление Правительства РФ от 17 мая 2002 г. N 319 "Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей";
  7. Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти";
  8. Калинин А. Ю. Комаров С. А. Форма (источник) права как категория в теории государства и права//Правоведение. 2000. N 6;
  9. Гаджиев Г. А. Конституционные принципы добросовестности и недопустимости злоупотребления субъективными правами//Государство и право. 2002. N 7;
  10. Белов В. А., Пестерева Е. В. Хозяйственные общества. М., 2002;
  11. Братановский С.Н., Злобина Е.А. Комментарий к Федеральному закону от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".

Информация о работе Некоммерческие организации как юридические лица