Некоммерческие организации как юридические лица

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 11:44, курсовая работа

Описание работы

Политические и экономические изменения, происходящие на постсоветском пространстве, привели к возникновению новых юридических форм и понятий, к числу которых относится и категория некоммерческих организаций (НКО). Актуальность исследования процессов их правового регулирования и функционирования обусловлена, прежде всего тем, что общество и государство на современном этапе развития переживают болезненный этап перехода от государственного контроля к состоянию саморегулирования, сбалансированности государственных и частных интересов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….3
1. ПОНЯТИЕ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА…………………………………………...4
2. НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ…………..5
3. ФОРМЫ НЕКОММЕРЧИСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ……………………………...8
3.1.Потребительский кооператив
3.2.Общественное объединение
3.3.Религиозная организация (объединение)
3.4.Фонды
3.5.Учреждения
3.6.Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы)
3.7. Некоммерческие партнерства
3.8. Автономные некоммерческие организации
4. СОЗДАНИЕ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ………………………..18
4.1. Способы создания некоммерческих организаций
4.2. Регистрация некоммерческой организации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………

Работа содержит 1 файл

содержание.doc

— 120.00 Кб (Скачать)

       - общественные учреждения, не имеющие  членства организации, цель которых 

       - органы общественной самодеятельности, не имеющие членства объединения,  цель которых заключается в совместном решении различных социальных проблем граждан по месту жительства, работы или учебы;

       - политические партии - объединения, образуемые в явочном порядке и основанные на членстве, имеющие целью представление интересов граждан в органах государственной власти и местного самоуправления, а также их участие в политической жизни общества — в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах.

       Учредителями  общественных объединений выступают  граждане (не менее трех человек), а также другие общественные объединения с правами юридических лиц (наряду с гражданами). Закон об общественных объединениях четко, хотя и не всегда разумно, разграничивает участников и членов общественных объединений. Члены объединений оформляют свое участие в них индивидуальными заявлениями и имеют право избирать и быть избранными в их руководящие органы. Правовой основой любого общественного объединения является его устав.

       Особенностью  наименования общественного объединения  является необходимость включать в него указание на территориальную сферу деятельности (общероссийское, межрегиональное, региональное, местное). При этом общероссийские объединения могут использовать в своих названиях слова «Россия», «Российская Федерация» и производные от них без специальных разрешений государственных органов (что невозможно для других негосударственных юридических лиц). Средством индивидуализации общественного объединения, в отличие от других юридических лиц, является также его символика (флаги, эмблемы, вымпелы и т.п.), подлежащая обязательной государственной регистрации.

       Закон об общественных объединениях определяет лишь самые общие положения, касающиеся организационной структуры этих юридических лиц, оставляя ее детальную  разработку на усмотрение участников.5  Более подробно структура и компетенция органов управления установлена применительно к общественным объединениям, занимающимся благотворительной деятельностью.

       3.3 Религиозные организации.

       Объединение граждан, имеющее основной целью  совместное исповедание и распространение веры и обладающее соответствующими этим целям признаками, называется религиозной организацией. В таком понимании религиозная организация является самостоятельной организационно-правовой формой юридического лица, имеющей свои разновидности: общины, монастыри, братства, миссии и т.п. Деятельность в области религии осуществляют и другие организации, например, духовные образовательные учреждения или объединения религиозных организаций (централизованные религиозные организации).

       3.4 Фонды.

       Некоммерческая организация, не имеющая членства, основанная для достижения общественно полезных целей путем использования имущества, переданного в ее собственность учредителями, называется фондом.

       Образовав фонд и передав ему в собственность  определенное имущество, учредители утрачивают все имущественные права в отношении него. После этого фонд начинает "жить" своей собственной жизнью, руководствуясь лишь теми целями, которые учредители определили ему в уставе, и положениями законодательства. Возможна даже такая ситуация, когда устав фонда не предусматривает возможности его изменения органами фонда. Это может послужить прочной гарантией того, что имущество учредителей будет использовано должным образом, даже когда они перестанут его контролировать. В этом случае внесение каких-либо изменений в устав фонда допустимо лишь по решению суда.

       Высшим  органом фонда является его попечительский совет, действующий на общественных началах.6

       Для достижения уставных целей фонд, как  и другие некоммерческие организации, вправе заниматься предпринимательской деятельностью, в том числе путем создания или участия в хозяйственных обществах. Благотворительные фонды, однако, имеют право участвовать в хозяйственных обществах лишь в качестве их единственных членов.7 Отсутствие каких-либо имущественных прав участников в отношении созданных ими фондов приводит к тому, что учредители и фонд не отвечают по обязательствам друг друга.

       Имея  в виду особую важность имущества  для достижения уставных целей фонда, закон предусматривает дополнительное основание его ликвидации, не свойственное другим юридическим лицам: недостаточность имущества фонда для осуществления его целей при условии, что вероятность его получения нереальна.8  

       3.5 Учреждения.

       Организация, созданная собственником для  осуществления функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично, называется учреждением.

       Подавляющее большинство учреждений, существующих сегодня в России, - это государственные  учреждения. Организационно-правовая форма учреждения оказывается оптимальной для введения в гражданский оборот субъектов, которым требуется ограниченный объем прав, необходимый лишь для материально-технического обеспечения их деятельности. Местные и центральные органы государственного управления, правоохранительные органы, обладающие широкими полномочиями в области административного, финансового, уголовного права, оказываются достаточно скромными субъектами в сфере имущественно-стоимостных отношений. Закон также допускает создание учреждений и любыми другими субъектами. Ограничения этого права могут содержаться в нормативных актах, регулирующих правовое положение отдельных видов юридических лиц.

       Отличительной особенностью учреждения является характер его прав на используемое имущество. Учреждения являются единственным видом  некоммерческих организаций, обладающих не правом собственности, а лишь правом оперативного управления имуществом. Этим обусловлена тесная имущественная связь учреждения и его учредителя.

       Меньший, нежели у других некоммерческих организаций, объем прав на имущество компенсируется субсидиарной ответственностью собственника по обязательствам учреждения. Взыскание  по долгам учреждения может быть обращено лишь на его денежные средства и  самостоятельно приобретенное им имущество. Таким образом, имущество, переданное учреждению собственником, забронировано от взысканий, что совершенно естественно.

       Учредительным документом учреждения является только его устав, утверждаемый собственником. Наименование учреждения должно включать в себя указание на собственника имущества и характер деятельности учреждения. 

       3.6 Объединения юридических  лиц (ассоциации  и союзы).

       Некоммерческая  организация, образованная несколькими  юридическими лицами для ведения  деятельности в их интересах, называется объединением юридических лиц (ассоциацией или союзом). Участниками такого объединения не могут выступать граждане или государство. Из содержания ст. 121 ГК вытекает, что объединяться в ассоциацию или союз могут либо коммерческие, либо некоммерческие организации, но не те и другие вместе. Это положение представляется вполне оправданным, поскольку слишком различны их цели деятельности в сфере хозяйствования. Если же коммерческие и некоммерческие организации хотят объединиться для достижения целей, которые действительно могут быть общими для них (общесоциальные, политические), то им придется избрать организационно-правовую форму общественного объединения того или иного вида, некоммерческого партнерства или автономной некоммерческой организации.

       Запрет  на ведение предпринимательской  деятельности (в качестве основной цели), установленный для объединений  юридических лиц, предполагает, что  необходимая имущественная база будет сформирована объединяющимися  участниками. В ГК отсутствуют специальные нормы, посвященные образованию имущества объединений, поскольку в них главную роль играет элемент личного участия (как ни парадоксально это звучит применительно к юридическим лицам). Этот вывод основывается и на том, что вступление в ассоциацию нового участника обусловлено согласием других членов.9 Кроме того, в случаях, предусмотренных учредительными документами, участник может быть исключен из ассоциации.

       Учредительными  документами объединений юридических  лиц являются устав и учредительный  договор.10 Законодатель предоставляет учредителям ассоциаций большую свободу в выборе организационной структуры объединения, регулировании взаимных прав и обязанностей участников.

       Наименование  объединения юридических лиц  должно включать в себя указание на предмет деятельности его членов и слова "ассоциация" или "союз", например: "Ассоциация торговых фирм Москвы "Ромашка".

       Участники не обладают какими-либо имущественными правами в отношении своих  объединений, поэтому передача вклада участника другим лицам, равно как и требование выдела доли при выходе из объединения, невозможны.

       Ответственность участников ассоциации по ее обязательствам является субсидиарной и продолжается даже в случае выхода из нее участника  в течение двух лет с момента  выхода. По общему правилу, новое лицо, вступающее в ассоциацию, не отвечает по обязательствам ассоциации, возникшим до момента его вступления, однако учредительными документами может быть установлено иное правило. 

       3.7. Некоммерческие партнерства.

       Некоммерческая  организация, члены которой сохраняют права на ее имущество, созданная для оказания содействия своим членам в ведении общеполезной деятельности, называется некоммерческим партнерством.

       Этот  вид юридических лиц неизвестен ГК и впервые введен в оборот Законом "О некоммерческих организациях". Можно полагать, что содействие в ведении членами некоммерческого партнерства общеполезной деятельности будет в основном заключаться в выполнении тех или иных хозяйственных функций, не ориентированных на извлечение прибыли. Так же как и общественные организации, некоммерческие партнерства базируются на принципе членства. Но если первые создаются для достижения тех или иных общеполезных целей, то последние играют лишь роль вспомогательного инструмента в достижении этих целей. Кроме того, члены общественных организаций, по общему правилу, не имеют никаких прав в отношении имущества этих организаций. Тогда как в некоммерческом партнерстве объем имущественных прав участников весьма велик. Так главной и отличительной особенностью некоммерческого партнерства является возможность его участников получить при выходе из него или при ликвидации часть ее имущества, т.е. иметь прямые имущественные выгоды от участия в некоммерческой организации. Партнерство же получает тем самым возможность распределения части своего имущества между своими участниками, что тоже противоречит его статусу некоммерческой организации.11

       Некоммерческое  партнерство является собственником переданного ему имущества и не отвечает по обязательствам своих членов, а последние не отвечают по обязательствам партнерства. Высшим органом его управления является общее собрание членов.

       Некоммерческое  партнерство вправе преобразоваться  в общественную или религиозную  организацию, фонд или автономную некоммерческую организацию, что говорит об известной близости этих правовых форм.12

       Типичными представителями этой организационно-правовой формы юридических лиц являются садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие партнерства, а также фондовые биржи.

       Еше одной организационно-правовой формой некоммерческих организаций является община коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ. Этот вид юридических лиц сочетает в себе отдельные признаки потребительских кооперативов и органов общественной самодеятельности, но более всего тяготеет к некоммерческим партнерствам. Однако, с точки зрения закона, формально — это самостоятельная организационно-правовая форма юридических лиц. Более того, этот вид организаций вообще не может быть преобразован в юридическое лицо какого-либо другого типа. 

       3.8 Автономные некоммерческие  организации.

       Учрежденная на основе добровольных имущественных  взносов некоммерческая организация, имеющая целью предоставление услуг  всем заинтересованным лицам, называется автономной некоммерческой организацией.

       Учредители  автономной некоммерческой организации  не обладают ни вещными, ни обязательственными правами в отношении ее имущества, в том числе переданного ими  в качестве вклада в собственность  данной организации. Из чего можно заметить, что правовая природа автономной некоммерческой организации имеет много общего с фондом. Учредителями автономной некоммерческой организации могут быть как физические, так и юридические лица, производящие взносы в ее имущество.13 Закон не исключает здесь единоличного учредительства. Учредители автономной некоммерческой организации не приобретают никаких прав на ее имущество и не несут никакой ответственности по ее обязательствам. Они, однако, обязаны осуществлять надзор за соответствием ее деятельности уставным задачам в порядке, определенном ее учредительными документами. Существенно важно, что учредители автономной некоммерческой организации могут пользоваться ее услугами только на равных условиях с другими лицами.14 Эта норма способна несколько умерить "эгоизм" учредителей организации, пусть и ценой снижения привлекательности для них этой организационно-правовой формы.

Информация о работе Некоммерческие организации как юридические лица