Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 05:13, курсовая работа
Наследственное право - это весьма полно разработанный институт, имеющий в своей основе лучшие традиции римского права и, несомненно, заслуживающий сохранения и дальнейшего развития в законодательстве. Но и в условиях действия прежней системы собственности накопились различные проблемы. Закрепленные же теперь в новых законодательных актах изменения права собственности обострили их и поставили новые. Их решение невозможно без переработки ряда положений самого наследственного права.
Цель данной работы это изучение проблем, связанных с наследственным правом. Для этого ставятся задачи по исследованию наследования по закону, путем изучения законодательства и исследования практики в этой области.
Другая категория иждивенцев определена пунктом 2 статьи 1068 Гражданского кодекса, где они определяются как, хотя и не входящие в круг наследников по закону, указанных в статьях 1062, 1063, 1064 Гражданского кодекса, но ко дню открытия наследства являвшиеся нетрудоспособными и не менее одного года до смерти наследодателя находившиеся на его иждивении и проживавшие с ним. При указанных условиях эти иждивенцы наследуют по закону вместе и нарвне с наследниками той очереди, которая призывается к наследованию. Обратим внимание, что в данном случае закон не ставит условием наследования наличие родственных отношений между наследодателем и иждивенцем.
В отличие от Гражданского кодекса 1999 года, устанавливавшего круг наследников четвертой очереди до шестой степени родства включительно, Гражданский кодекс в новой редакции ограничил круг наследников до пятой степени родства, при этом подробно перечислив их. Насколько это ухудшит положение родственников шестой степени родства (прапрадед, троюродный брат, троюродный дед, двоюродный прадед, троюродный внук, троюродный племянник или двоюродный праправнук), исключенных из числа наследников по закону и как часто нотариусы будут сталкиваться с подобными проблемами, покажет время. Возможно, что эти новшества положат начало прогрессивным изменениям в гражданском законодательстве и в праве в целом.
Кроме того, в новой редакции Гражданского кодекса 2007 года возвращены сроки принятия наследства, которые были установлены в Гражданском кодексе 1963 года.
Согласно
внесенным изменения, для приобретения
наследства наследник должен приянть
(за исключением вымороченного
В соответствии с нормами Гражданского кодекса 1963 года, наследник, принявший часть наследства, признавался принявшим все наследство. Принятие части наследства и отказ от другой его части не допускались.
Данное положение воспринято как основное и изложено в пункте 1 статьи 1072 Гражданского кодекса 2007 года. Вместе с тем, в абзаце 2 названного пункта содержится законодательная новелла. При призвании наследника к наследованию по нескольким основания наследник может принять наследство, причитающееся ему по одному из этих оснований, по нескольким из них или по всем основаниям. Кроме того, не допускается принятие наследства под условием или с оговорками, то есть нельзя принять одну часть наследства, а от другой отказаться.
В соответствии с пунктом 4 статьи 1072 Гражданского кодекса новой редакции процедуре принятия наследства придана обратная сила: принятое наследство признается принядлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Принятие нследства – это односторонняя сделка, и, как любая сделка, принятие наследства может быть осуществлено только полностью дееспособным лицом. Принятие наследства через представителя возможно, если в доверенности специально предусмотрено полномочие на принятие наследства. Для принятия наследства законным представителем доверенность не требуется.
В целом, принятые изменения
и дополнения к действующему гражданскому
законодательству, регулирующие отношения
наследования, в значительной степени
детализируют нормативные положения и
окажут на мой взгляд, позитивное влияние
на формирование устойчивой нотариальной
и судебной практики.
Статьей 1040 Гражданского кодекса Республики Казахстан определен состав наследства. В состав наследства входят все права и обязанности, принадлежащие наследодателю на момент открытия наследства, существование которых не прекращается с его смертью.
При
применении названной нормы возникают
трудности ее состыковки с нормами
института государственной
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок в Казахстане носит явочный характер. В связи с этим на практике немало случаев, когда наследодатель умирает, не успев зарегистрировать указанные права. В этих случаях наследники обращались в суд с заявлениями, в которых просили обязать регистрирующие органы зарегистрировать сделку на имя наследодателя. Между тем следует иметь в виду, что право зарегистрировать права на недвижимое имущество входит в состав имущества наследодателя и может быть осуществлено наследниками. При этом возникают вопросы, в каком порядке судопроизводства должны рассматриваться такие споры, за кем должны быть зарегистрированы такие права: сначала на наследодателя или сразу на наследника.
М.К.Сулейменов и Ю.Г.Басин отмечали возможность регистрации прав за наследодателем. Они считают, что в указанной ситуации можно установить, что права у наследодателя возникают с момента наступления юридического факта (юридического состава), лежащего в основании возникновения права. Например, если наследодатель за год до открытия наследства нотариально удостоверил договор купли-продажи недвижимости, но не зарегистрировал его, датой возникновения права будет признана дата нотариального удостоверения договора. Авторы также допускали такой вариан, когда права у наследодателя будут считаться возникшими с даты, предшествующей дню открытия наследства. Например, если наследство открылось 9 декабря 1997 года, права у него будут считаться возникшими с 8 декабря 1997 года.
Нормативное постановление Верховного суда Республики Казахстан от 18 декабря 1992 года «О некоторых вопросах применения судами законодательства о наследовании» не затрагивает правильности подхода к применению норм материального и процессуального права при разрешении споров названной категории, хотя они носят массовый характер.
Коллегия по гражданским делам Верховного суда в обзоре судебной практики по применению судами норм наследственного права признала правильной позицию коллегии по гражданским делам Карагандинского областного суда, отменившей решение Саранского городского суда Карагандинской области, которым ранее удовлетворено заявление гр.Александрова и признан незаконным отказ РГП «Центр по недвижимости Карагандинской области» в государственной регистрации договора купли-продажи на имя умершей. Коллегия посчитала отказ в регистрации соответствующим требованиям закона, так как после смерти гражданина прекращается способность иметь гражданские права и нести обязанности (пункт 2 статьи 13 Гражданского кодекса Республики Казахстан).
Признавая правильность позиции Карагандинского областного суда, коллегия предложила использовать новую форму свидетельства о праве на наследство по закону, выдаваемого нотариусом по заведенному делу. Такие свидетельства в практике нотариусов стали выдаваться, что не противоречит пункту 1 статьи 1040 Гражданского кодекса Республики Казахстан, предусматривающему, что в состав наследства входит принадлежащее наследодателю имущество, а также права и обязанности, существование которых не прекращается со смертью. Образцы таких свидетельств, разработанные Республиканской нотариальной палатой, письмом Верховного суда от 1 июля 2005 года доведены до сведения областных судов. На основании этого свидетельства наследники в регистрирующих органах произведут регистрацию прав наследодателя на имущество, относящееся к наследству, а после регистрации нотариус оформит наследникам свидетельство о праве на наследство.
Однако при такой модели возникают противоречия в выводах коллегии о невозможности регистрации прав за умершим, поскольку выдаваемое свидетельство дает право на регистриацию имущества опять же за наследодателем.
Зачастую граждане при обращении в суд не соблюдают форму и содержание искового заявления. А еще чаще не могут правильно определить характер и порядок спора.
К примеру, гражданка Алехина обратилась в суд с заявлением о признании права наследования на земельный участок в порядке особого производства, приложив к заявлению акт на право собственности на земельный участок, оформленный на наследодателя и не зарегистрированный в уполномоченном органе. Судьей заявление оставлено без движения. Свои выводы судья обосновал статьей 292 Гражданского процессуального кодекса, которой предусмотрено, что суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, лишь при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, либо при невозможности восстановления утраченных документов; статьей 294 Гражданского процессуального кодекса, где указано, что в заявлении должны быть приведены доказательства, подтверждающие невозможность получения заявителем надлежащих документов либо невозможность восстановления утраченных документов, а также статьей 291 Гражданского процессуального кодекса, предусматривающей, что суд устанавливает лишь факт наличия документов, подтверждающих принадлежность имущества заявителю, а не его право собственности. Заявителю была разъяснена необходимость выполнения требований, указанных в статьях 150, 151 Гражданского процессуального кодекса, поскольку дело должно рассматриваться в ином порядке, в зависимости от сути нарушения или угрозы нарушения прав заявителя и субъекта, нарушившего таковые права. Было рекомендовано указать наименование и место жительства ответчика, банковские реквизиты, суть нарушения или угрозы нарушения прав, свобод или законных интересов истца и его исковые требования, за кем зарегистрировать право собственности, обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства.
В практике судов струтктура предъявленных исков и заявлений по делам о наследовании выглядит следующим образом:
-
о признании завещания
- о разделе наследства;
-
о признании наследства
- о признании свидетельства о наследстве недействительным;
- об установлении факта принятия наследства;
- о выделении доли в наследстве.
Причины
возникновения гражданско-
Законодательство о наследовании дает возможность сочетать права гражданина по распоряжению своей собственностью с интересами его семьи и лиц, материально с ним связанных. Каждому гражданину предоставляется право распоряжаться своим имуществом, завещать не только членам семьи, но и любому иному лицу, а также государству, кооперативам и общественным объединениям.
Практика применения судами правил о приобретении наследства не отличается единообразием. Особого внимания заслуживает наиболее обширная каегория дел об оспаривании свидетельств о праве на наследство по закону.
Так, Ульяницкая Т.Ф. обратилась в суд с иском к Ульяницкой К.Г. и департаменту юстиции по Западно-Казахстанской области о признании свидетельства о праве на наследство от 09 января 2001 года частично недействительным, включении ее в свидетельство о праве на наследство. После смерти Ульяницкого А.Н. – супруга истицы, открылось наследство в виде доли от трехкомнатной квартиры и денежного вклада. С 14 мая 1993 года истица состояла в браке с Ульяницким А.Н. и была прописана в его квартире. Квартира была приобретена в совместную собственность ее мужа и ответчицы по договору приватизации от 10 сертября 1993 года. После смерти 14 апреля 2000 года истица была занята организацией похорон, а ответчица занималась оформлением документов по наследству. При этом ответчица заверила ее в том, что они обе являются наследниками и указанная квартира принадлежит им обеим. Тогда же ответчица убедила ее в необходимости совместного проживания. Истица продала принадлежащую ей квартиру и переехала жить к ответчице. Впоследствии, когда закончились вырученные от продажи ее квартиры деньги, которые были потрачены в основном на лечение и уход за ответчицей, отношения с нею испортились и начались притеснения с ее стороны, в результате чего истица была вынуждена выехать из названной квартиры. В это время выяснилось, что ответчица оформлена единственной наследницей ее покойного мужа. Ульяницкая считала, что свидетельство о праве на наследство выдано незаконно, так как нарушено ее право на вступление на наследство после смерти супруга. Просила признать частично недействительным свидетельство о праве на наследство от 9 января 2001 года, выданного Ульяницкой К.Г. на наследственную массу умершего Ульяницкого А.Н. одной второй доли от трехкомнатной квартиры и денежного вклада в сберегательной кассе со всеми причтающимися процентами, включив ее в свидетельство о праве на наследство по закону от 9 января 2001 года, с определением доли в размере ¼ от квартиыр и ½ от денежного вклада в сберегательной кассе со всеми причитающимися процентами. В суде представитель истицы требования в части включения его доверителя просил оставить без рассмотрения, поскольку в этой части законодательством предусмотрен иной порядок.