Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 14:17, курсовая работа
Ответственность за нарушение прав потребителей рассматривает основания и порядок привлечения продавца, изготовителя или исполнителя к ответственности. Продавец, изготовитель или исполнитель за нарушение прав потребителей может быть привлечен к одному из следующих видов ответственности:
Введение:
Ответственность за нарушение прав потребителей рассматривает основания и порядок привлечения продавца, изготовителя или исполнителя к ответственности. Продавец, изготовитель или исполнитель за нарушение прав потребителей может быть привлечен к одному из следующих видов ответственности:
гражданско-правовой;
административной;
уголовной.
Гражданско-правовая
ответственность продавца, исполнителя
или изготовителя является наиболее
распространенной. Она вытекает из
гражданского законодательства, регулирующего
комплекс договорных отношений. Дело в
том, что все отношения между
потребителем и продавцом (изготовителем,
исполнителем) существуют только в
рамках определенного договора (даже
если стороны ничего не заключали
и не подписывали, то в этом случае
будет иметь место устный договор).
Поэтому гражданское
Гражданско-правовая
ответственность — это один из
видов юридической
Рассматривая
гражданско-правовую ответственность
как средство охраны прав потребителей,
необходимо подчеркнуть, что ее основной
функцией является компенсация, то есть
эта ответственность служит восстановлению
нарушенной имущественной сферы
потребителя за счет имущества правонарушителя.
Действующее законодательство о
защите прав потребителей предусматривает
следующие формы гражданско-
Возмещение убытков.
Уплата неустойки.
Компенсация морального вреда.
Рассмотрим каждую из названных форм в отдельности.
Под убытками
согласно ст. 15 Гражданского Кодекса
РФ понимаются расходы, которые лицо,
чье право нарушено, произвело
для восстановления нарушенного
права, утрата или повреждение его
имущества (реальный ущерб), а также
неполученные доходы, которые это
лицо получило бы при обычных условиях
гражданского оборота, если бы его право
не было нарушено (упущенная выгода).
Упущенная выгода может рассматриваться
как, например, неполучение ожидаемого
урожая на приусадебном участке в результате
покупки недоброкачественной техники
или удобрений. Или другой пример:
потребитель, заказавший строительство
жилого дома и не вселившийся в него из-за
просрочки окончания работ, вправе требовать
как возмещения расходов на наем жилого
помещения у другого лица, так и неполученный
доход в виде неполученной наемной платы
из-за невозможности сдать часть жилой
площади по договору найма жилого помещения,
который он заключил, рассчитывая на своевременное
исполнение своих обязательств строительной
организацией. В соответствии с п. 2 ст.
13 убытки, причиненные потребителю, подлежат
возмещению в полной сумме сверх неустойки
(пени), установленной Законом "О защите
прав потребителей" или договором. Другой
формой гражданско-правовой ответственности
в соответствии с ч. 1 ст. 330 Гражданского
Кодекса является неустойка. Неустойка
(штраф, пени) — определенная законом или
договором денежная сумма, которую должник
обязан уплатить кредитору (потребителю)
в случае неисполнения или ненадлежащего
исполнения обязательства, в частности,
в случае просрочки исполнения. Для взыскания
неустойки достаточно установления факта
неисполнения или ненадлежащего исполнения
обязательства. Доказывание причинения
при этом убытков не требуется. Неустойка,
предусмотренная законом (законная неустойка)
в отличие от неустойки, установленной
договором (договорная неустойка), подлежит
взысканию независимо от включения условия
в договор о неустойке (ст. 332 ГК). Понятие
"моральный вред" раскрывает статья
151 Гражданского кодекса, из которой следует,
что "моральный вред" — это физические
и нравственные страдания. Физические
страдания — любые болезненные или неприятные
ощущения, например, боль, головокружение,
удушье. Нравственные страдания могут
выражаться в форме различных переживаний:
страх, обида, возмущение, чувства беспомощности
и т. п. Правила компенсации морального
вреда установлены в статьях 151, 1099—1101
Гражданского кодекса. Моральный вред
подлежит компенсации, если он причинен
действиями, которые нарушают личные неимущественные
права гражданина или посягают на принадлежащие
ему иные нематериальные блага. Если вред
причинен действиями, нарушающими другие
права гражданина, то он подлежит компенсации
только в случаях, специально предусмотренных
законом. Таким случаем как раз и является
компенсация вреда за нарушение прав потребителя.
Причинителем вреда может быть изготовитель,
исполнитель, продавец или организация,
выполняющая функции изготовителя (продавца).
С объективной стороны вред должен быть
следствием нарушения указанными лицами
прав потребителей, предусмотренных законами
и иными нормативными актами РФ по защите
прав потребителей. Например, право требования
компенсации морального вреда возникнет
у потребителя, если ему будет продан товар
ненадлежащего качества или с опозданием
будет отремонтирована квартира. Гражданский
кодекс предусматривает единственную
форму, в которой суд может взыскать компенсацию
с причинителя вреда — денежную (п. 1 ст.
1101 ГК). Суды, как правило, ориентируются
при определении сумм, подлежащих возмещению
в качестве компенсации морального вреда,
на суммы требований граждан о возмещении
материальных убытков, неустойки и др.
В отдельных случаях суды без мотивации
снижают размер сумм, взыскиваемых в возмещение
морального вреда, несоразмерно характеру
причиненного вреда. В целом подходы к
определению компенсации морального вреда
не отработаны. В результате имеется значительный
разброс и необоснованная произвольность
в оценке судами размеров компенсации
морального вреда.
За нарушение прав потребителей законодательство устанавливает не только гражданско-правовую, но и административную ответственность. Гражданско-правовая ответственность вытекает, как правило, из договорных отношений и заключается в основном во взыскании неустойки и убытков. Административно-правовая ответственность является следствием осуществления федеральными органами исполнительной власти своих контрольных функций и состоит в наложении штрафов и выдаче предписаний различного рода на правонарушителей-граждан и юридических лиц. Административным правонарушением (проступком) признается противоправное, антиобщественное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, за которое законодательством установлена административная ответственность. Административная ответственность за правонарушения наступает, если эти нарушения по своему характеру не влекут за собой, в соответствии с действующим законодательством, уголовной ответственности. Исходя из сказанного можно выделить существенные признаки административной ответственности: фактическое основание административной ответственности — административный проступок. Подавляющее большинство нарушений, подпадающих под административную ответственность не настолько вредны, чтобы их можно было квалифицировать как преступления. Поэтому законодатель считает их проступками; наличие своих специфических видов взыскания, которые по своей правовой природе относятся к числу административных мер; при привлечении к административной ответственности наступают особые административные отношения, регулируемые нормами административного и процессуального права, одним из субъектов этих отношений обязательно выступает правонарушитель, а другой — представитель государства, обладающий полномочиями по привлечению к административной ответственности.— наличие особого порядка привлечения к ответственности: внесудебный порядок рассмотрения дел (ст. 194 КоАП РСФСР) сравнительная простота производства по времени. Дела об административных правонарушениях рассматриваются в 15-дневный срок со дня получения органом, правомочным рассматривать такие дела, протокола об административном правонарушении (ст. 257 КоАП РСФСР), также устанавливаются специальные сроки, которые характерны для некоторых составов правонарушений —3,5,7 дней (ч. 2 ст. 257 КоАП РСФСР); Административное взыскание является мерой ответственности и применяется в целях воспитания лица, совершившего административное правонарушение, а также предупреждения свершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами. Выделяют следующие виды административных взысканий:
предупреждение;
штраф;
возмездное изъятие предмета или его конфискация, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;
лишение специального права;
исправительные работы; административный арест;
административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства. Поскольку административные проступки менее вредны, чем преступления, административные взыскания менее суровы, чем уголовные наказания. При этом многие из них часто не причиняют непосредственного материального вреда. Поэтому средства гражданско-правового принуждения в таких случаях не могут применяться. Административное взыскание может быть наложено не позднее 2-х месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении — 2-х месяцев со дня его обнаружения. В случае отказа в возбуждении уголовного дела либо прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях нарушителя признаков административного правонарушения административное взыскание может быть наложено не позднее месяца со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела либо о его прекращении. Постановление о наложении штрафа может быть обжаловано в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) или в районный (городской) народный суд, решение которого является окончательным. Жалоба может быть подана в течение 10 дней со дня вынесения постановления. Постановление по делу об административном правонарушении может быть опротестовано прокурором. Действующее административное законодательство предусматривает различные составы административных правонарушений в области финансов, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и др., за совершение которых граждане и юридические лица привлекаются к административной ответственности. Но по социальной значимости наиболее важными, являются нарушения прав потребителей в сфере торговли. В этой области выделяются следующие составы нарушений и размеры ответственности по ним: Нарушение правил торговли — продажа товаров на предприятиях и в организациях, осуществляющих торговлю, независимо от форм собственности, а также гражданами, зарегистрированными в качестве предпринимателей, в нарушение установленных правил реализации товаров — влечет наложение штрафа в размере от 3 до 25 минимальных размеров оплаты труда; Незаконная торговля товарами (иными предметами), свободная реализация которых запрещена или ограничена — влечет наложение штрафа от 3 до 100 минимальных размеров оплаты труда с конфискацией товаров или предметов либо без таковой: Продажа товаров ненадлежащего качества или с нарушением санитарных правил - продажа товаров не соответствующих требованиям стандартов, технических условий и образцам (эталонам) по качеству, комплектности и упаковке, на предприятиях торговли независимо от форм собственности, а равно на иных предприятиях, осуществляющих реализацию товаров населению, или гражданами. зарегистрированными в качестве предпринимателей,— влечет наложение штрафа от 3 до 25 минимальных размеров оплаты труда. Торговля продовольственными товарами в нарушение санитарных правил либо без сертификатов и (или) знака соответствия, удостоверяющих их безопасность для жизни и здоровья потребителей,— влечет предупреждение либо наложение штрафа от 5 до 100 минимальных размеров оплаты труда с конфискацией или без таковой. Продажа товаров без документов — продажа товаров или иных предметов на предприятиях торговли независимо от форм собственности, а равно на иных предприятиях, осуществляющих реализацию товаров населению, или гражданами, зарегистрированными в качестве предпринимателей, без документов, содержащих сведения об изготовителе, поставщике или продавце, а также без применения контрольно-кассовых машин — влечет наложение штрафа от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда. Нарушение государственной дисциплины цен — завышение государственных регулируемых тарифов на продукцию, предельных цен (тарифов), установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам), нарушение порядка декларирования цен и тарифов или иное нарушение государственной дисциплины цен — влечет наложение штрафа от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда. Продажа подакцизных товаров без маркировки марками установленных образцов — продажа и (или) организация продажи гражданами или индивидуальными предпринимателями подлежащих маркировке марками установленных образцов подакцизных товаров без маркировки марками установленных образцов — влечет наложение штрафа от 10 до 100 минимальных размеров оплаты труда с конфискацией немаркированного товара. Нарушение правил торговли спиртными напитками — нарушение работниками предприятий (организаций) торговли и общественного питания правил торговли водкой и другими спиртными напитками — влечет наложение штрафа от 100 до 200 рублей.
Обман
потребителей в небольшом размере
— обмеривание, обвешивание, обсчет,
введение в заблуждение относительно
потребительских свойств, качества
товара или иной обман потребителей
в магазинах, на других предприятиях,
осуществляющих реализацию товаров
или оказывающих услуги населению,
независимо от форм собственности, а
равно гражданами, занимающимися
предпринимательской
защита
прав конкретного гражданина-
защита
прав неопределенного круга
В первом
случае действия антимонопольных органов
начинаются с рассмотрения конкретных
заявлений граждан. В случае отказа
хозяйствующим субъектом в
1. продажа товаров с истекшим сроком годности;
продажа товаров (выполнение работ), на которые должны быть установлены сроки годности или сроки службы, но они не установлены;
продажа товаров (выполнение работ, оказание услуг) при отсутствии достоверной и достаточной информации о товаре (работе, услуге). Предписание выносится в соответствии с принятым решением в течение трех дней после разбирательства дела или оформляется в течение трех дней со дня составления акта проверки продавца (изготовителя, исполнителя). Предписание подлежит добровольному исполнению с обязательным уведомлением об этом антимонопольного органа. В случае уклонения от исполнения или несвоевременного исполнения предписания о прекращении нарушений прав потребителей антимонопольные органы имеют право возбуждать дело о привлечении виновных лиц к ответственности. При этом на изготовителя (исполнителя, продавца) может быть наложен штраф в размере до пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда. Практика работы антимонопольных органов показывает, что большая часть предписаний о прекращении нарушения прав потребителей исполняется в добровольном порядке без принятия мер административного воздействия. Значительная часть требований потребителей, как правило, удовлетворяется еще в период подготовки дела к рассмотрению на комиссии. Исполнители (изготовители, продавцы) имеют право обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным полностью или частично предписания антимонопольного органа либо об отмене или изменении постановления о наложении штрафа. В пределах своей компетенции антимонопольный орган и направляет материалы о нарушении прав потребителей в орган, выдавший лицензию на осуществление соответствующего вида деятельности, для решения вопроса о приостановлении действия данной лицензии или о ее досрочном аннулировании; в органы прокуратуры; другие правоохранительные органы по подведомственности материалы для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений, связанных с нарушением предусмотренных законом прав потребителей. По требованию государственного антимонопольного органа и его территориальных управлений продавцы, изготовители, исполнители обязаны предоставить достоверные документы, письменные или устные объяснения и иную информацию, необходимую для охраны интересов потребителей. Наряду с антимонопольными органами в сфере защиты прав потребителей действуют высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области защиты прав потребителей. В пределах своей компетенции эти органы вправе направлять предписания об устранении нарушений требований к безопасности товаров, о снятии с производства, о прекращении выпуска и продажи таких товаров, о прекращении продажи товаров с истекшими сроками годности и службы и в случае, когда такие сроки не установлены, но должны быть, а также предписания о приостановлении продажи товаров при отсутствии надлежащей информации о них, об отзыве товаров от потребителей. Федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы) вправе налагать штрафы в случаях: