Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 11:52, реферат
Местное самоуправление — одна из форм реализации народом принадлежащей ему власти. Местное самоуправление — децентрализованная форма управления, предполагающая известную самостоятельность, автономность местных органов, которые выступают органами местных самоуправляющихся территориальных сообществ. Теоретические основы учения о местном самоуправлении разработаны в первой половине XIX века французским государственным деятелем и историком Алексисом Токвилем, немецкими учёными-юристами Рудольфом Гнейстом (1816—1895), Лоренцом Штейном (1815—1890), Паулем Лабандом и другими.
В некоторых бывших колониях Великобритании, в Австралии, Гане и Нигерии со
В России
союзы и ассоциации местных властей стали
создаваться сравнительно недавно, с началом
перестройки. Первой в 1986 году была создана
Ассоциация сибирских городов, преобразованная
в дальнейшем в Ассоциацию сибирских и
дальневосточных городов (АСДГ). Большую
роль в развитии межмуниципального сотрудничества
и защите интересов местного самоуправления
сыграл образованный в 1991 году Союз российских
городов, объединивший в основном столицы
субъектов РФ и другие крупные города.
По состоянию на 2006 год в России создано
и действует несколько десятков различных
союзов и ассоциаций муниципальных образований.
Согласно действующему законодательству,
союз (ассоциация) органов местного самоуправления
является юридическим лицом и подлежит
государственной регистрации в порядке,
установленном для некоммерческих организаций.
Учредителями союзов и ассоциаций являются
органы местного самоуправления. Учредительными
договорами устанавливаются вид деятельности
союза (ассоциации), права на долевое участие
и пользование результатами деятельности,
организационные формы управления, порядок
и процедура принятия решений по всем
вопросам работы. Союзы и ассоциации создаются
без ограничения срока деятельности, если
иное не установлено учредительными документами.
Большое разнообразие, многочисленные
параметры, используемые для описания
сфер и видов деятельности союзов и ассоциаций,
вызывают необходимость их классификации
(рис. 1).
Рис. 1 Классификация союзов
и ассоциаций муниципальных образований
По территории действия
союзы и ассоциации муниципальных образований
подразделяются на региональные, межрегиональные
и общероссийские.
Региональные союзы
и ассоциации объединяют муниципальные
образования, расположенные в границах
одного субъекта РФ. Межрегиональные союзы
и ассоциации объединяют муниципальные
образования в рамках крупных макрорегионов.
К ним относятся АСДГ, Союз городов Центра
и Северо-Запада России, Ассоциация городов
Поволжья, Ассоциация муниципальных образований
"Города Урала". Общероссийские союзы
и ассоциации представляют интересы муниципальных
образований на всей территории Российской
Федерации. Основными из них являются
Союз российских городов и Союз малых
и средних городов России. По профилю деятельности
союзы и ассоциации муниципальных образований
делятся на представляющие интересы всех
муниципальных образований соответствующей
территории и специализированные (обычно
общероссийские) ассоциации по отраслевым
или иным направлениям деятельности. К
числу специализированных ассоциаций
относятся Союз шахтерских городов, Ассоциация
развития наукоградов, Союз закрытых административно-
По уровню представительства
выделяют союзы и ассоциации, объединяющие
муниципальные образования в целом и объединяющие
только отдельные органы местного самоуправления
(например, представительные органы, жилищно-коммунальные
службы, органы здравоохранения и т.п.).
Союзы и ассоциации муниципальных образований
принимают участие в разработке и обсуждении
проектов законов, затрагивающих интересы
местного самоуправления, реализации
государственных программ поддержки местного
самоуправления, участвуют в парламентских
слушаниях и международных форумах по
проблемам местного самоуправления, осуществляют
взаимодействие с зарубежными союзами
и ассоциациями. Многие положительные
результаты, достигнутые за последние
годы в России в ходе муниципальной реформы,
явились следствием совместной работы
союзов и ассоциаций муниципальных образований.
В 1998 году по инициативе ряда союзов и
ассоциаций муниципальных образований
был учрежден Конгресс муниципальных
образований Российской Федерации - единая
общенациональная организация, своеобразный
"союз союзов", представляющий интересы
всех типов муниципальных образований
России при взаимодействии с федеральными
органами государственной власти, а также
с зарубежными и международными организациями
по вопросам местного самоуправления.
Федеральный закон 2003 года N 131-ФЗ внес
ряд существенных изменений в деятельность
союзов и ассоциаций муниципальных образований
России. Согласно ему, в каждом субъекте
РФ в 2006 году был образован единый совет
муниципальных образований. В связи с
этим наряду с союзами и ассоциациями,
создаваемыми на добровольной основе,
появляются создаваемые по предписанию.
Организация и деятельность таких советов
осуществляется в соответствии с законодательством
о некоммерческих организациях применительно
к ассоциациям. Совет должен иметь свой
устав и органы управления. Он определяет
размер и порядок уплаты членских взносов
на осуществление своей деятельности.
Совет не вправе вмешиваться в деятельность
муниципальных образований или ограничивать
ее. Существование такого совета не препятствует
созданию и деятельности в субъекте РФ
или на части его территории иных союзов
и ассоциаций муниципальных образований.
Региональные советы муниципальных образований
могли бы рассматривать следующий круг
вопросов:
- предварительное рассмотрение и согласование
проектов законов и иных правовых актов
субъекта РФ, регулирующих деятельность
местного самоуправления;
- выработку согласованных подходов к
вопросам, связанным с установлением системы
муниципальных образований на территории
субъекта РФ, порядка их создания, объединения
и упразднения, изменения их границ, границ
и правового режима пригородных зон;
- выработка согласованных решений по
вопросам передачи в муниципальную собственность
различных объектов государственной собственности,
включая землю и другие природные ресурсы;
- выработка согласованных
решений по вопросам
- участие в разработке
и реализации региональных
- согласование порядка
наделения органов местного
- согласование порядка
и формы участия муниципальных
образований в выполнении
Советы муниципальных образований только
накапливают опыт, и судить об их эффективности
преждевременно. Федеральным законом
2003 года установлено, что указанные региональные
советы могут образовать единое общероссийское
объединение муниципальных образований,
в которое могут также входить иные объединения
муниципальных образований. Создание
такого объединения было провозглашено
в июне 2006 года.
Для совместного решения хозяйственных
вопросов местного значения Федеральным
законом 2003 года N 131-ФЗ впервые установлена
возможность создания межмуниципальных
хозяйственных обществ в форме закрытых
акционерных обществ (ЗАО) и обществ с
ограниченной ответственностью (ООО).
Для совместного решения социальных задач
Федеральным законом 2003 года разрешено
создавать межмуниципальные некоммерческие
организации в форме автономных некоммерческих
организаций и фондов. Данные нововведения
открывают новые возможности для межмуниципального
хозяйственного сотрудничества в интересах
местных сообществ. Значительную роль
в организации межмуниципального сотрудничества
играет Российская муниципальная академия.
Она была создана в 1999 году и имеет статус
общероссийской общественной организации.
Она способствует развитию научных знаний
о муниципальном управлении, их пропаганде,
выработке практических рекомендаций
для муниципальных образований, решению
задач подготовки и переподготовки специалистов
в области муниципального управления.
Международные связи
муниципальных образований. Многие города
России имеют значительный опыт сотрудничества
с городами других государств в экономической,
культурной, образовательной, спортивной
и других сферах деятельности. Существует
Международная организация породненных
городов, в которой участвуют российские
города. Некоторые из них имеют по несколько
городов-побратимов в различных странах.
Дальневосточные города активно участвуют
в побратимских связях с городами Японии,
проводят совместные конференции, обмениваются
опытом работы. Конгресс муниципальных
образований РФ сотрудничает с международными
союзами и ассоциациями местных властей,
организует реализацию совместных программ
и проектов, способствует получению международных
грантов и распространению в России опыта
лучшей практики зарубежных муниципалитетов.
Многие города активно участвуют в международных
экономических связях как с целью закупок
ряда необходимых товаров (подвижной состав
транспорта, медикаменты, медицинское
оборудование и многое другое), так и для
привлечения инвестиций, в том числе путем
создания совместных предприятий.
Опыт кооперационных и внешних экономических
связей российских муниципальных образований
пока еще невелик, но достигнутые результаты
позволяют надеяться на расширение этой
сферы деятельности, повышение ее эффективности.
Система
муниципального заказа
Муниципальный заказ - это совокупность
заключенных муниципальных контрактов
на поставку товаров, производство работ,
оказание услуг за счет средств местного
бюджета. Предметом муниципального заказа
являются работы по благоустройству территории,
строительство, реконструкция и капитальный
ремонт дорог, строительство и ремонт
объектов социальной инфраструктуры,
поставка горюче-смазочных материалов
для муниципальных нужд, переработка и
утилизация отходов, содержание, обслуживание,
текущий и капитальный ремонт жилищного
и нежилого муниципального фонда, инженерных
сетей, производство отдельных видов продукции
для муниципальных нужд, товаров народного
потребления, в первую очередь для детей
и малоимущих граждан, оказание иных услуг,
необходимых для удовлетворения бытовых
и социально-культурных потребностей
населения. С помощью муниципального заказа
могут решаться различные задачи: снижение
затрат на отдельные виды товаров и услуг,
адресное предоставление услуг гражданам,
нуждающимся в социальной поддержке, приоритетное
развитие отдельных видов услуг, объемы
которых по разным причинам не регулируются
рыночными механизмами, сокращение сроков
исполнения и обеспечение качества предоставляемых
услуг.
Объем муниципального заказа и сферы его
применения должны выбираться с учетом
реально имеющихся ресурсов и приоритетов
в решении отдельных задач. Принципы осуществления
муниципального заказа:
- применение нормативно закрепленных
процедур планирования и осуществления
бюджетных закупок;
- обеспечение открытого
доступа к участию в конкурсах
на выполнение муниципального
заказа, в том числе осуществление
закупок товаров для
- жесткий контроль размещения контрактов;
- экономия бюджетных средств;
- соблюдение свободы
Процесс
формирования и исполнения муниципального
заказа. В разных муниципальных образованиях
могут использоваться разные схемы формирования
и исполнения муниципального заказа.
Первый этап. Одновременно с разработкой
проекта бюджета на следующий финансовый
год происходит сбор заявок о потребности
бюджетных организаций в различных видах
продукции и услугах в пределах плановых
цифр бюджетных ассигнований на следующий
финансовый год.
Второй этап. Разрабатывается сводный
план муниципального заказа.
Третий этап. Определяются заказчики по
отдельным позициям, т.е. определяется,
кто именно и в какой сфере муниципальной
деятельности наделяется функциями "заказчика"
(кто имеет право заключать с поставщиками
продукции и исполнителями услуг муниципальные
контракты). Четвертый этап. Размещение
муниципального заказа, учет муниципальных
контрактов и контроль их исполнения.
В ходе исполнения муниципального заказа
текущего года осуществляется сбор заявок
на следующий финансовый год. К его началу
сводный план муниципального заказа должен
быть готов к утверждению. Во многих муниципальных
образованиях приняты нормативные правовые
акты, регулирующие систему муниципального
заказа. Опыт реализации муниципального
заказа в крупных городах России, введение
конкурса на его размещение позволили
снизить расходы бюджетов до 10 - 15% и свести
к минимуму факты коррупции при распределении
муниципальных контрактов.
Способы размещения
муниципального заказа. В мировой и отечественной
практике используются следующие способы
размещения муниципального заказа: Открытый
конкурс - самый предпочтительный способ
размещения заказа. Объявления о проведении
конкурса публикуются в средствах массовой
информации. Приглашаются любые предприятия
и организации, действующие на рынке данных
услуг и удовлетворяющие квалификационным
требованиям, предусмотренным положением
по размещению муниципального заказа.
Недостатки открытого конкурса выражаются
в том, что процесс рассмотрения заявок
может быть весьма продолжительным, а
кроме того, необходимо проделать большой
объем работы по учету и оценке заявок,
обеспечить объективность оценки заявок.
Двухэтапный конкурс проводится в случаях,
когда у заказчика (местной администрации)
нет возможности составлять подробные
характеристики заказываемых товаров,
работ, услуг, либо в случаях, когда поставщики
не представили заявки на участие в торгах
или же все указанные заявки отклонены
заказчиком в соответствии с требованиями
по выполнению муниципального заказа.
Закрытый конкурс проводится в следующих
случаях:
- сроки выполнения муниципального контракта
ограничены (например, услуги носят сезонный
характер);
- форс-мажорные (чрезвычайные) обстоятельства: наводнения, пожары, разрушение муниципальных объектов;
- из-за невыполнения требований
все заявленные на конкурс
предложения отклонены.
Бесконкурсное размещение муниципального
заказа используется в основном при выполнении
работ местными монополистами или в условиях
неразвитости конкурентной среды. Администрация
муниципального образования должна подготовить
методическое обеспечение муниципального
заказа, т.е. выбрать и обосновать форму
проведения мероприятий по отдельным
контрактам, установить критерии отбора
исполнителей.
К потенциальным исполнителям муниципальных
контрактов в зависимости от их характера
могут быть предъявлены следующие требования.
Исполнитель должен иметь необходимые
профессиональные знания и квалификацию,
финансовые средства, оборудование и другие
материальные возможности, опыт и положительную
репутацию, быть надежным, обладать необходимыми
трудовыми ресурсами для выполнения муниципального
контракта, исполнять обязательства по
уплате налогов в бюджеты всех уровней,
не должен быть неплатежеспособным, находиться
в процессе ликвидации (для юридического
лица), быть признан несостоятельным (банкротом).
Поставщиком не может являться организация,
на имущество которой наложен арест и
(или) экономическая деятельность которой
приостановлена.
Особенности организации
муниципального заказа в социальной сфере.
Методы муниципального заказа стали распространяться
и на отдельные социальные услуги, в первую
очередь в сферах медицинского обслуживания
и образования. Исходя из наличия бюджетных
средств органы местного самоуправления
определяют объем медицинских, образовательных
и других социальных услуг, которые они
в состоянии профинансировать, и на этот
объем заключают договоры (контракты)
с соответствующими муниципальными, государственными
или частными учреждениями. Так появился
термин "муниципальный социальный заказ".
В некоторых городах он стал основной
формой управления муниципальными учреждениями
со стороны местной администрации. Так,
в Новосибирске действует положение о
муниципальном социальном заказе. С его
помощью решается несколько задач:
- осуществляется правовое и бюджетно-финансовое
закрепление обеспечения социальных программ;
- повышается эффективность
использования средств,
- увеличивается "прозрачность"
финансирования социальной