Модель идеального государства Т. Мора. Сходство и различие политико-правовых концепций Томаса Гоббса и Джона Локка

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 22:06, контрольная работа

Описание работы

Утопический социализм как великое достижение общественной мысли, явившийся одним из важнейших источников научного коммунизма, рождением многих идей обязан Томасу Мору. Написанная Мором в 1516г. «Весьма полезная, а также и занимательная, поистине золотая книжечка о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия», или сокращенно «Утопия», дала название домарксистскому социализму.

Содержание

Введение
Характеристика модели идеального государства Т. Мора. (XVIв.).______3
Исторические предпосылки для создания УТОПИИ________________3
Концепция УТОПИИ__________________________________________5
Значение УТОПИИ для последующего развития социалистической политико-правовой идеологии._________________________________8
Заключение____________________________________________________9
Сравнительная таблица политико-правовых концепций Томаса Гоббса и Джона Локка__________________________________________________11
Список литературы_____________________________________________16

Работа содержит 1 файл

Контр раб ИППУ.doc

— 116.00 Кб (Скачать)

     Второе  направление критиков Мора, наоборот, связывает его идеи с социализмом, причем не только с утопическим, но и с научным, и даже с реальным. Лейтмотив этих критиков - опасность утопий, их способность становиться явью и угроза, которую они несут свободному развитию человека. «Утопии могут осуществляться, жизнь идет к утопии, - писал Н. Бердяев - ...и ныне мы стоим перед лицом проблемы мучительной в совершенно новом отношении: как мы можем избежать их действительной реализации ?»

2. Заключение.

     Общественный идеал Т. Мора, несомненно, обладает чертами и  качествами  идей утопического  социализма,  и  абсолютное  большинство    исследователей отвечает утвердительно на вопрос о том,  является  ли  Мор  основоположником этого направления политической мысли.

     Некоторые  авторы,  однако,  склонны  относить  появление   утопическисоциалистических идей к более  ранним периодам истории, вплоть  до  глубокой древности, полагая,  что  любые  проекты  и  даже  просто  смутные  мечты  о ликвидации общественного неравенства и угнетения, о создании строя, где  нет частной  собственности,  где  все  являются  тружениками,  следует   считать утопически-социалистическими.   Н.Е.   Застенкер   называет   такие    идеи, существовавшие в странах Древнего  Востока,  античных  Греции  и  Риме  и  у других народов, «проблесками  социалистической  мысли»,  обнаруживаемыми  им даже  в  древнегреческой  легенде  о   «золотом   веке»   (общинно   родовых отношениях, не знавших  неравенства, эксплуатации и собственности).

     Научные споры о времени возникновения утопического социализма  неразрывно связаны  с  определением  его  главных  черт,  внутренних  этапов  развития, выявлением  общего  и  особенного  в  учениях  каждого  из   представителей.

     Основным в решении этих вопросов должна быть характеристика самих  идей,  их анализ и сопоставление.    Утопически-социалистическими и  утопически-коммунистическими  могут  быть названы те политические учения, которые  не  только  отвергали  существующий эксплуататорский строй, но и выдвигали идеал,  характеризовавшийся  чертами, которые свойственны социализму и коммунизму как особым формациям.

     Обрисованный  в  «Утопии»  идеал  пронизан  мыслью,  что  люди  созданы  для нормального человеческого  труда  и  что  все  это  достигается  только  при условии ликвидации частной собственности.

     Т. Мор не раскрыл в «Утопии» планов перехода  к  описанному  им  будущему строю.  Он  отверг  путь  реформ  сверху,  но  не  высказался  и  в   пользу революционных  преобразований.  Его  отношение  к  народным  движениям  было сложным. Нельзя сказать, как это чаще всего пишут  о  Море,  что  он  боялся революционных выступлений народа. Наоборот, он называл в  «Утопии»  мятежный дух угнетенных благородным духом и наделял утопийское  государство  функцией помощи другим народам в свержении у них тирании.

     Однако Т. Мор видел и то, что массы во время  происходивших  в  ту  эпоху восстаний и широких народных движений мало  осознают  свои  интересы,  легко становятся игрушкой ловких политиков,  далеки  от  тех  стремлений,  которые могут привести к  правильному  преобразованию  общественных  и  политических отношений. Таким образом, Мор не видел выхода  из  этой  проблемы.  В  самой «Утопии»   возникновение   идеального   государства    объясняется    мудрой деятельностью  его  мифического  основателя  Утопа,  но  это  не  более  как литературный прием. Т.Мор очень  хорошо  понимал  всю  сложность  ликвидации частной собственности в обществе его времени. Он показывал в  «Утопии»,  как существование частной собственности ведет  к  тому,  что  стремление  к  ней делается  всеобщим.  Только  утопийцам  удалось  истребить  у  себя   «корни честолюбия и раздоров». Вопрос о том, как можно этого  добиться  в  реальной действительности, Томас Мор оставляет  открытым.   В  нерешенности  проблемы перехода  к  социализму  особенно   сказывается   утопизм   социалистических взглядов Мора, тесно связанный с непониманием закономерностей  исторического развития. Небольшая книжечка Т.Мора уже при его жизни переиздавалась  трижды и была  переведена  на  французский,  немецкий,  итальянский  и  фламандский языки. С тех пор она выдержала огромное количество изданий и  переводов.  На ее идеи опирались  последующие  социалисты-утописты.  Ее  сильные  и  слабые стороны старались учесть многие передовые мыслители не только  17-18вв.,  но и последующих столетий.

  1. Сравнительная  таблица политико-правовых концепций Томаса Гоббса и Джона Локка
Критерий  сравнения концепция Томаса Гоббса концепция Джона Локка
 
 
Учение о естественном состоянии "естественное состояние" общества как "войну всех против всех"

Люди рождаются абсолютно равными и свободными, и в

естественном  состоянии каждый имеет право на всё. Поэтому естественное

состояние определяется как «война всех против всех».

«Естественное состояние» состояние свободы и равенства людей, живущих своим трудом
Сущность, общественного 

договора

Заключая общественный

договор между собой, люди отчуждают все свои естественные права в пользу

суверена.

Суверен (один человек или собрание людей) никаким договором не связан и

никакой ответственности перед народом  не несёт. 

Путем общественного договора создается политическое общество, формирующее правительство, ответственное перед народом. 

Локк был решительным противником теорий божественного происхождения королевской власти

Соотношения личности и государства Государство учреждается  людьми для того, чтобы с его  помощью покончить с войной всех против всех, избавиться от

страха  незащищенности и постоянной угрозы насильственной

смерти.

Путем взаимной договоренности между собой (каждый согла-

шается  с каждым) индивиды доверяют единому лицу (отдель-

ному  человеку или собранию людей) верховную  власть над со-

бой. Государство и есть это лицо, использующее силу и средства всех людей так, как оно считает необходимым для их мира и

общей защиты. Носитель такого лица — суверен. Суверен обладает верховной властью, а всякий другой является его подданным.

Государство создано для гарантии естественных прав (свобода, равенство, собственность) и законов (мир и безопасность), оно не должно посягать на эти права, должно быть организовано так, чтобы естественные права были надежно гарантированы.

По теории Локка единственным истинным основанием власти суверена является согласие народа

согласно Локку, путем общественного договора создается политическое общество, формирующее правительство, ответственное перед народом.

Собственность Отдельные граждане не обладают каждый своей собственностью, на которую никто из их сограждан не имеет права, потому что они связаны одними и теми же законами, но никто не обладает такой собственностью, на которую бы не имел права обладающий верховной властью, чьи приказания суть сами законы, чья воля охватывает воли отдельных граждан и кто поставлен в качестве верховного судьи над ними Главное естественное право людей - право на собственность - должно быть закреплено с помощью разумных законов, дабы исключить возникновение конфликтов.

Естественное право — право на частную собственность; право на действия, на свой труд и на его результаты.

Отношение к  революции Заключив однажды  общественный договор и перейдя  в гражданское состояние, индивиды утрачивают возможность изменить избранную форму правления, высвободиться из-под действия верховной власти. Им запрещается протестовать против

решений суверена, осуждать его акции и т. п.

Люди имеют право на восстание. Согласно Локку, такой момент (когда правитель перестает служить народу) наступает, когда правитель переходит от правления, основанного на твердом принципе, к «переменчивому, неопределенному и произвольному» правлению. 
Отношение к

теории разделения властей

Доказывал необходимость единой и неделимой власти суверена.

Власть суверена должна быть абсолютной

В естественных свойствах индивида

усматривал первоначальное право и источник как законодательной и исполнительной власти, а равно и самих правительств и обществ. Первым предложил принцип разделения властей: на законодательную, исполнительную и федеративную.

Права человека Нормальным, здоровым "политическим телом" Гоббс считал такое государство, где обеспечено право человека на жизнь, мир, безопасность и благополучие народа и справедливость. Врожденное равенство людей, как разумных и свободных существ, которые обладают примерно одинаковыми физическими и умственными способностями

Принцип равенства заключается в том, что все люди равны как субъекты права.

Право на жизнь  и владение

имуществом, свободу и равенство человек  не отчуждает никому

и ни при  каких обстоятельствах. Эти неотчуждаемые ценности - окончательные границы власти и действия государства,

преступать  которые ему невозможно.

Предпочтительная  форма правления в государстве Гоббс считает неограниченную монархию предпочти-

тельной формой правления государства для обеспечения

безопасности людей, поскольку благо монарха тождественно благу государства.

Сторонник конституционной монархии

считается отцом западного либерализма, теоретиком конституционной монархии и разделения властей на законодательную, исполнительную (включая судебную) и федеративную (внешних сношений), которые находятся в состоянии динамического равновесия в правильно устроенном государстве

Власть  Прерогативы

суверена  относительно подданных чрезвычайно  обширны. Власть суверена неограниченна. Установка Гоббса на водворение поистине железного порядка оказалась намного сильнее идеи последовательного проведения правовой организации самого государства.

Компетенция претворять законы в жизнь (властвовать) подобает монарху, кабинету министров., Локк привнес  в мысль о необходимости уравновесить власть правительства (в данном кон-

тексте  правительство есть синоним государства), вложив отдельные ее части в разные руки.

кто бы конкретно ни обладал верховной  властью в государстве, ему вменяется управлять согласно установленным

постоянным  законам, провозглашенным народом  и известным

ему, а  не путем импровизированных указов

    4. Список литературы:

 
  1. Hop Т. Утопия - М. ЮНИТИ 1998
  2. Гвозданный В.А. Основы философии: этапы развития и современные проблемы - М. Рос. экон. акад. 1993
  3. История политических и правовых учений. Средние века и Возрождение - М. Наука 1986
  4. Варшавский А.С. «Опередивший время. Томас Мор. Очерк жизни и
  5. деятельности», 1967г.
  6. Застенкер Н.Е.  «Утопический социализм», 1973г.
  7. Карева В.В. «Судьба «Утопии» Томаса Мора», 1996г.
  8. Каутский К. «Томас Мор и его утопия», 1924г.
  9. Философский энциклопедический словарь, -М., 1983г.

Информация о работе Модель идеального государства Т. Мора. Сходство и различие политико-правовых концепций Томаса Гоббса и Джона Локка