Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 22:06, контрольная работа
Утопический социализм как великое достижение общественной мысли, явившийся одним из важнейших источников научного коммунизма, рождением многих идей обязан Томасу Мору. Написанная Мором в 1516г. «Весьма полезная, а также и занимательная, поистине золотая книжечка о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия», или сокращенно «Утопия», дала название домарксистскому социализму.
Введение
Характеристика модели идеального государства Т. Мора. (XVIв.).______3
Исторические предпосылки для создания УТОПИИ________________3
Концепция УТОПИИ__________________________________________5
Значение УТОПИИ для последующего развития социалистической политико-правовой идеологии._________________________________8
Заключение____________________________________________________9
Сравнительная таблица политико-правовых концепций Томаса Гоббса и Джона Локка__________________________________________________11
Список литературы_____________________________________________16
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
Выполнил:
Студент 1 курса
3210109018 группы
Пугина С.А.
1 семестр
2011
Содержание:
Введение
Введение.
Утопический
социализм как великое
В
своих произведениях Мор предложил
совершенно новые для его эпохи
демократические начала организации
государственной власти, поставил
и решил с гуманистических
позиций правовые проблемы. Сформировавшиеся
в период становления
капиталистической формации, зарождения
раннекапиталистических отношений взгляды
Мора не утратили своего исторического
значения. Его проект идеального государства
вызывает и ныне острые столкновения
мнений ученых различных стран.
Жизнь и деятельность Т.Мора,
ученого, поэта, юриста и
государственного деятеля, привлекает
внимание многих исследователей.
Конец 15в. знаменовал собой наступление нового времени. Тенденции
экономического развития этого периода обусловили начало процесса первоначального накопления капитала. В Англии и других наиболее развитых странах Европы зарождаются новые общественные отношения – капиталистические, появляются новые классы, складываются нации, усиливается централизация государственной власти, что подготавливает превращение сословно-представительных монархий в абсолютистские. С особенной силой проявляются новые веяния в идеологии, которая становится той первой ареной, где разгорается битва против феодализма, духовного порабощения человека католической церковью, против схоластики и суеверия.
В Англии в это время шел процесс огораживания земель: крестьян сгоняли с земель, на которых они долгое время жили, а на этих землях создавали пастбища для овец. Этот процесс привел к массовому бродяжничеству и связанному с ним росту имущественных и насильственных преступлений.
Мор оценил эту ситуацию таким образом: овцы пожирают даже людей, опустошают и разоряют поля, дома, города. В уголовном законодательстве Англии была установлена одна и та же санкция за совершение как кражи, так и убийства — смертная казнь. Будучи гуманистом, Мор признал, такое уголовное законодательство несправедливым, считая, что карать смертью за простую кражу — чрезмерное наказание нисколько не справедливо за отнятые деньги отнимать у человека жизнь. Ибо, «я полагаю, ничто из того, что есть в мире, не может сравниться с человеческой жизнью»
Мор высказал тезис о социальной детерминированности преступности, согласно которому совершение некоторых преступлений может быть обусловлено не только индивидуальными особенностями преступников, но и несправедливым устройством общества. Ни одно наказание не является столь сильным, чтобы удержать от разбоев тех, у кого нет никакого иного способа, чтобы сыскать себе пропитание.
Все государства оцениваются им отрицательно. Сущность всех государств одна: заговор богатых, под предлогом и под именем государства думающих о своих выгодах. Законы этих государств представляют собой ухищрения, позволяющие богатым использовать труд бедных людей для все большего своего обогащения: «Эти затеи стали уже законом, как только богатые от имени государства, азначит, и от имени бедных, постановили однажды, что их нужно соблюдать.
В
своей книге Утопияサ Т. Мор описал
идеальное государство как
1.2. Концепция УТОПИИ
Идеальное государство Мора построено на принципах, прямо противоположных принципам всех существующих европейских государств:
Если в европейских государствах принцип коллективной собственности не действовал, то в идеальном государстве он действует: распределять все поровну и по справедливости, а также счастливо управлять делами человеческими невозможно иначе, как вовсе уничтожив частную собственность. Если же она останется, то у наибольшей и самой лучшей части людей навсегда останется страх, а также неизбежное бремя нищеты и забот.
Если в европейских государствах принцип всеобщей обязательности труда не действовал и было много праздных сословий (монахи, воины, священники, женщины и др.), то в идеальном государстве все работают. А так как работают
все, то каждому достаточно работать не более шести часов.
Если в европейских государствах принцип аскетического образа жизни не являлся универсальным, то жителям идеального государства — утопийцам присущи минимальные потребности и совсем не свойственно стремление к роскоши. Утопийцы носят одинаковую одежду и пренебрежительно относятся к изделиям из золота. Из золота они делают сосуды для нечистот и цепи для рабов. Статус раба по Мору - это временный статус, который имеют лица, совершившие преступление и в качестве наказания выполняющие тяжелые работы.
Принцип централизованного распределения произведенной продукции заключается в том, что все произведенное утопийцами накапливается на складах, расположенных в центре каждого города. Распределение осуществляется централизованно, с учетом потребностей той или иной семьи. Отсутствует какая бы то ни было денежная система расчетов. Идеальное государство представляет собой государство со смешанной формой правления. Идея такой смешанной формы правления была высказана еще Полибием и Цицероном.
Государственное устройство Утопии — федерация 54 городов. Высший орган — утопийский сенат из 162 человек, — по три старца от каждого города. Утопийский сенат обсуждает общие дела острова: перераспределение продуктов, рабочей силы и др. В каждом городе 6000 патриархальных семей. Каждые 30 семей избирают на один год филарха; в каждом городе 200 филархов, которые следят за тем, чтобы все работали. Есть также протофилархи, которые избираются из числа ученых. Один протофиларх приходится на 300 семей. Во главе каждого города стоит князь, который избирается филархами города из кандидатов, предложенных народом. Должность князя несменяема, если он не становится тираном. Князь и протофилархи входят в сенат города. В каждом городе проводятся народные собрания, на которых решаются важные дела города.
В идеальном государстве законов мало, поскольку нет частной собственности и споров, связанных с ней. Законы понятны всем. У утопийцев законоведом является всякий. Ведь у них законов мало, и кроме того они признают всякий закон тем более справедливым, чем проще его толкование; Утопийцы считают в высшей степени несправедливым связывать каких-нибудь людей такими законами, численность которых превосходит возможность их прочтения.
В государстве есть церковь и священники, но нет государственной религии. Существуют различные религиозные культы и веротерпимость. Граждане миролюбивы и ведут здоровый образ жизни. Зачем создавать концепцию государства, которого никогда не будет? Томас Мор видит изъяны общества, но не в состоянии бороться с ними, он лишь может показать людям идеал, к которому нужно стремиться.
Содержание «Города Солнца» отчетливо демонстрирует присутствие в ранних социалистических доктринах двух практически несовместимых начал. Верная оценка интеллектуальных, нравственных и т. п. достоинств человека как фкторов, призванных определять его положение в обществе, сплошь и рядом
переплетается с установками на авторитарность, аскетизм, с небрежением отдельной человеческой личностью, с равнодушием к созданию соответствующих организационных и правовых условий для ее свободного всестороннего развития.
Мор полагал, что для совершенных людей идеального общества важны максимальное удовлетворение духовных потребностей, занятия наукой, искусством, выполнение нравственного долга по отношению к другим людям при разумном самоограничении, умении добровольно отказаться от излишеств и суетных развлечений. Сын своего времени. Мор пытался согласовать религию с общественной пользой и доводами разума. Это была попытка преодоления кризиса феодальной идеологии на основе гуманистической доктрины “естественной религии”.
Своеобразие этой доктрины — в синтезе античной философии и свободно истолкованной христианской этики. Таковы корпи этической концепции “Утопии”, исходившей из самой природы человека как разумного существа с его естественным стремлением к совершенству и счастью. Оригинальность Мора в том, что он ищет путь к совершенной этике в радикальном переустройстве общества на началах справедливости, равенства и братства.
1.3. Значение УТОПИИ для последующего развития социалистической политико-правовой идеологии.
Книга Томаса Мора «Утопия» оказала большое влияние на последующее развитие социалистической политико-правовой идеологии.
По мере того как социалистические идеи завоевывали общественное признание, вокруг социализма Мора разгоралась острая идейная борьба. В ней можно выделить два главных направления: одно заключалось в том, чтобы доказать, что социализм вовсе не был идеалом Т. Мора, а другое - в том, чтобы доказать, что этот идеал плох.
Видное место в интерпретации «Утопии» принадлежит католической литературе. Причислив Мора к лику святых из пропагандистских соображений, католическая церковь должна была отмежеваться от социализма. Поэтому идеологи церкви пытаются разными способами внушить мысль, что коммунизм не является убеждением Мора, что смысл «Утопии» всего лишь в абстрактной проповеди братской любви, духа коллективизма и освобождения душ от инстинкта стяжательства.