Миграционная политика и геополитические интересы России

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 09:58, курсовая работа

Описание работы

Наиболее важными аспектами российской миграционной политики являются:
1. Реализация гражданами РФ прав на свободу перемещения;
2. Гарантия защиты и поддержки трудящихся-мигрантов за рубежом;
3. Обеспечение беспрепятственного возвращения на родину и помощь в адаптации мигрантов.
В области импорта рабочей силы наиболее важными задачами, как показывает складывающаяся ситуация и опыт зарубежных стран, являются: обеспечение защиты на­циональной экономики от избыточного притока трудящихся-мигрантов из других стран; разработка мер по регулированию количественных и качественных параметров потока иммиграции; обеспечение рационального использования прибывающих трудящихся-мигрантов в экономических и политических интересах России.

Работа содержит 1 файл

миграционная политика.doc

— 73.50 Кб (Скачать)

 

Япония

В конце Второй мировой войны в феврале 1945 года на Ялтинской конференции глав держав, стран-участниц антигитлеровской коалиции, было достигнуто соглашение о безусловном возвращении южной части Сахалина и передаче Курильских островов Советскому Союзу после победы над Японией.

26 июля 1945 года в рамках Потсдамской конференции принята Потсдамская декларация, ограничившая суверенитет Японии островами Хонсю, Хоккайдо, Кюсю, Сикоку. 8 августа к Потсдамской декларации присоединился СССР. 14 августа Япония приняла условия Декларации и 2 сентября 1945 года подписала Акт о капитуляции, подтверждавший эти условия. Но прямо о передаче Курильских островов СССР в этих документах не говорилось.

 

18 августа — 1 сентября 1945 года советские войска провели Курильскую десантную операцию и заняли в том числе южные Курильские острова — Уруп, Итуруп, Кунашир и Малую Курильскую гряду.

В соответствии с Указом Президиума ВС СССР от 2 февраля 1946 года на этих территориях, после исключения их из состава Японии Меморандумом № 677 Верховного Командующего Союзных Сил от 29 января 1946 года, была образована Южно-Сахалинская область в составе Хабаровского края РСФСР, которая 2 января 1947 года вошла в состав новообразованной Сахалинской области в составе РСФСР.

8 сентября 1951 года Япония подписала Сан-Францисский мирный договор по которому отказалась «от всех прав, правооснований и претензий на Курильские острова и на ту часть острова Сахалин и прилегающих к нему островов, суверенитет над которыми Япония приобрела по Портсмутскому договору от 5 сентября 1905 г.» При обсуждении договора Сан-Франциско в сенате США была принята резолюция, содержавшая следующую оговорку: Предусматривается, что условия Договора не будут означать признание за СССР каких бы то ни было прав или претензий на территории, принадлежавшие Японии на 7 декабря 1941 г., которые наносили бы ущерб правам и правооснованиям Японии на эти территории, равно как не будут признаваться какие бы то ни было положения в пользу СССР в отношении Японии, содержащиеся в Ялтинском соглашении. Ввиду серьёзных претензий к проекту договора представители СССР, Польши и Чехословакии отказались его подписать. Договор не был также подписан не представленными на конференции Бирмой, ДРВ, Индией, КНДР, КНР и МНР.

Япония предъявляет территориальные претензии на южные Курильские острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи общей площадью 5175 км². Эти острова в Японии называются «северными территориями». Свои притязания Япония обосновывает следующими аргументами:

Согласно статье 2 Симодского трактата 1855 года эти острова были включены в состав Японии и они являются исконным владением Японии.

Эта группа островов, согласно официальной позиции Японии, не входит в Курильскую гряду (о-ва Тисима) и, подписав акт о капитуляции и Сан-Францисский договор, Япония от них не отказалась.

СССР не подписал Сан-Францисский договор.

В 1956 году была подписана Московская декларация, по которой прекращено состояние войны и установлены дипломатические и консульские отношения СССР с Японией. В статье 9 Декларации, в частности, сказано:

СССР, идя навстречу пожеланиям Японии и учитывая интересы японского государства, соглашается на передачу Японии островов Хабомаи и острова Сикотан с тем, однако, что фактическая передача этих островов Японии будет произведена после заключения Мирного Договора.

Но мирный договор до сих пор не подписан в связи с оставшимися претензиями Японии на острова Кунашир и Итуруп.

14 ноября 2004 года глава МИДа России Сергей Лавров в преддверии визита президента России Владимира Путина в Японию заявил, что Россия как государство-продолжатель СССР признаёт Декларацию 1956 года как существующую и готова вести территориальные переговоры с Японией на её базе.

Примечательно, что 1 ноября 2010 года президент РФ Д. А. Медведев, стал первым российским лидером, посетившим Курильские острова. Президент Дмитрий Медведев подчеркнул тогда, что «все острова Курильской гряды — территория Российской Федерации. Это наша земля, и мы должны обустраивать Курилы». Японская сторона осталась непримирима и назвала данный визит достойным сожаления, что в свою очередь вызвало резкую ответную реакцию МИД России, согласно которой никаких изменений в статусе принадлежности Курильских островов быть не может.

Однако спор СССР-Япония, а потом и Россия-Япония по вопросу Южных Курил, очевидно, не сводится к самим островам. Тем не менее они и сами по себе являются достаточно ценной территорией: На спорном острове Итуруп находится крупнейшее в мире и единственное экономически выгодное месторождение рения в виде минерала рениит (открыто в 1992 году на вулкане Кудрявый), которое имеет огромное экономическое значение. По данным Института вулканологии и геодинамики Российской академии естественных наук, вулкан Кудрявый каждый год выбрасывает 20 тонн рения (при том, что мировая добыча рения в 2006 г. составила около 40 тонн, а цена 1 кг рения составляет до 10 000 долларов). Тем не менее, разработка этого месторождения не ведется. Ценность островов заключается в их расположении: между островами пролегают единственные российские незамерзающие проливы Екатерины и Фриза из Японского моря в Тихий океан. Пусть в мирное время Япония не имеет права ограничивать или запрещать проход кораблей, геостратегические интересы требуют военного и политического владения островами. Кроме того, главная, пожалуй, ценность островов заключается в статусе Охотского моря: пока это российские острова, Охотское море является внутренним морем России с годовым уловом рыбы около 3 млн т., откуда можно выгонять японские рыболовецкие суда, как браконьеров, с соответствующими санкциями.

 

Северный ледовитый океан

  Одним из главных предметов экспорта в современной России, сильно отставшей  за последние годы в научно-техническом плане, является нефть и энергоносители. В той или иной форме прибыль от их экспорта составляет почти половину прибыли федерального бюджета. Очевидно, что для сохранения высокой конкурентоспособности на этом рынке необходимо искать и развивать новые месторождения, в частности, совместно с Exxon - в арктическом море.  Об этом свидетельствует подписанное 31.08.2011 в Сочи премьер-министром России Владимиром Путиным и Рексом У. Тиллерсоном, Председателем Совета директоров и Высшим должностным лицо корпорации Exxon соглашение об инвестициях Эксон в совместные с Роснефтью разработки в Арктике. Россия же, задолго до этого начав  свою подготовку, еще в рамках экспедиции "Арктика-2007" установила флаг на дне Северного Ледовитого Океана, на глубине около 4км.

  Это соглашение является тем более важным для России, поскольку после техногенной катастрофы 20.05.2010, взрыва платформы Бритиш Петролеум "Deepwater Horizon" в Мексиканском Заливе, переросшего в разлив нефти и страшную экологическую катастрофу для всего региона, население обеих Америк крайне болезненно воспринимает любую глубоководную добычу нефти - как в Мексиканском Заливе, так и около побережья Канады или американской Аляски.

 

Европа и западный мир

Россия оказалась неспособна сохранить страны Варшавского Договора в качестве единого союза после окончания Холодной Войны и распада СССР: Грузия, как уже отмечалась, взяла курс на США, страны Прибалтики вступили в НАТО, Чехия, Польша и объединенная Германия (половина которой, как ГДР, была частью Варшавского Договора) находятся в еврозоне. Тем не менее, Россия, с ее большим ВНП, серьезными вооруженными силами и огромной территорией, все еще оказывает огромное влияние на политику в Европе, что доказывается приглашением войти в большую семерку, с превращением ее в большую восьмерку или G8.

Добавочно к этому Россия состоит в Таможенном Союзе (Россия, Белоруссия, Казахстан) и БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР). В связи с огромным населением и площадью стран БРИКС (на долю входящих в БРИК стран приходилось 26 % территории Земли, 42 % населения планеты (2,83 млрд человек), но пока что всего 14,6 % мирового ВВП - а с преобразованием БРИК в БРИКС эти цифры еще увеличились) союз намерен увеличивать свое влияние на мировую экономику - в частности, максимально пошатнуть позиции "Большого Брата", то есть США.

 

Тезис БРИК (на основе статьи «Мечтая о БРИК: Путь к 2050», см.) предполагает, что Бразилия, Россия, Индия и Китай изменили свои политические системы, чтобы войти в систему глобального капитализма. Goldman Sachs предсказывает, что Китай и Индия будут доминирующими глобальными поставщиками товаров промышленного назначения и услуг, в то время как Бразилия и Россия станут также доминирующими поставщиками сырья. Сотрудничество является, таким образом, вероятным — как логический шаг БРИК, потому что Бразилия и Россия вместе логично формируют поставщиков Индии и Китая. Таким образом, у БРИК есть потенциал сформировать сильный экономический блок — наподобие государств «Большой Восьмёрки». Бразилия является доминирующей в производстве сои и железной руды, в то время как Россия обладает возможностью огромных поставок нефти и природного газа. Тезис Goldman Sachs, таким образом, документирует, что предметы потребления, работа, технологии и компании отдаляются от США как от своего центра.

         



Информация о работе Миграционная политика и геополитические интересы России