Миграционная политика и геополитические интересы России

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 09:58, курсовая работа

Описание работы

Наиболее важными аспектами российской миграционной политики являются:
1. Реализация гражданами РФ прав на свободу перемещения;
2. Гарантия защиты и поддержки трудящихся-мигрантов за рубежом;
3. Обеспечение беспрепятственного возвращения на родину и помощь в адаптации мигрантов.
В области импорта рабочей силы наиболее важными задачами, как показывает складывающаяся ситуация и опыт зарубежных стран, являются: обеспечение защиты на­циональной экономики от избыточного притока трудящихся-мигрантов из других стран; разработка мер по регулированию количественных и качественных параметров потока иммиграции; обеспечение рационального использования прибывающих трудящихся-мигрантов в экономических и политических интересах России.

Работа содержит 1 файл

миграционная политика.doc

— 73.50 Кб (Скачать)


Федеральное агентство  по образованию Российской Федерации

Уральский государственный экономический университет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

дисциплина: Государственное и муниципальное управление

тема: Миграционная политика и геополитические интересы России.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                        Выполнила: студентка 3-го курса

Булатович А.И

                                                                                Группа: БМП-09

                                                                                Проверил: Уфимцев В.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

                          

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург 2012


МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Россия не осталась в стороне от этих процессов. Распад СССР, переход к рыночным отношениям, экономические и политические перемены и неурядицы, межэтнические стол­кновения и войны привели к тому, что на территории России оказалось в середине 90-х гг. около трех миллионов беженцев. Эти потоки беженцев, прежде всего из стран СНГ и Балтии, продолжаются.

Рост безработицы подтолкнул сотни тысяч российских граждан, в том числе высококвалифицированных специалистов, трудоустраиваться за рубежом. Это один из крупнейших исходов населения в последние десятилетия нынешнего столетия. Об этом говорилось, и была признана безотлагательная необходимость международной помощи на Конференции стран СНГ в Женеве по проблемам беженцев и эмигрантов. На территории России оказались сотни тысяч перемещенных лиц не только из стран СНГ и Балтии, но и других регионов (например, афганская община порядка 200 тысяч человек, а также мигранты - вьетнамцы, китайцы и т.д.).

Правительство Российской Федерации вынуждено в этих условиях формировать и осуществлять активную миграционную политику, искать поддержки - материальной и фи­нансовой - у международных организаций, развивать сотрудничество с другими странами на двусторонней и многосторонней основе по проблемам миграции населения и трудовых ресурсов.

Выход России на внешние рынки труда предполагает формирование полноценной, обоснованной миграционной политики. В России уже сложилась правовая база регулиро­вания миграционных процессов, в основе которой - Конституция Российской Федерации, законы и законодательные акты, постановления Правительства РФ, определяющие по­рядок выезда и въезда в страну, трудоустройство российских граждан за рубежом, меры по миграционному контролю и т.д.

Разработана федеральная миграционная программа. Правительство РФ наметило меры по выполнению задач в области миграционной политики страны, первоочередными из которых являются регулирование миграционных потоков, преодоление негативных последствий стихийно развивающихся процессов в этой области, создание условий для беспре­пятственной реализации прав мигрантов /б/.

Практическому претворению в жизнь конституционных и законодательных норм, обеспечивающих права российских граждан на трудоустройство за границей, способствуют заключенные международные соглашения РФ с Германией, Китаем, Польшей, Словакией, Финляндией и рядом других стран.

Федеральной миграционной службой России предоставлены лицензии почти 150 организациям, занимающимся оформлением трудоустройства российских граждан за рубежом. Введение системы лицензирования позволило пресечь недобросовестную деятельность со стороны ряда фирм и агентств. В то же время многие вопросы, в том числе связанные с возвращением мигрантов, требуют дальнейшей доработки и детализации. Формирование правовой и организационной базы регулирования миграционных процессов в РФ продолжается.

Наиболее важными аспектами российской миграционной политики являются:

1. Реализация гражданами РФ прав на свободу перемещения;

2. Гарантия защиты и поддержки трудящихся-мигрантов за рубежом;

3. Обеспечение беспрепятственного возвращения на родину и помощь в адаптации мигрантов.

Поскольку Россия в международной миграции является одновременно принимающей и направляющей стороной, при разработке российской миграционной политики приходится ориентироваться на реализацию многоцелевых направлений.

Так, в области импорта рабочей силы наиболее важными задачами, как показывает складывающаяся ситуация и опыт зарубежных стран, являются: обеспечение защиты на­циональной экономики от избыточного притока трудящихся-мигрантов из других стран; разработка мер по регулированию количественных и качественных параметров потока иммиграции; обеспечение рационального использования прибывающих трудящихся-мигрантов в экономических и политических интересах России. Немаловажное значение, как показывает опыт стран-импортеров, имеет выбор концепции иммиграционной политики.

В области экспорта рабочей силы при разработке эмиграционной политики России особое внимание уделяется: улучшению ситуации на рынке труда за счет сокращения безработицы; привлечению валютных поступлений в страну за счет денежных переводов трудящихся-мигрантов из-за границы; защите прав и обеспечению поддержки российских граждан, работающих за рубежом; получению мигрантами профессий, предпринимательского опыта и образования.

Принципиальное значение для РФ имеет создание приоритетных условий возвращающимся мигрантам для инвестирования в сферу экономики. С этой целью намечено создать специальную структуру, занимающуюся консультированием, информационным обеспечением возвращающихся мигрантов и оказывающую им конкретную помощь. Возможно также предоставление различных налоговых льгот и льготное кредитование. Как и в большинстве стран мира, возвращающиеся мигранты должны иметь право беспошлинно ввозить средства производства для последующей производственной деятельности.

С целью дополнительного привлечения в страну валютных средств, заработанных мигрантами, и их адаптации к условиям российского рынка, требуется, по опыту зарубежных стран, принятие ряда мер, например:

• введение специальных депозитных счетов;

• продажа земельных участков под строительство;

• выдача на льготных условиях ссуд на строительство домов под переводы, хранимые в строго определенных банках;

• создание альтернативного жилого фонда для льготной реализации за валюту среди возвращающихся мигрантов;

• открытие валютного счета для беспошлинного провоза машин, товаров длительного пользования;

• создание специального пенсионного фонда.

 

Геополитические интересы России

Под геополитическими интересами и рядом мер для их осуществления можно понимать следующее: обеспечение свей экономической политической выгоды (текущей и будущей), обеспечение своей текущей и будущей безопасности путем освоения и постановкой в зависимость от себя других государств и общественных институтов всеми доступными (когда плюсов больше чем минусов) способами; попытки освоения и освоение (явное или через подставных лиц) природных ресурсов и прочих ресурсов чужих стран максимально для своей пользы; достижение полного перевеса и превосходства перед другими странами по всем направлениям, особенно в области высоких технологий, путем экономического давления, задавливания, махинаций, путем политического давления, шантажа, секретных подрывных действий, путем прямой агрессии; достижения качественного и необратимого успеха во всех этих направлениях с максимально возможным при этом контролем ситуации.

Вот, кратко, как выглядят геополитические интересы экономически развитой державы. Ограничиваются они только противодействием других держав и некоторыми другими механизмами. Россия же, являясь наследником СССР, унаследовала от Советского Союза как многие геополитические цели, так и проблемы, как внешние, так и, очевидно, внутренние.

          Геостратегическое положение России

Белоруссия и Украина

 

 

- Оба славянских государства рассматриваются как ключевые для будущего развития страны.

- Ситуация в этих государствах и их влияние на политику РФ, на протяжении всех лет после распада СССР остается непростой и таит множество проблем для Российской политики, которые ей придется решать не одно десятилетие.

Действия в отношении этих стран говорят сами за себя: продвижение Януковича как оппозиции проамерикански настроенному Ющенко, льготные цены на газ, минимальный паспортный контроль на границах. Однако, вечный союзник Москвы белорусский президент Лукашенко, явно устав от требований Кремля, сейчас ищет себе нового стратегического союзника - теперь в лице Китая и китайских инвестиций в белорусскую экономику.

К примеру, на совещании по сотрудничеству с Китайской Народной Республикой 25 июня 2010 г. Александр Лукашенко еще раз подчеркнул, что сотрудничество с Китаем носит исключительно стратегический характер. Поэтому на самом высоком уровне созданы все необходимые условия для дальнейшего расширения взаимодействия как в политической, так и экономической сферах. В конце прошлого года были достигнуты прорывные договоренности об открытии для Беларуси льготных кредитных линий правительства и банков Китая на общую сумму около $15 млрд для реализации инвестиционных проектов по заявкам белорусской стороны. Как отметил Александр Лукашенко, эта сумма почти в два раза больше, чем все иностранные инвестиции, вложенные в экономику Беларуси в 2009 году, в 4,5 раза больше того, что Беларусь получила от МВФ и в 10 раз больше кредита, предоставленного братской Россией.

 

Кавказ

Правящая грузинская элита уже давно строит стратегию национального развития в XXI веке на принципах свертывания исторических российско- грузинских связей и отношений новой Грузии с Россией, переориентации своих внешних интересов и приоритетов на сближение с западными государствами и их военно-политическими и экономическими организациями, активного участия Грузии в формировании нового устраивающего только ее баланса сил в Закавказье на основе расширения НАТО и двухсторонних военных связей Грузии с США, западноевропейскими странами, Израилем и некоторыми государствами СНГ- участниками созданной несколько лет назад региональной военно-политической системы ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдавия).

- Для грузинской элиты Россия во многом утратила интерес как государство, в котором еще недавно Грузия и ее представители в силу известных традиций занимали довольно-таки привилегированное положение.

- Грузия ищет себе опору и покровительство не на традиционном севере, а на совершенно других азимутах. Поэтому в Тбилиси внимательнейшим образом относятся к любым проявлениям интереса ведущих западных стран мира к Кавказскому региону, и особенно к намерениям западных держав расширять и укреплять свои геостратегические позиции на Кавказе и в прилегающих к нему районах. Здесь, в Тбилиси буквально спекулируют на важности транспортно-стратегического значения, которое действительно имеет Грузия как транзитная транскавказская территория на маршруте т.н. “шелкового пути” из Азии в Европу.

- Особое положение Грузии в Закавказье и характер политики, проводимой ее правящей элитой, предопределяют роль и значение Тбилиси в системе американских внешнеполитических приоритетов в этом районе мира.

Выгодное положение республики как транзитной страны в рамках транспортного евразийского коридора, особенно в связи с планами реализации проектов освоения и транспортировки каспийских энергоресурсов, четкая стратегия официального Тбилиси на установление союзнических отношений с НАТО и Западом.

- Внешнеполитическая концепция Тбилиси полностью сочетается с так называемой доктриной Мадлен Олбрайт, которая предусматривает полную изоляцию России в ее новых границах и нацелена, во-первых, на обеспечение свободных, независимых от России, поставок каспийских нефти и газа на международные рынки; во-вторых, на обеспечение независимости и экономической живучести бывших советских республик этого региона, недопущение возрождения сильного южного фланга бывшего Советского Союза; в-третьих - на предотвращение и блокирование политических и военных инициатив России и Ирана, нацеленных на обеспечение их доминирования в черноморско-каспийском регионе в вопросах, касающихся разработки каспийских углеводородных ресурсов и выбора маршрутов их переброски, недопущение стратегического сближения и взаимодействия Москвы и Тегерана.

- В интересах реализации кавказской стратегии НАТО в качестве одной из главных выдвигается задача наращивания западного военного присутствия в Закавказье через вовлечение Грузии в систему атлантической безопасности и отрыв ее от системы коллективной безопасности стран Содружества.

- Решение этой задачи осуществляется сегодня по нескольким направлениям:

- Продолжается процесс все более глубокого вовлечения Грузии в натовскую программу «Партнерство ради мира»

- Заключаются двухсторонние соглашения по военному и военно- техническому сотрудничеству Грузии со странами НАТО

- В ходе различных учений и тренировок, проводимых на территории Грузии в рамках ПРМ осуществляется активное и целенаправленное освоение кавказского сухопутного, а также каспийского и черноморского морских театров военных действий.

- Создание военно-политических и военных структур антироссийской направленности типа ГУУАМ и противопоставление их оборонным структурам безопасности стран Содружества.

- Сворачивание военного сотрудничества Грузии с Россией как на двухсторонней основе, так и в рамках Договора о коллективной безопасности стран Содружества.

Таким образом, Москва, будучи совершенно лишенной возможности наладить взаимоотношения с Тбилиси, вынуждена искать новых союзников поблизости, которыми оказываются антигрузински настроенные местные сепаратисты, такие как Абхазия (провозгласившая независимость 26.11.1994, частично признана мировым сообществом), Аджария (в данный момент - автономная республика в составе Грузии, однако еще в 2004м году предприняла попытку отделиться, так называемый "Аджарский кризис") и Южная Осетия (после "Операции по принуждению к миру", или Российско-Грузинского конфликта 08.08.2008-15.08.2008, независима от Грузии).

Что же касается еще одного вечного кавказского очага напряженности, Армения-Азербайджан, то здесь Россия, аналогично вопросу с Грузией заинтересованная в получении союзников, однако же не готовая, подобно СССР, вешать на шею своей экономики Кубу только ради базы поблизости от СССР, играет роль третьей стороны, не поддерживая чрезмерно ни одну из сторон. "Россия защитит Армению в случае агрессии Азербайджана" - российский военный эксперт Александр Гольц, интервью газете Zhamanak, Армения. Тем не менее, особого результата трехсторонние встречи Армения-Азербайджан-Россия пока что не приносят.

Информация о работе Миграционная политика и геополитические интересы России