Механизм правового регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 09:19, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – раскрыть суть вопроса о механизме правового регулирования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
необходимо изучить такой правовой институт как правовые средства: их понятие и виды;
исследовать понятие и структуру механизма правового регулирования;
для наиболее полного раскрытия вопроса также рассмотреть пределы и эффективность правового регулирования.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
§1. Понятие и структура механизма правового регулирования………………..5
1.1. Правовые средства: понятие и виды………………………………….5
1.2 Понятие механизма правового регулирования……………………….7
1.3 Структура механизма правового регулирования…………………...12
§2. Пределы и эффективность правового регулирования…………………….16
2.1. Пределы правового регулирования…………………………………16
2.2. Эффективность правового регулирования и механизм его обеспечения………………………………………………………………………20
Заключение ………………………………………………………………………24
Список использованной литературы…………………………………………...26

Работа содержит 1 файл

Механизм правового регулирования.docx

— 61.06 Кб (Скачать)

     Пределы правового регулирования есть некая  «демаркационная линия», отделяющая область правового от неправового  и очерчивающая границы распространения  права, предельность его воздействия  на сознание человека и его деяния. Пределы правового регулирования  обусловлены неюридическими факторами. Они коренятся в природе человеческой деятельности, предопределены их общей  культурой и цивилизованностью, детерминированы существующей системой отношений, экономическими, исторически­ми, религиозными, национальными и другими  обстоятельствами.

     В непосредственной связи с пониманием сферы и пределов правового регулирования  находится понятие предмета правового  регулирования. Предмет правового  регулирования отвечает на вопрос: «что регулируется правом?». К нему относят те разновидности общественных отношений, действий индивидов, коллективов  людей, которые: а) объективно могут  быть урегулированы правом и б) в  данных условиях требуют юридического воздействия. Значит, не все действия, отношения социальных субъектов  могут становиться объектом правового  воздействия, а лишь определенная их часть, а именно те из них, которые  имеют нормативный характер, т.е. типичны для данных условий, повторяемы, отличаются массовым (потенциальным  или реальным) проявлением, поддаются  государственно-правовому контролю, могут быть переведены на язык права, т.е. формализованы, и др.

     Выделение тех участков социальной деятельности, которые требуют правового упорядочения, - чрезвычайно сложная практическая задача. От правильного ее решения  зависит эффективность действия права. Проникающие возможности  права таковы, что оно распространимо на обширные области человеческой деятельности, хотя его результативность применительно  к различным сферам общественной жизни, тем или иным видам человеческой деятельности далеко не одинакова. Очевидно, можно говорить об объективной подверженности правовому воздействию отношений, складывающихся в сферах производства, распределения и потребления  материальных благ (имущественная сфера), в сфере отправления государственной  власти, государственного управления в том числе, в области взаимоотношений  личности и государства, социальной защиты отдельного индивида и сообщества людей в целом от произвола  и насилия.14

     Поэтому государственная, хозяйственная деятельность, а также деятельность в отмеченных сферах входят в предмет правового  регулирования, т.е. объективно требуют правового упорядочения. Общественные отношения есть самый общий объект воздействия права. Непосредственным же предметом правового регулирования выступают многообразные действия, деятельность участников этих отношений. Отсюда содержание правового регулирования зависит от положения взаимодействующих в отношении сторон и объектов, по поводу которых возникает это взаимодействие.

     Содержание  предмета правового регулирования  в значительной мере определяет специфику  содержания правового регулирования, в конечном счете, структуру права. Характер регулирования правом отношений  предопределяет специфику юридического воздействия на эти отношения, или, другими словами, указывает на метод  правового регулирования.15

     Правовое  регулирование - длящийся во времени  и в пространстве процесс. Можно  обратить внимание (рис. 1) на следующие его стадии:

     

     Рис. 1. Стадии правового регулирования

     1) определение правового положения  субъектов права. Нормативное  регулирование логически начинается  с установления исходного, базового  правового положения гражданина  или организации. Правовое положение  гражданина определяется конституционными  правами и обязанностями и  основанной на них правоспособностью  лица, т.е. признаваемой государством  за данным лицом способностью  быть участником правовой жизни  общества, выступать стороной в  различных правоотношениях.

     Конституционные установления получают развитие в иных законодательных актах, которые  в своей основе и образуют правовую основу для поведения и деятельности граждан в различных областях права. Это значит, что они вправе привлекать предусмотренные законом  юридические средства для удовлетворения своих потребностей и интересов. Правовой статус органов государства  составляет их компетенция, определяющая круг полномочий, которыми обладает данный орган, и круг возложенных на него обязанностей;

     2) возникновение правоотношений - следующая  стадия правового регулирования.  Предпосылками к тому выступают  определенные жизненные факты,  правовое признание которых в  правовых нормах придает им  качество юридически значимых (имеющих  определенные последствия для  конкретного лица или организаций). В зависимости от характера  правоотношений такие юридические  факты могут исчерпываться однократными  действиями или событиями либо  требуют некоторой их совокупности, так называемого состава;

     3) для возникновения правоотношений  в ряде случаев воли их участников  недостаточно. Требуется вовлечение  в механизм действия права  специальных субъектов - правоприменительных  органов (должностных лиц), действия (решения) которых позволяют конкретизировать  общую модель правоотношения, возникшую  на основе закона, снять помехи, блокирующие действия управомоченного,  и др.16

     К стадиям правового регулирования  принято также относить деятельность участников правоотношений, связанную  с достижением ими фактических  целей (удовлетворением своих интересов), т.е. акты реализации субъективных прав и юридических обязанностей. Очевидно, действия такого рода завершают работу механизма действия права и охватываются содержанием иного его звена - правореализации. Задача же правового  регулирования ограничивается снабжением механизма действия права регулирующими средствами поведения, совокупность которых образует механизм правового регулирования (нормы права, субъективные права, юридические обязанности, юридические факты, властные акты правоприменительных органов, организационная деятельность государства и его органов). Достаточность этих средств, их качество (факультативность) являются условием эффективности действия права.17 
 

2.2. Эффективность правового регулирования и механизм его обеспечения

     Эффективность правового регулирования – это  соотношение между результатом  правового регулирования и стоящей  перед ним целью. Пути повышения  эффективности правового регулирования  в современных условиях следующие.

     Совершенствование правотворчества, в процессе которого в нормах права (с учетом высокого уровня законодательной техники) наиболее полно выражаются общественные интересы и те закономерности, в рамках которых  они будут действовать. Нужно  создавать с помощью соответствующих  юридических и информационно-психологических  средств такое положение, когда  соблюдение закона будет выгоднее его нарушения. Кроме того, важно усилить юридическую гарантированность правовых средств, действующих в МПР, т.е. повысить уровень вероятности в достижении ценности и снизить уровень вероятности в воспрепятствовании этому процессу.

     Совершенствование правоприменения «дополняет» действенность  нормативного регулирования, а значит, и в целом МПР. Акты правоприменения  – наиболее гарантирующий элемент, который, в нужный момент подключаясь к нормативному регулированию, содействует своими силами процессу удовлетворения интересов.

     Соединение  нормативного регулирования и правоприменения  не обходимо, ибо, взятые по отдельности, они сразу начинают демонстрировать  свои «слабые стороны»: нормативное  регулирование без индивидуального (без усмотрения) превращается зачастую в формализм, а правоприменение  без нормативного (без общих правил) – в произвол. Вот почему МПР  должен выражать такую взаимосвязь  различных правовых средств, представляющих различные виды правового регулирования, которая будет придавать управленческому  процессу дополнительные преимущества. Если нормативная регламентация  призвана обеспечить стабильность и  необходимое единообразие в регулировании  общественных отношений, ввести их в  твердые рамки законности, то правоприменение  – учет конкретной обстановки, своеобразие  каждой юридической ситуации.

     Оптимальное сочетание разных управленческих подходов в одном механизме придает  ему гибкость и универсальность, минимизирует сбои и остановки в  его работе. «От правильного выбора правовых средств зависит в конечном счете достижение целей правового  регулирования, а значит, эффективность  права в целом. Недооценка, неверный выбор юридических средств, приемов, заложенных в нормативной основе правового регулирования, приводят к сбоям в реализации права, снижению правового эффекта».18

     Повышение уровня правовой культуры субъектов  права, безусловно, повлияет на качество всего МПР, на укрепление законности и правопорядка.

     Интересы  человека – вот главный ориентир для развития и совершенствования  элементов МПР, повышения их эффективности. Выступая своего рода юридической технологией  удовлетворения данных интересов, механизм правового регулирования должен постоянно быть социально ценным по своему характеру, должен создавать  режим благоприятствования осуществлению законных стремлений личности, упрочению ее правового статуса.

     Цель  правового регулирования состоит  в том, чтобы поведение и действия людей совершались в соответствии с нормами права, чтобы в обществе складывались отношения, ситуации, запрограммированные  в нормах права, чтобы в результате действия норм социальные процессы протекали  в направлениях, выгодных обществу, и в итоге возникали бы определенные социально полезные результаты в  самых различных сферах общественной жизни: экономической, политической, культурной, экологической и т. п.

     Эффективность правового регулирования есть достижение целей, которые преследовал законодатель изданием соответствующих норм. Можно  различать цели непосредственные (поведенческие) и цели опосредствованные. Непосредственной целью является поведение адресатов, которое соответствовало бы требованиям  норм права. Достижение таких результатов  называется поведенческой (у некоторых  авторов — юридической) эффективностью. Опосредствованные же цели достигаются  уже поведением, деятельностью, которая  совершается в соответствии с  нормами права. Такую эффективность  можно назвать фактической. Например, если в случае повышения уровня дисциплины водителей или рабочих снизилось  количество нарушений правил дорожного  движения или технологических правил, можно говорить о поведенческой  эффективности. Если же в результате этого снизилось количество несчастных случаев на дорогах или повысилось качество продукции, можно говорить о фактической, финальной (конечной) эффективности действия соответствующих норм.19

     Цели  правового регулирования могут  быть ближайшими и перспективными. Например, ближайшей целью законов  и иных нормативных актов, связанных  с приватизацией, является разгосударствление собственности, формирование других, негосударственных, форм собственности (частной, акционерной и т. д.), а перспективной, более отдаленной, конечной целью является создание рыночной экономики.

     Поведенческая эффективность норм права является условием эффективности фактической (конечной), когда реали­зуются цели ближайшие и тем более перспективные  в разных сферах общественной жизни: достигаются цели экономические (повышение  производительности труда, рост промышленного  и сельскохозяйственного производства, наполнение рынка товарами, повышение  зарплаты и т. д.), политические (развитие демократии, формирование правового  государства, расширение прав и свобод граждан, повышение уровня их гарантированности  и т.д.), праксеологические (совершенствование  структуры каких-либо органов, повышение  уровня их профессионализма, эффективности  их деятельности и т. д.), нравственно-воспитательные и др.

     Цели  правового регулирования могут  быть не только позитивными, направленными  на изменения, связанные с воз­никновением, формированием отдельной ситуации, общественных процессов, которых ранее  не было, но и связанными с ликвидацией, вытеснением либо по крайней мере с минимизацией явлений, нежелательных  для общества (снижение уровня правонарушений, ликвидация отдельных их видов, нарушений  прав и свобод граждан, социальных конфликтов, споров и т. п.).20 Заметим, что применительно к разным видам эффективности права используются и разные виды их оценок и исследования.

     Выводы  по главе: Данная глава раскрывает пределы и эффективность правового регулирования, а также механизм его обеспечения. Пределы правового регулирования это границы социального пространства, в пределах которых объективно возможно распространение регулятивного действия права. Эффективность правового регулирования – это соотношение между результатом правового регулирования и стоящей перед ним целью.

     Заключение 

     Право своим существованием оказывает  огромное влияние на поведение людей. Представляя собой культурную и  информационную ценность, право определяет направление человеческой деятельности, вводя ее в общие рамки цивилизованных общественных отношений.

Информация о работе Механизм правового регулирования