Механизм правового регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 09:19, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – раскрыть суть вопроса о механизме правового регулирования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
необходимо изучить такой правовой институт как правовые средства: их понятие и виды;
исследовать понятие и структуру механизма правового регулирования;
для наиболее полного раскрытия вопроса также рассмотреть пределы и эффективность правового регулирования.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
§1. Понятие и структура механизма правового регулирования………………..5
1.1. Правовые средства: понятие и виды………………………………….5
1.2 Понятие механизма правового регулирования……………………….7
1.3 Структура механизма правового регулирования…………………...12
§2. Пределы и эффективность правового регулирования…………………….16
2.1. Пределы правового регулирования…………………………………16
2.2. Эффективность правового регулирования и механизм его обеспечения………………………………………………………………………20
Заключение ………………………………………………………………………24
Список использованной литературы…………………………………………...26

Работа содержит 1 файл

Механизм правового регулирования.docx

— 61.06 Кб (Скачать)

     В.Н. Хропанюк более кратко дает понятие  механизма правового регулирования  – это система правовых средств, с помощью которых осуществляется упорядоченность общественных отношений  в соответствии с целями и задачами правового государства.6

     Анализируя  сказанное, по нашему мнению, для механизма  правового регулирования понимается совокупность правовых средств, взятая в единстве, с помощью которых  государство осуществляет правовое воздействие на общественные отношения  в желаемом для него направлении.

     В механизме правового регулирования  С.С. Алексеев выделяет структуру правового  регулирования, которая характеризуется, прежде всего, методами и способами  регулирования. Каждой отрасли права  присущ свой метод или сочетание  методов правового регулирования. В теории правового регулирования  принято выделять два метода правового  воздействия: 1) метод децентрализованного  регулирования, построенный на координации  целей и интересов в общественном отношении и применяемый в  сфере отраслей частноправового  характера; 2) метод централизованного, императивного регулирования, базирующийся на отношениях субординации между участниками  общественных отношений и используемый в публично – правовых отраслях. Способы правового регулирования  – пути юридического воздействия, выраженные в юридических нормах и других элементах правовой системы. С.С  Алексеев выделяет следующие способы  правового регулирования: а) дозволение – предоставление лицам права на свои собственные активные действия; б) запрещение – возложение на лиц обязанности воздерживаться от совершения действий определенного рода; в) позитивное обязывание – возложение на лиц обязанности активного поведения

     В.В. Лазарев называет те же способы правового  регулирования, но несколько в иной последовательности: а) позитивное обязывание; б) дозволение; в) запрещение. Притом он уточняет, что метод – это совокупность юридических способов правового  регулирования, а способы – это  своего рода «строительный материал», «юридическое вещество» составляющее метод.7

     Следовательно, процесс правового регулирования  в каждом конкретном случае различен – в зависимости от выполнения правовых обязанностей - добровольно  или под принуждением.

     Существенное  значение для понимания правового  регулирования имеет его предмет  или сфера правового регулирования.

     Предметом правового регулирования являются разнообразные общественные отношения, которые объективно, по своей природе, могут поддаваться нормативно-организационному воздействию. В сферу правового  регулирования входят различные  группы общественных отношений: 1) отношения  людей по обмену ценностями; 2) отношения  по властному управлению обществом; 3) отношения по обеспечению правопорядка, возникающие из нарушения правил, регламентирующих поведение людей  в двух вышеуказанных сферах. Сфера  правового регулирования не является неизменной и постоянной, она может  расширяться за счет появления новых  отношений или статься за счет отказа от использования права в  тех или иных областях общественных отношений. От содержания и характера  предмета во многом зависят особенности  содержания правового регулирования, а отсюда и особенности структуры  права. Ими могут быть имущественные, земельные, управленческие, организационные отношения. В.В. Лазарев уточняет вопрос о сфере и пределах правового регулирования. Он отмечает, что их правильное определение необходимо для того, чтобы исключить использование юридических инструментов в сферах взаимодействия людей, требующих иных средств социальной регуляции.

     Из  сказанного можно сделать вывод, что понятие механизма правового  регулирования позволяет:

  • не только собрать вместе явления правовой действительности – нормы, правоотношения, юридические акты и др., участвующие в правовом воздействии, - и обжаловать их как целостность, но и представить их в работающем, системно – воздействующем виде, что характеризует результативность правового регулирования;
  • высветить в связи с этим специфические функции, которые выполняют те или иные юридические явления в правовой системе, показать их связь между собой и взаимодействие.

     Рассмотренная позиция понимания механизма  правового регулирования как  совокупности правовых средств, используемых в процессе правового регулирования  общественных отношений, является дискуссионной, по мнению В.М. Сырых. Свои взгляды он обосновывает тем, что один из основных принципов научного анализа сложных  систем, механизмов требует рассматривать  исследуемый объект, явление во взаимосвязи, взаимодействии составляющих его частей. Только при таком подходе можно  установить, насколько эффективно действуют  компоненты, каковы их функции и  насколько результативной является работа механизма в целом как  единого целостного образования.8 Изучение же строения механизма на уровне составляющих его частей является неполным. Поэтому, чтобы получить верные представления о механизме правового регулирования, его способности выступать в этом качестве следует рассматривать максимально полно все его компоненты, а также взять их во взаимосвязи и взаимодействии. При таких методологических требованиях механизм правового регулирования можно рассматривать как сложную систему, состоящую из правовых средств, субъектов, осуществляющих правовое регулирование или правовую деятельность, и юридически значимых результатов их деятельности. При этом единый механизм правового регулирования сообразно стадиям правового регулирования подразделяется на три компонента: механизм правотворчества, механизм реализации норм права и механизм государственного принуждения.9

     Таким образом, механизм правового регулирования  – сложное явление, требующее  дальнейшего углубленного изучения. 
 

1.3 Структура механизма  правового регулирования

     Первоначально идею механизма воздействия права  на общественные отношения выдвинул Н.Г. Александров. Определенные теоретические  обобщения по данной проблеме были проведены Явичем, а несколько  позднее В.М. Горшеневым.

     Определенный  вклад в разработку вопросов механизма  правового регулирования внесли П.Е. Недбайло, А.С. Пиголкин, М.П. Лебедев, Н.И. Матузов и ряд других ученых-юристов.

     В соответствии со стадиями правового  регулирования С.С. Алексеев выделяет три основных элемента в механизме  правового регулирования:

     1) юридические нормы; 

     2) правовые отношения; 

     3) акты реализации прав и обязанностей. Факультативным элементом являются  акты применения права.

     Такое представление о структуре механизма  правового регулирования широко распространено, но не является единственным, существуют иные точки зрения. Так, А.В. Малько выделяет следующие основные стадии и элементы правового регулирования:

     1) норма права; 

     2) юридический факт или фактический  состав с таким решающим фактом, как организационно- исполнительный  правоприменительный акт; 

     3) правоотношение;

     4) акты реализации прав и обязанностей;

     5) охранительный правоприменительный  акт 

     На  первой стадии формируется правило  поведения, которое направлено на удовлетворение тех или иных интересов, находящихся  в сфере права и требующих  их справедливого упорядочивания. Здесь  не только определяется круг интересов  и соответственно правоотношений, в  рамках которых их осуществление  будет правомерным, но и прогнозируются препятствия этому процессу, а  так же возможные правовые средства их преодоления.

     На  второй стадии происходит определение  специальных условий, при наступлении  которых «включается» действие общих  программ и которые позволяют  прейти от общих правил к более  детальным. Элементом, обозначающим данную стадию, является юридический факт, который используется в качестве «спускового крючка» для движения конкретных интересов по юридическому «каналу».10

     Однако  зачастую для этого необходима целая  система юридических фактов, где  один из них должен быть обязательно  решающим. Отсутствие подобного решающего  юридического факта выступает в  роли препятствия, которое необходимо рассматривать с двух точек зрения: с содержательной и с формальной. С точки зрения содержания препятствием будут выступать неудовлетворение собственных интересов субъектом, а также общественных интересов. В формально же правовом смысле препятствие  выражается в отсутствии решающего  юридического факта. Причем преодолевается данное препятствие только на уровне правоприменительной деятельности в результате принятия соответствующего акта применения права.

     Это является лишь функцией специальных  компетентных органов, субъектов управления, а не граждан, которые не обладают правомочиями применять нормы права, не выступают правоприменителями, а  следовательно, в данной ситуации не смогут собственными силами обеспечить удовлетворение своих интересов. Только правоприменительный орган сможет обеспечить выполнение правовой нормы, принять акт, который станет последующим  звеном между нормой и результатом  её действия, составит фундамент для  нового ряда правовых и социальных последствий, а значит, для дальнейшего  развития общественного отношения, облеченного в правовую форму. Подобный вид правоприменения называют оперативно-исполнительным, ибо он основан на позитивном регулировании  и призван развивать социальные связи. Именно в нем в наибольшей мере воплощаются правостимулирующие факторы, что характерно для актов  о поощрении, присвоении персональных званий, об установлении выплат, пособий, о регистрации брака, об устройстве на работу и т.п.11

     Третья  стадия – установление конкретной юридической связи с весьма определенным разделением субъектов на управомоченных и обязанных. В любом случае речь идет о правоотношении, которое возникает  на основе норм права и при наличии  юридических фактов и где абстрактная  программа трансформируется в конкретное правило поведения для соответствующих  субъектов.

     Четвертая стадия – реализация субъективных прав и юридических обязанностей, при которой правовое регулирование  достигает своих целей – позволяет  интересу субъекта удовлетвориться. Акты реализации субъективных прав и обязанностей - это основное средство, при помощи которого права и обязанности  претворяются в жизнь – осуществляются в поведении конкретных субъектов. Эти акты могут выражаться в трех формах:

     1. соблюдение;

     2. исполнение;

     3. использование.

     При соблюдении субъект воздерживается от совершения действий, запрещенных  нормами права. Он не реализует при  этом свои собственные интересы, отличные от интересов контрсубъектов, а так  же от общественных интересов в охране и защите, и тем самым не ставит препятствий их удовлетворению.

     Пятая стадия – является факультативной. Она вступает в действие тогда, когда  беспрепятственная форма реализации права не удается и когда на помощь неудовлетворенному интересу должна прийти соответствующая правоприменительная  деятельность. Возникновение правоприменения  в этом случае уже связывается  с обстоятельствами негативного  характера, выражающимися в наличии  либо реальной опасности, правонарушения либо прямого правонарушения.12

     Выводы  по главе: В данной главе мы рассмотрели понятия и структуру механизма правового регулирования. Права и обязанности связаны с государственной властью, ее аппаратом, приобретают обязательный характер, становятся юридическими правами и обязанностями и в этом качестве выступают как необходимые и первичные правовые средства. Итак, процесс правового регулирования в каждом конкретном случае различен – в зависимости от выполнения правовых обязанностей - добровольно или под принуждением. 
 
 

§2. Пределы и эффективность правового регулирования

2.1. Пределы правового регулирования

     Пределы правового регулирования это границы социального пространства, в пределах которых объективно возможно распространение регулятивного действия права. Пределы правового регулирования есть некая «демаркационная линия», отделяющая область правового от неправового и очерчивающая границы распространения позитивного права, предельность его воздействия на сознание человека и его деяния. Это границы властно-волевого воздействия государства на общественные отношения, поведение и деятельность людей. Они отделяют область правового от неправового, устанавливают границы распространения закона, определяют характер воздействия права на сознание и поведение людей.

       Пределы правового регулирования  обусловлены как спецификой права  (как особого регулятора), так  и метаюридическими факторами,  коренятся в природе человеческой  деятельности, предопределены их  общей культурой и цивилизованностью,  детерминированы существующей системой  отношений, особенностями регулируемых  отношений, интересами государства  и субъектов права, обусловлены  экономическими, историческими, религиозными, национальными и другими обстоятельствами.13

Информация о работе Механизм правового регулирования