Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 09:19, курсовая работа
Цель работы – раскрыть суть вопроса о механизме правового регулирования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
необходимо изучить такой правовой институт как правовые средства: их понятие и виды;
исследовать понятие и структуру механизма правового регулирования;
для наиболее полного раскрытия вопроса также рассмотреть пределы и эффективность правового регулирования.
Введение …………………………………………………………………………..3
§1. Понятие и структура механизма правового регулирования………………..5
1.1. Правовые средства: понятие и виды………………………………….5
1.2 Понятие механизма правового регулирования……………………….7
1.3 Структура механизма правового регулирования…………………...12
§2. Пределы и эффективность правового регулирования…………………….16
2.1. Пределы правового регулирования…………………………………16
2.2. Эффективность правового регулирования и механизм его обеспечения………………………………………………………………………20
Заключение ………………………………………………………………………24
Список использованной литературы…………………………………………...26
В.Н.
Хропанюк более кратко дает понятие
механизма правового
Анализируя
сказанное, по нашему мнению, для механизма
правового регулирования
В
механизме правового
В.В. Лазарев называет те же способы правового регулирования, но несколько в иной последовательности: а) позитивное обязывание; б) дозволение; в) запрещение. Притом он уточняет, что метод – это совокупность юридических способов правового регулирования, а способы – это своего рода «строительный материал», «юридическое вещество» составляющее метод.7
Следовательно,
процесс правового
Существенное
значение для понимания правового
регулирования имеет его
Предметом
правового регулирования
Из
сказанного можно сделать вывод,
что понятие механизма
Рассмотренная позиция понимания механизма правового регулирования как совокупности правовых средств, используемых в процессе правового регулирования общественных отношений, является дискуссионной, по мнению В.М. Сырых. Свои взгляды он обосновывает тем, что один из основных принципов научного анализа сложных систем, механизмов требует рассматривать исследуемый объект, явление во взаимосвязи, взаимодействии составляющих его частей. Только при таком подходе можно установить, насколько эффективно действуют компоненты, каковы их функции и насколько результативной является работа механизма в целом как единого целостного образования.8 Изучение же строения механизма на уровне составляющих его частей является неполным. Поэтому, чтобы получить верные представления о механизме правового регулирования, его способности выступать в этом качестве следует рассматривать максимально полно все его компоненты, а также взять их во взаимосвязи и взаимодействии. При таких методологических требованиях механизм правового регулирования можно рассматривать как сложную систему, состоящую из правовых средств, субъектов, осуществляющих правовое регулирование или правовую деятельность, и юридически значимых результатов их деятельности. При этом единый механизм правового регулирования сообразно стадиям правового регулирования подразделяется на три компонента: механизм правотворчества, механизм реализации норм права и механизм государственного принуждения.9
Таким
образом, механизм правового регулирования
– сложное явление, требующее
дальнейшего углубленного изучения.
1.3 Структура механизма правового регулирования
Первоначально идею механизма воздействия права на общественные отношения выдвинул Н.Г. Александров. Определенные теоретические обобщения по данной проблеме были проведены Явичем, а несколько позднее В.М. Горшеневым.
Определенный вклад в разработку вопросов механизма правового регулирования внесли П.Е. Недбайло, А.С. Пиголкин, М.П. Лебедев, Н.И. Матузов и ряд других ученых-юристов.
В соответствии со стадиями правового регулирования С.С. Алексеев выделяет три основных элемента в механизме правового регулирования:
1) юридические нормы;
2) правовые отношения;
3)
акты реализации прав и
Такое
представление о структуре
1) норма права;
2)
юридический факт или
3) правоотношение;
4)
акты реализации прав и
5)
охранительный
На первой стадии формируется правило поведения, которое направлено на удовлетворение тех или иных интересов, находящихся в сфере права и требующих их справедливого упорядочивания. Здесь не только определяется круг интересов и соответственно правоотношений, в рамках которых их осуществление будет правомерным, но и прогнозируются препятствия этому процессу, а так же возможные правовые средства их преодоления.
На
второй стадии происходит определение
специальных условий, при наступлении
которых «включается» действие общих
программ и которые позволяют
прейти от общих правил к более
детальным. Элементом, обозначающим данную
стадию, является юридический факт,
который используется в качестве
«спускового крючка» для
Однако
зачастую для этого необходима целая
система юридических фактов, где
один из них должен быть обязательно
решающим. Отсутствие подобного решающего
юридического факта выступает в
роли препятствия, которое необходимо
рассматривать с двух точек зрения:
с содержательной и с формальной.
С точки зрения содержания препятствием
будут выступать
Это
является лишь функцией специальных
компетентных органов, субъектов управления,
а не граждан, которые не обладают
правомочиями применять нормы права,
не выступают правоприменителями, а
следовательно, в данной ситуации не
смогут собственными силами обеспечить
удовлетворение своих интересов. Только
правоприменительный орган
Третья
стадия – установление конкретной
юридической связи с весьма определенным
разделением субъектов на управомоченных
и обязанных. В любом случае речь
идет о правоотношении, которое возникает
на основе норм права и при наличии
юридических фактов и где абстрактная
программа трансформируется в конкретное
правило поведения для
Четвертая
стадия – реализация субъективных
прав и юридических обязанностей,
при которой правовое регулирование
достигает своих целей –
1. соблюдение;
2. исполнение;
3. использование.
При соблюдении субъект воздерживается от совершения действий, запрещенных нормами права. Он не реализует при этом свои собственные интересы, отличные от интересов контрсубъектов, а так же от общественных интересов в охране и защите, и тем самым не ставит препятствий их удовлетворению.
Пятая
стадия – является факультативной.
Она вступает в действие тогда, когда
беспрепятственная форма
Выводы
по главе: В данной главе мы рассмотрели
понятия и структуру механизма правового
регулирования. Права и обязанности связаны
с государственной властью, ее аппаратом,
приобретают обязательный характер, становятся
юридическими правами и обязанностями
и в этом качестве выступают как необходимые
и первичные правовые средства. Итак, процесс
правового регулирования в каждом конкретном
случае различен – в зависимости от выполнения
правовых обязанностей - добровольно или
под принуждением.
§2. Пределы и эффективность правового регулирования
2.1. Пределы правового регулирования
Пределы правового регулирования это границы социального пространства, в пределах которых объективно возможно распространение регулятивного действия права. Пределы правового регулирования есть некая «демаркационная линия», отделяющая область правового от неправового и очерчивающая границы распространения позитивного права, предельность его воздействия на сознание человека и его деяния. Это границы властно-волевого воздействия государства на общественные отношения, поведение и деятельность людей. Они отделяют область правового от неправового, устанавливают границы распространения закона, определяют характер воздействия права на сознание и поведение людей.
Пределы правового