Ликвидация юридического лица

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 16:02, контрольная работа

Описание работы

Общие требования, которые регулируют порядок ликвидации юридического лица, установлены ст. 61 ГК РФ.
Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.
Юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, или по решению суда.

Содержание

Введение……………………………………………………..3
1.Основные положения ликвидации юридического лица.5
2.Порядок ликвидации юридического лица……………..20
Заключение…………………………………………………29
Список использованной литературы……………………..33

Работа содержит 1 файл

ГП Ликвидация юр лица.doc

— 147.00 Кб (Скачать)

 

Содержание 
 

Введение……………………………………………………..3

1.Основные  положения ликвидации юридического  лица.5

2.Порядок  ликвидации юридического лица……………..20

Заключение…………………………………………………29

Список  использованной литературы……………………..33

 

                                         Введение 

    В условиях нарастающих негативных тенденций, вызванных мировым финансовым и  экономическим кризисом, перед значительной частью хозяйствующих субъектов  возникает проблема резкого падения  эффективности предпринимательской  деятельности. При этом могут возникнуть обстоятельства, при которых дальнейшее осуществление деятельности становится убыточным и, следовательно, нецелесообразным. В этих условиях наиболее логичным представляется ликвидация организации с распределением оставшегося имущества между учредителями и участниками с целью вероятного последующего использования этих активов для организации новых производств или иных видов деятельности.

    Процесс ликвидации организаций является весьма трудоемким и продолжительным. Проведение ликвидации должно осуществляться по достаточно жесткой процедуре, установленной гражданским законодательством. Отступление от порядка действия может повлечь за собой неоправданные материальные потери, применение к руководству организации мер финансового, материального, административного и даже уголовного воздействия. Поэтому вопрос предварительного (предшествующего принятию решения о ликвидации) изучения всех особенностей и тонкостей законодательного и нормативного регулирования процесса ликвидации представляется весьма актуальным.

    Риск  возникновения неоправданных потерь и убытков в процессе ликвидации может быть минимизирован посредством  тщательной проработки и документального  оформления всех процедур, которые  должны быть произведены: начиная от оформления принятого решения о ликвидации и составления ликвидационного баланса и заканчивая расчетами с кредиторами и распределением оставшихся активов. Одновременно может быть существенно оптимизировано налогообложение всех групп расчетов.

    Цель  данной контрольной работы – выявить особенности процедуры ликвидации юридического лица. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Основные  положения ликвидации  юридического лица 
 

    Общие требования, которые регулируют порядок  ликвидации юридического лица, установлены  ст. 61 ГК РФ.

    Ликвидация  юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

    Юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного  на то учредительными документами, или по решению суда.

    Основаниями для ликвидации юридического лица по решению учредителей или уполномоченных лиц могут быть:

    - истечение срока, на который  создано юридическое лицо;

    - достижение цели, ради которой  оно создано.

    При ликвидации организации по данным основаниям проблем с расчетами с кредиторами, работниками, бюджетом и другими контрагентами, как правило, не возникает. Это обусловлено тем, что в подобных ситуациях ликвидация является плановой, то есть все необходимые расчеты предусматриваются заранее, а финансовые ресурсы под их исполнение резервируются.

    По  решению суда юридическое лицо может  быть ликвидировано в следующих  случаях.

    1. Выявление допущенных при создании  юридического лица грубых нарушений  закона, если эти нарушения носят  неустранимый характер.

    Отсутствие  судебного решения о признании  недействительной регистрации юридического лица не препятствует ликвидации юридического лица в случае допущенных при его  создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер. Такое разъяснение содержится в информационном письме Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 N 84 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации".

    Чаще  всего под неустранимыми нарушениями  понимаются нарушения правил регистрации юридического лица, установленные Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"1 (в ред. от 30.12.2008, далее - Закон N 129-ФЗ). Обязанностью должностных или уполномоченных лиц создаваемых организаций является представление в регистрирующий орган информации, необходимой для регистрации юридического лица. Полный перечень таких данных содержится в ст. 5 Закона N 129-ФЗ. Непредставление информации или представление недостоверной информации может быть поводом для ликвидации юридического лица (при этом предполагается, что соответствующие нарушения выявлены уже после регистрации организации).

    При этом следует учитывать сложившуюся  судебную практику.

    Так, в п. 3 информационного письма N 84 разъяснено, что при рассмотрении заявлений о ликвидации юридических лиц по мотиву осуществления ими деятельности с неоднократными нарушениями закона, иных правовых актов необходимо исследовать характер нарушений, их продолжительность и последующую после совершения нарушений деятельность юридического лица. Юридическое лицо не может быть ликвидировано, если допущенные им нарушения носят малозначительный характер или вредные последствия таких нарушений устранены.

    В качестве примера в информационном письме N 84 приведена ситуация, когда юридическое лицо после предъявления иска о его ликвидации, но до вынесения решения судом первой инстанции сообщило регистрирующему органу сведения, предусмотренные пп. "а" - "д", "л" п. 1 ст. 5 Закона N 129-ФЗ. В этом случае, по мнению ВАС РФ, юридическое лицо не может быть ликвидировано по основанию, предусмотренному п. 3 ст. 26 Закона N 129-ФЗ. Названными подпунктами ст. 5 установлена обязательность представления юридическим лицом следующих данных:

    а) полное и (в случае, если имеется) сокращенное  наименование, в том числе фирменное, для коммерческих организаций на русском языке. В случае если в  учредительных документах юридического лица его наименование указано на одном из языков народов Российской Федерации и (или) на иностранном языке, в Едином государственном реестре юридических лиц указывается также наименование юридического лица на этих языках;

    б) организационно-правовая форма;

    в) адрес (место нахождения) постоянно  действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия этого органа - адрес иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом. При наличии у юридического лица управляющего или управляющей организации наряду с этими сведениями указывается место жительства управляющего или место нахождения управляющей организации;

    г) способ образования юридического лица (создание или реорганизация);

    д) сведения об учредителях (участниках) юридического лица, в отношении акционерных обществ - также сведения о держателях реестров их акционеров; в отношении обществ с ограниченной ответственностью - сведения о размерах и номинальной стоимости долей в уставном капитале общества, принадлежащих обществу и его участникам, о передаче долей или частей долей в залог или об ином их обременении, сведения о лице, осуществляющем управление долей, переходящей в порядке наследования;

    л) фамилия, имя, отчество и должность  лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии.

    По  нашему мнению, могут также подлежать ликвидации (при выявлении неустранимых правонарушений) организации, уставный капитал, складочный капитал, паевой или уставный фонд (далее - уставный капитал) которых не сформирован в установленные сроки. Гражданским кодексом РФ и федеральными законами, регулирующими деятельность организаций различных организационно-правовых форм, на погашение учредителями или участниками задолженности по вкладам в уставный капитал отводится один год с момента учреждения юридического лица. То есть наличие дебетового сальдо по счету 75 "Расчеты с учредителями" (кроме задолженности, не связанной с формированием уставного капитала и отражаемой на специально открываемом субсчете) по истечении 12 месяцев со дня регистрации юридического лица может явиться достаточным основанием для начала производства по делу о ликвидации организации по решению суда.

    Вместе  с тем следует учитывать, что  и Гражданский кодекс РФ, и федеральные  законы, регулирующие деятельность организаций  отдельных организационно-правовых форм, допускают осуществление ряда мероприятий по устранению данного нарушения (или недостатка). В частности, первоначально объявленный уставный капитал может быть уменьшен. Однако при этом должны быть внесены изменения в учредительные документы. Эти изменения также подлежат государственной регистрации.

    Кроме того, при определенных условиях непогашение  задолженности учредителями по вкладам  в уставный капитал может повлечь  за собой изменение организационно-правовой формы организации. Например, если в  открытом акционерном обществе фактическая оплата взносов окажется ниже минимального размера уставного капитала, установленного законодательством для данной организационно-правовой формы, общество должно быть преобразовано в общество с ограниченной ответственностью или производственный кооператив.

    2. Осуществление деятельности без  надлежащего разрешения (лицензии) либо запрещенной законом.

    Безусловно  запрещена федеральным законодательством  экстремистская деятельность. Кроме  того, запрещенной следует считать  любую деятельность, осуществление которой связано с противоправными действиями (подпадающими под действие уголовного законодательства).

    Отношения между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (в ред. от 30.12.2008, далее - Закон N 128-ФЗ)2.

    Сам факт отсутствия лицензии еще не является основанием для возбуждения процедуры  ликвидации организации по соответствующему основанию. В случае утраты документа, подтверждающего наличие лицензии, лицензиат имеет право на получение  дубликата указанного документа, который предоставляется ему на основании заявления в письменной форме (п. 2 ст. 9 Закона N 128-ФЗ). То есть факт подачи указанного заявления, по нашему мнению, исключает возможность ликвидации организации как минимум до момента получения ответа лицензирующего органа на поданное заявление.

    Напомним, что основаниями для отказа в  предоставлении лицензии являются:

    - наличие в документах, представленных  соискателем лицензии, недостоверной  или искаженной информации;

    - несоответствие соискателя лицензии, принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям.

    Не  допускается отказ в выдаче лицензии на основании величины объема продукции (работ, услуг), производимой или планируемой  для производства соискателем лицензии.

    Лицензиат обязан сообщить в лицензирующий  орган об изменении сведений об адресах  мест осуществления лицензируемого вида деятельности в срок не позднее  чем через 15 дней со дня такого изменения.

    В последние годы наметилась тенденция  сокращения перечня лицензируемой деятельности. Предполагается, что в некоторых отраслях получение лицензий будет постепенно замещаться участием в саморегулируемых организациях.

    В общем случае (в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях"3 в редакции от 28.04.2009) членство субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемых организациях является добровольным.

    Однако  п. 2 ст. 5 Закона N 315-ФЗ установлено, что  федеральными законами могут быть предусмотрены случаи обязательного членства субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемых организациях (СРО) для осуществления предпринимательской или профессиональной деятельности определенного вида.

Информация о работе Ликвидация юридического лица