Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 09:55, реферат
Изучение гражданского процессуального права, как совокупности знаний об общественных отношениях в сфере гражданского судопроизводства, их правовом регулировании следует начинать с изучения гражданского процесса в целом.
Наука гражданского процесса относится к числу фундаментальных областей правовых знаний. Ее значение определяется ответственной ролью гражданского процессуального права в регулировании общественных отношений при осуществлении правосудия по гражданским делам.
Введение…………………………………………………………………………..3
Правовая природа участия в гражданском процессе
органов государственной власти, органов местного самоуправления,
организаций и граждан, защищающих права,
свободы и законные интересы других лиц…………………………………..4
Основания и формы участия в гражданском процессе органов
государственной власти, органов местного самоуправления,
организаций и граждан, защищающих права,
свободы и законные интересы других лиц……………………………………7
Обращение с заявлением в суд………………………………………….7
Вступление в процесс для дачи заключения по делу………………….12
Заключение………………………………………………………………………15
Список используемых источников……………………………………………..16
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
органов государственной власти, органов местного самоуправления,
организаций и граждан, защищающих права,
свободы и законные интересы других лиц…………………………………..4
государственной власти, органов местного самоуправления,
организаций и граждан, защищающих права,
свободы и законные интересы других лиц……………………………………7
Заключение……………………………………………………
Список используемых
источников……………………………………………..
ВВЕДЕНИЕ
Изучение гражданского процессуального права, как совокупности знаний об общественных отношениях в сфере гражданского судопроизводства, их правовом регулировании следует начинать с изучения гражданского процесса в целом.
Наука гражданского процесса относится к числу фундаментальных областей правовых знаний. Ее значение определяется ответственной ролью гражданского процессуального права в регулировании общественных отношений при осуществлении правосудия по гражданским делам.
Целями и задачами данной работы является раскрытие темы участия в гражданском процессе государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и гражданских защитников при оспаривании прав, свобод и законных интересов других лиц.
Следует отметить, что изучение гражданского процесса, как совокупности знаний об общественных отношениях в сфере гражданского судопроизводства, их правовом регулировании следует начинать с анализа и восприятия права в целом.
В
целом наука гражданского процессуального
права, относится к числу
Чтобы
глубоко изучить гражданский
процесс, необходимо знать всех участников
процесса, их роль и значение в процессе.
Исторически после Октябрьской революции участие в гражданском процессе органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан, защищающих права, свободы и законные интересы других лиц, возникло для защиты неграмотных граждан в суде. В настоящее время данный правовой институт служит защите определенных категорий лиц (несовершеннолетних, недееспособных граждан и проч.).
Статья 34 ГПК относит органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и граждан, защищающих нарушенные или оспариваемые права, свободы и охраняемые законом интересы других лиц, к лицам, участвующим в деле.
Для
органов государственной
1) участвуют
в рассмотрении дела от своего имени, но
в
защиту не своих интересов, а интересов
других лиц;
5) обладают полномочиями, которые, как правило, предопределены компетенцией.
Участие
органов государственной
Но в то же время имеются и отличия, а именно:
1)
органы государственной власти и органы
местного самоуправления: как
правило, они обладают
правами юридического лица и потому могут
участвовать в процессе в качестве стороны,
третьего лица. Статья 46 ГПК говорит об
особой форме участия в процессе, когда
соответствующие органы выступают в защиту
интересов других лиц. Так, органы опеки
и попечительства защищают в суде интересы
недееспособных, несовершеннолетних граждан,
антимонопольные органы (федеральные
и на местах) осуществляют контроль за
качеством и безопасностью товаров и услуг;
2) организации.
В
законодательстве предусмотрены различные
случаи обращения в суд организаций в
защиту чужих интересов. Так, профсоюзы
в случае нарушения законодательства
о труде вправе по собственной инициативе
обращаться с заявлениями в защиту трудовых
прав членов профсоюза и других работников
в органы, рассматривающие трудовые споры,
включая суд;
3) граждане.
В законодательстве предусмотрены случаи обращения в суд граждан, защищающих нарушенные и оспариваемые права, свободы и охраняемые законом интересы других лиц.
Так,
в соответствии с Федеральным законом
от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ (ред. 02.08.2011) «Об
общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации»2
граждане, проживающие на территории муниципального
образования, органы местного
само управления и должностные лица местного
самоуправления вправе предъявлять в
суд или арбитражный суд иски о признании
недействительными нарушающих права местного
самоуправления актов органов
государственной власти и государственных
должностных лиц, органов местного самоуправления
и должностных лиц местного самоуправления,
предприятий, учреждений и организаций,
а также общественных объединений.3
Согласно ст. 46, 47 ГПК защита интересов других лиц возможна в двух формах:
В соответствии со ст. 46 ГПК в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и граждане могут обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц.4
Основания участия органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан, выступающих в защиту чужих интересов в гражданском судопроизводстве:
1) прямое указание закона о возможности участия названных субъектов в гражданском судопроизводстве по определенным категориям дел. Участие в гражданском процессе по определенным категориям дел органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций в защиту чужих интересов определяется их компетенцией;
3)согласие
субъекта, чьи права, свободы или интересы
защищаются. Согласно ч. 1 ст. 46 ГПК в случаях,
предусмотренных законом, органы государственной
власти, органы местного самоуправления,
организации граждане вправе обратиться
в суд с иском в защиту прав, свобод и законных
интересов других лиц по их просьбе или
в защиту прав, свобод и законных интересов
неопределенного круга лиц. Иск в защиту
прав, свобод и законных интересов недееспособного
или несовершеннолетнего гражданина может
быть предъявлен независимо от просьбы
заинтересованного лица или его законного
представителя.
Рассмотрим обращение в суд с заявлением в защиту интересов и прав других лиц в соответствии со стадиями гражданского судопроизводства.5
Обращение в суд первой инстанции. Право обращения к суду с заявлением в защиту интересов других лиц предоставлено всем субъектам, перечисленным в ст. 46 ГПК.
Статья 46 ГПК отсылает правоприменителя к другому законодательству, в котором перечислены случаи, когда те или иные субъекты наделены правом обращаться в суд с защитой прав других лиц. Приведем примеры.
1. Дела о лишении родительских прав. С иском в суд могут обращаться органы опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних, учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ч. 1 ст. 70 СК).
2.
Дела о признании брака
3.
Дела об ограничении
4.
Дела о взыскании алиментов
на содержание
7. Дела о признании гражданина недееспособным и ограниченно дееспособным. С заявлением в суд вправе обратиться органы опеки и попечительства, психиатрической или психоневрологическое учреждение (ст. 281 ГПК).
8. Избиратели, кандидаты, их доверенные
лица, избирательные объединения,
избирательные блоки, их доверенные
лица, политические партии, их региональные
отделения, иные общественные объединения,
инициативные группы по проведению референдума
и наблюдатели, прокурор, считающие, что
решениями или действиями (бездействием)
органа государственной власти, органа
местного самоуправления, общественных
объединений, избирательной комиссии,
комиссии и референдума, должностного
лица нарушаются избирательные права
или право на участие в референдуме граждан
РФ, вправе обратиться с заявлением в суд
о защите избирательных прав и права на
участие в референдуме граждан РФ. ЦИК,
избирательные комиссии субъектов РФ,
избирательные комиссии муниципальных
образований, окружные, территориальные
и участковые избирательные
комиссии, соответствующие комиссии референдума
вправе обратиться с заявлением в суд
в связи с нарушением избирательного законодательства,
законодательства о референдуме органом
государственной власти, органом местного
самоуправления, должностными лицами,
кандидатом, избирательным объединением,
избирательным блоком, политической партией,
ее региональным отделением, а также иным
общественным объединением, инициативной
группой по проведению референдума,
избирательной комиссией, комиссией референдума
(ст. 259 ГПК) и т.д.6