Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 23:09, курс лекций
Работа содержит курс лекций по дисциплине "Гражданское право"
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
Лекция 1. Гражданское право в системе права . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
Лекция 2. Гражданское правоотношение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
Лекция 3. Граждане как субъекты гражданских правоотношений 18
Лекция 4. Общие положения о юридических лицах . . . . . . . . . . 28
Лекция 5. Объекты гражданских прав . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
Лекция 6. Сделки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 47
Лекция 7. Представительство. Доверенность . . . . . . . . . . . . . . . . . 54
Лекция 8. Сроки. Исковая давность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 63
Лекция 9. Право собственности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 72
Лекция 10. Право общей собственности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 81
Лекция 11. Вещные права . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 88
Лекция 12. Защита права собственности и иных вещных прав . . 91
Лекция 13. Общие положения об обязательствах . . . . . . . . . . . . 103
Лекция 14. Перемена лиц в обязательстве . . . . . . . . . . . . . . . . . . 108
Лекция 15. Обеспечение исполнения обязательств . . . . . . . . . . 113
Лекция 16. Прекращение обязательств . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 145
Лекция 17. Общие положения о договоре . . . . . . . . . . . . . . . . . . 153
Список рекомендуемых источников по темам . . . . . . . . . . . . . . 160
ЛЕКЦИЯ 3
ГРАЖДАНЕ КАК
СУБЪЕКТЫ ГРАЖДАНСКИХ
ПРАВООТНОШЕНИЙ
1 Правоспособность граждан
2 Дееспособность граждан
3 Признание гражданина безвестно отсутствующим
и объявление гражданина умершим
1 Правоспособность
граждан
Способность физического лица быть субъектом
гражданского права называется правосубъектностью.
Правосубъектность включает в себя право-
и дееспособность.
Способность иметь гражданские права
и нести обязанности именуется в гражданском
праве гражданской правоспособностью
признается в равной мере за всеми гражданами
с момента рождения и до смерти (ст.16 ГК).
Это означает возможность быть участником
всех дозволенных законом гражданских
правоотношений. Возможность быть субъектом
всех прав и обязанностей гарантируется
каждому гражданину. Наличие правоспособности
не зависит от возраста, физических или
умственных способностей гражданина.
Одинаковая правоспособность не означает
равенства объема конкретных субъективных
прав, так как гражданская правоспособность
означает юридическую, а не фактическую
способность быть носителем конкретных
прав и обязанностей. Обладание гражданской
правоспособностью не порождает у гражданина
конкретных субъективных прав, а является
необходимым условием их возникновения.
Возникновение правоспособности связано
с моментом рождения. Некоторые нормы
предусматривают охрану прав еще не родившегося
ребенка. Например, согласно ст.1037 ГК, наследником
по завещанию и закону могут быть лица,
зачатые при жизни наследодателя и родившиеся
живыми после открытия наследства. В то
же время способность иметь отдельные
права может быть напрямую связана с достижением
гражданином определенного возраста.
В качестве примера можно привести право
гражданина завещать свое имущество (ст.1040
ГК).
Прекращается правоспособность только
смертью лица либо в результате объявления
его умершим. Никто не может лишить гражданина
правоспособности или ограничить ее иначе
как в случаях и порядке, установленных
законом (п.1 ст.21 ГК). Законом могут быть
предусмотрены порядок и условия ограничения
отдельных элементов правоспособности,
т.е. лишение гражданина части правовых
возможностей. Часто это связано с применением
санкций, предусмотренных уголовным законодательством.
Сам гражданин также не может лишить себя
правоспособности или отказаться от нее,
что вытекает из п.2 ст.21 ГК РБ: сделки, направленные
на ограничение правоспособности или
дееспособности, ничтожны, за исключением
случаев, когда такие сделки допускаются
законом.
Объем содержания правоспособности определяется
ст.17 ГК, согласно которой граждане могут
в соответствии с законодательством иметь
имущество на праве собственности; заниматься
предпринимательской и любой иной не запрещенной
законодательными актами деятельностью;
создавать юридические лица самостоятельно
или совместно с другими гражданами и
юридическими лицами; совершать не противоречащие
законодательству сделки и участвовать
в обязательствах; избирать место жительства;
иметь права авторов произведений науки,
литературы или искусства, изобретений
или иных охраняемых законодательством
результатов интеллектуальной деятельности;
иметь иные имущественные и личные неимущественные
права.
В новый Гражданский кодекс включены специальные
нормы, регулирующие предпринимательскую
деятельность граждан.
Согласно п.1 ст.22 ГК, граждане вправе заниматься
предпринимательской деятельностью без
образования юридического лица с момента
государственной регистрации в качестве
индивидуального предпринимателя [1]. Согласно
ст.22 ГК, к предпринимательской деятельности
граждан, осуществляемой без образования
юридического лица, применяются правила
Гражданского кодекса, которые регулируют
деятельность юридических лиц, являющихся
коммерческими организациями, если иное
не вытекает из законодательства или существа
правоотношения.
Правоспособность иностранцев и лиц без
гражданства в Республике Беларусь определяется
материально-правовой нормой, содержащейся
в п.2 ст. 1104 ГК, - иностранным гражданам
и лицам без гражданства предоставляется
национальный режим, т.е. они пользуются
гражданской правоспособностью наравне
с гражданами Республики Беларусь.
2 Дееспособность граждан
Гражданской дееспособностью
в соответствии с п.1 ст.20 ГК именуется
способность гражданина своими действиями
приобретать и осуществлять гражданские
права, создавать для себя гражданские
обязанности и исполнять их. Данное определение
позволяет выделить отдельные составляющие
дееспособности, а именно: способность
приобретать гражданские права и создавать
соответствующие обязанности; способность
осуществлять гражданские права и реализовывать
обязанности; способность нести имущественную
ответственность.
Полная гражданская дееспособность означает,
что лицо способно понимать сущность и
значение своих действий, руководить ими.
Поэтому в полном объеме гражданская дееспособность
возникает по достижении 18-летнего возраста,
т.е. с наступлением совершеннолетия (ст.20
ГК). Кодекс содержит несколько исключений
из этого правила. Так, гражданин, не достигший
18-летнего возраста, приобретает дееспособность
в полном объеме со времени вступления
в брак. Кроме того, в новом гражданском
кодексе появилось такое понятие как «эмансипация».
Согласно ст. 26 ГК, несовершеннолетний,
достигший 16 лет, может быть объявлен полностью
дееспособным, если он работает по трудовому
договору (контракту) или с согласия родителей,
усыновителей или попечителя занимается
предпринимательской деятельностью. Объявление
такого несовершеннолетнего полностью
дееспособным производится по решению
органов опеки и попечительства. Если
согласие вышеуказанных лиц отсутствует,
то эмансипация объявляется по решению
суда.
Лица, ставшие дееспособными вследствие
вступления в брак либо объявленные дееспособными
в результате эмансипации, имеют те же
права и обязанности, что и лица, достигшие
18-летнего возраста.
Объем дееспособности
несовершеннолетних зависит от их
возраста. В соответствии со ст. 27 ГК несовершеннолетние
в возрасте до 14 лет (малолетние) вправе
самостоятельно совершать
Законодательство не содержит определения
мелкой бытовой сделки. Как правило,
к таким сделкам относятся
сделки на незначительные суммы, направленные
на удовлетворение обычных потребностей
несовершеннолетних, исполняемые непосредственно
в момент их заключения.
Все остальные сделки за малолетних могут
совершать от их имени только их законные
представители. Имущественную ответственность
по сделкам малолетних , в том числе по
сделкам, совершенным ими самостоятельно,
несут их родители, усыновители или опекуны.
Сделка, совершенная малолетним за пределами
предоставленного ему законом объема
дееспособности, является ничтожной. Однако
в интересах малолетнего совершенная
им сделка может быть признана действительной
при условии, что сделка совершена к выгоде
малолетнего. Решение о признании такой
сделки действительной принимается судом.
Объем дееспособности
несовершеннолетних в возрасте от14 до
18 лет значительно больше объема дееспособности
малолетних. В соответствии с п.2 ст. 25 ГК
несовершеннолетние в возрасте от 14 до
18 лет вправе самостоятельно без согласия
родителей, усыновителей или попечителя
Несовершеннолетние по достижении
16 лет вправе быть членами кооперативов.
Все другие сделки, за исключением выше
перечисленных, несовершеннолетние в
возрасте от 14 до 18 лет вправе совершать
с согласия своих законных представителей
– родителей, усыновителей или попечителя.
Причем согласие законных представителей
должно быть выражено в письменной форме.
Письменное согласие должно быть в наличии
до совершения сделки либо сделка может
быть письменно одобрена родителями, усыновителями
или попечителем после ее совершения.
Согласно ст. 176 ГК, сделка, совершенная
несовершеннолетним в возрасте от 14 до
18 лет без согласия его родителей, усыновителей
или попечителя в случаях, когда такое
согласие требуется в соответствии со
ст.25 ГК, может быть признана судом недействительной
по иску законных представителей несовершеннолетнего.
Несовершеннолетние в возрасте от14 до
18 лет за причиненный им вред самостоятельно
несут ответственность на общих основаниях.
В соответствии с п.2 ст.943 ГК в случае, когда
у несовершеннолетнего нет доходов или
иного имущества, достаточных для возмещения
вреда, вред должен быть возмещен полностью
или в недостающей части его родителями,
усыновителями или попечителем, если они
не докажут, что вред возник не по их вине.
По ходатайству законных представителей
несовершеннолетнего либо органа опеки
и попечительства суд при наличии достаточных
оснований может ограничить или лишить
несовершеннолетнего в возрасте от14 до
18 лет права самостоятельно распоряжаться
своим заработком, стипендией или иными
доходами. На практике основанием для
заявления такого ходатайства могут явиться
расточительство, увлечение азартными
играми, иная неразумная трата средств.
Способность гражданина своими действиями
приобретать и осуществлять гражданские
права, создавать для себя гражданские
обязанности и исполнять их зависит не
только от возраста, но и от психического
состояния гражданина. Гражданин должен
обладать способностью понимать значение
своих действий, руководить ими и предвидеть
последствия их совершения.
Гражданин, который вследствие психического
расстройства (душевной болезни или слабоумия)
не может понимать значения своих действий
или руководить ими, может быть признан судом недееспособным.
Для определения психического состояния
гражданина суд назначает судебно-психиатрическую
экспертизу. Порядок признания гражданина
недееспособным определяется гражданским
процессуальным законодательством. Над
таким гражданином органом опеки и попечительства
устанавливается опека. Опекун совершает
в интересах гражданина, признанного недееспособным,
все сделки и несет по ним ответственность.
Сделки, совершенные гражданином, признанным
недееспособным вследствие психического
расстройства, являются ничтожными. Однако
в интересах гражданина, признанного недееспособным,
совершенная им сделка может быть признана
судом действительной по требованию опекуна,
если она совершена к выгоде такого гражданина
(п.2 ст.172 ГК). Вред, причиненный таким гражданином,
возмещают его опекун или организация,
обязанная осуществлять за ним надзор,
если не докажут, что вред возник не по
их вине.
Решение о признании гражданина недееспособным
вследствие психического расстройства
может быть отменено, если отпали основания,
в силу которых гражданин был признан
недееспособным. На основании решения
суда о признании гражданина дееспособным
отменяется установленная над ним опека.
Совершеннолетний гражданин может быть ограничен в дееспособности
судом. Пункт 1 ст.30 ГК в качестве основания
для ограничения дееспособности гражданина
называет злоупотребление спиртными напитками,
наркотическими средствами либо психотропными
веществами, в результате чего семья этого
гражданина ставиться в тяжелое материальное
положение. Тяжелое материальное положение
семьи может вызываться как уклонением
лица от исполнения своих материальных
обязанностей перед нею, так и затратами
семьи на содержание гражданина, злоупотребляющего
спиртными напитками, наркотическими
средствами либо психотропными веществами.
Для признания лица ограниченно дееспособным
не требуется, чтобы лицо являлось хроническим
алкоголиком. Гражданину, ограниченному
в дееспособности, назначается попечитель.
Такой гражданин вправе совершать самостоятельно
мелкие бытовые сделки. Совершать другие
сделки, а также получать свой заработок,
пенсию или иные доходы и распоряжаться
ими он вправе лишь с согласия попечителя.
Согласно п.1 ст.178 ГК, сделка по распоряжению
имуществом, совершенная ограниченным
в дееспособности гражданином без согласия
попечителя, может быть признана судом
недействительной по иску попечителя.
Ограничение в дееспособности не влияет
на размер ответственности гражданина.
Он самостоятельно несет имущественную
ответственность по всем заключенным
сделкам, а также отвечает на общих основаниях
за причиненный вред.
Суд отменяет ограничение дееспособности,
если отпали основания, в силу которых
гражданин был ограничен в дееспособности,
также отменяется попечительство. Когда
семья лица, признанного ограниченно дееспособным
перестала существовать (например, в связи
с расторжением брака), по заявлению соответствующих
лиц должна последовать отмена судом ограничения
дееспособности.
Статья 1104 ГК РБ предусматривает, что дееспособность
иностранцев и лиц без гражданства определяется
их личным законом. Личным законом физического
лица считается право страны, гражданином
которой это лицо является. Личным законом
лица без гражданства считается право
страны, в которой это лицо постоянно проживает
(ст. 1103 ГК).Однако гражданская дееспособность
физического лица в отношении сделок,
совершаемых в Республике Беларусь, и
обязательств, возникающих вследствие
причинения вреда в Республике Беларусь
, определяется по законодательству Республики
Беларусь.
Новым для гражданского законодательства
Республики Беларусь является институт патронажа.
Его суть определена в ст.37 ГК и заключается
в установлении попечительства (без ограничения
прав) над дееспособным гражданином по
его просьбе в случаях, когда он по состоянию
здоровья не может самостоятельно осуществлять
и защищать свои права и исполнять обязанности.
Лицо, осуществляющее патронаж, именуется
попечителем-помощником. Попечитель-помощник
может быть назначен органом опеки и попечительства
(отдел социальной защиты) только с согласия
гражданина, над которым устанавливается
патронаж. Подопечный самостоятельно
заключает с попечителем-помощником договор
поручения или доверительного управления,
который и является правовым основанием
для последнего по распоряжению имуществом,
принадлежащим подопечному.
Патронаж, установленный над совершеннолетним
дееспособным гражданином, прекращается
по требованию этого гражданина.
3 Признание гражданина безвестно отсутствующим
и объявление гражданина
умершим
Длительное отсутствие гражданина в месте
жительства, если неизвестно место его
пребывания, небезразлично для организаций
и граждан, с которыми он находился в правовых
отношениях. Например, если гражданин
был должником, то кредиторы не имеют возможности
потребовать уплаты долга. Нетрудоспособные
лица, которые были на иждивении гражданина,
перестают получать от него содержание,
но не могут обратиться за пенсией, поскольку
считаются имеющими кормильца. В случае
длительного отсутствия гражданина может
быть причинен ущерб его имуществу, оставшемуся
в месте жительства без надзора.
С целью устранения юридической неопределенности,
вызванной длительным отсутствием гражданина,
и предотвращения неблагоприятных последствий
для его имущества закон предусматривает
создание особого правового состояния
для такого гражданина, а именно - признание его безвестно отсутствующим.
Институт признания гражданина безвестно
отсутствующим закрепляется ст.38-40 ГК
РБ. Согласно ст.38 ГК, гражданин может быть
признан безвестно отсутствующим, если
в течение одного года по месту его жительства
нет сведений о месте его пребывания. Если
невозможно установить день получения
последних сведений об отсутствующем,
началом исчисления срока для признания
безвестного отсутствия считается первое
число месяца, следующего за тем, в котором
были получены последние сведения об отсутствующем,
а при невозможности установить этот месяц
- 1 января следующего года.
Решение о признании гражданина безвестно
отсутствующим может быть вынесено только
судом по заявлению заинтересованных
лиц. Суд может поставить вопрос перед
органом опеки и попечительства об управлении
имуществом, принадлежащим безвестно
отсутствующему. Доверительный управляющий
имуществом определяется органом опеки
и попечительства. Доверительный управляющий
принимает на себя исполнение обязательств
отсутствующего гражданина, погашает
за счет его имущества долги отсутствующего,
управляет имуществом отсутствующего
в его интересах. Из принадлежащего отсутствующему
гражданину имущество выделяется содержание
лицам, которых отсутствующий обязан был
содержать. По заявлению супруга безвестно
отсутствующего производится расторжение
брака (ст.37 КоБС), прекращаются выданные
им доверенности (п.1 ст.189 ГК), нетрудоспособные
иждивенцы отсутствующего имеют право
на получение пенсии по случаю потери
кормильца.
Суд отменяет решение о признании гражданина
безвестно отсутствующим в случае его
явки или обнаружения места пребывания,
отменяется доверительное управление
имуществом, прекращаются выплаты пенсий
иждивенцам. В случае явки супруга, признанного
безвестно отсутствующим, брак может быть
восстановлен только на основании решения
суда, если нет нового брака (ст.44 КоБС).
Гражданин может быть объявлен судом умершим, если
по месту его жительства нет сведений
о месте его пребывания в течение трех
лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах,
угрожающих смертью или дающих основание
предполагать его гибель от определенного
несчастного случая, в течение шести месяцев
(ст.41 ГК РБ.). Не требуется, чтобы объявлению
гражданина умершим обязательно предшествовало
признание его безвестно отсутствующим.
Если гражданин пропал без вести при обстоятельствах,
дающих основание предполагать его гибель
от определенного несчастного случая
(например, авиакатастрофы, крушения на
железной дороге), и этот несчастный случай,
явившийся причиной предполагаемой гибели
лица, действительно имел место, что подтверждается
доказательствами, подлежит применению
6-месячный срок.
Военнослужащий или другой гражданин,
пропавший без вести в связи с военными
действиями, может быть объявлен умершим
не ранее чем по истечении двух лет со
дня окончания военных действий.
Днем смерти гражданина, объявленного
умершим, считается день вступления в
законную силу решения суда об объявлении
его умершим. Однако суд может признать
днем смерти гражданина день его предполагаемой
гибели, если он пропал без вести при обстоятельствах,
угрожавших смертью или дающих основание
предполагать его гибель от определенного
несчастного случая.
В отношении прав и обязанностей гражданина,
объявленного умершим, наступают такие
же последствия, какие повлекла бы физическая
смерть: наследование, пенсионное обеспечение
иждивенцев, прекращение брака.
Решение суда об объявлении гражданина
умершим может быть отменено в случае
явки или обнаружения места пребывания
гражданина (п.1 ст.42ГК). Гражданин, независимо
от времени соей явки, может потребовать
от любого лица возврата сохранившегося
имущества, которое безвозмездно перешло
к этому лицу после объявления гражданина
умершим. Деньги, а также ценные бумаги
на предъявителя не могут быть истребованы
от добросовестного приобретателя (п.3
ст.283 ГК). Лица, к которым имущество гражданина,
объявленного умершим, перешло по возмездным
сделкам, обязаны возвратить ему это имущество
только в тех случаях, когда доказано,
что, приобретая имущество, они знали,
что гражданин, объявленный умершим, находится
в живых. При невозможности возврата такого
имущества в натуре возмещается его стоимость.
Если имущество гражданина, объявленного
умершим, перешло к государству как выморочное
и было последним реализовано, то после
отмены решения об объявлении гражданина
умершим ему возвращается сумма, вырученная
от реализации такого имущества.
После отмены решения суда об объявлении
гражданина умершим прекращается выплата
пенсии по случаю потери кормильца его
нетрудоспособным иждивенцам; вопрос
о возврате выплаченных сумм решается
в зависимости от уважительности причин
отсутствия гражданина, объявленного
умершим. Если другой супруг не вступил
в брак, то брак, в котором состоял гражданин,
объявленный умершим, считается восстановленным
(ч.1 ст.44 КоБС).
ЛЕКЦИЯ 4
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
О ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦАХ
1 Понятие и признаки юридического лица
2 Наименование юридического лица
3 Место нахождения юридического лица
4 Правосубъектность юридического лица
5 Способы образования юридических лиц
6 Порядок государственной регистрации
юридических лиц
7 Виды юридических лиц
1 Понятие и признаки
юридического лица
Понятие юридического лица содержится
в статье 44 Гражданского кодекса Республики
Беларусь. Юридическим лицом
признается организация, которая имеет
в собственности, хозяйственном ведении
или оперативном управлении обособленное
имущество, несет самостоятельную ответственность
по своим обязательствам, может от своего
имени приобретать и осуществлять имущественные
и личные неимущественные права, исполнять
обязанности, быть истцом и ответчиком
в суде. Юридическое лицо должно иметь
самостоятельный баланс или смету.
Выделяют следующие признаки юридического
лица: организационное единство, имущественная
обособленность, способность самостоятельно
отвечать по всем своим обязательствам
своим имуществом, самостоятельное выступление
в гражданском обороте и в любом суде от
своего имени.
Организационное
единство означает, что юридическое
лицо обладает определенной устойчивой
структурой, системой органов управления,
имеет соответствую соподчиненность.
В соответствии с нормами законодательства
учредительные документы практически
всех юридических лиц должны содержать
положения о структуре органов управления,
их компетенции и.д.
Имущественная
обособленность означает, что юридическое
лицо обладает имуществом, отделенным
от имущества других лиц. При этом не имеет
значения вид имущества, а также то, на
основании какого из вещных прав (право
собственности, хозяйственного ведения,
оперативного управления) юридическое
лицо обладает имуществом.
Самостоятельная
имущественная ответственность означает,
что юридическое лицо несет самостоятельную
гражданско-правовую ответственность
по своим обязательствам своим имуществом.
Учредители (участники) или собственники
юридического лица, как правило, не несут
ответственности по обязательствам юридического
лица, также как и наоборот. Вместе с тем
в ряде случаев из этого правила имеются
исключения. В частности, могут нести субсидиарную
(дополнительную) ответственность:
- учредители (участники) общество с дополнительной
ответственностью по обязательствам общества,
в пределах, определяемых его учредительными
документами, но не менее чем в сумме, эквивалентной
1200 евро [1];
- участники полного товарищества и полные
товарищи коммандитного товарищества
по обязательствам товарищества всем
своим имуществом (ст.66 ГК);
- члены производственного кооператива,
в том числе сельскохозяйственного производственного
кооператива в равных долях, если иное
не определено в его уставе, в пределах,
установленных уставом, но не менее величины
полученного годового дохода в производственном
кооперативе (ст.107 ГК).
Кроме того, ч.3 ст.52 ГК содержит положения
о том, что если экономическая несостоятельность
(банкротство) юридического лица вызвана
учредителями (участниками), собственником
имущества юридического лица или другими
лицами, которые имеют право давать обязательные
для этого юридического лица указания
либо иным образом имеют возможность определять
его действия, на таких лиц в случае недостаточности
имущества юридического лица может быть
возложена субсидиарная ответственность
по его обязательствам.
Самостоятельное
выступление в гражданском обороте
– внешнее выражение самостоятельности
юридического лица. Оно означает возможность
от своего имени приобретать и осуществлять
гражданские права и нести обязанности,
а также выступать истцом и ответчиком
в любом суде.
2 Наименование юридического
лица
Одним из правовых средств индивидуализации
юридического лица выступает наименование
юридического лица. В статье 50 ГК содержатся
определенные требования к наименованиям
юридических лиц:
Следует отметить, что в настоящее
время законодательных актов, регулирующих
порядок регистрации фирменных
наименований юридических лиц, не существует.
Поэтому фактически одновременно с
государственной регистрацией юридического
лица происходит и регистрация фирменного
наименования. До подачи документов для
регистрации в регистрирующий орган
один из учредителей создаваемой
коммерческой или некоммерческой организации
должен согласовать с этим органом
наименование организации [1; 3].
Лицо, которое неправомерно использует
чужое зарегистрированное фирменное наименование,
по требованию правообладателя на фирменное
наименование обязано прекратить его
использование и возместить причиненные
убытки (ст. 50 ГК). Более того, ст. 8 Парижской
конвенции 1983 года «Об охране промышленной
собственности» предусмотрено, что фирменное
наименование охраняется во всех государствах
- участниках названной Конвенции (Республика
Беларусь является участницей этой Конвенции)
без обязательной подачи заявки или регистрации
и независимо от того, является ли оно
частью товарного знака.
3 Место нахождения
юридического лица
Место нахождения юридического лица имеет
существенное значение при решении многих
вопросов гражданского и гражданского
процессуального права. Новый ГК вопрос
о месте нахождения юридического лица
решил иначе, чем ГК 1964 г. Местом нахождения
юридического лица теперь является не
место нахождения его постоянно действующего
органа, а место его государственной регистрации,
если в соответствии с законодательными
актами в учредительных документах юридического
лица не установлено иное (п. 2 ст. 50 ГК).
Место нахождения юридического лица указывается
в его учредительных документах (п. 3 ст.
50 ГК).
Для государственной регистрации коммерческих
и некоммерческих организаций учредители
представляют гарантийное письмо или
другой документ, подтверждающие право
на размещение коммерческой организации
[1; п.23]. Таким документом, к примеру, может
быть проект договора аренды.
4 Правосубъектность
юридического лица
Под правосубъектностью юридического
лица понимается наличие у него качеств
субъекта права, то есть правоспособности
и дееспособности. Правоспособность юридического
лица - это его способность иметь гражданские
права и принимать обязанности. Правоспособность
возникает у юридического лица в момент
его создания (п. 3 ст. 45 ГК), в то время юридическое
лицо считается созданным с момента его
государственной регистрации (п. 2 ст. 47
ГК).
В науке гражданского права различают
общую (универсальную) и специальную правоспособность.
Под общей правоспособностью понимается
возможность субъекта права иметь любые
права и обязанности, необходимые для
осуществления любых видов деятельности.
Такая правоспособность характерна для
граждан (физических лиц). Специальная
правоспособность предполагает наличие
лишь таких прав и обязанностей, которые
соответствуют целям его деятельности
и прямо зафиксированы в его учредительных
документах. Согласно п.1 ст. 45 ГК, юридическое
лицо может иметь гражданские права, соответствующие
целям деятельности, предусмотренным
в его учредительных документах, а также
предмету деятельности, если он указан
в учредительных документах, и нести связанные
с этой деятельностью обязанности. Отдельными
видами деятельности, перечень которых
определяется законодательством, юридическое
лицо может заниматься только на основании
специального разрешения (лицензии).
В учредительных документах юридического
лица должны быть предусмотрены виды деятельности,
которые будут осуществляться (осуществляются)
коммерческой организацией [1; п.29]. Виды
деятельности указываются в соответствии
с Общегосударственным классификатором
видов экономической деятельности, перечнем
видов деятельности, на осуществление
которых требуется специальное разрешение
(лицензия).
Таким образом, можно сделать вывод о том,
что законодательство Республики Беларусь
предусматривает правило специальной
правоспособности для всех юридических
лиц.
В отличие от нашей страны гражданское
законодательство Российской Федерации
пошло по пути расширения правоспособности
юридических лиц. В частности, ГК Российской
Федерации закрепил те положения (в части
правоспособности юридических лиц) которые
содержались в Модели Гражданского кодекса
для государств-участников СНГ. Анализ
положений ст.49 ГК Российской Федерации
показывает, что наряду с общим правилом
общей правоспособности юридического
лица, общая правоспособность предусмотрена
для коммерческих негосударственных организаций.
Иные коммерческие организации (в частности,
унитарные предприятия) и некоммерческие
организации наделены специальной правоспособностью.
Думается, что такой подход является абсолютно
оправданным. Так, при создании некоммерческой
организации (фонд, учреждение) учредителями
преследуются строго определенные социальные,
культурные и иные общеполезные цели.
Предоставление такой организации полной
свободы действий (отступление от уставных
целей) противоречило бы интересам учредителей.
То же самое можно сказать о государственных
унитарных предприятиях. Создавая унитарное
предприятие (закрепляя за ним государственное
имущество), государство определяет определенный
предмет деятельности такого предприятия
(например, автомобильное производство,
производство медицинского оборудования).
Естественно, государство заинтересовано
в осуществлении предприятием именно
определенных видов деятельности.
Вместе с тем негосударственные коммерческие
организации (имеющие в качестве основной
цели деятельности извлечение прибыли)
должны иметь гражданские права и обязанности,
необходимые для осуществления любых
видов деятельности, не запрещенных законодательством.
Это правило продиктовано особенностями
рыночного механизма регулирования экономических
отношений. Однако эта новелла белорусским
законодательством не востребована.
Гражданская дееспособность (способность
своими действиями приобретать гражданские
права и создавать для себя гражданские
обязанности) юридического лица возникает
одновременно с гражданской правоспособностью.
Она осуществляется его органами, действующими
в пределах прав, предоставленных им по
закону или уставу (положению).
5 Способы образования
юридических лиц
Выделяют три способа образования юридических
лиц: распорядительный, разрешительный,
явочно-нормативный.
Согласно распорядительному
порядку, юридические
лица создаются по
распоряжению (указу, постановлению, приказу)
собственника либо уполномоченного им
органа. В частности, в таком порядке создаются
государственные унитарные предприятия.
Разрешительный порядок
состоит в том, что юридическое лицо создается
по инициативе учредителей с согласия
соответствующего государственного либо
иного органа. В частности, такой порядок
создания предусмотрен для предприятий
с иностранными инвестициями. Регистрация
предприятий с иностранными инвестициями
осуществляется при наличии согласия
соответствующего облисполкома, а также
местных исполнительных комитетов в соответствии
с их компетенцией на размещение предприятия
на подведомственной территории [4, ст.9;
5, п.2].
Явочно-нормативный
порядок означает, что специального
разрешения на создание юридического
лица не требуется, так как его создание
разрешено законодательством. Учредители
образуют юридическое лицо по своему усмотрению,
а соответствующий государственный орган
только проверяет соблюдение установленного
порядка. В явочно-нормативном порядке
образуются частные унитарные предприятия,
хозяйственные товарищества и общества,
производственные кооперативы, общественные
и религиозные организации (объединения),
фонды на основе добровольных имущественных
взносов (преследующие социальные, благотворительные,
культурные, образовательные или иные
общественно-полезные цели), объединения
юридических лиц (ассоциации и союзы).
Законность создания таких юридических
лиц проверяется при их государственной
регистрации.
6 Порядок государственной
регистрации юридических лиц
Независимо от способа создания все юридические
лица подлежат государственной регистрации
в порядке, определяемом законодательными
актами. Юридическое лицо считается созданным
с момента государственной регистрации
(ч.1 и 2 ст.47 ГК) [1].
Государственная регистрация субъектов
хозяйствования, как правило, осуществляется
облисполкомами, которые вправе делегировать
часть своих полномочий по государственной
регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования
местным исполнительным и распорядительным
органам [1]. В отдельных случаях регистрацией
юридических лиц занимаются иные органы: