Коррупция в сферах государственного и муниципального управления. Реальная угроза национальной безопасности России

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 13:10, курсовая работа

Описание работы

Есть ряд причин считать проблему борьбы с коррупцией в системе государственной службы одной из наиболее актуальных для современной России. Одна из этих причин – обеспечение международного престижа Российской Федерации как одного из потенциально ведущих государств мира, с исторически признанным моральным авторитетом государственной власти.

Содержание

Глава 1 Введение 3
1.1 Актуальность темы исследования 3
1.2 Цели и задачи исследования 4
1.3 Методология и принципы исследования 5
Глава 2 Понятие коррупции 6
2.1 Определение понятия и формы проявления коррупции в системе государственно-служебных отношений Российской Федерации 6
2.2 Взяточничество как форма проявления коррупции 15
2.3 Сферы проявления коррупции 16
2.4 Основные последствия 17
Глава 3 Предупреждение и пресечение коррупции в системе государственной службы 18
3.1 Исторический опыт борьбы с должностными злоупотреблениями коррупционной направленности в досоветской и советской России 18
3.2 Предупреждение и пресечение коррупции в системе государственной службы в современной России 24
Глава 4 Заключение 29
Глава 5 Список литературы 30

Работа содержит 1 файл

коррупция в сфере ГиМУ.doc

— 173.00 Кб (Скачать)

    Глава государства сравнил коррупцию в России с тяжелой болезнью и заявил, что она проникла во все сферы жизни российского общества.

    «Повторю  простую, но не менее от этого болезненную вещь. Коррупция в нашей стране просто приобрела масштабный характер. Она стала привычным обыденным явлением, которое характеризует саму жизнь нашего общества», — сказал Медведев. Он отметил, что «речь идет не просто о банальных взятках, речь — о тяжелой болезни, которая съедает нашу экономику и разлагает все общество».

    Президент заявил, что «кардинальное снижение уровня коррупции — это стратегическая задача, которая стоит перед страной». Как указал глава государства, решение этой задачи «напрямую связано с защитой права собственности в стране, с укреплением правовой, судебной системы, расширением свободы предпринимательства».

    «Фактически, решение этой стратегической задачи связано с большинством задач, которые мы поставили перед собой», — сказал Дмитрий Медведев.

    Президент озабочен масштабами коррупции и ее скрытым характером: "Уровень коррупции в стране остается крайне высоким, за 2007 год только по официальной статистике расследовано более 10,5 тысяч дел".

    Координировать  работу правоохранительных органов  в этой сфере станет Генпрокуратура, где не исключают ужесточения уголовных мер, в частности введения конфискации имущества. Юрий Чайка пока затруднился уточнить, какие именно меры будут включены в национальный план. Однако на вопрос, предусматриваются ли меры уголовного порядка, он заверил, что "такие меры будут предусмотрены". Генпрокурор также отметил, что планируется "совершенствование законодательства".

    Медведев  предложил включить в план по борьбе с коррупцией как минимум три  раздела. Он считает, что "по сути, нужно  вести разговор о ликвидации условий для возникновения коррупции". "Это самое сложное, что нам предстоит сделать", - предупредил он.

    К первому разделу он отнес "модернизацию антикоррупционного законодательства". Второй - "противодействие и профилактика коррупции в экономической и социальной сферах, создание стимулов к антикоррупционному поведению". В третьем разделе президент подчеркнул: "Мы должны создать антикоррупционный стандарт поведения, без этого ничего не будет".

    Медведев  считает необходимым уделить  особое внимание "оценке коррупции со стороны общества". По мнению главы государства, к правовому просвещению должны подключиться средства массовой информации и общественные организации.

    Президент отметил, что необходимо добиться "прозрачности проведения государственных процедур, связанных с подрядами, тендерами, административными регламентами, создать в целом более благоприятную деловую среду". Он уточнил, что речь идет "о комплекте мер по вопросам антирейдерства". По его мнению, также "необходимо подумать о процедуре обжалования в досудебном порядке законности соответствующих решений госслужащих.

    Президент предложил принять решение по вопросам контроля за имущественным  положением государственных служащих и судей, а также новой версии кодекса поведения госслужащих.

    "Есть  ряд достаточно сложных для обсуждения вопросов, но требующих принятия окончательных решений - это контроль имущественного положения государственных служащих, судей, вопросы конфликта интересов, вопросы новой версии кодекса поведения государственных служащих", - сказал Медведев.

    Он  подчеркнул, что коррупция - одна из "наиболее острых проблем, которые  существуют в нашем обществе". "Для любого государства коррупция  является угрозой, но самое главное - подрывает доверие граждан к  власти и тем проблемам, которыми власть должна заниматься", - отметил президент РФ.

    Указ "О мерах по противодействию  коррупции"

    Президент России Дмитрий Медведев подписал указ "О мерах по противодействию  коррупции". В целях создания системы противодействия коррупции в России и устранения причин, ее порождающих, Медведев постановил образовать Совет при президенте РФ по противодействию коррупции. Председателем Совета является президент РФ, то есть сам Медведев.

    В соответствии с указом основными задачами Совета являются "подготовка предложений президенту РФ, касающихся выработки и реализации государственной политики в области противодействия коррупции; координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований по реализации государственной политики в области противодействия коррупции; контроль за реализацией мероприятий, предусмотренных Национальным планом противодействия коррупции".

    В документе отмечается, что Совет для решения возложенных на него основных задач "запрашивает и получает в установленном порядке необходимые материалы от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации; приглашает на свои заседания представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и общественных объединений".

    Члены Совета принимают участие в его  работе на общественных началах. Заседание Совета ведет председатель Совета. Решения Совета оформляются протоколом. Для реализации решений Совета могут издаваться указы, распоряжения и даваться поручения президента РФ.

    Медведев  постановил утвердить состав Совета при президенте РФ по противодействию  коррупции и образовать для решения текущих вопросов деятельности Совета его президиум. Председателем президиума Совета является руководитель администрации президента РФ (Сергей Нарышкин). Ему поручено в месячный срок представить проект Национального плана противодействия коррупции.

    Президент установил, что "президиум Совета формирует повестку дня заседаний  Совета; рассматривает вопросы, связанные  с реализацией решений Совета; создает рабочие группы (комиссии) по отдельным вопросам из числа членов Совета, а также из числа представителей иных государственных органов, представителей общественных объединений и организаций, экспертов, ученых и специалистов". Для реализации решений президиума Совета могут даваться поручения президента. Решения президиума Совета оформляются протоколами.

    Президент Медведев постановил признать утратившим силу указ президента РФ от 3 февраля 2007 года "Об образовании межведомственной рабочей группы для подготовки предложении по реализации в законодательстве Российской Федерации положений Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года".

    Также признан утратившим силу указ президента РФ от 11 августа 2007 года "О продлении  срока деятельности межведомственной рабочей группы для подготовки предложений по реализации в законодательстве Российской Федерации положений Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года".

    На  борьбу со злоупотреблениями Медведев получил карт-бланш от Путина, считает  политолог Дмитрий Бадовский. «О границах и масштабах этого карт-бланша мы скоро узнаем, но, похоже, отрабатывать модель антикоррупционных мер начнут с регионального уровня», — говорит он. Ему возражает президент Института национальной стратегии Станислав Белковский: «Бояться придется всем, за исключением узкого круга лиц». По мнению Белковского, конечная цель антикоррупционной кампании — концентрация власти в руках Медведева. Чтобы показать, кто в доме хозяин, Медведеву достаточно подвести под суд одного крупного чиновника или его родственника. «Если жертва будет выбрана правильно, как в свое время была выбрана такая знаковая фигура, как Ходорковский, то элитам ничего не останется, как признать полномочия нового президента», — говорит эксперт. Результаты кампании будут предъявлены обществу до конца 2008 года, а еще раньше, полагает эксперт, Совет по борьбе с коррупцией будет преобразован во властный орган с правом слежки за чиновниками и их доходами.

 

  1. Заключение

    Подводя итоги рассмотрению вопросов, посвященных проблеме предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы нашей страны, необходимо кратко отметить, что, несмотря на крайне тревожное, если не чрезвычайное положение, сложившееся в нашем обществе, каких-либо кардинальных изменений все же не происходит.

    Обусловлено это целым рядом обстоятельств  как объективного, так и субъективного  порядка, на многие из которых было обращено внимание в настоящем исследовании. Истекшее десятилетие показало, что коррумпированность государственного аппарата создала серьезные препятствия на пути поступательного развития рыночной экономики, способствовала потере авторитета нашей страны на международной арене, а также утрате надежд людей на честную государственную власть.

    Становится  все более очевидным необходимость  нормативно-правового регулирования  тех сторон деятельности государственных  служащих, которые непосредственно  граничат с риском быть обвиненным в коррумпированности.

    В ходе реформирования государственной  службы необходимо определить круг государственных  должностей государственной службы, связанных с повышенным риском коррумпированности, создать и рационально использовать институт периодической ротации государственных служащих, замещающих эти должности, а также сформировать дополнительные средства и формы контроля за осуществлением данной категорией государственных служащих своих служебных полномочий.

 

  1. Список литературы
  • Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года;
  • Уголовный кодекс Российской Федерации;
  • Федеральный закон от 31 июля 1995 года «Об основах государственной службы Российской Федерации»;
  • Указ Президента России от 17 декабря 1997 года;
  • Указ Президента России от 19 ноября 2002 года;
  • Указ Президента России от 4 апреля 1992 года;
  • Атаманчук Г. В. Сущность государственной службы: история, теория, закон, практика. Москва, РАГС, 2008 г. (стр. 20-25);
  • Барниц И. Н., Божко С. В. Источники служебного права. Москва, РАГС, 2007 г. (стр. 35-50);
  • Вагина Л. В. Актуальные проблемы реформирования государственной службы Российской Федерации. Москва, РАГС, 2007 г. (стр. 89-120);
  • Ванцев В. А. Этапы развития понятия коррупции. Москва - Иркутск, 2000 г. (стр. 16-50);
  • Игнатов В. Г. и др. Актуальные проблемы повышения профессионализма государственных и муниципальных служащих в условиях административной реформы. СКАГС, 2005 г. (стр. 15-20);
  • Костенников, Куракин. Предупреждение и пресечение коррупции в системе государственной службы. Москва, 2004 г. (стр. 16-40);
  • Максимов С.В. Коррупция, закон, ответственность. Москва, ЮрИнфор, 2000 г. (стр. 11-17).

Информация о работе Коррупция в сферах государственного и муниципального управления. Реальная угроза национальной безопасности России