Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 13:10, курсовая работа
Есть ряд причин считать проблему борьбы с коррупцией в системе государственной службы одной из наиболее актуальных для современной России. Одна из этих причин – обеспечение международного престижа Российской Федерации как одного из потенциально ведущих государств мира, с исторически признанным моральным авторитетом государственной власти.
Глава 1 Введение 3
1.1 Актуальность темы исследования 3
1.2 Цели и задачи исследования 4
1.3 Методология и принципы исследования 5
Глава 2 Понятие коррупции 6
2.1 Определение понятия и формы проявления коррупции в системе государственно-служебных отношений Российской Федерации 6
2.2 Взяточничество как форма проявления коррупции 15
2.3 Сферы проявления коррупции 16
2.4 Основные последствия 17
Глава 3 Предупреждение и пресечение коррупции в системе государственной службы 18
3.1 Исторический опыт борьбы с должностными злоупотреблениями коррупционной направленности в досоветской и советской России 18
3.2 Предупреждение и пресечение коррупции в системе государственной службы в современной России 24
Глава 4 Заключение 29
Глава 5 Список литературы 30
Содержание
По мнению ряда исследователей, коррупцию легче разузнать, чем определить, а дать ей четкое определение вообще невозможно. При определении понятия коррупции необходимо учитывать наличие различных взглядов на данную проблему, поскольку каждый из имеющихся подходов отражает комплекс различных элементов этого сложного и многофункционального явления.
Изучением коррупции занимаются специалисты различных отраслей знания. Коррупцию как сложное социальное явление, имеющее собственную природу, необходимо исследовать в различных аспектax. Соответственно, предупреждение и пресечение коррупции предполагает комплекс разносторонних правовых и организационных мер. Поэтому снизить уровень и масштабы коррупции в системе государственной службы невозможно в рамках одной кампании. А как показывает опыт законотворческой работы, наше общество пока не хочет эффективно противостоять коррупции в системе государственной службы.
Осуждая коррупцию в принципе, общественное сознание рассматривает многие ее проявления в повседневной жизни как естественные человеческие отношения. В связи с этим, как верно отметил В.А. Закс, «прежде чем искать новые подходы к решению проблемы, необходимо понять сущность явления, с которым предстоит бороться». Или, как говорили древние, «понять - значит победить».
Говоря о политологическом аспекте коррупции необходимо сказать, что это явление в отечественной политологии практически не исследовано.
По выводам, сделанным. В.А. Шабалиным, в основе политической коррупции лежит неофициальный, бесконтрольный обмен ресурсами между властными элитами и другими структурами общества.
Так, Шабалин выделяет в политической коррупции следующие элементы. Политическая коррупция как отклоняющееся поведение:
Основоположником экономического подхода к исследованию коррупции считают Г. Мюрдаля. На Западе выделяют три вида экономики, каждая из которых вносит свой вклад в проблему коррупции:
А) неучитываемую, ненаблюдаемую экономику;
Б) незарегистрированную экономику;
В) незаконную, подпольную экономику.
Переходя к рассмотрению правового аспекта исследуемого явления в системе государственной службы нашей страны, необходимо отметить, что для него характерно следующее понимание коррупции.
Коррупция
- это противоправное общественно
опасное явление, характеризующееся
подкупом-продажностью государственных
служащих, и на этой основе корыстным использованием
ими в личных или корпоративных интересах
официальных, служебных полномочий, а
также связанных с ними авторитета и возможностей.
Для такого понимания коррупции характерны
следующие признаки: опpеделение круга
лиц, способных совершить коррупционные
деяния (государственные служащие); определение
сферы, в которой могут совершаться эти
деяния; определение целей таковой деятельности
- обогащение, получение каких-либо преимуществ
материального характера.
Помимо вышеизложенного коррупцию отождествляют со взяточничеством, рассматривают как злоупотребление служебным положением, совершенное с корыстной целью; под коррупцией понимают злоупотребление служебным положением; коррупцию определяют как любое умышленное нарушение должностным лицом или иным государственным служащим своих служебных обязанностей и дp. Коррупции присущ ряд черт.
Во-первых,
коррупция - это целостное социально-
Все вышеизложенное позволяет сделать вывод, что коррупция в системе государственно-служебных отношений – это целостное социально-правовое явление, выражающееся в систематическом использовании государственным служащим своего служебного положения, за материальное вознаграждение, в интересах третьих лиц или групп, в связи с чем подрывающее авторитет государственной власти и государственной службы. Поэтому наряду с исследованием природы коррупции, формы ее проявления в системе государственной службы также требуют отдельного рассмотрения.
Обращаясь к формам проявления коррупции, необходимо отметить, что это различные виды нарушений конституционных, административных; уголовных и иных норм права. Среди данных нарушений в современный период можно выделить многие виды прямого или завуалированного совмещения должностей на государственной службе и в нeгocyдapcтвeнных коммерческих организациях, оказание государственными служащими услуг негосударственным коммерческим организациям за прямое либо завуалированное вознаграждение, предоставление тех дли иных льгот, выгод и преференций коммeрчeским организациям.
Сюда
же можно отнести и следующие
нарушения: применение еще не опубликованной
информации государственным служащим
в связи с выполнением
К иным формами коррупции в государственном аппарате относятся: тайные взносы на политические цели, взносы на выборы с последующей расплатой государственными должностями, келейное проведение приватизации, акционирования, залоговых аукционов, предоставление налоговых и таможенных льгот, переход государствeнныx должностных лиц сразу после отставки на должности президентов банков и корпораций, коррупция за рубежом, совмещение государственной службы с коммерческой деятельностью и др.
А.И. Гуров, затрагивая проблему коррупции, рассматривает ее как один из ведущих признаков организованной преступности и выделяет три основные формы коррупции: первая в средствах массовой информации получила название политической коррупции, кoгдa чиновники аппарата власти вступают в противоречие с нормами морали и закона не столько из-за получения взяток, сколько из-за сложившихся клановых отношений, в которых главенствующим является принцип «рука руку моет».
Вторая форма коррупции связана с чисто криминальной деятельностью и основана на подкупах должностных лиц, которые за вознаграждение оказывают преступникам те или иные услуги; третья форма установления незаконных отношений предполагает целенаправленное втягивание в преступную деятельность соответствующих категорий должностных лиц для создания благоприятных условий для решения определенных вопросов.
Формы
коррупции в системе
Итак, проявления коррупции включают: получение денег или другого вознаграждения за предоставление контрактов; нарушение процедур в интересах взяткодателя, оказание ему нормотворческой поддержки, использование общественных ресурсов в личных или корпоративных интересах. Однако коррупция необязательно сопровождается получением денежных средств. Она может проявляться и в предоставлении необоснованных льгот, преференций, в демонстрации лояльности гocyдaрствeнных служащих по отношению к политическим партиям, родственникам, знакомым и т. д.
Таким образом, формы коррупции в системе государственной службы представляют собой зависящие от конкретных социально - экономических условий способы достижения коррумпированными должностными лицами своих целей, связанных с удовлетворением ими личных, групповых и корпоративных интересов.
Одной из опаснейших форм проявления коррупции является взяточничество.
В теории уголовного права под взяточничеством понимается общее правовое понятие, охватывающее два самостоятельных состава преступления – получение взятки и дача взятки. Однако ранее существовали мнения, согласно которым взяточничеством считалось только получение взятки.
Н. П. Кучерявый считал получение взятки, дачу взятки и посредничество во взяточничестве особой формой совершения одного и того же преступления. Такого же мнения придерживался Трайнин А. Н., относящий дачу взятки и посредничество во взяточничестве к особым формам соучастия в получении должностным лицом взятки.
Общепринятая точка зрения по данному вопросу такова: хотя между получением и дачей взятки существует тесная связь, они являются самостоятельными преступлениями, так как обладают по отношению друг к другу особыми признаками.
Опасность взяточничества очевидна, ее масштабы в настоящее время беспрецедентны. В годы перестройки и реформ в России, включая последние годы, отмечалась все более интенсивная криминализация государственного аппарата, использование его возможностей в незаконных целях. Это больше всего проявилось в процессе проведения приватизации. Е. Т. Гайдар пишет в своей книге «Государство и эволюция»: «Сегодня мы можем подвести предварительный итог социально-экономическим переменам последних лет. Если постараться обобщить их в виде формулы, то ее можно представить как обмен власти на собственность… Россию у номенклатуры нельзя, да и не нужно отнимать силой, ее можно «выкупить». Деформация экономических отношений, выраженная в криминальном экономическом поведении субъектов хозяйственной деятельности, породила ситуацию, когда взяточничество наряду с другими формами проявления коррупции стало важным условием функционирования рынка как такового, что в свою очередь сказалось на модифицировании собственно взяточничества.
К сферам деятельности, которые в наибольшей степени подвержены коррупции в России, относятся: