Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2012 в 15:08, контрольная работа
Контрольная работа по дисциплине "Семейное право"
ВВЕДЕНИЕ.
Семейное право – одна из отраслей
российского права, представляющая
собой систему норм, расположенных
в определенной последовательности,
регулирующая личные неимущественные
и имущественные отношения
С принятием в 1995г. Семейного кодекса РФ в правовом регулировании семейных отношений наступил решительный поворот. Нормативная база механизма правового регулирования семейно-брачных отношений была приведена в соответствие с Конституцией РФ, федеральными законами и прежде всего с Гражданским кодексом РФ. Содержание Семейного кодекса, сохраняющее в целом историческую преемственность в регулировании семейно-брачных отношений с законодательством бывшего СССР, было обогащено новыми юридическими конструкциями и положениями Конвенции ООН о правах ребенка и других международно-правовых актов, ратифицированных Российской Федерацией.
В Семейный кодекс РФ включены новые для российского законодательства институты и нормы: брачный договор, соглашение об уплате алиментов, права детей в семье, приемная семья и др. Закреплены положения выработанные судебной и прокурорской статистикой, практикой органов опеки и попечительства, органов ЗАГСа.
В Конституции РФ и в Семейном
кодексе РФ предусмотрена обязательная
государственная поддержка
- осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией РФ, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушения;
- формирование правовых основ гарантий прав ребенка;
- содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции РФ и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры;
Государственная политика в интересах детей является приоритетной и основывается на следующих принципах:
- законодательное обеспечение прав ребенка;
- поддержка семьи в целях обеспечения воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе;
Ответственность должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда;
- поддержка, общественных объединений и иных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребенка.
1. Права несовершеннолетних детей.
Нормы права, непосредственно посвященные правам несовершеннолетних детей, впервые появились в российском законодательстве лишь с принятием Семейного кодекса. До этого времени права детей рассматривались сквозь призму правоотношений родителей и детей. При этом часто несовершеннолетние в силу недееспособности оказывались не в положении самостоятельных носителей прав, а в положении пассивных объектов родительской заботы. Включение в Семейный кодекс отдельной главы, посвященной правам несовершеннолетних детей, явилось шагом на пути преодоления такого подхода.
Глава 2 Конституции Российской Федерации по сравнению с другими главами имеет особый механизм защиты, поскольку Российская Федерация приняла на себя обязательства соблюдать Всеобщую декларацию прав человека, пакты о правах, ряд конвенций, среди которых Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, Конвенция о правах ребенка.
Правила, определяющие права ребенка в Российской Федерации, появились в семейном кодексе РФ после того, как 13 июля 1990г. Россия ратифицировала Конвенцию «О правах ребенка» принятую 20 ноября 1989г. Генеральной ассамблеей ООН.
Выполняя взятое на себя обязательство, РФ привела семейное законодательство в соответствии с требованиями, в Конвенции. В результате этого и появились в семейном кодексе РФ нормы, в которых регламентируются личные и имущественные права несовершеннолетних детей в РФ.
Включение в Семейный кодек РФ отдельной главы, посвященной правам несовершеннолетних детей, позволяет преодолевать традиционный подход к детям как к пассивным объектам родительской заботы. Россия является участницей Конвенции о правах ребенка с 15 сентября 1990г. Конвенция рассматривает ребенка как самостоятельную личность, наделенную соответствующими правами, способную в определенной мере к их самостоятельному осуществлению и защите.
В соответствии с нормой, содержащейся в Конвенции и соответственно в Семейном кодексе РФ, ребенком признается лицо, не достигшее совершеннолетия. Оно как и любые граждане, с момента рождения обладает правоспособностью, то есть имеет конкретные субъективные права – личные и имущественные.
Принятый в 1998 году Федеральный Закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально - экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка.
Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.
1.1 Личные права несовершеннолетних детей.
В качестве приоритетных можно выделить следующие личные права несовершеннолетнего:
- право жить и воспитываться в семье;
- право на общение с родителями и другими родственниками;
- право на свою защиту;
- право выражать свое мнение;
- право на имя, отчество и фамилию.
Закрепив эти права в гл. 11 Семейного кодекса РФ, государство тем самым, во-первых, подчеркивает их значение, во-вторых, создает гарантии их реализации. Соблюдение и защита перечисленных личных прав ребенка гарантируется государством, которое исходит из интересов и потребностей каждого ребенка. Но, разумеется, всякое личное право несовершеннолетнего имеет особенности, которые отражаются в конкретных статьях Семейного кодекса РФ.
Право жить и воспитываться в семье, предусмотренное ст. 54 Семейного кодекса РФ, означает, прежде всего, что ребенок может проживать прежде всего со своими родителями. Согласно п. 2 ст. 20 Гражданского кодекса РФ, местом жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, признается место жительства их законных представителей – родителей, усыновителей. Естественно вместе с ними проживают и несовершеннолетние дети более старшего возраста.1
Если родители ребенка живут по разным адресам, ребенок имеет право на проживание с одним из них. При споре родителей на этот счет вопрос разрешается в судебном порядке.
Право ребенка жить и воспитываться в семье заключается в обеспечении ребенку со стороны государства возможности жить и воспитываться в семье, поскольку в ней он прежде всего получает физическое и духовное развитие, находит поддержку и понимание, готовится стать полноценным членом общества. За всю историю развития человечества не было выявлено лучшей формы воспитания ребенка, чем воспитание в семье. Поэтому к основным принципам регулирования семейных отношении СК РФ относит приоритет семейного воспитания детей. Даже в отношении ребенка, лишившегося своей семьи, приоритетной формой воспитания является семейная — передача ребенка на усыновление, в приемную семью, в семью опекуна (попечителя). Только в тех случаях, когда подобное устройство в семью ребенка не представляется возможным, он передается на воспитание в детские учреждения.
Проживая в семье, ребенок имеет право на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства, право находится в окружении своих родителей в атмосфере счастья, любви и понимания.
Совместное проживание несовершеннолетнего ребенка с родителями означает, что он воспитывается в семье и именно она служит главным источником формирования его человеческих качеств, его своеобразным убежищем. Если же ребенок почему-то утратил родительское попечение, предпринимаются попытки устроить его прежде всего в семью. К помощи детского учреждения прибегаю только тогда, когда обеспечить семейное воспитание почему-либо не возможно.
Теснейшим образом с правом жить
и воспитываться в семье
Отсюда следует, что:
- при установлении отцовства в судебном порядке принимается во внимание данное право несовершеннолетнего;
- ребенок вправе рассчитывать на помощь в розыске своих родителей со стороны своих законных представителей, а так же государственных и муниципальных органов, организаций так или иначе занимающихся розыском граждан.
Право ребенка знать, насколько это возможно, своих родителей и право на их заботу обусловлено тем, что возникновение взаимных прав и обязанностей родителей и детей основывается на происхождении детей от данных родителей. Оно неразрывно связано с правом детей на совместное проживание с родителями, создающим наиболее благоприятные условия для проявления родителями всесторонней заботы о ребенке, его надлежащего воспитания и всестороннего физического и духовного развития. Забота родителей о ребенке заключается не только в удовлетворении его жизненно необходимых потребностей материально-бытового характера (питание, обеспечение одеждой, обувью, учебными принадлежностями и т. п.), но и в проявлении внимания к ребенку, оказании помощи при разрешении интересующих его вопросов, возможных конфликтах с другими детьми и так далее (то есть в обеспечении разнообразных интересов детей).
Право ребенка знать своих родителей на практике может быть ограничено случаями, когда получение сведений о родителях является невозможным. В первую очередь речь идет о подкинутых (найденных) детях. В современной юридической литературе также отмечается, что окончательно не разрешен вопрос о соотношении права ребенка знать своих родителей с тайной усыновления и тайной биологического происхождения ребенка (при применении методов искусственного оплодотворения человека).
Создание родителями в семье условий, обеспечивающих достоинство ребенка, то есть осознание ребенком своих человеческих прав, своей моральной ценности и уважение их в себе, его уверенность в себе, активное участие в жизни общества, а так же всестороннее обеспечение его интересов, является необходимым фактором воспитания ребенка.
Еще одним аспектом, входящим в сферу правового регулирования, является общение ребенка с обоими родителями и другими родственниками (ст. 55 Семейного кодекса РФ). Поскольку такое общение, как правило, служит источником воспитательного воздействия на ребенка, способствует удовлетворению интересов не только взрослых, но и детей, постольку оно причисляется к одному из их прав. Причем ст. 55 Семейного кодекса РФ не ограничивается провозглашением данного права, а обращает внимание на ситуации, делающими затруднительным его реализацию в отношениях, как с родителями, так и с другими родственниками.
Ребенок имеет право на общение с родственниками обоих родителей, включая бабушку и дедушку, как со стороны матери, так и со стороны отца. Исчерпывающий перечень родственников, имеющих право на общение с ребенком, в Семейном кодексе РФ отсутствует, что дает возможность включения в эту категорию лиц не только близких родственников обоих родителей ребенка, но и родственников более отдаленных степеней родства. Под родственниками понимаются лица, связанные между собой кровным родством и происходящие один от другого или от общего предка, в том числе прадед (прабабка), дядя (тетя), и т. д. В конкретных жизненных ситуациях вопрос об общении ребенка с теми или иными родственниками может быть решен в каждой семье по-своему, в том числе и в зависимости от существующих родственных связей в соответствии с семейными и национальными традициями. Определяющим условием здесь может быть только соблюдение интересов ребенка, целесообразность и необходимость для него общения с теми или иными родственниками. Что касается форм общения, то они могут быть самыми разнообразными (переписка, личные контакты при встрече, телефонные переговоры и т. п.) и зависят от возраста ребенка, места жительства ребенка и его родственников, наличие или отсутствие конфликтов в семье и от других конкретных обстоятельств.
Надлежащее воспитание ребенка в семье во многом зависит от отношений, сложившимися между его родителями, а так же дедушкой и бабушкой, братьями и сестрами и другими родственниками.
Регулярные личные контакты ребенка с родителями и другими его родственниками не только создают оптимальные условия для его воспитания, но и позволяют добиться всестороннего развития его личности, дают возможность ребенку в будущем стать полноправным членом общества.2