Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 02:51, контрольная работа
1.Составьте сравнительную схему особенностей правовой защиты объектов авторского и патентного права.
2.Издательство обратилось с иском к научному обществу о взыскании компенсации в размере 4000000 рублей.
Истец ссылался на то, что он являлся обладателем исключительных прав на издание и распространение пяти научных статей, включенных в юбилейный сборник общества, и их публикация причинила ущерб его имущественным интересам.
Суд установил, что между издательством и научным обществом заключен договор, согласно которому первое передало второму диск со статьями для их издания за счет общества и продажи тиража. За это правообладатель должен получить половину стоимости реализованной научным обществом продукции. Обязательство по перечислению денежных средств ответчик не выполнил.
Какое решение должно быть принято судом? Обоснуйте свою позицию
Министерство образования и науки
ФГБОУ ВПО Уральский государственный экономический университет
Центр дистанционного образования
Контрольная работа
по дисциплине: Право интеллектуальной собственности
Вариант № 3
Выполнила: студентка
Группа ЭПБ 10НУ
Пермякова У.Д.
Новоуральск
2012
Вариант №3
Истец ссылался
на то, что он являлся обладателем
исключительных прав на издание и
распространение пяти научных статей,
включенных в юбилейный сборник
общества, и их публикация причинила
ущерб его имущественным
Суд установил, что между издательством и научным обществом заключен договор, согласно которому первое передало второму диск со статьями для их издания за счет общества и продажи тиража. За это правообладатель должен получить половину стоимости реализованной научным обществом продукции. Обязательство по перечислению денежных средств ответчик не выполнил.
Какое решение должно быть принято судом? Обоснуйте свою позицию.
1.
Особенности
правового регулирования
Понятие «интеллектуальная собственность» является обобщающим по отношению к таким используемым в законодательстве и в юридической литературе понятиям, как «литературная и художественная собственность». Последнее обозначает, соответственно, авторское право, действие которого распространяется также как результаты научного творчества («научная собственность»).
Им регулируются отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право), фонограмм, исполнении, постановок, передач организаций эфирного и кабельного вещания (смежные права). Объединение в едином институте, который в дальнейшем для краткости будет именоваться просто авторским правом, двух указанных групп норм объясняется теснейшей зависимостью возникновения и осуществления смежных прав от прав авторов творческих произведений, а также урегулированностью соответствующих отношений единым законом.
В качестве основных задач (функций) авторского права чаще всего в юридической литературе называют две следующие задачи. С одной стороны, авторское право должно стимулировать деятельность по созданию произведений науки, литературы и искусства. В этих целях авторское право способствует созданию условий для занятия творческим трудом, обеспечивает правовое признание и охрану достигнутых творческих результатов, закрепление за авторами прав на использование созданных ими произведений и получение доходов и т.д. С другой стороны, задачей авторского права считается создание условий для широкого использования произведений в интересах общества. Иными словами, повышение уровня охраны прав авторов ни в коем случае не должно препятствовать использованию их произведений в целях образования и просвещения или служить помехой в стремлении самой широкой аудитории читателей, зрителей, слушателей знакомиться с ними.
Указанные задачи
авторского права тесным образом
связаны с его принципами. Принципы
авторского права — это его
основные начала, отправные идеи, которые
обладают универсальностью, высшей императивностью
и общезначимостью. Они как бы
пронизывают содержание всей системы авторского права,
предопределяют всю юрисдикционную деятельност
Представляется, что к числу основных принципов российского авторского права, отраженных в содержании его норм на современном этапе развития, относятся следующие положения.
Во-первых, принципом авторского права может и должен считаться принцип свободы творчества, который прямо закреплен статьей 44 Конституции РФ. Данный принцип, лишь недавно наполненный реальным содержанием, пронизывает собой все авторское законодательство и конкретизируется в целом ряде его норм. Так, известно, что свобода творчества несовместима с цензурой произведений науки, литературы и искусства. В настоящее время цензура в России запрещена в законодательном порядке. Например, ст. 33 Закона РФ «О средствах массой информации» от 27 декабря 1991 г. устанавливает, что «требование от редакции средства массовой информации со стороны должностных лиц, государственных органов, учреждений или общественных организаций предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей, — не допускаются.»
Обеспечивая свободу творчества, авторское право охраняет все произведения науки, литературы и искусства независимо от их назначения, достоинств и способа выражения. В этих же целях закон не ограничивает круг охраняемых произведений каким-либо перечнем и охраняет любые результаты творческой деятельности, существующие в объективной форме. Творцы произведений свободны в выборе темы, сюжета, жанра и формы воплощения создаваемых ими понятий или художественных образов, а также самостоятельно решают вопросы о выпуске своего произведения в свет, придании произведению окончательной формы и т.п.
Во-вторых, принципом авторского права является сочетание личных интересов автора с интересами общества. Хотя данный принцип, безусловно, проявляется и в других институтах права интеллектуальной собственности и гражданского права в целом, в авторском праве он имеет особое значение. Общеизвестно, что в основе авторского права лежит признанное за автором монопольное право на использование созданного им произведения. Определение разумных границ этой монополии на протяжении веков являлось одной из главных проблем авторского права. В настоящее время уже никто не утверждает, что авторы должны иметь неограниченный контроль за использованием своих произведений. Ничем не ограниченная монополия необходима и возможна лишь в отношении необнародованных произведений. Если же произведение с согласия автора стало доступно для всеобщего сведения, его права на произведение не могут быть столь обширными, чтобы полностью игнорировались интересы других граждан и общества в целом. Законы демократического общества не только гарантируют охрану интеллектуальной собственности, но и закрепляют право членов общества на участие в культурной жизни и пользование достижениями культуры (п. 2 ст. 44 Конституции РФ).
В-третьих, в
качестве одного из принципов российского
авторского права может быть выдвинуто
положение о неотчуждаемости
личных неимущественных прав автора. В
этом состоит одно из существенных отличий
российского авторского права от авторского
права ряда зарубежных стран. По российскому
авторскому законодательству личные неимущественные
права автора (право авторства, право на
имя и пр.) не могут перейти к другим лицам,
хотя бы сам автор и выразил на это свое
согласие. Подобное соглашение не будет
иметь юридической силы и является недействительным.
Поэтому даже в тех случаях, когда произведение
создано в порядке выполнения служебного
задания, личные неимущественные права
сохраняются за автором и должны быть
во всех случаях обеспечены. Этими же соображениями
продиктованы нормы российского законодательства,
устанавливающие, что право авторства,
право на авторское имя, право на защиту
репутации автора не переходят по наследству,
что в случаях так называемого «свободного» испол
В-четвертых, для современного
российского авторского права характерен
принцип свободы авторского договора.
Данный принцип заменил собой присущий ранее действовавшему
авторскому праву принцип нормативной регламента
Вместе с
тем присутствие в
Особенности
правового регулирования
Вторым правовым институтом, посредством которого охраняются права на интеллектуальную собственность, является патентное право. Оно регулирует имущественные, а также связанные с ними личные неимущественные отношения, возникающие в связи с созданием и использованием изобретений, полезных моделей и промышленных образцов. Объединение трех названных объектов интеллектуальной собственности в рамках единого института патентного права объясняется следующими соображениями. Во-первых, изобретения, полезные модели и промышленные образцы обладают значительным сходством по отношению друг к другу, с одной стороны, и существенно отличаются от других объектов интеллектуальной собственности, с другой стороны. Все они являются результатами творческой деятельности, имеют конкретных создателей, права которых признаются и охраняются законом, совпадают друг с другом по ряду признаков и т.д. Во-вторых, их охрана осуществляется посредством единой формы, а именно путем выдачи патента . В-третьих, правовое регулирование связанных с этими тремя объектами общественных отношений имеет гораздо больше сходства, чем различий, и к тому же осуществляется в России единым законодательным актом, а именно Патентным законом РФ. Все сказанное свидетельствует о том, что традиционное ограничение рамок патентного права лишь сферой правовой охраны изобретений вряд ли оправдано.
Следует отметить, что сам термин «патентное право» лишь совсем недавно был возвращен в российское законодательство. Как известно, в течение длительного времени в России, как и во всем бывшем Советском Союзе, изобретения и другие технические новшества охранялись в основном не патентами, а авторскими свидетельствами.
Как и авторское
право, патентное право имеет
дело с охраной и использованием
нематериальных благ, являющихся продуктами интеллектуального
творчества. Изобретения, полезные модели,
промышленные образцы, как и произведения
науки, литературы и искусства,
охраняемые авторским правом, представляют
собой результаты мыслительной
деятельности, идеальные решения тех или
иных технических или художественно-
В объектах патентного права ценность представляет само содержание тех решений, которые придуманы изобретателями. Именно они и становятся предметом охраны патентного права.
Прежде всего, важнейшим отправным началом патентного права является признание за патентообладателем исключительного права на использование запатентованного объекта.
Признание и всемерная охрана патентной монополии не исключают, однако, выполнения патентным правом и функции защиты общественных интересов. Более того, соблюдение разумного баланса интересов патентообладателя, с одной стороны, и интересов общества, с другой стороны, вполне может рассматриваться в качестве второго исходного начала (принципа) патентного права. Одним из конкретных его проявлений служит ограничение действия патента определенным сроком, после истечения которого разработка поступает во всеобщее пользование. Кроме того, условием предоставления патентно-правовой охраны той или иной разработке является внесение разработчиком действительного вклада в уровень техники и тем самым обогащение общественных знаний.
Наконец, в общественных интересах закон устанавливает случаи так называемого свободного использования запатентованных разработок. Разовое изготовление лекарств в аптеках по рецептам врача, проведение научного эксперимента и т.д. — эти и некоторые другие изъятия из сферы патентной монополии, продиктованные общественными потребностями, выражают взвешенный баланс интересов патентообладателя и общества.
Следующим принципом патентного права является предоставление охраны лишь тем разработкам, которые в официальном порядке признаны патентоспособными изобретениями, полезными моделями и промышленными образцами.
Информация о работе Контрольная работа по "Праву интеллектуальной собственности"