Контрольная работа по «Ответственности правительства в зарубежных странах»

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 23:32, контрольная работа

Описание работы

Актуальность Конституционное (государственное) право зарубежных стран занимает одно из ведущих мест в системе юридических дисциплин, изучаемых в высших учебных заведениях. Данное значение конституционного права объясняется прежде всего особой значимостью регулируемых им общественных отношений, т.е. отношений, складывающихся в политической, экономической, социальной и других сферах жизнедеятельности общества.

Содержание

Введение
Ответственность правительства перед главой государства
Ответственность правительства перед парламентом
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Титульный курсовой.docx

— 32.12 Кб (Скачать)

     Конституционная практика зарубежных стран с парламентской  формой правления знает две разновидности  конституционно-правовой ответственности: индивидуальная и коллективная. Коллективная ответственность правительства (отставка канцлера влечет за собой отставку всего правительства, однако в статье 65 Основного Закона ФРГ «в пределах своей компетенции каждый федеральный  министр самостоятельно ведет дела своей отрасли под свою ответственность»). Первый из них означает, что все  министры правительства несут коллективную ответственность перед парламентом (его нижней палатой) независимо от их позиции при принятии правительством того или иного решения. В случае вынесения парламентом вотума недоверия  правительству оно, как правило, обязано подать в отставку (несколько  иные процедуры могут предусматриваться  в странах со смешанными формами  правления, где зачастую решающей является позиция по данному вопросу главы  государства).

     Коллективная  ответственность министров может  сочетаться с индивидуальной ответственностью последних за вверенную им сферу  деятельности. В ряде стран (Гватемала, Греция, Коста-Рика, Колумбия, Уругвай, Словакия) парламент формально вправе отказать в доверии не только правительству в целом, но и отдельным министрам. Механизм индивидуальной ответственности министров перед парламентом, однако, зачастую работает лишь в случае опосредования соответствующего решения парламента аналогичным решением главы правительства. Юридическая ответственность связана с законностью действий правительства. В соответствии с Конституцией Дании «обвинение против министра в отношении служебных обязанностей выдвигает только парламент, а рассматривается специальным судом (судьи Верховного суда и лица, отобранные парламентом не из числа депутатов)». В Финляндии парламент дает разрешение на привлечение членов правительства к уголовной ответственности за совершение тяжкого преступления (Государственный суд). В Австрии, в соответствии со ст. 76 и ч. 1 и 2 (п. «б») ст. 142 Федерального конституционного закона, членам Федерального правительства может быть предъявлено обвинение в совершении виновного правонарушения в ходе их официальной деятельности. Такое обвинение предъявляется Национальным советом в присутствии большинства его членов. Наличие такой конституционной нормы означает, что, несмотря на отсутствие в Федеральном конституционном законе прямого на то указания, члены Федерального правительства пользуются известным иммунитетом от преследования за должностные правонарушения и что предъявление обвинения нижней палатой парламента лишает члена правительства такого иммунитета. Согласно ч. 4 ст. 142, обвинительное решение Конституционного суда в этом случае влечет смещение с должности, а при особо отягчающих обстоятельствах — временное лишение политических прав. Если же деяние наказуемо в уголовном порядке, то Конституционный суд разрешает это дело в соответствии с уголовным законом, даже если оно ранее было начато в обычном суде (ст. 143).

     Во  Франции члены Правительства  несут уголовную ответственность за должностные преступления и проступки в соответствии с уголовным законом, но перед Судом правосудия республики. Согласно частям второй—четвертой ст. 68-2, включенной в Конституцию Франции в 1993 году, любое лицо, считающее себя потерпевшим от преступления или проступка, совершенного членом правительства при осуществлении своих функций, может подать жалобу в комиссию по заявлениям, которая может передать дело генеральному прокурору при Кассационном суде для возбуждения производства в Суде правосудия республики. Генеральный прокурор при Кассационном суде может и сам возбудить такое производство на основании заключения комиссии по заявлениям.1

     Возможно  также привлечение министров  к судебной ответственности по инициативе парламента (Франция, Финляндия, Румыния, Тайланд). Рассмотрение дела по существу может быть отнесено к юрисдикции верхней палаты (США), конституционного суда (Германия, Италия) или специального судебного органа (Высокая палата правосудия - во Франции, Марокко, Габоне и ряде других франкоязычных стран  Африки, Государственный суд –  в Финляндии.

     Политическая  ответственность министров пред парламентом может быть солидарной и индивидуальной. При солидарной ответственности все правительство  уходит в отставку, даже если недоверие  выражено одному из его членов (Франция, Испания). Принцип солидарности означает, что министры несут солидарную ответственность  за политику и решения правительства, даже если какой-либо министр формально  не участвовал в принятии того или  иного решения или был против него. Министр, не согласный с решением, принятым кабинетом, должен или принять  его, или подать в отставку. Член правительства не вправе публично критиковать  деятельность правительства и в  то же время оставаться в его рядах. При индивидуальной уходит только тот  министр, которому парламентом выражено недоверие. В некоторых странах возможен и тот и другой вид ответственности будет применен, если недоверие выражено только одному министру (нескольким министрам), но не правительству в целом, решает в одних государствах кабинет (Великобритания), в других – парламент (Италия).

     Ответственность правительства Венгрии (недоверие  путем избрания нового министра-председателя). Не менее 1/5 (386) общего числа депутатов  Государственного Собрания выступают  с инициативой, но при этом представляют кандидатуру нового министра-председателя. Обсуждение и голосование по ней  не ранее чем через 3 дня и не позднее 8 дней после внесения. Если большинство выскажется за недоверие, то это означает, что тем самым  избирается новый.

     С другой стороны, наряду с усложнением  процедур выражения недоверия, сама по себе эта процедура получает широкое распространение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Заключение
 

    В данной работе рассмотрена тема ответственность правительства в зарубежных странах.

    Изучение  конституционного (государственного) права зарубежных стран помогает повышению профессиональной квалификации юристов, развивает умение мыслить  правовыми категориями, способствует установлению режима законности в деятельности государства и должностных лиц.

    При изучении данной отрасли права применяются, прежде всего, историко-правовой  и сравнительно-правовой методы познания.

    Конституции устанавливают и закрепляют форму  государственного устройства - унитаризм  или федерацию, хотя в самом тексте основного закона могут отсутствовать прямые предписания об этом (Франция, Япония). В этом случае как бы предполагается, что само умолчание о форме государственного устройства является констатацией унитаризма как наиболее распространенного способа национально-политической организации территории страны.

     В конституционном праве зарубежных стран принято выделять два основных способа формирования правительства: парламентский и внепарламентский. При парламентском способе решающую роль играют политические партии, имеющие  большинство мест в парламенте. Внепарламентский способ характерен для президентских  и ряда смешанных республик, в  которых правительство формируется  главой государства.

     Состав  правительства включает Председателя (Премьер-министра), его заместителей и министров. К кандидатам на должность  министра нередко устанавливаются  определенные требования, связанные  с достижением соответствующего возраста, членством в парламенте.

     Компетенция правительства охватывает широкий  круг вопросов, объединенных исполнительно-распорядительной деятельностью.

     Практика  конституционно-правовых отношений  свидетельствует о двух видах  ответственности правительства: политической и юридической. Политическая ответственность  связана с реализацией внутреннего  и внешнеполитического курса  и наступает перед главой государства  или парламентом, которые вправе соответственно отправить правительство  в отставку или выразить ему недоверие. Юридическая ответственность выражается в формах уголовной, административной, дисциплинарной ответственности отдельных  министров за совершенные ими  правонарушения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Список  литературы
 
  1. Конституции зарубежных государств. Издание 2–ое, исправленное и дополненное –  М., 1999.
  2. Конституции зарубежных государств: Учебное пособие / Сост. проф. В.В. Маклаков. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во БЕК, 2002. – 592 с.
  3. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учебник. В 4-х томах. Тома 1-2. Отв. ред. Б.А. Страшун. - М.: Изд-во БЕК, 1996. Гл. 9,§ 2.
  4. Конституционное право зарубежных стран. Учебник для вузов / Под общ. ред. М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина. - М.: Изд-во НОРМА, 2002.  Гл. 10.
  5. Правительства, министерства и ведомства в зарубежных странах. - М.: Юрид. лит., 1994.
  6. А.А. Мишин. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник. - М.: Юридический дом "Юстицинформ", 2002.
  7. Алексеев С.С.  Государство и право – М., 1999.
  8. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. - М.: Юристъ, 2005.
  9. Слободчиков Н.А. Теория государства и права /в определениях и схемах/: Учебное пособие  -  М., 1995.
  10. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие для высших учебных заведений /Под ред. профессора В.Г. Стрекозова - М.: ”Дабахов, Ткачев, Димов”, 1999.
  11. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран /под ред. З.М. Черниловского  - М.: Юрид. лит., 1997.

Информация о работе Контрольная работа по «Ответственности правительства в зарубежных странах»