Контрольная работа по «Ответственности правительства в зарубежных странах»

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 23:32, контрольная работа

Описание работы

Актуальность Конституционное (государственное) право зарубежных стран занимает одно из ведущих мест в системе юридических дисциплин, изучаемых в высших учебных заведениях. Данное значение конституционного права объясняется прежде всего особой значимостью регулируемых им общественных отношений, т.е. отношений, складывающихся в политической, экономической, социальной и других сферах жизнедеятельности общества.

Содержание

Введение
Ответственность правительства перед главой государства
Ответственность правительства перед парламентом
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Титульный курсовой.docx

— 32.12 Кб (Скачать)
 
 

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования 

РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

СОЦИАЛЬНЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ 

Филиал  в г. АНАПА 

Регистрационный № ____ от «____» ________ 200__ г. 
 
 

Факультет «ЭКОНОМИКИ И ПРАВА» 
 
 

      Специальность юриспруденция

      Студент  БОГДАНОВА Светлана Геннадьевна

      Курс     третий (обычный) 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 

«Ответственность правительства в зарубежных странах» 
 
 
 
 
 

               Дата выполнения «21» октября 2010 г. 

Результат выполнения (оценка)  _____________   

               Преподаватель-рецензент ___________________

               _________________________________________ 
           
           
           

Анапа-2010

Содержание 

  1. Введение
  2. Ответственность правительства перед главой государства
  3. Ответственность правительства перед парламентом
  4. Заключение
  5. Список литературы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Введение
 

     В системе центральных государственных  органов зарубежных стран важное место принадлежит правительству  как высшему исполнительно-распорядительному  органу. Порядок формирования, состав правительства и его компетенция  в значительной степени зависит  от формы правления.

     Одной из тенденций развития современного конституционного права является усиление роли исполнительной власти, что находит  выражение в активном участии  правительства в законотворческой деятельности, праве издавать акты, имеющие силу закона, в обладании  чрезвычайными полномочиями. Фактическая  роль правительства в государственном  механизме еще более значительна, т.к. его глава в государствах с парламентской формой правления  выполняет отдельные функции  главы государства, в том числе  временно исполняет обязанности  президента.

     Актуальным  является вопрос об ответственности  правительства, т.к. оно представляет собой высший управленческий орган, который должен отвечать за проводимый внутренний и внешнеполитический курс.

   Замечу, что конституционное (государственное) право зарубежных стран возникло и развивалось под влиянием западных либерально-индивидуалистических концепций, выдвигавших на первый план естественные неотчуждаемые права человека. В данной отрасли права рассматриваются и конституционно-правовые основы общественного строя того или иного государства, взаимодействие ветвей власти. Отсюда мы видим, что конституционное право определяет структуру, порядок деятельности, общую компетенцию органов государственной администрации, отношения с нею гражданина. Конституционное право вводит в действие основные правовые институты, функционирование которых регулируется другими отраслями права. Так, например, в нормах административного, гражданского, трудового и других отраслей права конкретизируются положения, сформулированные в конституционном праве.

   Конституционное (государственное) право зарубежных стран тесно связано с такими дисциплинами учебного плана юридических  факультетов, как, теория государства  и права, история государства  и права зарубежных стран, международное  право, политология.

   Актуальность  Конституционное (государственное) право зарубежных стран занимает одно из ведущих мест в системе юридических дисциплин, изучаемых в высших учебных заведениях. Данное значение конституционного права объясняется прежде всего особой значимостью регулируемых им общественных отношений, т.е. отношений, складывающихся  в политической, экономической, социальной и других сферах жизнедеятельности общества.

     Моя работа "Ответственность правительства в зарубежных странах" преследует цель рассмотреть институт правительства в современных зарубежных развитых и развивающихся государствах. Многообразие конституционного развития суверенных государств современности, разнообразие конституционно-правовых систем позволяет раскрывать общие черты правительства, свойственные группам государств, нескольким или двум государствам, избравшим путь конституционной демократии. Общее и особенное проявляется в делении государств на монархии и республики, на унитарные и федеративные, республики президентские и парламентские, с режимами демократическими и авторитарными и т. д. В процессе написания моей контрольной работы назрела необходимость опереться на новейшие учебники по Конституционному (государственному) праву зарубежных стран, ориентированные на то, чтобы выявить наиболее перспективные правовые системы с учетом исторических особенностей становления и современного состояния этих систем применительно к жизни разных народов, равно как и с учетом неизбежного сближения людей в пределах одного и нескольких континентов.

     Изложение соответствующих вопросов сопровождается примерами из конституционного законодательства различных государств, что ориентировало  меня не только на работу с учебниками по конституционному (государственному) праву зарубежных стран, но и на самостоятельную  работу с первоисточниками. В основе успешного выполнения работы лежит  сбор научной и фактической информации. По данной теме я использовала основные нормативные акты и литературу, которая  имеется в библиотеке вуза и приобретенную  самостоятельно. Также я использовала возможности компьютера в системе  «Internet».

     При изучении института правительства  в зарубежных странах можно применять  метод конкретного правового  анализа. Институт правительства некоторых  стран порою настолько характерен, типичен, настолько точно отражает существо вопроса, что его конкретное, подробное изучение позволяет полно  и отчетливо увидеть определенную сторону государственности. При  написании контрольной работы я пользовалась конституциями зарубежных государств, Конституциями государств Европейского союза; учебниками и учебными пособиями. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Ответственность правительства перед  главой государства
 

   Правительство - это коллегиальный орган исполнительной власти, обладающий общей компетенцией, осуществляющий руководство государственным  управлением. Оно возглавляет административную, т.е. исполнительно-распорядительную, деятельность в стране, под его  руководством находятся государственный  аппарат, вооруженные силы, финансы  государства, иностранные дела.

   Ответственность правительства зависит от того, совершены  членами правительства при исполнении ими служебных обязанностей или  как частными лицами те или иные правонарушения. В последнем случае в ряде стран они отвечают наравне  с другими гражданами, но в некоторых  странах предусмотрен министерский иммунитет: министр предается суду по постановлению парламента, и судит  его особый суд.

   Ответственность при исполнении служебных обязанностей возможна за нарушение закона при  исполнении служебных обязанностей, за уголовные преступления (государственную  измену и др.), за нарушение служебных  обязанностей. Она может быть политической, уголовной, гражданской и дисциплинарной.

   Политическая  ответственность возможна перед  парламентом, президентом (главой государства) и премьер-министром. Политическая ответственность правительства  и министров имеет важную особенность: она возможна не только за правонарушения, но и без таковых, что чаще всего  и бывает. Поэтому она и называется политической. Парламент выражает недоверие  правительству и министрам за недостатки в работе, упущения, считая политическую линию правительства  или министров неверной. По этим же основаниям применяет форму политической ответственности президент или  премьер-министр.

      Формы уголовной ответственности министров  за преступления, совершенные при  исполнении служебных обязанностей, неодинаковы. В одних странах  до наступления уголовной ответственности  возможен импичмент, аналогичный импичменту в отношении президента, в других парламент не осуществляет импичмент, а только предъявляет обвинение (Польша, Франция). В этом случае министр  подлежит судебной ответственности, но судит его особый суд (во Франции - Высокий суд правосудия, в Польше - Государственный трибунал). По решению  парламента судить министров может  конституционный суд (Италия), но часто  в этом случае речь идет лишь о последующем  предании обычному уголовному делу. Словом, действует общий принцип: если министры имеют иммунитет (а во многих странах  они его имеют), то первоначальное обвинение должно предъявляется  парламентом. Однако и из этого общего правила есть исключения.

      В последние десятилетия несколько  членов правительства в Италии, Японии (включая премьер-министров), вице-президент  США, президент Бразилии, бывшие президенты Южной Кореи, отдельные министры были преданы суду за взяточничество или за неуплату налогов.

      Гражданская ответственность выражается в исках  по отношению к правительствам и  министрам за причиненный физическим и юридическим лицам ущерб  в случае нарушения законов при  исполнении служебных обязанностей.

      Дисциплинарная  ответственность индивидуальна. Она  выражается во взысканиях, налагаемых на министров президентом или  премьер-министром за упущения по службе.

     В президентских республиках президент  формирует правительство, которое  несет ответственность только перед  ним. Парламент не может выразить недоверие правительству. Политическая ответственность правительства перед главой государства выражается в увольнении правительства или отдельного министра (министров) в отставку. Обычно увольняется премьер-министр, а следовательно и весь состав правительства. Это возможно как в президентских, так и в полупрезидентских республиках, неоднократно происходило в отдельных постсоциалистических государствах: президент увольнял министров за "неправильную политическую линию". 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Ответственность правительства перед  парламентом
 

     В парламентских республиках правительство  пребывает у власти, пока пользуется парламентской поддержкой. Оно отвечает не перед главой государства, а перед  парламентом. Ответственность правительства  перед парламентом выражается в  вынесении вотума недоверия (резолюции  порицания) правительству или отдельному министру, в отказе от доверии правительству (этот вопрос ставиться по инициативе самого правительства) и как следствие - в увольнении правительства или  министра в отставку. Отставка вследствие недоверия не является безусловной - глава государства может распустить парламент. Политическая ответственность - это обычно ответственность перед  нижней палатой или однопалатным парламентом. Перед верхней палатой  правительство несет ответственность  в редчайших случаях (в Италии правительство несет ответственность  перед обеими палатами).

     Политическая  ответственность министров перед  парламентом может быть солидарной или индивидуальной. При солидарной ответственности все правительство  уходит в отставку, даже если недоверие  выражено одному из его членов (Франция, Испания), при индивидуальной уходит только тот министр, которому парламентом  выражено недоверие. В некоторых  странах возможен и тот и другой вид ответственности.

     В настоящее время наблюдается  тенденция усложнения процедур выражения недоверия правительству и министрам (необходимость большего числа подписей парламентариев при внесении такого предложения, введение во многих странах конструктивного вотума недоверия и др.).

     Парламентская ответственность - это, в конечном счете, отказ в доверии и вотум  недоверия за не должную, по мнению парламента, политику. Особо можно  отметить такую разновидность политической ответственности, как ответственность за исполнение бюджета: не утверждение парламентом отчета об исполнении бюджета влечет в нормальных условиях отставку правительства. Политическая ответственность перед главой государства имеет место обычно в виде смещения правительства или министра. Во многих странах ответственность правительства за проводимую политику — солидарная: при неодобрении этой политики в отставку уходят все члены правительства, даже если кто-то из них в чем-то с этой политикой не соглашался. Выносить такие разногласия на общий суд нельзя; если такое случится, это влечет отставку соответствующего члена правительства. Согласно части первой ст. 111 хорватской Конституции «Правительство ответственно перед Президентом Республики и Палатой депутатов Собора Республики Хорватия», а ст. 98 управомочивает Президента Республики смещать с должности Председателя Правительства без каких-либо ограничений.

Информация о работе Контрольная работа по «Ответственности правительства в зарубежных странах»