Контрольная работа по курсу «Конституционное право»

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 22:39, контрольная работа

Описание работы

Законодательный процесс (законотворчество) - одно из важных направлений работы любого государства. Это специфическая, требующая особых, знаний и умений интеллектуальная деятельность, связанная с созданием или изменением существующих в государстве правовых норм. По результатам законотворческой работы - законам и иным нормативным актам - судят о государстве в целом, степени его демократичности, цивилизованности, культурности. Тема законотворчества, как никогда, актуальна именно сегодня, когда перед государством стоит задача укрепления его правовой основы.

Содержание

1. Законодательный процесс: понятие и стадии. Понятие законодательной компетенции Федерального Собрания Российской Федерации.
2. В Совет Федерации РФ 1 марта 2005 г. поступил принятый Государственной Думой Федерального Собрания РФ проект Федерального закона «О государственном языке Российской Федерации». До 15 марта 2005 г. он готовил проект закона к пленарному рассмотрению. 25 марта после неоднократных обсуждений проекта закона было принято решение об отложении его на одну неделю для проведения согласительных консультаций по тексту с профильным комитетом Государственной Думы Федерального Собрания РФ. 4 апреля 2005 г. Совет Федерации Федерального Собрания РФ одобрил проект закона в целом, внеся в него редакционную поправку. Оцените ситуацию.
3. Приведите способы толкования нормативных правовых актов с примерами по каждому из них. Результаты ответа оформите в виде сравнительной таблицы.

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа.doc

— 79.50 Кб (Скачать)

     ж) Назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации.

     Кандидатуру для назначения на должность Генерального прокурора РФ представляет Совету Федерации  Президент РФ. Если представленная кандидатура не набрала большинства  голосов от общего числа членов Совета Федерации, она отклоняется, что оформляется постановлением Совета Федерации. Совет Федерации рассматривает вопрос о назначении на должность Генерального прокурора РФ в течение тридцати дней со дня, следующего за днем получения представления Президента РФ.

     з) Назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты РФ и половины состава ее аудиторов.

     Кандидатуры для назначения на эти должности  представляет Комитет Совета Федерации  по бюджету, финансовому, валютному  и кредитному регулированию, денежной эмиссии, налоговой политике и таможенному регулированию.

     и) Назначение членов Центральной избирательной  комиссии Российской Федерации.

     В соответствии со ст. 12 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных  прав граждан Российской Федерации» Совет Федерации назначает на должность пять членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

     к) Обращение в Конституционный  Суд Российской Федерации.

     В соответствии со ст. 125 Конституции  РФ Совет Федерации может обратиться в Конституционный Суд РФ с запросами о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Государственной Думы, Правительства РФ и ряда других правовых актов. Не может быть направлено в Конституционный Суд РФ обращение Совета Федерации, по предмету которого Конституционным Судом ранее было вынесено постановление, сохраняющее свою силу. 
 

2. В Совет Федерации РФ 1 марта 2005 г. поступил принятый Государственной Думой Федерального Собрания РФ проект Федерального закона «О государственном языке Российской Федерации». До 15 марта 2005 г. он готовил проект закона к пленарному рассмотрению. 25 марта после неоднократных обсуждений проекта закона было принято решение об отложении его на одну неделю для проведения согласительных консультаций по тексту с профильным комитетом Государственной Думы Федерального Собрания РФ. 4 апреля 2005 г. Совет Федерации Федерального Собрания РФ одобрил проект закона в целом, внеся в него редакционную поправку.

     Многострадальный  закон, как называют его эксперты. Мало кто знает, что дискуссия на тему "Нужен ли обязательный государственный язык?" началась еще перед Первой мировой войной.

     Вот и получилось, что до конца прошлого века у "великого и могучего не было юридического статуса. И даже специальная 68-я статья российской Конституции "О государственном языке РФ", принятая в 1993 году, не определила правила функционирования русского языка. Уже после того, как стало понятно, что без закона о государственном языке России не обойтись, этот документ "мурыжили" по законотворческим кабинетам около 12 лет. А с тех пор, как депутаты приняли его в первом чтении, прошло еще три года. Споры вокруг него то затухали, то возобновлялись. Последний пик интереса политиков к лингвистике пришелся на нынешнюю весну. В начале марта Госдума приняла его отшлифованный вариант, но в том же месяце он был отклонен Советом Федерации. Согласительная комиссия учла половину сенаторских замечаний, и законотворцы наконец пришли к консенсусу.

     Кстати, вокруг последнего и ему подобных иностранных неологизмов, которые имеют нормальные русские синонимы, при обсуждении закона было сломано немало копий. "Почему мы говорим "саммит", если есть отличное русское определение - "встреча в верхах"? - возмущались депутаты.

     Как отметила представлявшая закон член Комитета по культуре Елена Драпеко, теперь закон определяет обязанности органов государственной власти по отношению к русскому языку и гарантирует нам права в области использования русского языка.

     Не  было до сих пор порядка и в  терминологии. Словосочетания "русский язык", "государственный язык", "официальный язык", "национальный язык" встречаются сейчас примерно в 70 действующих федеральных законах и обозначают только то, что в тексте Конституции официально названо "русский язык как государственный язык Российской Федерации". Давно пора было навести здесь порядок.

     Государственная Дума Федерального Собрания РФ издает закон о государственном языке Российской Федерации, а пишет его, мягко говоря, не на лучшем русском языке. С точки зрения Ирины Халеевой (члена Международной группы экспертов Совета Европы), закон пестрит множеством стилистических ошибок. Вот только несколько примеров. Обратите внимание на статью 1 пункт 5. Речь там идет о "приумножении", но это не то же самое, что "преумножение". Думаю, не только русистам ясно, что слово в законе употреблено неправильно. Дальше. В пункте 6 той же статьи дважды встречается оборот "при использовании ...не допускается использование". Это языковая неряшливость.

     Авторы  законы сразу же его и нарушают. Напомню: он ограничивает использование иноязычных слов, а они их употребляют. Пример: слово "аналог" - в той статье, которая и формулирует это самое ограничение.

     В законе речь идет о нормах русского литературного языка, которые "утверждаются правительством Российской Федерации". Однако никакое правительство нормы языка утвердить не может. Другое дело - Правила русской орфографии и пунктуации.

     И главное: в законе не прописан механизм ввода в действие важнейших его положений. Без этого документ больше похож на некий меморандум, на декларацию.  
 

    3. Способы толкования нормативных правовых актов.

Способы толкования нормативных правовых актов Определение Примеры
Грамматический (филологический) совокупность  специальных приемов, направленных на уяснение текста на основе данных филологии, правил языка. Выясняется значение слов, терминов, знаков препинания, исследуются структуры предложений; "Казнить,  нельзя помиловать. Казнить нельзя, помиловать", в данном предложении суть выражения зависит от поставленной запятой;
Логический совокупность  специальных приемов, основанных на непосредственном использовании законов  и правил формальной логики; в УК РФ говорится, что убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку, - наказывается лишением свободы на срок от шести  до пятнадцати лет. Ясно, что законодатель имел в виду наказание не самого убийства, а лица, которое его совершает.
Систематический совокупность  специальных приемов, обусловленных  системностью права и законодательства и направленных на анализ связей толкуемого нормативного положения с другими элементами системы права и системы законодательства; ст. 140 УК предусматривает  ответственность за нарушение правил охраны труда. Но в этой статье ничего не говорится о том, в чем эти  правила заключаются. Таких правил много, они содержатся в законах и иных нормативных актах и их нельзя не учитывать при толковании данной статьи.
Специально-юридический совокупность  специальных приемов, основанных на юридическом знании, обособившихся от остальных способов толкования в связи с анализом специальных терминов, технико-юридических средств и приемов выражения воли законодателя; Интерпретатор вынужден обратиться к научным источникам, где находит готовый анализ тех  или иных терминов норм права, оценочных  понятий (тяжкие последствия, существенный вред, особо крупный размер, неустойка, штраф, залог, поручительство и т. д.), которые влияют на практику решения конкретных дел.
Историко-политический совокупность  специальных приемов, направленных на уяснение цели издания нормативно-правового акта, анализ исторической обстановки, социально-экономических и политических факторов, обусловивших его издание и оказавших влияние на волю законодателя. глава 34 УК РФ "Преступления против мира и безопасности человечества". Содержание данной главы УК РФ из прошлой истории России (участие во многих войнах, борьба за мирное существование).
 

     Список  используемой литературы

    1. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для юридичесикх вузов и факультетов. - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 2006. - 752 с.
    2. Венгеров А.Б. Теория государства и права. - М.: Юристъ, 2004. - 312 с.
    3. Енгибарян Р.В., Тадевасян Э.В. Конституционное право. - М.: Юристъ, 2000. - 691 с.
    4. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право РФ. - М.: НОРМА, 2007. - 651 с.
    5. Комментарий к Конституции РФ / Под общ. ред. Ю.В. Кудрявцева. - М.: Фонд «Правовая культура», 2006. - 276 с.
    6. Конституция Российской Федерации // Российская Газета. - №237 от 25.12.1993..
    7. Марченко М.Н. Теория государства и права. - М.: Юристъ, 2006. - 495 с.
    8. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2006. - 472 с.
    9. Общая теория права: Учебное пособие для юридических вузов. Изд. 2-е / Под ред. А.С. Пиголкина. - М.: Юристъ, 2005. - 343 с.
    10. Сырых В.М. Теория государства и права. Учебник для вузов. - М.: Издательство «Былина», 2007. - 512 с.
    11. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. - М.: Издательская группа Норма-Инфра-М, 2005. - 570 с.
    12. Теория государства и права: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. А.И. Косарева. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2005. - 207 с.
    13. Учебное пособие для юридических вузов. Изд. 2-е / Под ред. А.С. Пиголкина. - М.: Юристъ, 2005. - С. 219.:

Информация о работе Контрольная работа по курсу «Конституционное право»