Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 13:33, контрольная работа
Понятие норма в самом широком смысле означает руководящее начало, правило, используемое во взаимосвязях человека с природой, материальными объектами (несоциальные нормы), а также во взаимоотношениях между людьми (социальные нормы).
Нормы социального поведения вносят в общественную жизнь стабильность, порядок, придают ей определенность и устойчивость тем, что они являются ориентирами для людей, направляя их поведение в определенное русло. С помощью социальных норм достигается регулирование в обществе, упорядоченность связей между людьми, и в этом состоит их основное назначение.
Виды корпоративного нормотворчества (реферат)………………….……...…3
Стратегическое, текущее, оперативное планирование………….……...……10
Какие преимущества и недостатки присущи хозяйственным обществам..11
Список используемой литературы ...………………………………………….…….14
Калужский филиал
юридического факультета,
группы
ЮЗВС-2008
2009 – 2010 уч. год
КАЛУГА 2009
Список используемой литературы ...………………………………………….…….14
Введение. Не смотря на свою сугубо социальную природу, корпоративные нормы занимают особое место в системе правового регулирования деятельности корпоративных организаций. Действующее законодательство предусматривает обязательное регулирование именно этими нормами таких важных положений, как цели и задачи юридического лица, территории его деятельности, порядок вступления и выбытия членов (учредителей), их права и обязанности, структура организации, срок и полномочия руководящих органов. Корпоративными нормами определяется большинство процедурных вопросов деятельности юридических лиц.
1. Понятие корпоративных норм и их виды
Понятие норма в самом широком смысле означает руководящее начало, правило, используемое во взаимосвязях человека с природой, материальными объектами (несоциальные нормы), а также во взаимоотношениях между людьми (социальные нормы).
Нормы социального поведения вносят в общественную жизнь стабильность, порядок, придают ей определенность и устойчивость тем, что они являются ориентирами для людей, направляя их поведение в определенное русло. С помощью социальных норм достигается регулирование в обществе, упорядоченность связей между людьми, и в этом состоит их основное назначение.
Корпоративные нормы – одна из разновидностей норм. Они разрабатываются органами управления корпорацией и адресуются ее членам (учредителям, акционерам, рабочим, служащим и т.п.)1.
Корпоративные нормы представляют собой правила поведения, устанавливаемые и охраняемые органами управления корпоративного образования, распространяющиеся на известный круг лиц и направленные на реализацию частных интересов этой организации2.
Различают два вида корпоративных норм:
А) несоциальные корпоративные нормы, которые регулируют отношения членов корпорации с каким-либо материальным объектом, используемым в их деятельности. Среди них можно выделить:
-
нормы технические (правила
-
санитарно-гигиенические (
- физиологические (инструкция о порядке ношения зимней и летней фирменной одежды);
-
биологические (о порядке
__________________
1 Кашанина, Т.В. Корпоративное право (Право хозяйственных товариществ и обществ). Учебник для вузов. – М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА М, 1999. – С.217.
2
Алейник, С.А. Роль корпоративного нормотворчества
в развитии российского законодательства
// Актуальные проблемы совершенствования
российского законодательства на современном
этапе: Материалы Всероссийской научно-практической
конференции (4-5 ноября 2003 года).
Б) социальные корпоративные нормы – это правила поведения, изданные на предприятии и регулирующие отношения между людьми (между работниками, между сотрудниками корпорации и кредиторами, между работниками корпорации и клиентами и др.).
Социальная норма представляет собой правило поведения, стандарт, образец поведения одного человека по отношению к другому.
Социальные корпоративные нормы могут быть разноплановыми:
- корпоративные обычаи (например, обычай удостаивать каждого тысячного покупателя (клиента) небольшим подарком);
- корпоративные традиции (публичное поздравление именинников);
-
этические нормы (встречать
-
эстетические нормы (украшение
интерьеров помещений фирмы
-
деловые обыкновения (выдача
-
правовые нормы (выплата
Корпоративные правовые нормы регулируют наиболее важные отношения, складывающиеся на предприятии, и поэтому среди других социальных корпоративных норм они являются самыми значимыми1.
2. Виды корпоративного нормотворчества
В процессе создания корпоративных норм участвуют различные субъекты. В зависимости от этого корпоративное нормотворчество можно подразделить на три вида: прямое, представительное и опосредованное2.
2.1. Прямое корпоративное нормотворчество
Прямое (непосредственное) корпоративное нормотворчество — это осуществляемая коллективом организации (коллективом персонала, коллективом акционеров) самостоятельная деятельность по созданию корпоративных норм.
Проходить
прямое нормотворчество может по-
1. Принятие корпоративных норм общим собранием коллектива.
Это довольно сложная форма корпоративного нормотворчества и с организационной, и с юридической, и с финансовой точек зрения.
Что касается организационной стороны, не всегда есть возможность четко и довольно быстро довести информацию о созыве общего собрания коллектива, особенно если он многотысячный. Наличие местной радиосети, ярких и броских стендов, расположенных в удобных для обозрения местах, конечно, облегчает решение этой задачи.
__________________
1 Кашанина, Т.В. Корпоративное право (Право хозяйственных товариществ и обществ). Учебник для вузов. – М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА М, 1999. – С.218.
2 См.: там же. С.254.
Если речь идет о созыве собрания акционеров, то здесь часто оказывается недостаточным общее оповещение, допустим, с помощью газеты, радио или телевидения. Всем акционерам должны быть разосланы приглашения с указанием, помимо даты созыва собрания, места и времени его проведения, а также повестки дня. Причем приглашения необходимо разослать заблаговременно. Финансовые затраты в данном случае могут быть для корпорации весьма ощутимы.
Затруднительно бывает подыскать и соответствующее помещение для многолюдного собрания. Аренда помещения для этой цели требует определенных временных и финансовых затрат. Но все это преодолимые препятствия. Юридически же аспекты, связанные с проведением общих собраний и принятием ими корпоративных актов, бывают порой неразрешимы. Обычно собрание считается собравшимся, если на нем присутствует более 50% от общего числа акционеров (работников). Как быть, если к началу собрания эго большинства не было, а к моменту принятия решения оно набралось? Согласно другому правилу решение считается принятым, если за него проголосовало более половины присутствующих. Но вот какой способ голосования избрать, как и кто будет вести подсчет голосов — по этому вопросу иногда ведутся многочасовые дебаты. Случается, что выявляются и другие процедурные проблемы, для которых приемлемого решения не находится, и возникает необходимость в обращении за консультацией к различным специалистам. На это также может уйти довольно много времени.
Именно поэтому закон и практика вышли на путь принятия общими собраниями таких нормативных актов, которые решают принципиальные вопросы, причем они не столь многочисленны: утверждение устава, избрание органов управления корпорации, изменение уставного капитала, утверждение годовых отчетов, принятие решения об акционировании, приватизации государственных предприятий, о социальных льготах, о режиме работы, направлениях использования прибыли и некоторые другие.
2. Созыв конференции коллектива. Конференция — это тоже довольно серьезный форум многотысячного коллектива, где для обсуждения собираются делегаты от всех его структурных звеньев. Конференцию коллектива как способ принятия корпоративных норм надо выделить особо, но все же проблемы, здесь возникающие, сходны с теми, которые приходится решать при проведении общих собраний. Если проанализировать корпоративные акты, принимаемые конференциями коллектива, с точки зрения содержания, то можно также отметить их важность, особую значимость для жизни коллективов корпораций, т. е. то, что свойственно и актам, рассмотренным выше.
3. Проведение референдума. Этот способ принятия корпоративных норм используется очень редко. И причина здесь не в финансовых и организационных трудностях, а в том, что за период советской власти у людей сформировалась определенная психологическая установка, согласно которой государство — это единоличный хозяин, работники же - подчиненные, винтики в общественном организме, их голос ничего не значит, а следовательно, и нечего принимать участие в референдуме. Сейчас проявляет себя и другая, сходная с этой установка, имеющая место на частных предприятиях: предприниматель (руководство частного предприятия) считает, что он может действовать по принципу «что хочу, то и ворочу», все же остальные обязаны подчиняться. Вот почему выяснение воли коллектива работников, которая наиболее полно может быть продемонстрирована на референдуме, мало кого заботит. Референдум на предприятии — это весьма редкое и неординарное событие, и он почти нигде не становится объектом корпоративного нормативного урегулирования.
4. Опросы работников как основа нормотворчества осуществляются еще реже. В качестве примера можно привести опрос, проведенный на КамАЗе. Работникам этого предприятия предлагалось ответить на вопрос, желают ли они, чтобы КамАЗ стал предприятием акционерным. Большинство из них ответили: «Да». И тогда конференция трудового коллектива утвердила данное решение и ряд других связанных с ним корпоративных актов.
2.2. Представительное корпоративное нормотворчество
Совет директоров, совет предприятия, совет трудового коллектива, правление и другие термины используются для наименования представительных органов корпорации, органов, представляющих интересы коллективов (акционеров, работников) предприятия и осуществляющих одновременно контрольные или исполнительно-распорядительные функции. Для нашей страны это сравнительно новое «изобретение». Ранее интересы коллектива представлял профсоюзный орган. И все же профком хоть не вовсе потерял, то, без сомнения, ослабил свое влияние на трудовой коллектив корпорации и уступил свои исконные права совету трудового коллектива (СТК).
Это связано с тем, что, во-первых, считалось, что профком – зоркий страж и защитник работников, на деле же все происходило во многом иначе: профком был таковым чисто номинально и выступил на стороне администрации.
Во-вторых, в 1990 г. было отменено постыдное положение о том, что лишь членам профсоюза оплачивается пособие по временной нетрудоспособности в зависимости от непрерывного стажа, всем же другим работникам — независимо от стажа — только 50% заработка1.
Информация о работе Контрольная работа по "Корпоративное право"