Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 21:56, контрольная работа
Дайте определение и поясните смысл термина «референдум», указав его отличия от всенародного обсуждения и опроса общественного мнения. Назовите виды референдума. Каким образом решается вопрос о назначении, содержании и проведении референдумов в конституциях Франции и Италии?
Опишите формы парламентского контроля за деятельностью правительства и покажите особенности их применения в странах с различными формами правления. Как регулируется этот процесс конституциями Бельгии и Польши?
Рефере́ндум (от лат. referendum) — форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного масштаба.
Референдум — важнейший институт прямой демократии. Представляет собой непосредственное правотворчество народа. Референдум — это один из способов участия общественности в принятии решений, важных для государства и для каждого отдельного гражданина. Принятое человеком решение влияет на результат процедуры и должно быть подкреплено осведомлённостью (информированностью) по данному вопросу.
Условия проведения
референдума и его процедура
регулируются конституциями и
Всенародное обсуждение — одна из форм непосредственной демократии, способствующая активному включению граждан, трудовых коллективов, общественных организаций в процесс выработки и принятия решений в сфере государственных и социально значимых и общественных вопросов. Всенародное обсуждение обеспечивает гласность, сопоставление различных мнений и предложений, выбор оптимальных решений в той или иной области.
В отличие
от всенародного голосования (референдума)
всенародное обсуждение носит рекомендательный
консультативный характер, однако его
результаты учитываются при доработке
соответствующего законопроекта. По сравнению
с референдумом процедура проведения
всенародного обсуждения более проста
и экономична. Участие в обсуждении
сугубо добровольная инициатива гражданина,
которое может осуществляться в
письменной форме, посредством отправления
своих предложений в
Общественное
мнение — форма массового сознания,
в котором проявляется
Общественное мнение выражается публично и оказывает влияние на функционирование общества и его политической системы. Именно возможность гласного, публичного высказывания населения по злободневным проблемам общественной жизни и влияние этой высказанной вслух позиции на развитие общественно-политических отношений отражает суть общественного мнения как особого социального института. При этом, общественное мнение представляет собой совокупность многих индивидуальных мнений по конкретному вопросу, затрагивающему группу людей. От референдума следует отличать широкомасштабные опросы населения, проводимые в формах, близких к референдуму. Эти, так называемые консультативные референдумы, юридической силы не имеют.
Виды референдумов. В зависимости от предмета, способа проведения и сферы применения различают: референдум конституционный (на всенародное голосование выносится проект конституции или конституционные поправки) и законодательный (предмет референдума — проект закона), обязательный референдум или факультативный.
При обязательном референдуме проект соответствующего акта подлежит ратификации всем или большей частью избирательного корпуса.
Инициатива проведения факультативного референдума может исходить от избирательного корпуса (Италия), отдельных субъектов федерации (Швейцария) или центральной власти (Франция).
Референдумы бывают признанные, непризнанные, частично признанные различными политическими силами, странами.2
Проведение референдумов во Франции. Конституция 1958 г. провозглашает принцип национального суверенитета, который осуществляется народом через его представителей и на референдуме, провозгласила, что республиканская форма правления не может быть предметом пересмотра. Конституционное право Франции предусматривает широкое использование референдума. Референдум может назначаться Президентом по предложению правительства или по совместному предложению обеих палат парламента, но только по определенному кругу вопросов, установленных новой редакцией (1995 г.) ст. 11 Конституции. Это организация публичных властей, реформы в экономической и социальной политике и публичных службах, осуществляющих эту политику, ратификация международных договоров, которые могут отразиться на функционировании государственных институтов страны. До 2003 г. местный референдум был возможен только в двух случаях и только по территориальным вопросам. Поправка к Конституции (2003 г.) предусматривает право избирателей всех территориальных коллективов в порядке требовать проведения референдума по различным вопросам (для этого необходимо собрать определенное число подписей). Хотя во Франции к местным референдумам относятся отрицательно, в разных частях страны проводится в среднем семь местных референдумов в год.
Статья 89
Инициатива пересмотра Конституции принадлежит Президенту Республики, действующему по предложению Премьер-министра, и членам Парламента.
Проект или предложение пересмотра Конституции должны быть приняты в идентичной редакции обеими палатами. Пересмотр является окончательным после одобрения его референдумом.
Однако проект пересмотра Конституции не выносится на референдум, если Президент Республики решает передать его на рассмотрение Парламента, созываемого в качестве Конгресса; в этом случае проект пересмотра считается одобренным, если соберет три пятых поданных голосов. В качестве бюро Конгресса выступает бюро Национального собрания. Никакая процедура пересмотра Конституции не может быть начата или продолжена при посягательстве на целостность территории.
Республиканская форма правления не может быть предметом пересмотра.3
Проведение референдумов в Италии. Важная черта Конституции Италии — закрепление возможностей для непосредственного участия избирателей в политической жизни, в принятии решений. Конституция 1947 г. предусматривает несколько возможностей проявления институтов непосредственной демократии на общегосударственном уровне. Более значительные возможности существуют на областном и местном уровнях. Включение институтов референдума и законодательной инициативы в процедуру принятия законов явилось отражением демократических настроений в Учредительном собрании, вырабатывавшем Основной закон после долгих лет фашистской диктатуры. Народная инициатива (абз. 2 ст. 71) не заканчивается народным голосованием, а рассматривается парламентом. Законопроект с приложением не менее 50 тыс. подписей избирателей передается председателю одной из палат парламента, которая проводит проверку и подсчет подписей и устанавливает их законность. Законопроект вносится в виде постатейного текста, сопровождаемого пояснительным докладом. Правда, практическое использование института народной инициативы на общегосударственном уровне пока невелико.
Референдум предусмотрен Основным законом страны (ст. 132 и 133) при изменении внутренних территориальных границ в государстве. Такое голосование проводится при слиянии существующих и создании новых областей с числом жителей не менее миллиона по предложению коммунальных советов, представляющих не менее трети заинтересованного населения. Такое же голосование проводится при отделении провинций и коммун от одной области и присоединении к другой.
Основной
закон Италии предусмотрел еще один
вид референдума —
Формы проявления контрольных полномочий
Вопрос – это требование парламентария об информации по какой либо проблеме, обращенное к правительству в целом или члену исполнительного органа. Вопросы могут быть устными или письменными. Обычно на заседаниях палат выделяется время для ответов на вопросы. На письменные вопросы ответы могут быть как письменными так и устными. Всегда устанавливается срок для ответа на вопросы: от обязанности ответить на "срочные вопросы" в течение дня (Великобритания) до месяца (Франция). Парламент осуществляет контроль над органами исполнительной власти самыми разнообразными методами.
Запрос – это обращение, как правило, палаты или группы парламентариев к исполнительной власти (правительству) в целом. Его основное отличие от вопроса, во-первых, в том, что он сам по себе может содержать какую-либо оценку действий правительства. В-третьих, ответ на него, как правило, письменный. В-четвертых, как по запросу, так и по ответу на него могут развернуться дебаты. По их результатам возможно голосование по вопросу о доверии к правительству или одному из членов (запрос с возможностью такого последствия именуют нередко интерпелляцией). Запросы особенно развиты в парламентарных республиках и в парламентарных монархиях.
Отчеты органов и должностных лиц исполнительной власти. Эти полномочия свойственны почти всем парламентам, но не всегда реализуются на практике (например, в КНР подотчетность предусматривается, но реально не осуществляется). Отчетные процедуры состоят в докладе парламенту об эффективности работы исполнительной власти. Например, согласно Конституции Японии, Премьер-министр докладывает Парламенту об общем состоянии государственных дел и внешних сношений. Отчеты бывают очередными – проводящимися, как правило, раз в год, так и внеочередными, представленными по требованию парламента (например, право потребовать такого отчета есть у палат Генеральных кортесов в Испании).
Полномочия по контролю за делегированным законодательством. В основном состоят в рассмотрении парламентом принятых в порядке делегированного законодательства актов для решения их дальнейшей судьбы. У законодателя есть право отмены акта исполнительной власти, принятого в порядке делегированного законодательства.
Парламентские расследования. Расследования проводят либо постоянные комитеты (комиссии) по поручению парламента или по своей инициативе, либо – специально создаваемые следственные (контрольные) комитеты (комиссии). Первый вариант преобладает, например, в США, второй, к примеру, в ФРГ, Франции. При создании временных следственных комиссий конституционное законодательство требует указывать сферу деятельности каждой из них. Предметом расследования может быть, в основном, деятельность органов власти и предприятий государственной собственности. Однако, в принципе, предметом расследования может стать и деятельность других лиц.
В ходе расследования комиссии наделяются, во многих странах, такими же правами, как и правоохранительные органы (например, ФРГ, Италия). К собиранию доказательств применяются предписания об уголовном процессе. Комиссии обычно могут истребовать необходимые документы и материалы, могут вызывать для допроса в качестве свидетелей любое лицо (например в США). Правоохранительные органы обязаны оказывать им помощь. Комитеты (комиссии) окончательных решений не принимают, вынося предложения на заседания парламента.
Выражение недоверия (резолюция порицания) или отказ в доверии правительству. Это высшая форма и, в то же время, результат парламентского контроля, следствие негативных обстоятельств, выявленных в ходе осуществления иных контрольных полномочий (не обязательно правонарушений, чаще это просто неэффективность, по мнению контролирующего, деятельности органа исполнительной власти). Фактически, это мера политической ответственности.
Такая ответственность правительства может быть только коллективной (солидарной), то есть распространяться на весь состав правительства (например, во Франции, Японии, Испании), либо – в некоторых странах – и индивидуальной, т.е. допускается возможность ее применения к отдельным членам правительства (например, в Италии).
Контроль в ходе формирования правительства. В парламентарных и в большинстве смешанных республик правительство при назначении должно пользоваться доверием парламента. В некоторых странах главу правительства формально назначает глава государства самостоятельно, но при этом он связан волей парламента, потому что иначе правительство не будет пользоваться доверием. Например, в Италии Правительство должно получить доверии обеих палат Парламента. Во Франции доверие Правительству требуется только от нижней палаты Парламента – Национального собрания. Есть и другой вариант – парламент сам определяет главу правительства, а назначает его – глава государства (например, ФРГ, Япония). Есть примеры, когда глава государства вообще не участвует в назначении премьер-министра: председатель парламента объявляет о назначении главы правительства по итогам голосования в парламенте (так происходит в Швеции).5
Верховная контрольная палата Польши
Верховная контрольная палата - одно из старейших государственных учреждений, созданное 7 февраля 1919 г., то есть еще в период II Речи Посполитой, через неполные 3 месяца после обретения Польшей независимости. Инициатором создания Верховной контрольной палаты был Начальник Государства Юзеф Пилсудский. Это учреждение с самого начала своей деятельности было главным органом государственного контроля, уполномоченным следить за доходами и расходами государства, а также за доходами и расходами всех учреждений и предприятий, пользующихся государственными средствами. Верховная контрольная палата имеет право проводить контроль во всех государственных организациях и учреждениях, органах местного самоуправления, а также в тех экономических субъектах, которые выполняют государственные заказы или пользуются правительственными дотациями и гарантиями.
По действующим положениям польского законодательства, Верховная контрольная палата подчиняется Сейму, который при согласии Сената назначает председателя Верховной контрольной палаты сроком на 6 лет. Стоит отметить, что срок полномочий председателя Верховной контрольной палаты не сходится со сроком полномочий парламента, что на практике делает невозможным подчинение этого учреждения только одной политической группировке. Кроме того, председатель Верховной контрольной палаты защищен таким же иммунитетом, как депутаты. Это означает, что без согласия Сейма его нельзя арестовать или предъявить ему обвинение.
Информация о работе Контрольная работа по "Конституционному праву"