Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 09:15, контрольная работа
Конституционное право РФ – ведущая отрасль российского права, правовые нормы которого регламентируют общественные отношения, определяющие организационное и фундаментальное единство общества: основы конституционного строя, основы правового статуса человека и гражданина, федеральное устройство, основы организации системы государственной власти и местного самоуправления.
Понятие, предмет, метод и система Конституционного права РФ
стр.3
Конституционно правовой статус РФ стр.9
Задание стр.13
Приложение стр.15
Источники и литература стр.16
В-четвертых, немаловажное значение в науке конституционного права имеет и метод конкретного социально-правового исследования, особенно когда необходимо досконально, с учетом уникального своеобразия отразить конституционно-правовой опыт конкретной страны или специфические особенности какого-либо ее конституционно-правового института. Наука конституционного права — это не только ее «скелет» (теоретические схемы, принципы, классификации, категории, законы и т.д.), но и «плоть» и «кровь» (конкретная характеристика конституционно-правовой системы данной страны и ее отдельных элементов). Здесь особенно незаменим метод конкретного социально-правового анализа, в использовании которого наука конституционного права имеет возможность достаточно широко использовать и методы эмпирического исследования социальных явлений, наиболее полно и глубоко разработанные в социологии. Особенно важно их применение при изучении реального действия конституционно-правовых норм и их эффективности.
Конституционное право, будучи частью единой, системы права, в свою очередь само является сложной системой. Система отрасли выражается в ее внутреннем строении, обусловленном теми связями, которые существуют между ее нормами и определяют основы дифференциации данных норм и их интеграции в правовые образования (институты), обладающие признаками элемента системы, а также структуру этих институтов. В системе отрасли отражаются основные линии взаимодействия и связи конституционно-правовых норм.
Критерием
для образования системы
Система конституционного права объективно обусловлена самим характером этого права, она разделяет нормы по институтам, но не устанавливает непроницаемых преград между институтами — напротив, создает принципы их взаимодействия между собой, чем обеспечивается единство конституционно-правового регулирования. Система права, говоря образно, наводит своеобразный порядок в многоэтажном и многоквартирном здании конституционного права, располагая правовые институты и нормы по этажам и квартирам, а кроме того, устраивая лифты, коридоры, лестницы для сообщения между ними. И сколь бы ни были сложны и разнообразны размеры квартир и внутренние коммуникации, здание все же стоит на одном фундаменте, каковым выступают единые принципы конституционного права: суверенитет народа, естественное право, приоритет охраны прав и свобод, разделение властей, независимое правосудие, правовое государство.
Система российского конституционного права включает следующие основные правовые институты с их основными внутренними подразделениями (подсистемами):
• основы конституционного строя;
• права и свободы человека и гражданина;
• федеративное устройство;
• избирательная система (избирательное право);
• президентская власть;
• законодательная власть;
• исполнительная власть;
• судебная власть;
• государственная власть в субъектах РФ;
• местное самоуправление;
•
порядок внесения поправок и пересмотр
Конституции РФ.
Конституционно-правовой статус Российской Федерации – это его правовое положение, очерчиваемое федеральной Конституцией.
Юридически
статус Российской Федерации как
суверенного государства
Конституционный
статус государства - это закрепленные
в федеральной Конституции
Поскольку любое федеративное государство
состоит из частей, для него чрезвычайно
важно достичь гармонии в отношениях частей
и целого. Федерацию всегда подстерегают
две противоположные опасности", скатиться
к унитаризму и распасться на независимые
государства. Каждая из этих опасностей,
всегда имеющих какую-то объективную основу,
эксплуатируется соответствующими политическими
силами, согласование интересов которых
возможно только в четких правовых установлениях,
как в отношении самой федерации, так и
ее субъектов. Эту задачу и решает конституция,
закрепляющая статус (правовое положение)
федерации и ее субъектов, т. е. основы
их взаимоотношений между собой. В мире
нет «легких» федераций, все федеративные
государства сталкиваются с какими-то
трудностями или проблемами. Особенностью
России на ее нынешнем этапе развития
является то, что ее федерализм переживает
переходный период, обретая демократические
формы в сложных экономических и политических
условиях, и прежде всего обострения межнациональных
отношений. Отсюда незавершенность, а
иногда и противоречивость норм, определяющих
правовой статус Федерации и ее субъектов.
Еще не приняты многие федеральные законы, предусмотренные Конституцией, не сложилась судебная практика по спорам о компетенции, нет отрегулированной вертикали исполнительной власти.
Конституционный статус РФ определяется Конституцией РФ.
Суверенитет РФ, т.е. обладанием всей полнотой власти на своей территории, относительной самостоятельностью в международных отношениях, недопустимостью вмешательства во внутренние дела РФ извне. Суверенитет распространяется на всю её территорию (а также суверенные права на континентальный шельф и исключительную экономическую зону).
Государственная территория РФ, состоящая из территорий всех субъектов РФ, внутренних вод и территориального моря, воздушного пространства над ними, её целостность и неприкосновенность. Российская Федерация обладает территориальным верховенством, т.е. высшей властью в отношении своей территории. Суверенитет распространяется на всю ее территорию.
Единое конституционное пространство: Конституция РФ и федеральные законы, их верховенство на всей территории РФ, высшая юридическая сила Конституции РФ. В его рамках сосуществуют и взаимодействуют конституционно-правовые системы Федерации – республик в ее составе, краев, областей, городов федерального значения, национальных автономных образований. Одновременное действие Конституции РФ и конституций республик в ее составе, федерального и республиканского законодательства, нормативных актов других субъектов Федерации обусловлено федеративной природой государственного устройства России. Являясь основным законом государства и общества, органической частью системы права, и прежде всего системы конституционного (государственного) права, федеральная Конституция служит юридической базой для нормотворческой деятельности государственных органов, на ее базе развивается отраслевое законодательство, она предполагает содержание, как федерального законодательства, так и законодательства субъектов Федерации.
Наличие общих для всей Федерации органов государственной власти: Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство, Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд, Генеральная Прокуратура, чьи полномочия распространяются на всю территорию РФ. Система органов государства – это единый целостный организм, который функционирует на основе общих принципов, установленных в Федерации. Система органов государственной власти в Российской Федерации основана не только на принципе разделения властей по горизонтали (законодательная, исполнительная, судебная), но и разграничении предметов ведения и полномочий различных видов органов по вертикали – между Российской Федерацией, ее субъектами и местным самоуправлением. Федеральная Конституция устанавливает рамки полномочий для каждого вида федеральных органов государственной власти, за пределы которых они не вправе выходить, характер их взаимоотношений с органами государственной власти субъектов Федерации, а также местным самоуправлением.
Федеральная государственная собственность (государство определяет правовой режим форм собственности, условия и порядок их возникновения, объекты; государственная собственность РФ разграничена на федеральную, республиканскую, краевую, областную, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт - Петербурга; особый статус имеет муниципальная собственность), единая денежная и кредитная система: официальная денежная единица, порядок эмиссии наличных денег, организация и регулирование денежного обращения, единые правила кредитования и кредитных расчётов. Единое экономическое пространство, свобода перемещения товаров, услуг и финансовых средств (установление внутренних таможенных границ не допускается).
Единое гражданство. РФ определяет основания и процедуру приобретения и прекращения гражданства, порядок разрешения споров между РФ и её субъектами по вопросам гражданства, а также осуществляет защиту прав граждан РФ за границей. Государственный суверенитет Российской Федерации проявляется и в установлении единого гражданства для всех граждан России, определении их правового статуса, а также статуса иностранцев. Лиц без гражданства, беженцев и вынужденных переселенцев.
Официальный статус государственного языка. Статус государственного языка на всей территории России в соответствии со сложившимися историко-культурными традициями имеет русский язык (ст.68 Конституции), как основное средство межнационального общения народов Российской Федерации. Государство признает равные права всех народов РФ на сохранение и развитие их языков. Все языки народов России пользуются поддержкой государства.
Единые Вооружённые Силы: РФ определяет структуру и организацию Вооруженных Сил, разрабатывает и проводит оборонную политику РФ. Глава - Верховный Главнокомандующий - Президент РФ. Важнейшим элементом конституционно-правового статуса РФ является защита суверенитета и территориальной целостности государства. На страже этого призваны стоять Вооруженные Силы. Российская Федерация обеспечивает безопасность и обороноспособность страны, оснащение Вооруженных Сил всем необходимым. Республики в составе РФ не вправе иметь свои вооруженные силы или какие-либо иные воинские формирования. Государственная безопасность России охраняется федеральными службами безопасности и органами внутренних дел, что закреплено законами Российской Федерации.
Государственные символы – это важнейший признак государства. Государственный флаг, государственный герб, государственный гимн, установлены ст.70 Конституции РФ и федеральными конституционными законами.
Международная правосубъективность. Она означает включение России в систему мирового сообщества. Главными целями РФ на международной арене являются прочный мир, разоружение, ликвидация ядерного и других видов оружия массового уничтожения, сотрудничество государств. Российская Федерация вправе устанавливать непосредственные дипломатические, консульские, торговые и иные связи с иностранными государствами, обмениваться с ними полномочиями представительства, заключать международные договоры и участвовать в деятельности международных организаций и объединений.
Для любого федеративного государства чрезвычайно важно достижение гармонии в отношениях частей (субъектов федерации) и целого (самой федерации).
В соответствии с ч. 1 ст. 5 Конституции РФ субъектами РФ являются республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа. Буквальное толкование данной нормы позволяет сделать вывод о том, что в Конституции РФ закреплен симметричный характер федерации. Более того, конституционный текст содержит целый ряд положений о равноправии субъектов РФ (ч. 1 и 4 ст. 5, ч. 2 ст. 72, ст. 77 и др.).
Поскольку все субъекты РФ являются государственными образованиями, общие начала их конституционно-правового статуса созвучны основным элементам статуса Российской Федерации:
• собственная система государственной власти, в том числе учредительной (самостоятельность регионов в этой сфере не безгранична, органы государственной власти субъектов РФ являются составной частью единой системы государственной власти России);
• собственная правовая система (но являющаяся составной частью правовой системы РФ);
• собственные предметы ведения (наряду с возможностью участия в решении общефедеральных вопросов);
• собственная территория (но только суша; границы между субъектами РФ могут быть изменены по их взаимному согласию, но с утверждением этого решения Советом Федерации);
• свои собственность, бюджет, система региональных налогов и сборов (но в рамках федерального регулирования основ имущественных отношений);
• участие в международных и внешнеэкономических связях, право на сотрудничество друг с другом (но с участием или под контролем федерального центра, в частности отношения субъектов РФ с иностранными государствами или их составными частями регламентируются Федеральным законом от 04.01.99 № 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации»);
Информация о работе Контрольная работа по "Конституционному праву"