Контрольная работа по "Конституционному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 09:15, контрольная работа

Описание работы

Конституционное право РФ – ведущая отрасль российского права, правовые нормы которого регламентируют общественные отношения, определяющие организационное и фундаментальное единство общества: основы конституционного строя, основы правового статуса человека и гражданина, федеральное устройство, основы организации системы государственной власти и местного самоуправления.

Содержание

Понятие, предмет, метод и система Конституционного права РФ
стр.3
Конституционно правовой статус РФ стр.9
Задание стр.13
Приложение стр.15
Источники и литература стр.16

Работа содержит 1 файл

Конр. по конст.праву.docx

— 60.04 Кб (Скачать)
 

Содержание

  1. Понятие, предмет, метод и система Конституционного права РФ 

                                                                                                               стр.3            

  1. Конституционно правовой статус РФ                                           стр.9
  2. Задание                                          стр.13
  3. Приложение              стр.15
  4. Источники и литература                                       стр.16

 

  1.  Понятие, предмет, метод и система Конституционного права РФ 
 

    Конституционное право РФ – ведущая отрасль  российского права, правовые нормы  которого регламентируют общественные отношения, определяющие организационное  и фундаментальное единство общества: основы конституционного строя, основы правового статуса человека и  гражданина, федеральное устройство, основы организации системы государственной  власти и местного самоуправления.

    Конституционное право, как и ряд других отраслей (международное, административное, уголовное  и ряд других), относится к публичному праву – совокупности отраслей права, которые регулируют отношения, обеспечивающие общий, совокупный (публичный) интерес, в отличие от отраслей права, направленных на защиту частного интереса (частное  право).

    Конституционное право — это совокупность правовых норм, охраняющих основные права и  свободы человека и учреждающих  в этих целях определенную систему  государственной власти.

    Поскольку эта отрасль права регулирует столь важную и сложную сферу  общественной жизни, она неизбежно  приобретает ведущий характер в  системе права. Собственно, с конституционного права начинается формирование (необязательно  исторически, но, безусловно, логически) всей системы национального права, всех отраслей, и в этом его системообразующая  роль. Ни одна отрасль национального  права той или иной страны не может  развиваться, если она не находит  опоры в конституционных принципах  или нормах конституционного законодательства, а тем более противоречит им.

    Как и любая отрасль права, конституционное  право имеет свой предмет. Общественные отношения, регулируемые нормами отрасли права, именуются ее предметом. Определение предмета конституционного права требует большой точности, поскольку в этой отрасли речь напрямую идет о гарантиях свободы человека; свобода нуждается для своей охраны лишь в минимуме ограничений, в то время как власть должна быть как раз максимально ограниченной, имея только самый необходимый набор полномочий в интересах людей.

    Объект  и предмет науки, несомненно, тесно  взаимосвязаны, но не тождественны. Если определение объекта науки позволяет ответить на вопрос, на что направлен в ней познавательный процесс, и тем самым раскрыть содержание данной науки, то определение предмета науки должно ответить на вопрос, что именно в данном объекте изучает или призвана изучать данная наука, и тем самым более глубоко охарактеризовать ее через выявление сущности этой науки.

    В соответствии с преобладающим подходом к пониманию предмета конституционного права (иногда употребляется термин «объект конституционно-правового регулирования») конституционное право в России, как и в любой стране, регулирует два основных блока общественных отношений:

  1. связанные с правовым статусом личности и ее взаимоотношений с государством и гражданским обществом;
  2. связанные с организацией государства и функционированием публичной власти.

    Здесь следует иметь в виду два принципиальных момента. Во-первых, являясь базовой, системообразующей отраслью национальной системы права, конституционное  право регулирует лишь основы указанных общественных отношений, тогда как детальное регулирование различных аспектов правового статуса личности (права, обязанности, гарантии и ответственность гражданина как собственника, землепользователя, наемного работника, пенсионера, потребителя, предпринимателя, государственного служащего, свидетеля, пешехода и т. п.), а также статуса и функционирования различных государственных органов и иных властных институтов осуществляется нормами иных отраслей российского права (гражданского, земельного, трудового, административного, процессуального и др.). При этом существуют отношения, регулируемые нормами только (или главным образом) конституционного права – статус Президента РФ, палат Федерального Собрания – Парламента РФ, законодательный процесс и др. 

    Во-вторых, со второй половины XX в. в мире отмечается тенденция к расширению предмета конституционно-правового регулирования. Под это регулирование все чаще подпадают различные институты гражданского общества (общественные объединения, политические партии, профсоюзы, церковь, семья, школа, трудовые коллективы, организации культуры и спорта, коллективы общественной самодеятельности и т. п.), через которые человек интегрируется в общественную жизнь и которые зачастую выступают своеобразным посредником в отношениях между личностью и государством. Указанная тенденция просматривается и в России, хотя детального регулирования политической, социальной, экономической и духовной сфер жизни общества на уровне основного закона у нас нет.

    При определении предмета конституционного права нельзя не учитывать сформулированного  уже достаточно давно вывода о  том, что особенность конституционно-правового  регулирования состоит в том, что в одних сферах жизни общества конституционное право непосредственно  в полном объеме регулирует общественные отношения, а в других - лишь основополагающие, т.е. такие, которые предопределяют содержание остальных отношений  в этих сферах. На этом основании  выделяют две группы отношений: 1) те, которые выступают предметом  регулирования только в конституционном  праве; 2) базовые, основополагающие отношения, складывающиеся в политической, экономической, социальной и духовной областях жизни  общества.

    Соответственно, первую группу отношений образуют те из них, которые связаны с функционированием  главных составляющих государства - регулированием правового положения населения, территории и государственной власти. Население представлено совокупностью граждан и иных лиц, находящихся под юрисдикцией государства. Правовой статус граждан - гражданство, основные права, свободы и обязанности, их гарантии, а также правовое положение иностранных граждан, беженцев, лиц, которым на территории России предоставляется политическое убежище, - все это непосредственные объекты конституционно-правового регулирования, не свойственные иным отраслям права.

    Что касается второй группы отношений, то к таковым относят те из них, которые, складываясь в разных сферах жизнедеятельности  общества (не только в политической, но и в экономической, социальной и духовной), обладают конституционно-правовыми  свойствами, а именно: 1) их участниками  являются: субъекты конституционного права (федеральные и региональные органы государственной власти, органы местного самоуправления, депутаты, граждане, общественные и религиозные объединения, политические партии, соответствующая  территория, многонациональный народ  или население соответствующего территориального образования и  другие общественные образования и  физические лица, наделенные конституционной  правосубъектностью); 2) объектом таких  отношений (того, по поводу чего они  возникают) выступают: а) конституционные  ценности - государственная территория, государственная власть, местное  самоуправление, имущественные и  неимущественные блага и б) конституционное  поведение; 3) конституционные отношения  возникают на основании соответствующих  государственно-правовых (конституционно-правовых) фактов, предусмотренных гипотезами соответствующих конституционно-правовых норм; 4) содержанием таких отношений  выступает конституционное поведение, вызывающее соответствующие конституционно-правовые последствия.

    Итак, конституционное право характеризуется  особым предметом регулирования. Оно  регулирует отношения наиболее значимые, фундаментальные или базовые  для общества и государства. Предметом  конституционного права являются общественные отношения, возникающие в процессе реализации суверенитета российского  народа во всех его формах, обеспечения  функционирования институтов представительной и непосредственной демократии, а  специальная роль и назначение заключается  в обеспечении полновластия народа во всех сферах жизнедеятельности общества. Указанное направление правового  регулирования - исключительная прерогатива  конституционного права, и оно не свойственно какой-либо иной отрасли  права. Для правильного уяснения предмета конституционного права принципиально  важно следующее. Конституционное  право есть часть правовой системы, закрепляющая (учреждающая) систему  конституционных ценностей: а) суверенитет  народа, б) свобода личности и в) власть, обеспечивая их охрану и реализацию как объектов конституционного регулирования. В условиях демократии гуманистический смысл и социально-общественное назначение конституционного права заключаются в том, чтобы закрепляемая в Основном законе государства формула «человек, его права и свободы являются высшей ценностью» получила предметное воплощение в конституционной практике. Методы конституционного права - совокупность специфических приемов и способов правового воздействия на отдельные общественные отношения в сфере конституционного регулирования. Главной особенностью методов конституционного права является их разнообразие, которое сформировалось в силу значительного числа регулируемых общественных отношений.

    Если  определения объекта и предмета науки позволяют понять, что изучает данная наука, то выяснение ее метода, как известно, направлено на общее понимание того, как, каким образом, какими способами она это делает. Как и другие науки, наука конституционного права использует не один, а целый ряд методов.

    Говоря  о методе науки конституционного права, необходимо всегда помнить, что, как и другие науки, она опирается  в своих исследованиях на общефилософскую  и общенаучную методологию, а  также на методы других, в том  числе и неправовых, наук (например, системный метод, метод структурно-функционального  анализа, статистический метод и  др.).

    Каждая  наука, выделяя для себя особую область  познания, вырабатывает и свой метод исследования, которым она пользуется наряду с общефилософскими, общенаучными и иными методами. Специфичность метода науки конституционного права, как и метода каждой науки, определяется, прежде всего, особенностями ее предмета. Эта специфичность может выражаться и в том, что хотя тем или иным конкретным методом могут пользоваться и другие науки, тем не менее, в данной науке этот метод занимает особо важное место и играет, например, определяющую роль. Применительно к науке конституционного права все это означает следующее.

    Во-первых, наука конституционного права широко использует, как и другие юридические  науки, метод формально-логического (или формально-юридического) анализа исследуемого нормативного материала, состоящий в уяснении сути и значимости закона или иного нормативного акта, исходя из его собственного содержания. Этот метод иногда называют еще и формально-догматическим, поскольку он направлен на раскрытие догмы права. Ограниченность, недостаточность использования лишь этого метода, необходимость привлечения и других методов не должны приводить к отказу от данного метода. Другое дело, что недопустима абсолютизация роли и значения этого метода, свойственная юридическому позитивизму. Этот метод может и должен применяться в сочетании с другими методами исследования.

    Во-вторых, очень важную роль в науке конституционного права играет широко используемый в  ней сравнительный (компаративный) метод. Поскольку в целом нет всемирного конституционного права (если не считать некоторых общепризнанных принципов и норм международного права), а есть лишь национальные конституционно-правовые системы отдельных стран с их специфическими особенностями и индивидуальным своеобразием, то одной из важнейших задач науки конституционного права (прежде всего, ее общей части) является выявление общего и особенного в развитии этих систем. И достигается это в первую очередь путем сравнительного сопоставления конституционно-правового строя различных стран. С помощью этого метода облегчается и объективная оценка места и роли опыта каждой страны в развитии конституционного права и науки о нем. На этой же основе наука конституционного права имеет возможность вырабатывать практические рекомендации по совершенствованию конституционного законодательства в соответствующей стране. Недаром в народе говорят, что все познается в сравнении.

    В-третьих, сравнительный метод дополняется  сравнительно-историческим методом, значение которого состоит, прежде всего, в том, что он требует сопоставления национальных конституционно-правовых систем не только в статике, т.е. с точки зрения достигнутого на данный момент, но и в исторической динамике, с точки зрения их возникновения и развития. Конечно, наука конституционного права придает первостепенное значение изучению того, что достигнуто на современном этапе развития конституционализма в мире и отдельных странах. Но она, несомненно, включает в качестве очень важного компонента исследование того, какой исторический путь прошло это развитие. Именно на этой базе лучше всего выявляются общие тенденции и закономерности такого развития и особенности их проявления.

Информация о работе Контрольная работа по "Конституционному праву"