Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 13:42, контрольная работа
1. Вопрос. Характеристика полномочий Президента РФ.
2. Вопрос. Личные неимущественные и имущественные права и обязанности супругов в российском семейном праве.
В соответствии со ст. 88 Конституции РФ Президент РФ при обстоятельствах и в порядке, предусмотренном федеральным конституционным законом, вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Подробно данные вопросы урегулированы в Федеральном конституционном законе «О чрезвычайном положении»12. Прежде всего в нем определены обстоятельства введения чрезвычайного положения: а) попытка насильственного изменения конституционного строя России, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессионные, региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления; б) чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекших человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Чрезвычайное положение вводится Указом Президента РФ. Он подлежит утверждению Советом Федерации в течение 72 часов.
Полномочия в области внешней политики. Согласно п. «а» ст. 86 Конституции РФ Президент осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации.
Президенту
непосредственно подчинено
Пункты «б», «в» и «г» 86 статьи конкретизируют полномочия Президента во внешнеполитической сфере: ведет переговоры и подписывает международные договоры, подписывает ратификационные грамоты, принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей. Наглядно процедура принятия верительной грамоты описывается Г.В.Дегтевым: «эта процедура нередко сопровождается обменом мнений по вопросам, имеющим существенное политическое значение, и потому не может считаться, как об этом иногда говорят, чисто протокольной. Эти грамоты адресуются от главы иностранного государства к главе России. В верительных грамотах указывается, что определенному лицу (послу) поручено представлять интересы своего государства, его словам и действиям подлежит «верить». При вручении грамот обычно присутствует министр иностранных дел. Речи не произносятся. Дипломатический представитель называет себя, государство, главу своего государства, вручает грамоту Президенту РФ и кратко представляет своих ближайших сотрудников. После вручения грамот Президент имеет краткую беседу с новым послом».
Все исследователи единодушны во мнении, что один Президент не может решать все вопросы внешних сношений. Поэтому многогранная внешнеполитическая деятельность осуществляется в сотрудничестве с Парламентом и Правительством РФ. Международные договоры, заключенные Президентом, подлежат ратификации, которая осуществляется парламентом - Федеральным Собранием. Принимаемая на основе такого одобрения ратификационная грамота подписывается Президентом.
Все
это в целом способствует разработке
стратегии внешнеполитической деятельности
страны, основные ее направления, которые,
в конечном итоге влияют на положение
каждого гражданина. Президент непосредственно
руководит выполнением
Согласно п. «м» ст. 83 Конституции РФ, Президент назначает и отзывает дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях. Дипломатические представители отстаивают интересы РФ в международных организациях: ООН, ЮНЕСКО, МОТ и др. Следует заметить, что назначение и отзыв дипломатических представителей может быть реализовано после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания. Однако Конституцией устанавливается лишь обязанность проводить консультации, но само назначение конкретного дипломатического представителя не связывается с результатом этих консультаций.
Для сравнения приведем примеры того, как регулируются полномочия президента во внешней политике в других странах. Так, Конституция Франции весьма детально регулирует внешнеполитические полномочия президента. В латиноамериканских странах они лишь упоминаются в общих чертах. В США президент обладает значительными полномочиями, которые основываются не столько на тексте Конституции, сколько на решениях Верховного суд, доктрине «внешнего суверенитета».
Иные полномочия. К иным полномочиям Президента относятся (ст. 89 Конституции):
-
возможность решать вопросы
а) приема в гражданство РФ в общем порядке;
б) восстановления в гражданстве РФ в общем порядке;
в) выхода из гражданства РФ в общем порядке;
г) отмены решений по вопросам гражданства Российской Федерации.
Президент утверждает положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие полномочных органов, ведающих делами о гражданстве РФ.
-
вопросы награждения
- осуществление помилования. Помилование выражается в полном освобождении осужденного от наказания за уголовное преступление, назначенное приговором суда, вступившим в законную силу, либо сокращение срока наказания.
Акт помилования осуществляется на основе персонального обращения осужденного к Президенту. Обращение осужденного к Президенту – последний шанс изменить меру наказания за преступление.
-
далее, п. «в» ст.84 наделяет
Президента правом назначать
референдум. Порядок назначение
и проведения референдума
-
п. «и» ст.83 наделяет Президента
правом формировать свою
2.
Личные неимущественные
и имущественные права
и обязанности супругов
в российском семейном
праве.
С момента регистрации брака в органах ЗАГСа лица, заключившие брак, становятся супругами и у них возникают по отношению друг к другу определенные права и обязанности.
Права и обязанности супругов можно разделить на:
Личные права и обязанности. Разумеется, закон не может предусмотреть все личные права и обязанности мужа и жены. Этого, в общем-то и не требуется, ведь брак, прежде всего, основан на любви и взаимопонимании, а значит, мораль играет гораздо большую роль в личных отношениях супругов, нежели право. Вмешательство в решение вопросов семьи извне, в том числе близких родственников или структур, обладающих властными полномочиями (органов государственной власти, органов местного самоуправления, руководителей предприятий, учреждений, организаций), недопустимо.
В Семейном кодексе РФ правовое регулирование личных неимущественных прав супругов сведено к минимуму, и направлено на обеспечение равенства супругов в семье, создание нормальных условий для развития каждого из них и укрепления семьи в целом.
Личные неимущественные права супругов базируются на том, что они свободны от всяческого расчета, их основу составляют желательные и одобряемые обществом действия и поступки, касающиеся личной жизни мужа и жены.
Эти права не могут быть ограничены путем заключения между супругами какого-либо соглашения. На них не влияет факт совместного или раздельного проживания, каждый из супругов может пользоваться правами по своему собственному усмотрению.
Ст. 31 Семейного кодекса устанавливает равенство супругов в семье. Каждый из супругов свободен в выборе рода занятий, профессии, мест пребывания и жительства. Вопросы материнства, отцовства, воспитания, образования детей и другие вопросы жизни семьи решаются супругами совместно, исходя из принципа равенства супругов. Супруги обязаны строить свои отношения в семье на основе взаимоуважения и взаимопомощи, содействовать благополучию и укреплению семьи, заботиться о благосостоянии и развитии своих детей.
Каждый из супругов становится в равной степени обладателем прав и обязанностей.
Семейный кодекс РФ выделяет следующие виды личных прав супругов:
В соответствии с п. 1 ст. 31 Семейного кодекса РФ каждый из супругов свободен в выборе рода занятий, профессии, места жительства и пребывания. Речь идет о согласии или несогласии одного из супругов на выбор занятий и профессии другим супругом. Таким образом, каждый из супругов выбирает род занятий и профессию по своему собственному желанию, независимо от желаний и предпочтений другого супруга. Какие-либо возражения другого супруга, связанные с таким выбором, никакого правового значения не имеют. Повлиять на выбор профессии супругом возможно лишь советами и рекомендациями. Право принятия окончательного решения принадлежит каждому из супругов индивидуально.
В реальной жизни супруги зачастую решают эти вопросы по взаимному согласию, исходя из интересов семьи. В противном случае разногласия супругов по поводу рода занятий и профессии могут служить причиной серьезных семейных конфликтов и даже расторжения брака.
Аналогичным образом решается вопрос и о месте пребывания и жительства супругов. Создание семьи предполагает совместное проживание мужчины и женщины. Однако никто не вправе ограничивать супругов в выборе места пребывания и жительства. Перемена места жительства одним из супругов не влечет за собой обязанности другого супруга также менять место жительства.
Если у супругов возникла необходимость в раздельном проживании в силу каких-либо жизненных обстоятельств, вопрос об этом решается самими супругами свободно, без каких-либо ограничений. В случае, если супруги проживают раздельно, вопрос о месте жительства их несовершеннолетних детей определяется соглашением супругов либо судом в соответствии с п. 3 ст. 65 Семейного кодекса РФ.
Другим личным правом каждого супруга является право выбора супругами фамилии в порядке ст. 32 Семейного кодекса РФ. При государственной регистрации заключения брака супруги вправе выбрать по своему желанию фамилию. Так, ими может быть выбрана фамилия одного из супругов в качестве общей либо каждый из супругов оставляет свою добрачную фамилию. В качестве общей фамилии супругов может быть записана и фамилия, образованная посредством присоединения фамилии жены к фамилии мужа. При этом общая фамилия супругов может состоять не более чем из двух фамилий, соединенных при написании дефисом, то есть если кто-либо из супругов уже обладал двойной фамилией, то к ней присоединить фамилию жены или мужа невозможно.
Вопрос о сохранении или изменении фамилии решается при вступлении в брак каждым из супругов самостоятельно.
Возможность участия в решении данного вопроса иных лиц, включая родителей и других близких родственников супругов, законом не предусмотрена.
Запись акта о заключении брака должна содержать, в частности, сведения о фамилиях супругов (до и после заключения брака).
Факты противоправного воздействия и давления на вступающего в брак супруга с применением недозволенных методов и средств (угрозы, шантажа, принуждения, ограничения в правах) могут при определенных обстоятельствах и последствиях быть расценены как воспрепятствование осуществлению гражданином законных прав и свобод с привлечением виновных лиц к установленной законом ответственности.
Информация о работе Контрольная работа по "Гражданскому праву"