Контрольная работа по "Гражданскому праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 13:42, контрольная работа

Описание работы

1. Вопрос. Характеристика полномочий Президента РФ.
2. Вопрос. Личные неимущественные и имущественные права и обязанности супругов в российском семейном праве.

Работа содержит 1 файл

Контрольная (Полномочия президента).doc

— 210.50 Кб (Скачать)

    В соответствии со ст. 88 Конституции РФ Президент РФ при обстоятельствах и в порядке, предусмотренном федеральным конституционным законом, вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Подробно данные вопросы урегулированы в Федеральном конституционном законе «О чрезвычайном положении»12. Прежде всего в нем определены обстоятельства введения чрезвычайного положения: а) попытка насильственного изменения конституционного строя России, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессионные, региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления; б) чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекших человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.

    Чрезвычайное  положение вводится Указом Президента РФ. Он подлежит утверждению Советом  Федерации в течение 72 часов.

    Полномочия  в области внешней  политики. Согласно п. «а» ст. 86 Конституции РФ Президент осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации.

    Президенту  непосредственно подчинено Министерство иностранных дел. Он возглавляет  Совет Безопасности, представляет Российскую Федерацию в международных отношениях, Президент имеет непосредственные контакты с главами иностранных государств, участвует во встречах, осуществляет государственные визиты и др. Свое видение внешнеполитических интересов России Президент формирует в ежегодных посланиях о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства13.

    Пункты  «б», «в» и «г» 86 статьи конкретизируют полномочия Президента во внешнеполитической сфере: ведет переговоры и подписывает  международные договоры, подписывает  ратификационные грамоты, принимает  верительные и отзывные грамоты  аккредитуемых при нем дипломатических представителей. Наглядно процедура принятия верительной грамоты описывается Г.В.Дегтевым: «эта процедура нередко сопровождается обменом мнений по вопросам, имеющим существенное политическое значение, и потому не может считаться, как об этом иногда говорят, чисто протокольной. Эти грамоты адресуются от главы иностранного государства к главе России. В верительных грамотах указывается, что определенному лицу (послу) поручено представлять интересы своего государства, его словам и действиям подлежит «верить». При вручении грамот обычно присутствует министр иностранных дел. Речи не произносятся. Дипломатический представитель называет себя, государство, главу своего государства, вручает грамоту Президенту РФ и кратко представляет своих ближайших сотрудников. После вручения грамот Президент имеет краткую беседу с новым послом».

    Все исследователи единодушны во мнении, что один Президент не может решать все вопросы внешних сношений. Поэтому многогранная внешнеполитическая деятельность осуществляется в сотрудничестве с Парламентом и Правительством РФ. Международные договоры, заключенные Президентом, подлежат ратификации, которая осуществляется парламентом - Федеральным Собранием. Принимаемая на основе такого одобрения ратификационная грамота подписывается Президентом.

    Все это в целом способствует разработке стратегии внешнеполитической деятельности страны, основные ее направления, которые, в конечном итоге влияют на положение  каждого гражданина. Президент непосредственно  руководит выполнением намеченного курса, инструктирует и контролирует.

    Согласно  п. «м» ст. 83 Конституции РФ, Президент назначает и отзывает дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях. Дипломатические представители отстаивают интересы РФ в международных организациях: ООН, ЮНЕСКО, МОТ и др. Следует заметить, что назначение и отзыв дипломатических представителей может быть реализовано после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания. Однако Конституцией устанавливается лишь обязанность проводить консультации, но само назначение конкретного дипломатического представителя не связывается с результатом этих консультаций.

    Для сравнения приведем примеры того, как регулируются полномочия президента во внешней политике в других странах. Так, Конституция Франции весьма детально регулирует внешнеполитические полномочия президента. В латиноамериканских странах они лишь упоминаются в общих чертах. В США президент обладает значительными полномочиями, которые основываются не столько на тексте Конституции, сколько на решениях Верховного суд, доктрине «внешнего суверенитета».

    Иные  полномочия. К иным полномочиям Президента относятся (ст. 89 Конституции):

    - возможность решать вопросы гражданства  Российской Федерации и предоставления политического убежища. Гражданство определяет постоянную политико-правовую связь лица и государства, находящую выражение в их взаимных правах и обязанностях. В статье 28 ФЗ «О гражданстве РФ»14 Президент назван полномочным органом, ведающим делами о гражданстве РФ. Согласно ст. 29 данного закона, Президент РФ решает вопросы:

    а) приема в гражданство РФ в общем  порядке;

    б) восстановления в гражданстве РФ в общем порядке;

    в) выхода из гражданства РФ в общем  порядке;

    г) отмены решений по вопросам гражданства Российской Федерации.

    Президент утверждает положение о порядке  рассмотрения вопросов гражданства  РФ, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие полномочных органов, ведающих делами о гражданстве РФ.

    - вопросы награждения государственными наградами Российской Федерации, присвоения почетных званий Российской Федерации, высших воинских и высших специальных званий. Для предварительного рассмотрения данных вопросов при Президенте создана комиссия по государственным наградам.

    - осуществление помилования. Помилование выражается в полном освобождении осужденного от наказания за уголовное преступление, назначенное приговором суда, вступившим в законную силу, либо сокращение срока наказания.

    Акт помилования осуществляется на основе персонального обращения осужденного к Президенту. Обращение осужденного к Президенту – последний шанс изменить меру наказания за преступление.

    - далее, п. «в» ст.84 наделяет  Президента правом назначать  референдум. Порядок назначение  и проведения референдума регулируется ФКЗ «О референдуме РФ»15.

    - п. «и» ст.83 наделяет Президента  правом формировать свою администрацию,  которую возглавляет Руководитель  администрации. Администрация призвана  обеспечить исполнение Президентом  его полномочий16.

 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Личные неимущественные и имущественные права и обязанности супругов в российском семейном праве. 

    С момента регистрации брака в органах ЗАГСа лица, заключившие брак, становятся супругами и у них возникают по отношению друг к другу определенные права и обязанности.

    Права и обязанности супругов можно разделить на:

  • личные, носящие неимущественный характер (к примеру, стирка белья, посещение родительских собраний, выбор фамилии, профессии и т.д.)
  • имущественные, то есть касающиеся прав на конкретные вещи.

    Личные права и обязанности. Разумеется, закон не может предусмотреть все личные права и обязанности мужа и жены. Этого, в общем-то и не требуется, ведь брак, прежде всего, основан на любви и взаимопонимании, а значит, мораль играет гораздо большую роль в личных отношениях супругов, нежели право. Вмешательство в решение вопросов семьи извне, в том числе близких родственников или структур, обладающих властными полномочиями (органов государственной власти, органов местного самоуправления, руководителей предприятий, учреждений, организаций), недопустимо.

    В Семейном кодексе РФ правовое регулирование личных неимущественных прав супругов сведено к минимуму, и направлено на обеспечение равенства супругов в семье, создание нормальных условий для развития каждого из них и укрепления семьи в целом.

    Личные неимущественные права супругов базируются на том, что они свободны от всяческого расчета, их основу составляют желательные и одобряемые обществом действия и поступки, касающиеся личной жизни мужа и жены.

    Эти права не могут быть ограничены путем заключения между супругами какого-либо соглашения. На них не влияет факт совместного или раздельного проживания, каждый из супругов может пользоваться правами по своему собственному усмотрению.

    Ст. 31 Семейного кодекса устанавливает равенство супругов в семье. Каждый из супругов свободен в выборе рода занятий, профессии, мест пребывания и жительства. Вопросы материнства, отцовства, воспитания, образования детей и другие вопросы жизни семьи решаются супругами совместно, исходя из принципа равенства супругов. Супруги обязаны строить свои отношения в семье на основе взаимоуважения и взаимопомощи, содействовать благополучию и укреплению семьи, заботиться о благосостоянии и развитии своих детей.

    Каждый из супругов становится в равной степени обладателем прав и обязанностей.

    Семейный кодекс РФ выделяет следующие виды личных прав супругов:

  • право на свободный выбор рода занятий, профессии, места пребывания и жительства;
  • право на совместное решение вопросов семейной жизни;
  • право выбора супругами фамилии.

    В соответствии с п. 1 ст. 31 Семейного кодекса РФ каждый из супругов свободен в выборе рода занятий, профессии, места жительства и пребывания. Речь идет о согласии или несогласии одного из супругов на выбор занятий и профессии другим супругом. Таким образом, каждый из супругов выбирает род занятий и профессию по своему собственному желанию, независимо от желаний и предпочтений другого супруга. Какие-либо возражения другого супруга, связанные с таким выбором, никакого правового значения не имеют. Повлиять на выбор профессии супругом возможно лишь советами и рекомендациями. Право принятия окончательного решения принадлежит каждому из супругов индивидуально.

    В реальной жизни супруги зачастую решают эти вопросы по взаимному согласию, исходя из интересов семьи. В противном случае разногласия супругов по поводу рода занятий и профессии могут служить причиной серьезных семейных конфликтов и даже расторжения брака.

    Аналогичным образом решается вопрос и о месте пребывания и жительства супругов. Создание семьи предполагает совместное проживание мужчины и женщины. Однако никто не вправе ограничивать супругов в выборе места пребывания и жительства. Перемена места жительства одним из супругов не влечет за собой обязанности другого супруга также менять место жительства.

    Если у супругов возникла необходимость в раздельном проживании в силу каких-либо жизненных обстоятельств, вопрос об этом решается самими супругами свободно, без каких-либо ограничений. В случае, если супруги проживают раздельно, вопрос о месте жительства их несовершеннолетних детей определяется соглашением супругов либо судом в соответствии с п. 3 ст. 65 Семейного кодекса РФ.

    Другим личным правом каждого супруга является право выбора супругами фамилии в порядке ст. 32 Семейного кодекса РФ. При государственной регистрации заключения брака супруги вправе выбрать по своему желанию фамилию. Так, ими может быть выбрана фамилия одного из супругов в качестве общей либо каждый из супругов оставляет свою добрачную фамилию. В качестве общей фамилии супругов может быть записана и фамилия, образованная посредством присоединения фамилии жены к фамилии мужа. При этом общая фамилия супругов может состоять не более чем из двух фамилий, соединенных при написании дефисом, то есть если кто-либо из супругов уже обладал двойной фамилией, то к ней присоединить фамилию жены или мужа невозможно.

    Вопрос о сохранении или изменении фамилии решается при вступлении в брак каждым из супругов самостоятельно.

    Возможность участия в решении данного вопроса иных лиц, включая родителей и других близких родственников супругов, законом не предусмотрена.

    Запись акта о заключении брака должна содержать, в частности, сведения о фамилиях супругов (до и после заключения брака).

    Факты противоправного воздействия и давления на вступающего в брак супруга с применением недозволенных методов и средств (угрозы, шантажа, принуждения, ограничения в правах) могут при определенных обстоятельствах и последствиях быть расценены как воспрепятствование осуществлению гражданином законных прав и свобод с привлечением виновных лиц к установленной законом ответственности.

Информация о работе Контрольная работа по "Гражданскому праву"