Контрольная работа по "Гражданскому праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 13:42, контрольная работа

Описание работы

1. Вопрос. Характеристика полномочий Президента РФ.
2. Вопрос. Личные неимущественные и имущественные права и обязанности супругов в российском семейном праве.

Работа содержит 1 файл

Контрольная (Полномочия президента).doc

— 210.50 Кб (Скачать)

1. Характеристика полномочий  Президента РФ. 

    Президент РФ в соответствии с конституцией страны, обладает широким кругом полномочий, необходимых для реализации его  функций как главы государства. Эти полномочия затрагивают, по сути дела, все стороны государственной деятельности, и Президент, в конечном счете, ответственен за слаженную и сбалансированную работу всех государственных структур.

    Традиционной  является классификация полномочий (компетенции) Президента РФ по различным  сферам осуществления его деятельности. При этом отдельные ученые-государствоведы выделяют различное число групп полномочий Президента. Так, С.А. Авакьян выделяет пять их основных групп:

  • в части формирования государственных органов и назначения высших должностных лиц;
  • в части руководства внутренней политикой страны и взаимоотношений с другими государственными органами;
  • в области внешней политики;
  • в области обеспечения обороны и безопасности государства, стабильности общественного порядка в стране;
  • в области обеспечения конституционного статуса личности1.

    В.Е. Чиркин говорит о восьми группах  полномочий:

  • в сфере правового статуса личности;
  • связанные с федеративным устройством государства;
  • в отношениях с парламентом;
  • в отношениях с органами исполнительной власти;
  • в отношениях с органами судебной власти;
  • по урегулированию чрезвычайных положений;
  • в военной сфере;
  • в области внешней политики2.

    По  мнению Е.И. Козловой, полномочия Президента РФ следует разделить на шесть  групп по следующим сферам:

  • полномочия, связанные с формированием федеральных органов государственной власти;
  • участием в законотворчестве;
  • функционированием исполнительных органов государственной власти;
  • обеспечением осуществления полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации;
  • внешней политикой и обороной;
  • иными сферами государственной деятельности3.

    На  наш взгляд, выделение большего количества групп полномочий Президента или  совмещение их в более крупные  блоки, т.е. выделение меньшего количества групп – не принципиально. Важно, чтобы они охватывали все области жизни общества и все сферы государственного управления, в которых Президент может и должен проявлять свои властные полномочия в целях, обозначенных в присяге. Поэтому мы будем рассматривать полномочия намеренно не определяя число их групп.

    Компетенция Президента РФ в отношении  исполнительных органов  государственной  власти. Исполнительную власть в РФ осуществляет Правительство Российской Федерации (ч. 1 ст. 110 Конституции). Состав, полномочия, организация деятельности, обеспечение деятельности и другие вопросы деятельности Правительства регулируются ФКЗ «О правительстве Российской Федерации»4.

    Согласно  п. «а» ст. 83 Конституции РФ Президент РФ назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ. После трехразового отклонения Думой представленных кандидатур Президент наделен правом распустить палату и назначить ее новые выборы, а Председателя Правительства назначить самостоятельно. По предложению Председателя Правительства Президент назначает на должность и освобождает от нее заместителей Председателя Правительства, федеральных министров.

    Президент имеет право по своему усмотрению председательствовать на заседаниях Правительства  РФ, занимая, тем самым, место его  Председателя (п. «б» ст.83). Этим Президент осуществляет непосредственное руководство Правительством.

    В ст. 32 ФКЗ «О Правительстве» закреплено положение о том, что Президент  РФ в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, утверждает по представлению Председателя Правительства РФ положения о них, назначает их руководителей. В Указе Президента РФ от 20 мая 2004 г. «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти»5 конкретно определены такие органы: МВД РФ, Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, МИД РФ, Министерство обороны РФ, МинЮст РФ, Государственная фельдъегерская служба РФ, Служба внешней разведки РФ, ФСБ РФ, Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, Федеральная служба охраны РФ, Главное управление специальных программ Президента РФ, Управление делами Президента РФ. Правительство РФ лишь координирует деятельность данных органов.

    Президент обладает контрольными (надзорными) полномочиями в отношении органов исполнительной власти. Так, в соответствии с ч. 3 ст. 115 Конституции РФ глава государства наделен правом отмены постановлений и распоряжений Правительства РФ в случае их противоречия Основному закону, федеральным законам и указам Президента РФ посредством издания Президентских указов. Однако, надо отметить, что такого рода указы на практике фактически не встречаются, поскольку важная роль в этой деятельности отведена прокуратуре. Тем не менее, прецеденты имеются: Указ Президента РФ 1995 г. об отмене как противоречащего закону «Об оружии» постановления Правительства РФ от 19 декабря 1994 г. о праве использования оружия работниками Департамента по охране и рациональному использованию охотничьих ресурсов Минсельхозпрода России6. Надзорные полномочия Президента РФ используются в отношении исполнительных органов государственной власти субъектов РФ: ч.2 ст.85 Конституции наделяет Президента правом приостановить действия актов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречий этих актов Конституции, федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

    Президент обладает и арбитражными полномочиями в отношении исполнительных органов. Данное полномочие осуществляется Президентом РФ, прежде всего путем использования согласительных процедур. Это право закреплено в ч. 1 ст. 85 Конституции РФ. Оно гласит, что Президент РФ может использовать согласительные процедуры для решения разногласий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.

    Таким образом, как видно из описанного, Президент РФ осуществляет непосредственное воздействие на Правительство и  принимает важные решения в сфере  исполнительной власти.

    Полномочия, связанные с органами законодательной  власти. Согласно п. «а» ст. 84 Конституции, Президент назначает выборы Государственной Думы в связи с истечением срока ее полномочий или в связи с ее роспуском. Порядок выборов устанавливается ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ»7.

    Право Президента на роспуск Думы обуславливается следующими основаниями: трехкратное отклонение Думой кандидатур Председателя Правительства, предложенных Президентом (ч. 4 ст. 111), выражение Думой в течение трех месяцев недоверия Правительству (ч. 3 ст. 117), отказ Думы в доверии Правительству (ч. 4 ст. 117). Перечень оснований для роспуска Государственной Думы носит исчерпывающий характер.

    Кроме этого, Президент наделен правом законодательной инициативы, подписывает  и обнародует законы, пользуется правом отлагательного вето в отношении федеральных законов, издает нормативные правовые акты и обращается к Федеральному Собранию с посланиями о положении в стране.

    Полномочия, связанные с судебными  органами. Судебная власть это вид государственной деятельности, осуществляемой специально уполномоченными органами государства (суд, судья), содержание которой составляют полномочия по рассмотрению и разрешению уголовных, гражданских, административных дел и экономических споров, а также иные полномочия, осуществляемые путем конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства8.

    Конституция устанавливает судебную систему  страны, но не определяет состава судебной системы. Судебная система РФ установлена  ФКЗ РФ «О судебной системе РФ»9. Часть 2 ст.4 Закона четко определяет круг судебных органов - т.е. состав судебной системы России: В Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации.

    Ниже  в этой же статье дается исчерпывающий  перечень федеральных судов:

    Конституционный Суд Российской Федерации;

    Верховный Суд Российской Федерации, верховные  суды республик, краевые и областные  суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

    Высший  Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды) арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

    К судам субъектов Российской Федерации  относятся: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

    В соответствие с Конституцией РФ судьи  высших федеральных судебных органов  РФ назначаются по представлению  Президента.

    Одним из высших федеральных органов судебной власти является Конституционный Суд РФ. Конституционный суд РФ - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда РФ устанавливаются Конституцией РФ (ст. 125), Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 г. №1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»10.

    Конституционный Суд Российской Федерации состоит  из девятнадцати судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

    Согласно  п. «е» ст. 83 Конституции, Президент  представляет Совету Федерации кандидатуры  для назначения на должности судей  Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, а также кандидатуру Генерального прокурора РФ; вносит в Совет Федерации предложение об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации; назначает судей других федеральных судов.

    Полномочия  в области обороны  страны и обеспечения  государственной безопасности. Являясь Верховным главнокомандующим, согласно ст. 83 и 87 Конституции, Президент назначает и освобождает высшее командование Вооруженных сил РФ. Вообще, конкретные полномочия Президента в организации обороны страны и обеспечения ее безопасности весьма обширны. Назовем лишь некоторые, содержащиеся в ст.4 ФЗ «Об обороне»11. Президент Российской Федерации: определяет основные направления военной политики РФ; утверждает военную доктрину РФ; осуществляет руководство Вооруженными Силами РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами; в случаях агрессии или непосредственной угрозы агрессии против РФ, возникновения вооруженных конфликтов, направленных против РФ, объявляет общую или частичную мобилизацию, вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе, отдает приказ Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами РФ о ведении военных действий; исполняет полномочия в области обеспечения режима военного положения в соответствии с Конституцией РФ и федеральным конституционным законом; принимает в соответствии с федеральными законами решение о привлечении Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению; утверждает общевойсковые уставы, положения о Боевых знаменах воинских частей, Военно-морском флаге РФ, порядке прохождения военной службы, военных советах, военных комиссариатах, военно-транспортной обязанности, положения о Министерстве обороны РФ и Генеральном штабе Вооруженных Сил РФ, а также положения об органах управления других войск, воинских формированиях и органах; издает указы о призыве граждан РФ на военную службу, военные сборы (с указанием численности призываемых граждан РФ и их распределения между Вооруженными Силами РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами), а также об увольнении с военной службы граждан РФ, проходящих военную службу по призыву в порядке, предусмотренном федеральным законом; и мн. др.

Информация о работе Контрольная работа по "Гражданскому праву"