Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 18:56, контрольная работа
Задание 1. Раскройте понятие произведения, на какие произведение распространяется авторское право?
В законодательстве понятие «произведение» не определяется, указывается лишь, что авторское право распространяется на произведения, являющиеся результатами творческой деятельности (ст. 6 Закона об авторском праве).
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ФГБОУ ВПО «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Выполнил: Апатаев А.А.
Студент 4 курса
7
семестра
Предполагается, что любое произведение – это результат творческой деятельности, однако понятие творческой деятельности также является неоднозначным. Обычно поясняется, что имеется в виду не всякая творческая деятельность, а которая приводит к возникновению произведения. Таким образом, круг замыкается: произведение определяется как результат творческой деятельности, a творческая деятельность – как деятельность, приводящая к созданию произведения.
На практике большое значение имеет судебное усмотрение, которое пока не выработало каких-либо единых подходов. Интересно отметить, что складывающаяся судебная практика все же идет по пути признания авторских прав не только на отдельные создаваемые авторами слова, но и на названия персонажей, особенно если они стали широко известными в России и ассоциируются именно с произведениями данного автора.
Охрана должна предоставляться независимо от назначения и достоинства произведения. Для получения охраны произведение должно быть выражено в объективной форме (устной, письменной и т. д.).
Из содержания пп. 1 и 2 ст. 6 Закона РФ “Об авторском праве и смежных правах” может быть сделан вывод о том, что произведение - это результат творческой деятельности автора, выраженный в объективной форме. Творческая деятельность - это деятельность человеческого мозга, который способен создавать только идеальные образы, а не предметы материального мира. Творчество представляет собой познание нового, ранее неизвестного. Таким образом, творчество приводит к новому, ранее неизвестному результату. Различают субъективную и объективную новизну творческого результата. Авторское право охраняет лишь те творческие результаты, которые обладают объективной новизной, т.е. творческий результат являвшийся до сего момента неизвестным не только для лица, получившего этот результат, но также и для остальных лиц. Само произведение не материальный, а идеальный объект. Однако охрана, предоставляемая авторским правом, возникает лишь с того момента, как этот идеальный результат будет выражен в какой-либо объективной (материальной) форме
Задача определения понятия «произведение», казалось бы, не должна входить в компетенцию гражданского права, так как составляет предмет специальных наук: теории литературы, теории искусства и теории науки. Многие цивилисты так именно и смотрят на это, отсылая в случае необходимости судебные органы, рассматривающие авторские и изобретательские споры, к специальной экспертизе. Тем не менее в цивилистической литературе был высказан и другой взгляд. В научных трудах В.И.Серебровского, посвященных авторскому праву, задача определения понятия произведения была отнесена к компетенции гражданского права. Указав на то обстоятельство, что «закон, гарантируя охрану произведения, не указывает, однако, что следует понимать под «произведением», В.И.Серебровский решительно заключил, что «задача дать определение понятия произведения падает, таким образом, на долю науки гражданского права»1. Им же была сделана попытка раскрыть понятие произведения полнее, чем это имело место ранее в авторском праве. Тем самым был предпринят важный шаг в изучении сложной проблемы произведения в аспекте гражданского права Если окинуть взглядом перечень охраняемых законом произведений, приведенный в ст. 475 ГК, то поражает многообразие видов произведений. Их, казалось бы, невозможно подвести под одну рубрику. Объединение этих произведений под рубрикой «авторские произведения»2 представляет определенную научную ценность, но не исчерпывает разновидности произведений, упоминаемых в ГК. Статья 492, регулируя случаи дозволенного использования чужого произведения, на первое место ставит такое его использование, в результате которого создается новое (1) творчески самостоятельное произведение (2). Построение этого пункта показывает, что признак новизны (1) и признак творческой самостоятельности произведения (2) составляют два независимых друг от друга признака. А так как творчески самостоятельное произведение всегда ново, то, по-видимому, возможны такие произведения, которые новы, не будучи творчески самостоятельными.
В самом деле, произведение состоит из множества разнородных компонентов. Например, в произведении литературы различают тему, материал, сюжет, словарный состав, образную систему, композицию и т. д. Произведения искусства или науки также отличаются сложным составом. Если бы для творческой самостоятельности произведения требовалась новизна всех без исключения элементов, то понятия новизны произведения и его творческой самостоятельности по смыслу своему совпадали бы. Но в том-то и дело, что для творческой самостоятельности произведения бывает достаточно новизны всего лишь одного элемента по сравнению с используемым оригиналом. С другой стороны, новизна некоторых элементов произведения по сравнению с использованным оригиналом не всегда, как мы видим, свидетельствует о творческой самостоятельности «нового» произведения. Это означает, что возможны новые произведения без творческой самостоятельности. Далее мы познакомимся с ними.
Из изложенного вытекает, что новизну и творческую самостоятельность следует рассматривать как два самостоятельных признака произведения. если признаки новизны и творческой самостоятельности требуются законом от произведений, в которых использован чужой труд, 1 то тем более эти признаки должны характеризовать такие произведения, в которых чужие труды не использованы. Таким образом, любой объект авторского права характеризуется новизной и творческой самостоятельностью. Это позволяет сформулировать общее для авторского права положение: объектом авторского права является только произведение творчества. Такой вывод и был сделан в науке гражданского права. Следовательно, мы получили ответ на вопрос, каким критерием руководствоваться, относя к числу авторских произведения, которых нет в перечне, приведенном в ст. 475. Для отнесения к числу объектов авторского права произведений, не перечисленных в этой статье, необходимо руководствоваться критерием новизны и творческой самостоятельности произведения. Цивилисты пользуются этим критерием, решая вопрос, охраняются ли авторским правом произведения, не упомянутые в ст. 475, например художественные изделия, выпускаемые промышленностью, настольно-печатные игры, модели бытовой одежды и др.
Так как понятие произведения, как показывает психология мышления, шире понятия «творческое произведение», то мы должны быть готовы к тому, что в гражданском праве не все произведения могут быть объектами права. Этот вывод подтверждается анализом ст. 487. Указанная статья регулирует отношения, связанные с созданием сборников «произведений», не являющихся предметом чьего-либо авторского права, как то: законов, судебных решений, иных официальных документов, произведений народного творчества, авторы которых неизвестны, древних актов и памятников, а также иных произведений, не охраняемых авторским правом.
Не может быть сомнения б том, что среди этих произведений должны встретиться и такие, создание которых требует не творчества или вдохновения, а чисто технических выводов, сноровки и профессиональных знаний, т. е. так называемого репродуктивного мышления.
Следовательно, понятие «произведение» и понятие «объект авторского права» в ГК не совпадают: существуют произведения, не являющиеся объектом авторского права.
При первом взгляде на перечень произведений, упоминаемых в ГК, кажется, что их нельзя привести в стройную систему, настолько они разнохарактерны. Однако уже в самом ГК находится такое подразделение произведений, от которого не может отойти ни один исследователь. Все творческие произведения делятся в ГК по виду юридических норм, регулирующих соответствующие отношения, на три группы:
а) произведения, охраняемые нормами авторского права;
б) произведения, охраняемые правом на открытие;
в) произведения охраняемые изобретательским правом.
Анализ системы произведений, упоминаемых в ГК, открывает, как было показано выше, и другое, более общее деление произведений. Гражданский кодекс именует произведениями не только продукты творчества, но и такие произведения мыслительной деятельности, для создания Которых достаточно репродуктивного мышления. Это различие между произведениями мысли также должно быта отражено в классификации произведений.
Кодекс относит к произведениям, охраняемым авторским правом, не только вполне самостоятельные творения, но и такие произведения, некоторые элементы которых заимствованы из чужих трудов, т. е. так называемые зависимые произведения, мимо которых классификация не может пройти, если претендует на полноту.
Следует, наконец, иметь в виду, что все три раздела. ГК (IV, V и VI), посвященные произведениям творчества, объединяются одним общим правовым институтом—правом авторства. Произведения литературы, искусства, науки, открытия и изобретения — все это объекты права авторства.
В самом прямом смысле понятие "авторское право" или "copyright" означает "право создание копий". Авторские права представляют собой одну из форм защиты интеллектуальной собственности, совокупность правовых норм, регулирующих отношения по поводу создания и использования произведений науки, литературы и искусства. Авторское право распространяется на вышеуказанные произведения, независимо от их назначения и достоинства, а также способов выражения.
Объективные формы существования произведений (ст.6 Закона РФ “Об авторском праве и смежных правах”):
Авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты. Материальный объект, в котором произведение выражено (или в котором произведение заключено), охраняется правом собственности, а не авторским правом. Что включает в себя понятие «автор»? Согласно ст. 4 Закона РФ “Об авторском праве и смежных правах”, автором является «физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение». В целом, в тексте Закона кроме слова "автор" употребляются термины "переводчик", "составитель", "режиссер- постановщик", "художник-постановщик". Все эти лица также охватываются понятием "автор". Из общего правила о том, что автором произведения может выступать физическое лицо (а не организация), сделано два исключения:
Предполагается, что любое произведение – это результат творческой деятельности, однако понятие творческой деятельности также является неоднозначным. Обычно поясняется, что имеется в виду не всякая творческая деятельность, а которая приводит к возникновению произведения. Таким образом, круг замыкается: произведение определяется как результат творческой деятельности, a творческая деятельность – как деятельность, приводящая к созданию произведения.
Иногда отмечается, что в качестве произведений должны рассматриваться только оригинальные результаты творческой деятельности, но при этом не исключается возможность самостоятельного и независимого создания разными авторами одинаковых произведений. Разумеется, для книг и иных больших произведений такое совпадение невозможно.
Информация о работе Контрольная работа по "Гражданскому праву"