Конституція (Німеччина)

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2011 в 11:14, контрольная работа

Описание работы

Перша конституція Німеччини була дарована Імператором Вільгельмом І в 1871 р. Вона юридично закріпила об'єднання країни. 6 лютого 1919 р. Національні збори, обрані на підставі загальних виборів і наділенні установчими повноваженнями, прийняли другу загальногерманську конституцію, яка увійшла в історію, як Веймарська (м. Веймар, де проходило засідання Національних зборів). Це була одна з найдемократичніших конституцій свого часу.

Работа содержит 1 файл

Конституція.docx

— 23.85 Кб (Скачать)

В условиях чрезвычайного  положения (состояние напряженности, состояние обороны) демократические  принципы могут быть ограничены законом  парламента (эти нормы были внесены  в конституцию в 1968 г. в период «холодной войны» — острого противостояния западных государств и стран тоталитарного  социализма). Конституция устанавливает  также, что чрезвычайные меры могут  быть приняты для отражения опасности, угрожающей основам свободного демократического строя федерации или отдельной  земли. 

Регулируя отношения  основных органов государства, а  также государства в целом  и его составных частей, методы деятельности органов государства, конституция исходит из того, что  Германия является по форме правления парламентарной республикой, относительно децентрализованным федеративным государством с демократическим режимом. 

Изменение и дополнение конституции может быть осуществлено только специальным конституционным  законом, который принимается 2/3 голосов  в каждой палате парламента (бундестаге и бундесрате). 

За время действия конституции 1949 г. было принято около  четырех десятков законов, изменяющих и дополняющих ее. Наиболее существенные изменения конституции связаны  с поправками, внесенными в 1968 г. —  о возможности введения особого  режима (термин «чрезвычайное положение» в конституции не применяется, но речь идет именно об этом) и в 1993 г. —  в связи с преобразованием  Европейского экономического сообщества в Европейский союз, членом которого ФРГ является. Новая редакция ст. 23 (1993 г.) предусматривает, в частности, что Германия участвует в издании  нормативных актов Европейского союза. 

Конституционный контроль. В ФРГ существует специальный орган конституционного контроля — Федеральный конституционный суд, который в отличие от Франции осуществляет как предварительный, так и последующий контроль (во Франции последний возможен только в 

398 

 случае нарушения  конституционных прав граждан  и сопряжен с дополнительными условиями). 

Федеральный конституционный  суд состоит из двух палат (сенатов) по 8 судей в каждой, в общей  сложности — из 16 судей. Половина из них избирается бундестагом (нижней палатой парламента), половина —  бундесратом (верхней палатой). Бундестаг  избирает судей путем косвенных  выборов, создавая для этого специальную  комиссию на основе пропорционального  представительства политических партий. Бундесрат проводит прямые выборы. Кандидат на должность судьи должен полу­чить 2/3 голосов. Для кандидатов установлены довольно жесткие условия: трое судей в каждом сенате должны быть избраны из состава судей пяти высших судов страны (в ФРГ нет единого верховного суда), пять других членов должны иметь возраст не менее 40 лет и соответствующий диплом о юридическом образовании. После избрания судьи назначаются на должность декретом президента республики. Срок их полномочий — 12 лет, повторное избрание не допускается. 

Федеральный конституционный  суд в соответствии с конституцией и законом о нем 1951 г. (этот закон  неоднократно изменялся и принимался в новой редакции) обладает очень  широкой компетенцией, к которой  относятся: 1) толкование федеральной  конституции в случаях спора  об объеме прав и обязанностей участников конституционно-правовых отношений (в частности, в связи со спорами о компетенции высших органов государства, по жалобам земли о толковании федеральной конституции судом земли); 2) рассмотрение споров и неясностей по вопросу о взаимоотношениях федерации и земель, а также земель между собой (о совместимости федерального права и права земель, о правах и обязанностях федерации и земель, об исполнении землями федерального права, об осуществлении федерального контроля в отношении земель и др.); 

3) рассмотрение жалоб  общин и их союзов (союзы —  это, по существу, округа, единицы  административно-территориального  деления) по поводу нарушения  законом, в том числе актом  земли, их прав на самоуправление; 4) рассмотрение заявлений граждан  на нарушение их конституционных  прав юридическими актами —  законами, актами административных  органов, судебными решениями; 5) решение квазиуголовных дел о  лишении конституционных прав  граждан, использующих эти права  про­тив свободного демократического порядка, об антиконституционности и, следовательно, запрещении политических партий и других объединений, об освобождении от должности президента республики в связи с обвинением, возбужденным против него парламентом; 6) рассмотрение жалоб на решения бундестага, касающихся выборов, приобретения или утраты членства в бундестаге, и некоторых других жалоб. 

399 

 Дела рассматриваются  одним из двух сенатов суда  при кворуме в 6 судей. В отличие  от французского Конституционного  совета в Федеральном конституционном  суде ФРГ, а также в конституционных  судах земель применяется устный  состязательный процесс. 

Решения Федерального конституционного суда обязательны  для всех органов федерации, земель, всех ведомств и судов. В некоторых  случаях, специально перечисленных  в законе о Федеральном конституционном  суде, его решения имеют силу закона. 

В землях (субъектах  федерации) действуют конституционные  суды. земель (в землях есть свои конституции). Конституционные суды земель вправе контролировать соответствие актов земель как федеральной, так и местной конституции.

Информация о работе Конституція (Німеччина)