Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2011 в 11:14, контрольная работа
Перша конституція Німеччини була дарована Імператором Вільгельмом І в 1871 р. Вона юридично закріпила об'єднання країни. 6 лютого 1919 р. Національні збори, обрані на підставі загальних виборів і наділенні установчими повноваженнями, прийняли другу загальногерманську конституцію, яка увійшла в історію, як Веймарська (м. Веймар, де проходило засідання Національних зборів). Це була одна з найдемократичніших конституцій свого часу.
В условиях чрезвычайного
положения (состояние напряженности,
состояние обороны) демократические
принципы могут быть ограничены законом
парламента (эти нормы были внесены
в конституцию в 1968 г. в период
«холодной войны» — острого противостояния
западных государств и стран тоталитарного
социализма). Конституция устанавливает
также, что чрезвычайные меры могут
быть приняты для отражения
Регулируя отношения
основных органов государства, а
также государства в целом
и его составных частей, методы
деятельности органов государства,
конституция исходит из того, что
Германия является по форме правления
парламентарной республикой, относительно
децентрализованным федеративным государством
с демократическим режимом.
Изменение и дополнение
конституции может быть осуществлено
только специальным конституционным
законом, который принимается 2/3 голосов
в каждой палате парламента (бундестаге
и бундесрате).
За время действия
конституции 1949 г. было принято около
четырех десятков законов, изменяющих
и дополняющих ее. Наиболее существенные
изменения конституции связаны
с поправками, внесенными в 1968 г. —
о возможности введения особого
режима (термин «чрезвычайное положение»
в конституции не применяется, но
речь идет именно об этом) и в 1993 г. —
в связи с преобразованием
Европейского экономического сообщества
в Европейский союз, членом которого
ФРГ является. Новая редакция ст.
23 (1993 г.) предусматривает, в частности,
что Германия участвует в издании
нормативных актов Европейского
союза.
Конституционный контроль.
В ФРГ существует специальный орган конституционного
контроля — Федеральный конституционный
суд, который в отличие от Франции осуществляет
как предварительный, так и последующий
контроль (во Франции последний возможен
только в
398
случае нарушения
конституционных прав граждан
и сопряжен с дополнительными условиями).
Федеральный конституционный
суд состоит из двух палат (сенатов)
по 8 судей в каждой, в общей
сложности — из 16 судей. Половина
из них избирается бундестагом (нижней
палатой парламента), половина —
бундесратом (верхней палатой). Бундестаг
избирает судей путем косвенных
выборов, создавая для этого специальную
комиссию на основе пропорционального
представительства политических партий.
Бундесрат проводит прямые выборы.
Кандидат на должность судьи должен
получить 2/3 голосов. Для кандидатов установлены
довольно жесткие условия: трое судей
в каждом сенате должны быть избраны из
состава судей пяти высших судов страны
(в ФРГ нет единого верховного суда), пять
других членов должны иметь возраст не
менее 40 лет и соответствующий диплом
о юридическом образовании. После избрания
судьи назначаются на должность декретом
президента республики. Срок их полномочий
— 12 лет, повторное избрание не допускается.
Федеральный конституционный
суд в соответствии с конституцией
и законом о нем 1951 г. (этот закон
неоднократно изменялся и принимался
в новой редакции) обладает очень
широкой компетенцией, к которой
относятся: 1) толкование федеральной
конституции в случаях спора
об объеме прав и обязанностей участников
конституционно-правовых отношений (в
частности, в связи со спорами о компетенции
высших органов государства, по жалобам
земли о толковании федеральной конституции
судом земли); 2) рассмотрение споров и
неясностей по вопросу о взаимоотношениях
федерации и земель, а также земель между
собой (о совместимости федерального права
и права земель, о правах и обязанностях
федерации и земель, об исполнении землями
федерального права, об осуществлении
федерального контроля в отношении земель
и др.);
3) рассмотрение жалоб
общин и их союзов (союзы —
это, по существу, округа, единицы
административно-
399
Дела рассматриваются
одним из двух сенатов суда
при кворуме в 6 судей. В отличие
от французского
Решения Федерального
конституционного суда обязательны
для всех органов федерации, земель,
всех ведомств и судов. В некоторых
случаях, специально перечисленных
в законе о Федеральном конституционном
суде, его решения имеют силу закона.
В землях (субъектах федерации) действуют конституционные суды. земель (в землях есть свои конституции). Конституционные суды земель вправе контролировать соответствие актов земель как федеральной, так и местной конституции.