Конституция США: история, структура, правовые институты

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 18:21, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является: рассмотреть историю создания Конституции США, вопросы принятия Конституции, ее структура, основные правовые институты, которые она закрепляет, механизм государства, основные атрибуты демократического строя.

Работа содержит 1 файл

Конституция США.docx

— 75.98 Кб (Скачать)

     Федералисты пытались доказать, что, поскольку местное  законодательство штатов в большинстве  случаев уже содержало подобного  рода постановления, вводить специальный  раздел о правах человека в федеральную конституцию не имеет смысла.

     В 1789 г. конгресс вынужден был принять  Билль о правах, 10 поправок к конституции, которые гарантируют отдельные личные права граждан и соответственно ограничивают полномочия государственных органов. Поправки были предложены Джеймсом Мэдисоном на первом конгрессе США в 1789 году, в том же году одобрены конгрессом и ратифицированы штатами до конца 1791 года.

     Принятие  Билля о правах было вынужденной мерой для федералистов. Но эта мера имела принципиальное значение. Она была серьезным успехом демократических сил и придавала конституции иное звучание.

     Билль о правах включал поправки, содержавшие  конституционные гарантии буржуазных свобод. Первая поправка провозглашала  свободу слова, печати и собраний. Вторая признавала, что для гарантии свободы штаты имеют право  содержать ополчение, а народ – иметь и носить оружие. Третья запрещала расквартирование солдат в частных домах без согласия хозяина в мирное время, и разрешалось лишь в случае специального закона — в военное. Четвертая обеспечивала неприкосновенность личности и имущества. Обыски и аресты могли производиться только по предъявлению ордера, который выдавался судебными властями при наличии «основательных причин». Пятая поправка вводила суд присяжных и провозглашала, что «никого нельзя принудить при каком-либо уголовном деле свидетельствовать против самого себя или лишать жизни, свободы и собственности без надлежащего разбирательства». Шестая, седьмая и восьмая касались процедуры судопроизводства. Девятая констатировала важное положение: те права, «которыми уже пользуется народ», если они не вошли в конституцию, отменены быть не могут. Наконец, десятая поправка подчеркивала, что права штатов, не переданные федеральному правительству, остаются в неприкосновенности. Хотя провозглашение свободы и прав человека в условиях буржуазного строя еще не есть их претворение в жизнь, включение Билля о правах в конституцию США было важным завоеванием революции.

     Принятие  конституции и установление новой  централизованной федеральной системы  способствовали укреплению независимого государственного устройства США. Существовали проекты, согласно которым вместо единого  государства предполагалось создать  несколько конфедераций.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Глава 2. Структура и общие принципы Конституции США 

     2.1.  Конституция США: структура, значение и принципы.

     Структурно  Конституция США включает сегодня  преамбулу, 7 статей и 27 поправок и представляет собой весьма лаконичный документ. При этом преамбула ни судами, ни доктриной в качестве составной  части Конституции не признается. В ней обозначены источник, от которого исходит Конституция ("Мы, народ..."), а также цели принятия последней (образование более совершенного Союза, утверждение правосудия, обеспечение  внутреннего спокойствия, организация  совместной обороны, содействие общему благосостоянию и обеспечение благ свободы).

     Именно  с целью обеспечения благ свободы "отцы-основатели", как в 1918 г. назвал разработчиков Конституции сенатор, а затем Президент США Уоррен Гардинг, стремились организовать власть в новом государстве таким образом, чтобы в максимально возможной степени оградить человека от ее произвола, поставить преграду деспотическому правлению. В качестве основного средства достижения указанных целей Конституция признала принцип разделения властей, причем действующий как "по горизонтали", так и "по вертикали".

     Особая  заслуга "отцов-основателей" состоит  в том, что они существенно  развили содержание упомянутого  конституционного принципа по сравнению  со считавшейся в то время классической трактовкой французского просветителя Шарля Л. Монтескье, дополнив его  доктриной, получившей название системы  сдержек и противовесов (checksandbalances). Юридической моделью реализации идеи разделения властей с использованием системы сдержек и противовесов явилась установленная Конституцией США впервые в истории президентская республика.

     Наряду  с разделением властей ключевыми, концептуальными идеями Конституции  явились федерализм и судебный контроль, включивший вскоре и проверку конституционности  правовых актов. Как утверждают американские исследователи, перечисленные принципы представлялись "отцам-основателям" настолько самоочевидными и бесспорными, что они не получили прямого словесного закрепления в тексте Конституции, пронизывая, однако, все ее содержание.

     В Конституции наряду с организацией власти регулируются вопросы обеспечения  стабильности и верховенства самой  Конституции, а также фрагментарно некоторые вопросы правового  статуса человека и содержатся переходные положения. Первые три статьи определяют статус федеральных органов государственной  власти: Конгресса (ст. I), Президента (ст. II) и Верховного суда (ст. III). Вопросы федерализма урегулированы в основном ст. IV.

     Наконец, три заключительные статьи посвящены  по большей части самой Конституции. Статья V регламентирует процедуру  принятия поправок к Конституции, ст. VI содержит гарантии верховенства и высокого политического авторитета Конституции (необходимость принесения присяги о ее соблюдении всеми парламентариями, а также должностными лицами исполнительной и судебной власти страны).

     Что же касается ст. VII, то она представляет сегодня лишь исторический интерес, устанавливая порядок ратификации  Конституции штатами, а также  удостоверяя ее юридическую легитимность.

     Изменение Конституции США осуществляется в отличие от конституций многих других стран путем добавления к  ней поправок, не инкорпорируемых  в ее текст. Обратим внимание читателя на то, что каждая публикация текста статей Конституции и поправок к  ней включает все, в том числе  недействующие (измененные или отмененные) ее положения. Поправки публикуются  отдельно – после статей первоначального текста, в хронологическом порядке – каждая под соответствующим порядковым номером.

     В действующих ныне поправках регулируются вопросы правового положения  человека, в том числе избирательного права, некоторые вопросы формирования и организации деятельности государственных  органов, соотношения полномочий федерации и штатов. Первые 10 поправок, вступившие в силу в 1791г., провозглашают важнейшие права человека и гражданина, а также их юридические гарантии. Поэтому по аналогии с одним из основополагающих актов британской конституции, принятым на столетие ранее, их именуют Биллем о правах.

     Конституция США в ст. V предусматривает весьма сложную процедуру внесения поправок, являясь одной из самых жестких  в мире. Поправка принимается 2/3 голосов  членов каждой палаты Конгресса либо специально созванным по инициативе легислатур 2/3 штатов Конвентом —  органом учреди-тельной власти. После принятия поправки на федеральном уровне она подлежит ратификации штатами. Для вступления поправки в силу необходимо ее одобрение 3/4 штатов (в настоящее время – 38). Штаты могут ратифицировать поправки также в двух формах, аналогично используемым на федеральном уровне: либо легислатурами, либо конвентами.

     Таким образом, процедура внесения поправки в Конституцию США включает две  основные стадии: принятие на федеральном  уровне и ратификацию штатами, а  поправки могут вноситься посредством  одной из четырех возможных процедур.

     Схематично  их можно обозначить следующим образом:

  1. Конгресс – легислатуры;
  2. Конгресс – конвенты;
  3. Конвент – легислатуры;
  4. Конвент – конвенты.

     До  сих пор на практике все поправки, кроме одной, вносились по первой из этих процедур. Исключение составила XXI поправка, отменившая "сухой закон", введенный XVIII поправкой, – она была принята Конгрессом и ратифицирована конвентами штатов.

     Сверхжесткий  порядок изменения Конституции  США 1787 г., установленный для придания ей стабильности, в сочетании с  проведением политики воспитания у  населения уважения к своему высшему  закону, несомненно, достиг своей цели. Более чем за 200-летнюю историю США в Конгресс было внесено около 5 тыс. поправок к Конституции. Из них палатами одобрены 33, а были ратифицированы, как известно, 27, из которых 26 действуют. Как видно, наиболее сильной "фильтрации" проекты поправок подвергаются Конгрессом.

     Однако  и ратификация штатами представляет собой весьма серьезный барьер на пути внесения поправок. Истории развития американской Конституции известны примеры, когда ратификация поправки затягивалась на десятилетия и даже века. Своеобразный рекорд здесь принадлежит XXVII поправке, запрещающей парламентариям увеличивать собственное жалованье: соответствующий закон может  вступить в силу только после очередных  выборов нижней палаты.

     Поправка  была принята Конгрессом по предложению  Дж. Мэдисона в 1789 г., а ратифицирована необходимым числом штатов и вступила в силу лишь 7 мая 1992 г. Таким образом, процесс ратификации занял 203 года. Чтобы исключить подобную практику, Конгресс с 1917 г. стал обычно устанавливать  сроки для ратификации.

     Если  требуемое число штатов за отведенное время не одобрит поправку, она  считается отклоненной ими. Так  произошло, например, с принятыми  Конгрессом в 1972 и 1978 гг. соответственно поправками о равноправии мужчин и женщин и о придании федеральному округу Колумбия статуса штата.

     Некоторые действующие поправки были ратифицированы рядом штатов гораздо позже того момента, когда они вступили в  силу. Так, штаты Массачусетс, Джорджия и Коннектикут ратифицировали Билль  о правах лишь к 150-й годовщине  его одобрения Конгрессом – в 1939 г.

     Почтенный возраст американской Конституции, ее лаконичность и формальная неподатливость изменениям обусловили отсутствие в  ней многих институтов, ставших в  настоящее время традиционными  в общемировой практике конституционализма. Таких как: основы правового статуса политических партий; характеристика государства как правового, светского, демократического, социального; многие права социального характера и т. д. Перечисленные пробелы восполняются актами Конгресса и Президента, конституционными обычаями, судебными прецедентами, огромное множество которых породило в американской доктрине понятие "живой конституции", соответствующей жизненным реальностям современного мира.

     Особенно  важной является деятельность судов, прежде всего Верховного суда США, по осуществлению  конституционного контроля и толкованию Конституции, в процессе которой  ее положения подвергаются гибкой интерпретации  сообразно потребностям общественного  развития. В результате, как отмечают многие американские исследователи, буквальное толкование Конституции давно утратило смысл, оно попросту невозможно без  учета судебных решений по конституционным  вопросам.

     Не  имея права ни принимать, ни отменять законы, а тем более конституционные  нормы, именно суды играют решающую роль в определении содержания действующей  Конституции.

     Известный французский правовед Рене Давид  отмечал, что без учета судебного  толкования, путем лишь одного ознакомления с текстом невозможно понять ни одного положения Конституции, в частности, решить вопрос о том, соответствует  ли ей тот или иной закон.

     По  выражению Г. Э. Хьюза, возглавлявшего Верховный суд США с 1930 по 1941 г., "Конституция представляет собой  то, что говорят о ней судьи". Толкование судьями Конституции, как  уже отмечалось, позволяет приспособить ее положения к изменяющимся историческим условиям, сообщает ей гибкость и эластичность.

     Истории известны случаи, когда такая интерпретация  попрошествии некоторого временного промежутка изменялась до противоположности, что, впрочем, отражало изменение и развитие самого общества. При этом вручение права интерпретации конституционных  норм профессионалам – юристам высочайшего класса, к тому же пользующимся в обществе большим авторитетом и независимостью, снижает до минимума опасность произвола и злоупотреблений при его осуществлении. Впрочем, огромная роль судов в формировании норм конституционного права вызывает у некоторых исследователей возражения.

     В понятие "живой конституции" доктрина также нередко включает не только формальные источники конституционного права, но и конституционное поведение, т. е. добровольное следование высшему  закону, причем не только его букве, но и духу, которое предполагает прежде всего укоренение в общественном сознании идеи незыблемости прав человека. Без этого Конституция не имела бы никакой ценности и смысла.

     Конституция США положила начало современному пониманию  конституции как в материальном, так и в формальном смысле. С одной стороны, впервые конституцией стал называться юридический акт, осуществляющий целостное регулирование основ устройства государства. С другой – особая значимость данного документа обусловила наличие у него и специфических формально-юридических признаков: наивысшей юридической силы, а также усложненного порядка изменения по сравнению с иными правовыми актами, в том числе законами.

Информация о работе Конституция США: история, структура, правовые институты