Конституция Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 17:47, контрольная работа

Описание работы

Цель этой работы изучить понятие Конституции, структуру, основные черты и особенности Конституции Российской Федерации.

Содержание

Введение.
4
1. Сущность Конституции РФ.
5
1.1. Понятие и структура Конституции.
5
1.2. Функции Конституции РФ.
7
2. Юридические Свойства Конституции РФ.
13
Заключение.
21
Список используемой литературы.
22

Работа содержит 1 файл

Правоведение +.doc

— 109.50 Кб (Скачать)

       Тесно с ней связана внешнеполитическая функция конституции, суть которой  состоит в том, что основной закон  обращен не только к внутренней жизни  страны, он одновременно является фундаментом внешнеполитической деятельности государства. Это может быть выражено включением в конституцию специальных глав о внешней политике и обороне (так делали, например, Конституция СССР 1977г., Конституция РСФСР 1978г.). Но в принципе наличие таких глав совсем не обязательно - их не было, к примеру, в Конституции РСФСР 1918г., Конституции СССР 1936г. и следовавшей за ней Конституции РСФСР 1937г. Нет подобной главы и в Конституции РФ 1993г., в большинстве зарубежных конституций. Суть в другом, и это главное: наша Конституция не просто исходит из миролюбивой внешней политики государства, стремления к сотрудничеству и добрососедству, но и провозглашает общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ составной частью ее правовой системы.

       Помимо  этого, внешнеполитическая функция  заключается в том, что за пределами  государства она служит и как  важный информационный источник. Конституция  дает представление людям других стран, государствам и международным  организациям о нашем общественно-политическом строе, структуре государства, взаимоотношениях центра и субъектов РФ, конституционных основах региональной и национальной политики, статусе личности в РФ и т.д. Познакомившись с тем, какие параметры социально-экономической и политической системы заложены в нашей Конституции, зарубежный мир получает представление о возможных перспективах развития страны. Не будем закрывать глаза на то, что конституционные декларации и реальные шаги - не всегда одно и то же. И тем не менее, понять без Конституции сущность государства невозможно. 

Идеологическая  функция.

       Под идеологией обычно понимается «система политических, правовых, религиозных, философских взглядов на социальную действительность, общество и отношения  людей между собой. Характерная особенность идеологии состоит в том, что она непосредственно связана с практической деятельностью людей и направлена на утверждение, изменение либо преобразование существующих в обществе порядков и отношений». А идеологическая функция конституции проявляется в ее способности оказывать влияние на духовную жизнь общества путем распространения и утверждения определенных политических и правовых идей, представлений и ценностей.

       Эта функция присуща и действующей  Конституции, несмотря на то, что в ст. 13 Конституции РФ 1993г. сказано, что в Российской Федерации признается идеологическое многообразие, никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

       Конечно, главное проявление идеологической функции конституции заключается в закреплении постулатов какого-то политического учения в качестве господствующих. Такими были все предшествующие советские конституции. Так, правовым актом и типичным документом научного коммунизма являлась Конституция 1977г. Она исходила из построения всей жизни в стране на постулатах социализма, а в преамбуле содержалась характеристика существовавшей в стране общественной системы как развитого социализма. Именно такой вариант идеологического предназначения действующая конституция полностью исключает. В то же время конституция не может не быть идеологическим (мировоззренческим)  документом. Ведь практически каждое ее слово, все закрепленные в конституции институты выражают видение желаемой социально-политической системы страны. Разве не очевидны одна идеология в категорическом отрицании частной собственности (это делали советские конституции), и совсем противоположная в конституционном закреплении частной собственности и вообще многообразия форм собственности в стране (Конституция РФ 1993г.).

       Резюмируя, следует подчеркнуть, что каждая конституция закрепляет свою систему  общественных ценностей и нацелена на то, чтобы на ее основе формировались  соответствующие воззрения каждого  члена общества. 

Юридическая функция

       Эта функция конституции проявляется в том, что она является основным источником права, содержащим исходные начала для всей правовой системы. Иными словами, конституция является основой правовой системы и правопорядка в стране, основой нового этапа в их развитии. Безусловно, она регулирует общественные отношения и как документ прямого действия может быть исходной почвой для их возникновения. Помимо этого проявление юридической функции конституции выражается в задании импульса развитию законодательства и принятию большого массива новых нормативных юридических актов, воплощающих общие идеи и отдельные положения конституции.

       Все вышеперечисленное Сказанное в  полной мере относится к действующей  Конституции РФ. Она является "заглавным" документом создаваемой в России правовой системы, для детализации Конституции нужны около 600 нормативных актов, частично принятых, но в своем большинстве все-таки пока подготавливаемых. Достаточно актуальна и задача обеспечения прямого действия Конституции. Об этом свойстве Основного Закона «забывают и нередко смотрят на нее как на правовую библию, которой надо молиться на словах, но которой совсем не требуется следовать в делах, и в том числе потому, что она содержит набор благих идей, но не норм непосредственного юридического действия». 

2. Юридические свойства Конституции РФ.

       Под юридическими свойствами конституции  понимаются ее признаки как основного  закона государства и отличающие ее от актов текущего законодательства. В соответствии с этим современная  наука выделяет юридические свойства конституции, которые рассмотрены ниже. 

Легитимность.

       Легитимность  конституции проявляется в том, что  она  принимается  либо законно  избранным  государственной  власти,  либо  учредительным  собранием, созданным специально для принятия конституции,  либо  непосредственно  самим народом путем референдума.   Легитимность   конституции   связана   с   её учредительным характером.  Легитимный  характер  Конституции РФ  1993  года проявляется в том, что она принята референдумом, который проводился  впервые в России. Гражданам предстояло оценить проект, представленный Президентом  и одобренный Конституционным совещанием. 

Итоговый  характер предписаний.

       Конституции присущ итоговый характер предписаний. Как итоговый документ конституция  закрепляет достигнутый уровень  развития общественных  отношений, сложившихся к  моменту  её  принятия.  Каждая  новая  конституция  выступает юридическим отражением хода исторического развития общества  и  государства. Содержание конституции обусловлено социально-экономическими  и  общественно-политическими  процессами,  она   является   правовой   формой   закрепления общественного прогресса, социальных завоеваний  народа,  революционного  или эволюционного развития общества. Но, к сожалению, если  объективно  оценивать содержание нашей  Конституции,  то  мы  увидим,  что  итоговый  характер  ее предписаний, не соответствовал уровню  развития  общественных  отношений  на момент ее принятия. 

Юридическое верховенство.

       Юридическое верховенство конституции означает ее высшую юридическую силу по отношению  ко всем иным нормативным актам, включая и федеральные законы, и упомянутые выше федеральные конституционные законы. Все они должны соответствовать конституции и не могут ей противоречить. Верховенство  конституции   обеспечивается:  

  • приданием конституционным  предписаниям высшей  юридической  силы; 
  • особым порядком её принятия и изменения; 
  • созданием   специального   органа   охраны конституционной законности (конституционным судопроизводством).

       Из  свойства юридического верховенства Конституции  вытекает и то, что с ее принципами, нормами, заложенными в ней концепциями должна сообразовываться деятельность всех государственных, общественных структур, граждан во всех сферах жизни. Конституция выступает как бы доминантой всего общественного развития. За соблюдение конституционных предписаний и обеспечение соответствия Конституции РФ федеральных конституционных законов, законодательных актов субъектов РФ отвечают федеральные органы - Президент и Конституционный Суд РФ (ст.125 Конституции).

       Юридическое верховенство конституций обычно подчеркивается в них самих. Так, согласно ч. 1 ст. 15 Конституции РФ 1993г., "Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации".

       Рассмотрим  подробнее  особый порядок принятия и изменения конституции. Прежде всего, нужно отметить принятие конституции  обычно - историческое событие для государства. Если об обычном законе многие люди зачастую знают очень мало, то и текстом проекта, и дискуссиями о содержании конституции, и раскладом сил в обществе "за" и "против" нового основного закона, как правило, интересуется все-таки гораздо большее число граждан. К тому же проекты обычных законов, даже федеральных конституционных законов, публикуются далеко не всегда; проекты же конституций появляются и на страницах газет с большим тиражом, и издаются отдельными брошюрами.

       Особый  порядок принятия конституций может состоять и в специальной организации массового (всенародного) обсуждения ее проекта. В отечественной конституционной истории такие мероприятия проводились.

       Наконец, особый порядок принятия может выражаться в вынесении проекта конституции  на всенародное голосование (референдум), что и имело место в связи с действующей Конституцией РФ. Результаты референдума являются обязательными и означают принятие либо непринятие конституции народом. В случае принятия она приобретает государственно-обязательную силу, хотя это и не исключает официального провозглашения парламентом или президентом страны, центральной избирательной комиссией принятия конституции и вступления ее в силу.

       Особый  порядок изменения конституции - это специально усложненные процедуры представления проектов, обсуждения и принятия законов о внесении изменений в нее. В том случае, если закон об изменениях и дополнениях конституции принимается парламентом, это обычно сопровождается требованием квалифицированного большинства голосов в пользу такого закона. Например, для изменения Конституции СССР 1977г. закон должен был получить не менее двух третей голосов от общего числа депутатов в каждой палате Верховного Совета СССР (для принятия обычного закона достаточно было простого большинства). Изменение и дополнение предшествующей Конституции РФ производил Съезд народных депутатов РФ законом, принятым большинством не менее двух третей от общего числа народных депутатов РФ (ст. 185).

       Особый  вариант специальных требований - сделать так, чтобы, как говорится, отпало само желание изменять конституцию и тем самым обеспечивалась бы ее стабильность. Пример этому - процедура изменения действующей Конституции РФ 1993 г., предусмотренная в главе 9 - "Конституционные поправки и пересмотр Конституции", т.е., как пишет С.А. Авакъян, "создатели действующей Конституции Российской Федерации пошли по пути намеренно усложненного варианта ее реформирования".

       Согласно  ст. 134 предложения о поправках  и пересмотре положений Конституции  РФ могут вносить Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также группа численностью не менее одной пятой членов СФ или депутатов ГД. В указанной главе 9 ее положения с точки зрения порядка изменения Конституции поделены на четыре части.

       Первая  часть - это положения глав 1 "Основы конституционного строя", 2 "Права и свободы человека и гражданина" и самой главы 9. Эти положения не могут быть пересмотрены самим Федеральным Собранием - парламентом РФ. ФС вправе лишь дать изначальную оценку соответствующих предложений. Статья 135 (ч. 2) гласит: если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции РФ будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов СФ и депутатов ГД (т.е. не одной, а обеих палат), то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание. Оно, согласно ч. 3, либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой Конституции РФ, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования Конституция РФ считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании (при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей).

       Вторая  часть - это поправки к главам 3-8 Конституции (т.е. к ее остальному тексту). В соответствии со ст. 136 они принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона. (Напомним, что по ст. 108 Конституции для принятия такого закона требуется квалифицированное большинство голосов - не менее трех четвертей к СФ и двух третей в ГД). Однако этого недостаточно: принятые поправки вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ.

Информация о работе Конституция Российской Федерации