Конституционые права и обязанности человека и гражданина

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 18:31, курсовая работа

Описание работы

Основной закон государства – Конституция, в первой своей главе «Основы конституционного строя» декларирует положение о том, что «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью государства. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства». Данное положение – одна из фундаментальных основ конституционного строя РФ. Понятием «высшая ценность» не определяется никакая другая основа конституционного строя.

Содержание

Содержание
Введение 3
1. Исторический аспект Билля о правах 5
2. Характеристика Билля о правах 9
Заключение 15
Список использованной литературы 16

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ КПРФ.doc

— 164.50 Кб (Скачать)

      Важнейшее место в системе социально-экономических прав и свобод занимает право частной собственности (ст. 35 Конституции). Его конституционное закрепление имело решающее значение в переходе страны на рельсы рыночной экономики.

      В ч. 3 ст. 35 Конституции установлено, что принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

      Конституция 1993 года в отличие от прежней без каких-либо оговорок и ограничений закрепила право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю, свободно осуществлять владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами, не нанося ущерба окружающей среде и не нарушая прав и законных интересов иных лиц (ст. 36, ч. 1, 2).14

      В условиях рыночной экономики претерпело изменение и содержание прав человека в сфере труда (ст. 37 Конституции).

      Федеральный закон от 23 ноября 1995г. «О порядке разрешения коллективных трудовых споров», детально урегулировал формы и способы реализации этого права.

      С трудовыми правами неразрывно связано  право на отдых (ч. 5 ст. 37 Конституции). В его обеспечении задействован широкий круг субъектов, призванных создавать для реализации этого права необходимые условия.

      Статья 38 Конституции определяет и взаимные права родителей и детей. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

      К числу социально-экономических прав и свобод относится, и право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39 Конституции).

      Содержанием данного права является, прежде всего, гарантированная возможность получать государственные пенсии и социальные пособия. Причем федеральный закон устанавливает минимальные размеры пенсий и пособий. Кроме них, поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность, которые получают в последнее время определенное развитие (ч. 3 ст. 39).

      Право на охрану здоровья и медицинскую  помощь (ст. 41 Конституции) предполагает бесплатность последней в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений.

      Каждый  имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42 Конституции).

      Понятие «окружающая среда» охватывает все компоненты природной сферы, потребителем которых является человек (вода, воздух и пр.), а также те, которые оказывают на него воздействие (шумы, вибрация и др.). Право на благоприятную окружающую среду, т.е. такую, которая не приносит вред человеку, тесно увязано с правами человека на жизнь, на охрану здоровья.

      К числу социально-экономических прав и свобод относится право на образование (ст. 43 Конституции).

      Важнейшей обязанностью гражданина, так же как и любого иного лица, проживающего в Российской Федерации, является соблюдение Конституции и законов. Эта обязанность граждан Российской Федерации зафиксирована в главе об основах ее конституционного строя (ст. 15).

      Статья 57 Конституции закрепляет, что законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

      Закрепляется  обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58 Конституции).

      В ст. 59 Конституции Российской Федерации закреплено, то защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

      Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом. Федеральный закон от 28 марта 1998г. «О воинской обязанности и военной службе» определяет условия прохождения военной службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, порядок призыва, льготы по призыву, сроки службы, условия ее прохождения и др.

      Конституция Российской Федерации закрепляет возможность замены военной службы альтернативной гражданской службой в случае, если убеждениям лица или вероисповеданию противоречит несение военной службы (ч. 3 ст. 59).

      В ныне действующей Конституции обязанности  граждан отражены весьма слабо. В ней зафиксирована лишь необходимость соблюдать Конституцию и законы, платить налоги, сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, историческому и культурному наследию, нести военную службу, защищать Отечество (ст. Г ст. 15, 44, 57-59).

      Резкое  количественное несоответствие между правами и обязанностями, зафиксированных в Конституции, обычно объясняется тем, что если первые охватывают все сферы жизнедеятельности людей, то вторые связаны в основном, лишь с поддержанием общественного порядка. Но это в принципе верно. Однако надо иметь в виду, что на практике обязанности незримо «сопровождают» все права, корреспондируя им в соответствующих правоотношениях, то есть в процессе реализации.

      Это вовсе не значит, что в том или ином нормативном акте в «паре» с каждым конкретным правом непременно должна фигурировать обязанность – чаще всего она просто подразумевается. Но наиболее важные, социально значимые обязанности полезно было бы закрепить в главном Законе страны, чтобы граждане лучше их знали и строго соблюдали.

      Распространено  мнение, что слишком большой перечень обязанностей - признак тоталитарного государства. Отчасти это так. В то же время без обязанностей не может обойтись ни одно «нормальное» общество, объем их зависит от многих причин (национальные традиции, развитость демократии, уровень политической и правовой культуры и т. д.). В конкретных обстоятельствах современной России, в целях усиления организующих начал можно было бы расширить и привести их в более гармоничное сочетание с правами.15 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

      В данной курсовой работе я рассмотрела личные права и свободы граждан, обязанности, а также механизмы их реализации.

      Надо  сказать, что государство не может  и не должно раздавать всем гражданам  правовые, материальные и духовные блага, но обязано обеспечить им возможность защищать свое право на достойную жизнь. Однако для этого надо разумно ограничить свободу других. Если государство не сделает этого, то общество будет постоянно раздираться острыми социальными противоречиями и, в конце концов, погибнет.

      Однако  следует отметить, что Россия сегодня  не является правовым государством, равно  как и в реальности права и  свободы человека не стали высшей ценностью. Формирование правового  государства и уважение прав человека - задача чрезвычайно трудная и ее решение возможно в результате многолетних усилий всего общества, связанных с преодолением как наследия прошлого (исторические традиции России не совместимы с демократией и свободой), так и просчетов, допущенных в последние годы.

      Конституционные права  и свободы граждан нередко  игнорируются и нарушаются, что не может не компрометировать идею правового  государства, подрывая веру в него.16 Граждане справедливо сетуют на проявления бюрократизма, бездушное чиновничье администрирование, всевластие местных руководителей, действующих нередко произвольно, вопреки закону. По сути дела в стране нет ещё системы эффективной защиты прав граждан от ведомственного и чиновничьего произвола. Сложившаяся ситуация в сфере прав и свобод несомненно отражает переходный характер российского общества. В первую очередь, сказывается неудовлетворительная ситуация в сфере экономики, отсутствия у государства необходимых средств. Но «списывать» слабости и недостатки в обеспечении конституционного статуса личности только на это было бы неверно. Свою негативную роль играют другие факторы: всё ещё непреодолимое неуважение к правам и свободам человека, отсутствие строгой и неотвратимой ответственности за их нарушение, незавершенность законодательства об обеспечении защиты прав и свобод человека, а также недостатки в работе государственных структур, несущих ответственность за состояние социальной сферы, отсутствие правосознания граждан. И это понятно: речь идет о высшем принципе предназначения государства - заботе о человеке. Вместе с тем крайне важно привлечь к решению проблем силы общества - негосударственный бизнес, различного рода предпринимательские и банковские союзы, науку, разнообразные общественные объединения. Необходим одновременно строгий и постоянный контроль общественности за соблюдением прав и свобод человека в стране.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Конституция Российской Федерации [Текст]: принята  всенар. голосованием 12 декабря 1993г. // Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 4.
  2. Верховный совет Российской Федерации. О декларации прав и свобод человека и гражданина. [Электронный ресурс]: постановление от 22 ноября 1991г. № 52. // КонсультантПлюс: Высшая школа. – 2011. – Вып. 15 (Весна).
  3. Баглай, М.В. Конституционное право Российской Федерации. [Текст] / М.В. Баглай/ Учебник для вузов. - М., 2008. – 457 с.
  4. Габричидзе, Б.Н. Конституционное право России. [Текст] / Б.Н. Габричидзе. Учебник для вузов. - М., 2008. - 356 с.
  5. Дмитриев, Ю.А. К вопросу об источниках конституционного права [Текст] / Ю.А. Дмитриев. // Государство и право. 2009. - № 7. - С.22.
  6. Козлова, Е.И. Конституционное право России. [Текст] / Е.И. Козлова. - М., 2008. – 568 с.
  7. Колесников, Е.В. Конституционное право. [Текст] / Е.В. Колесников. - М., 2009. – 675 с.
  8. Конституционное право России. [Текст]  / Под редакцией А.Е. Постникова. - М., 2009. – 523 с.
  9. Конституционное право России. [Текст] / Под редакцией Н.А. Михалевой. - М., 2009. 453 с.
  10. Конституционное право России. / Под ред. А.В. Малько. -М.: Норма, 2009. -436с.
  11. Кутафин, О.Е. Источники конституционного права. [Текст] / О.Е. Кутафин. - М., 2006. – 345 с.
  12. Миронов, О.О. Методы конституционного регулирования. [Текст] / О.О. Миронов. // Правоведение. 2008. - №2. - С.78.
  13. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации. [Текст] / под ред. В.В. Лазарева. - М., 2001. – 456 с.

Информация о работе Конституционые права и обязанности человека и гражданина