Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 10:52, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотреть особенности осуществлении демократии в России.
Объект исследования – правоотношения в сфере осуществления демократии в России.
Предмет исследования – формы осуществления демократии в России.
Введение………………………………………………………………………………2
1. Россия - демократическое государство ………………………………………….4
2. Формы осуществления демократии……………………………………………..10
3. Местное самоуправление как форма народовластия…………………………...21
Заключение ………………………………………………………………………….27
Список литературы………..………………………………………………………...29
Представляется, что под самостоятельностью населения в осуществлении местного самоуправления подразумевается право населения соответствующей территории решать вопросы местного значения как через прямое волеизъявление, так и через представителей.
Формами прямого волеизъявления являются муниципальные выборы, местный референдум, отзыв населением выборных лиц местного самоуправления, сход граждан (в случае, когда уставом муниципального образования предусмотрено осуществление сходом полномочий представительного органа местного самоуправления), выявление путем голосования мнения населения по вопросу изменения границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление.
Местный референдум - универсальная форма прямого волеизъявления, на него можно вынести любые вопросы местного значения, за исключением запрещенных федеральным законом.
Иные формы прямого волеизъявления являются целевыми - они предназначены для решения конкретных вопросов.
Демократия — это определенный мировоззренческий идеал, который включает в себя либеральные основные ценности, такие как индивидуальная свобода, приоритет прав человека, равенство перед законом. В таком контексте демократия представляет собой основу для социального движения за демократическое преобразование общества.
Демократия — это идеальный тип общественного устройства, или другими словами: внедрение народовластия на различные уровни общественной структуры, провозглашение неизменной ценности для общества либеральных прав и свобод личности, участия народа в политическом процессе и т. д.
Политический режим современной России может быть охарактеризован как демократический с устойчивыми авторитарно-олигархическими чертами и элементами политического корпоративизма. Авторитарность заложена в традициях российского общества. В современных условиях тоска по «сильной руке» усиливается ходом и направленностью реформ, за которые подавляющему большинству населения приходится платить слишком большую цену.
Усиление авторитарных тенденций в политическом режиме России обусловлены принятой в 1993 г. Конституцией, в которой перераспределение полномочий явно смещено в сторону исполнительной власти, и особенно президента. Реальных рычагов воздействия на реальную его политику у других ветвей власти практически нет.
Усилению авторитарных тенденций способствуют такие факторы, как: перманентный рост преступности; природные катаклизмы; - этнорегиональные конфликты; военные столкновения; нестабильность ситуации внутри правящих элит; распространение терроризма; военные действия в Чечне.
Для развития политической демократии необходима основа - гражданские и политические права человека, проявляющиеся как в личной, так и коллективной формах. Каждый человек имеет право принимать участь в принятии решений, которые касаются его жизни.
Власть в демократическом государстве должна формироваться путем свободных и нефальсифицированных выборов. Любая власть должна иметь определенный, четко ограниченный срок полномочий. Смена власти должна осуществляться мирным путем в соответствии с волей большинства, выраженной путем голосования.
В соответствии с действующими конституционными нормами концепция государственного устройства Российской Федерации базируется на трехуровневой организации публичной власти. Народ Российской Федерации осуществляет свою власть непосредственно (путем прямого волеизъявления) и через систему публичной власти, которая осуществляется в России в формах государственной власти Российской Федерации, государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления (муниципальная власть). Каждый из этих уровней публичной власти организационно обособлен, т.е. самостоятелен в пределах своей компетенции.
Право граждан на местное самоуправление не упоминается в Конституции РФ, однако это выражение неоднократно использовалось в судебных решениях, в том числе решениях Конституционного Суда РФ.
1. Конституция РФ. – М. 1993
2. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // СЗ РФ. - 2003. - N 40.- Ст. 3822.
3. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 28 августа 1995 г
4. Указ Президента РФ от 9 октября 1993 года № 1616 "О некоторых мерах по оказанию государственной поддержки местного самоуправления"
1. Абдулатипов Р.Г., Болтенкова Л.Ф., Яров Ю.Ф. Федерации в истории России. Книга 1,2.-М., 1992-1993.
2. Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М., 1993. С. 136.
3. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для юрид. вузов и факультетов. 3-е изд. М.: "Норма", 2006.
4. Бажанов В.А. Парадоксы демократии // Вестник Моск. ун-та. Сер. 18. Социология и политология. 1997. № 1.
5. Вавилов С. Федерализм государственное управление в регионе // Власть. - 1997. -№9.
5. Васильев В.И. Местное самоуправление:Учеб. и научно-практич. пос.-М., 2003.-453 с.
6. Воронин А.Г. Муниципальное хозяйствование и управление: проблемы теории и практики/Воронин А.Г.-М.: Финансы и статистика,2002.-176с
7. Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для вузов. - М.: Инфра, 2005.
8. Дополнительная:
9. Захаров О.В. Перспективы развития РФ. Межрегиональная научно-практическая конференция. // Государство и право. 1993. № 7.
10. Карапетян Л.М., Хачатурян Г.М. ..суверенитет народа в многонациональном государстве. // Государство и право. - 1990. - № 18.
11. Конституционное (государственное) право России: Учебник/ Под общей ред. В.П. Сальникова. М. 2005.
12. Лейпхарт А. Демократия в многосоставных обществах: сравнительное исследование (Пер. с англ.).— М., 1997.
13. Липсет С. Американская демократия в сравнительной перспективе // Сравнительная социология. Избранные переводы. М., 1995. С. 159.
14. Матузов Н.И., Малько А.В. Политико-правовые режимы: актуальные аспекты // Общественные науки и современность. 1997. № 1.
15. Мельвиль А.Ю. Демократический транзит в России – сущностная неопределенность процесса и его результата // Космополис. М., 1997.
16. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации. 2-е изд., доп. и перераб. / Отв. ред. В.В. Лазарев. М: Спарк, 2004.
17. Пантин И. Посткоммунистическая демократия в России: основания и особенности // Вопросы философии. 2005. № 6.
18. Панченко А. Конституционная и тоталитарная тенденции в России: противоборство продолжается // Вестник Моск. ун-та. Сер. 12. Политические науки. 1997. №4.
19. Политология в вопросах и ответах: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. Ю.Г.Волкова. М., 2001.
20. Пуляев В.Т. Россия в историческом пространстве. Теоретический очерк. Вып.2. СПб., 2004.
21. Сартори Дж. Вертикальная демократия // Полис— 1993.— №2.
22. Токвиль А де. Демократия в Америке. М., 1992. С. 214–235
23. Хрестоматия по российскому конституционному праву под ред. Е.М. Ковешникова. М., 2004.
24. Цыганков А. П. Современный политический режим.— М., 1995.
25. Чиркин В.Е. Конституционное право России. Учебник.- М., 2005.
Информация о работе Конституционные институты прямой демократии РФ